Дискриминация при поступлении в вузы по месту жительства и учебы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискриминация при поступлении в вузы по месту жительства и учебы



РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Техническое нормирование процессов и продукции

на тему:

" Стандартизация в системе образования"

 

 

Студент

ФМ, 1 курс, ДКП-1 Куренёв Е.А.

Проверила Некраха С.В.

 

 

Минск 2009


Содержание

 

1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ

2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"

3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения

4. Основные барьеры на пути развития качественного образования

5. Основные меры по реформированию сферы образования

Вывод

Нормативная база стандартизации среднего специального образования

Приложение


1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ

 

Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.

Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.

С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые вузы, так и отдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Чрезмерный уровень стандартизации ведет к выпуску унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиям конкретных заказчиков.

В Беларуси существует довольно высокий уровень стандартизации и регламентации в области высшего образования. Данная система была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобная опека вызывает раздражение, связанное с невозможностью самостоятельно формировать учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход является важным на современном этапе, когда идет реформирование образования, ведущее к возникновению новых вузов и образованию новых специальностей и специализаций. В данном случае стандартизацию в образовании можно рассматривать как простейшее средство, гарантирующее соблюдение государственных требований к качеству подготовки специалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.

В развитых странах Западной Европы и Америки не только вузы, но и их структурные подразделения, вплоть до кафедр, располагают большой степенью независимости в организации учебного процесса и самостоятельно формируют и утверждают учебные планы.

Однако столь высокая степень демократизации обусловливается влиянием ряда факторов:

традицией и историей образования в целом и вуза в частности. Современная система образования сложилась у нас в основном в 50-60-е годы, а Белорусский университет культуры, образованный на базе Минского института культуры, существует всего пять лет, тогда как ведущие вузы насчитывают несколько столетий (например, Ягеллонский университет);

конкуренцией на рынке труда и образования, которая заставляет вузы постоянно заботиться о качестве подготовки своих выпускников. Так как ряд вузов являются коммерческими и их существование напрямую зависит от реакции рынка на их продукцию, то даже вузы, финансируемые из федеральных и местных бюджетов, работая в условиях конкуренции на рынке образования, постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования, а рынок труда в нашей республике только начинает складываться. Кроме того, значительная часть вузов, в том числе и Белорусский университет культуры, являются монополистами в своей области и к реакции рынка относятся весьма прохладно; отлаженной системой аккредитации и контроля за качеством подготовки специалистов со стороны различных профессиональных организаций, обществ и ассоциаций, которые объединяют представителей организаций заказчиков. Система подобных организаций в республике только начинает складываться и единственной библиотечной профессиональной организации, ББА, пока что остается только пожелать успехов в данном направлении. Поэтому, вряд ли можно утверждать, что высшее образование в Беларуси, в том числе и библиотечное, готово к полной самостоятельности, а разумную регламентацию, скорее, надо рассматривать как благо и гарантию против волюнтаризма, чем как тормоз в развитии. Вопрос заключается в том, как рационально воспользоваться предоставленными возможностями. К наиболее регламентируемым направлениям деятельности учебных заведений относятся перечень специальностей и специализаций и содержание учебного плана. Министерством образования с 1 сентября 1994 г. введены новый Перечень специализаций для высших учебных заведений и Положение о многоуровневой системе образования, которые предусматривают возможность получения выпускниками вузов высшего, высшего специального образования и академических степеней бакалавров и магистров. Процесс открытия новых специальностей и специализаций регламентирован соответствующим положением, утвержденным Министерством образования и науки Республики Беларусь 2 апреля 1996 г. Процедура настолько длительная, а уровень требований столь высок, что браться за решение данной проблемы ФБИС пока не в состоянии. Подготовка специалистов по каждой специальности и специализации должна осуществляться на базе типового плана, который разрабатывается базовым вузом по согласованию с другими заинтересованными учебными заведениями, министерствами и ведомствами. Так как Белорусский университет культуры является единственным учебным заведением, осуществляющим подготовку библиотекарей-библиографов в Республике Беларусь, то разработанные им планы являются одновременно и типовыми.

Исходным документом для разработки учебных планов являются квалификационные характеристики специалистов по определенной специализации, которые должны составляться вузом совместно с взаимозаинтересованными министерствами и учреждениями. Учебный план должен обеспечить унификацию дисциплин, которые определяют общенаучную и общепрофессиональную подготовку, и установленные нормативы на количество учебных занятий в день, неделю, семестр, а также объем практики, экзаменов и каникул.

Нормативными документами также определены основные обязательные блоки учебных дисциплин и распределение времени между ними следующим образом:

гуманитарные и социально-экономические дисциплины - 25-35%;

общенаучные и общепрофессиональные дисциплины-35-45%;

дисциплины специального цикла - 25-30%;

дисциплины специализации - 10-15%.

На дисциплины, утверждаемые советом вуза, рекомендуется предусмотреть всего 3-4% бюджета учебного времени, а курсы по выбору предусмотрены только в первом блоке в объеме 200 часов. Это лишает вуз и преподавателей свободы маневра, а студентов права выбора и ориентации на свое непосредственное рабочее место. Таким образом, традиции, уровень образования и стандартизации в Беларуси не позволяют говорить о том уровне свободы образования, который характерен для стран Европы. Однако это не следует рассматривать как основной недостаток, препятствующий развитию образования в республике. Необходимо стремиться достигнуть уровня, заложенного в национальных стандартах, и максимально использовать предложенные возможности и свободы для повышения качества подготовки специалистов. С этой целью необходимо:

Белорусской библиотечной ассоциации и ведущим библиотекам республики совместно с Белорусским университетом культуры пересмотреть квалификационные характеристики специализаций ФБИС и привести их в соответствие с современными требованиями теории и практики;

привести содержание учебных планов в соответствие с действующими нормативами и требованиями квалификационных характеристик;

ФБИС, кафедрам иностранных языков и белорусского языка и литературы Белорусского университета культуры совместно с Могилевским библиотечным техникумом и Минским лингвистическим гуманитарным комплексом привести учебные планы соответствующих специализаций в соответствие с типовым учебным планом;

при пересмотре учебных планов добиться отведения в учебном плане до 30% учебного времени на дисциплины по выбору.

Беларусь всё больше и больше интегрируется в мировое пространство. Границы стираются, современные технологии дают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Наши специалисты становятся востребованными на иностранных рынках труда, из других стран молодые люди приезжают "грызть гранит науки" в Беларусь. Но один вопрос остаётся довольно болезненным и сегодня - вопрос качества образования, стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов. Для решения этой проблемы в системе высшего образования Беларуси планируется внедрить систему менеджмента качества (СМК), основанную на международных стандартах. " Повышение качества высшего образования - один из важнейших приоритетов в образовательной политике нашего государства, - отметил, выступая на заседании Совета ректоров вузов, первый заместитель министра образования Александр Жук. - Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам ". Качественное образование - важнейший ресурс инновационного развития. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов, готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны на международной экономической и политической арене. Именно поэтому в августе прошлого года была принята Государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы. Ведется активное обсуждение проблем качества образования и на международной арене. Например, по словам замминистра, она обсуждалась на 13-й конференции министров образования стран СНГ, которая состоялась в прошлом году в Ереване. Александр Жук рассказал на Совете ректоров вузов, что сегодня около 5 тысяч учреждений образования в мире, в т. ч. около тысячи вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованию стандарта ИСО 9001: 2000 Международной организации по стандартизации. Уже сто вузов России прошли стандартизацию. В Беларуси работы по совершенствованию вузовской СМК и внедрению международного стандарта ведут ряд университетов, в числе которых БГУ, БГТУ и т.д. " Они опираются на разные подходы, - пояснил он. - Часть вузов сертифицируют отдельные направления деятельности. Так, уже сертифицирована научная деятельность БНТУ. Другие готовятся к сертификации отдельных факультетов и т.д. Однако документально оформленных и сертифицированных СМК в вузах республики пока нет. Очевидно, что нам в сжатые сроки необходимо перейти к совершенствованию и оформлению системы менеджмента качества образования вузов, а в перспективе - ссузов, ПТУ и, возможно, учреждений общего среднего образования ". А зачем это нужно? Как уверяет господин Жук, вуз, внедривший СМК, становится более привлекательным для абитуриента. " Привлекательность получения образования в вузе заключается в том, - отметил он, - что система обучения вуза ориентирована прежде всего на потребителя услуг и на те факторы, которые получают оценку с его стороны. Это понимание потребителя, учет требований со стороны общества и государства, качество образования, его конкурентоспособность, доступность и т.д. ". Внедрение системы менеджмента качества позволяет достичь качества подготовки выпускников вуза на самом высоком международном уровне, повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета и улучшить систему управления вуза в целом, расширить рынки экспорта образовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза в регионе, отрасли, у потенциальных партнеров за рубежом и т.д. Внедрение СМК в вузах - дело сугубо добровольное. Вместе с тем Минобразования будет поддерживать те вузы, которые активно включатся в эту работу. В частности, речь идет о том, чтобы в будущем внедрившие СМК вузы проходили процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации по упрощенной схеме. Фактические работы по стандартизации системы образования в нашей республике осуществляются Национальным техническим комитетом по стандартизации №4 "Управление качеством".

2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"

 

Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством" (ТК 4) представляет собой объединение на основе добровольного участия заинтересованных организаций и физических лиц - членов ТК, выразивших согласие участвовать в работах по стандартизации в области управления качеством.

Официальной датой создания ТК 4 является 26 мая 2000г. - дата подписания приказа Госстандарта (№ 156) об утверждении ТК и присвоении ему номера 4.

Цель работы ТК 4 - обеспечение в Республике Беларусь возможности воздействия на процесс развития работ в области менеджмента качества.

Основной задачей ТК 4 является организация и осуществление квалифицированной и оперативной разработки, согласование и подготовка к утверждению ТНПА и методических документов по вопросам менеджмента качества, а также проведение работ по международной и межгосударственной стандартизации по направлению деятельности комитета.

Структура ТК 4:


 

Подкомитет "Менеджмент качества в сфере образования" (ПК 2)

Подкомитет "Менеджмент качества в сфере образования" (ПК 2) создан при Национальном техническом комитете "Управление качеством" (ТК 4) с целью:

содействия и прямого применения в учреждениях образования Республики Беларусь международных стандартов в области менеджмента качества;

создания методического обеспечения по применению международных стандартов на системы менеджмента в учреждениях образования;

участия в разработке (рассмотрении) международных стандартов в области менеджмента качества в сфере образования.

ПК 2 представляет собой объединение на добровольной основе полномочных представителей организаций, учреждений-членов, заинтересованных в его деятельности и выразивших согласие участвовать в работах по стандартизации в области менеджмента качества в сфере образования и других работах в области систем менеджмента организаций.

Организации-члены ПК 2, направившие своих специалистов для работы в подкомитете в качестве полномочных представителей, должны обеспечить условия для их систематического участия в работе подкомитета и наделять необходимыми полномочиями для самостоятельного принятия от имени организации решений по обсуждаемым в рамках подкомитета вопросам.

Основные функции ПК 2: разработка методических рекомендаций по применению ТНПА (стандартов ISO серии 9000) в учреждениях образования;

подготовка предложений по совершенствованию Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь; содействие применению в Республике Беларусь международных, межгосударственных ТНПА в области менеджмента организаций; анализ и подготовка предложений по гармонизации ТНПА Республики Беларусь, применяемыми учреждениями образования при создании систем менеджмента организаций, с международными, межгосударственными и национальными ТНПА промышленно развитых стран; оказание методической помощи по применению ТНПА в области менеджмента организаций учреждениям образования; участие по поручению Госстандарта в работе международных организаций по стандартизации в области менеджмента качества в сфере образования; подготовка предложений по позиции Республики Беларусь для голосования по проектам международных стандартов в области менеджмента качества в сфере образования; участие в организации переводов международных, региональных, национальных ТНПА в области менеджмента качества в сфере образования.

3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения

 

В Республике Беларусь в 2008/2009 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений негосударственной формы собственности.

В государственных высших учебных заведениях с учетом совместителей работают 25287 преподавателей. Обучаются у них 362920 студентов. Из них 195096 человек - на дневной форме обучения, 688 - на вечерней и 167136 - на заочной. В их число также входят 5939 зарубежных студентов.

В 2008 году в государственные вузы поступило 79131 человек. Из них на платной, договорной основе обучаются 48194 студента (60,9%). Потребность студентов в общежитии обеспечивается только на 60% от числа студентов, которые нуждаются в общежитии. В целом существует возможность обеспечения общежитиями лишь 66,4% иногородних студентов.

В частных вузах работают 1721 штатный сотрудник, в дополнение 422 преподавателя работают на условиях совместительства. Обучаются здесь 57777 студентов: 14772 - на очной форме обучения, 43005 - на заочной. Из них только 788 получают стипендию. В частных вузах обучается 449 иностранных студентов.

56,4% площади занимаемых частными вузами помещений арендовано.

2062 (88,6%) из 2327 студентов, нуждающихся в общежитии, проживают в них.

Белорусская система высшего образования давно перестала быть бесплатной. Из 420697 студентов, которые сегодня получают высшее образование, 262695 человек (62,4%) учатся за свой счет. Причем в государственных вузах обучается 79% всех платников, а в частных 21%. В такой ситуации наблюдается конфликт интересов. Министерство образования является с одной стороны законодателем, с другой стороны распорядителем и контролером всех вузов. Оно выдает лицензии, распоряжается ресурсами, навязывает учебные планы и т.д. Такой статус создает предпосылки для коррумпированности всей системы образования.

Белорусы понимают важность знаний и образования. Они готовы платить за обучение в вузах, но государство против свободы выбора на рынке образовательных услуг. Из года в год уровень белорусского образования падает. Несмотря на стремительный рост государственных расходов на образование, ни ученики, ни их родители не удовлетворены качеством образовательных услуг. По сути дела, деньги налогоплательщиков идут на ветер. Монополия в образовании, как и в любой другой сфере, ведет себя, как плохой менеджер и никудышний собственник. Белорусских университетов нет в списке 500 лучших университетов мира. Нет их и в рейтингах лучших европейских вузов.

Тенденция запаздывания в понимании сути вопроса, неоправданной осторожности и "перенимания" чужих несистемных образцов реформирования высшего образования в Беларуси стала очевидна. За период с 1991 по 2009 годы высшее образование в Беларуси так и не претерпело серьезных качественных изменений, в основном это были структурные, управленческие и формальные изменения (введение вступительного тестирования, переименование институтов в университеты и т.п.). Главное достижение, которое декларируется на уровне Министерства образования Республики Беларусь, - высшее образование стало массовым. Но хорошо это или плохо? Достижение массовости всегда идет в ущерб качеству образования - это элементарный технологический закон. Чтобы качество сохранялось на достигнутом уровне, необходимо осуществлять ряд мер: повышать уровень преподавания, изменять содержание образования, методики преподавания, заниматься перепроектированием специальностей и учебного процесса. И самое главное - необходимо изменить главный принцип образования: от советской высшей школы - к университету, как источнику научной и развивающейся мысли.

Беларусь не может сейчас вступить в Болонский процесс только потому, что чиновники органически не приемлют перестройку университетской технологии по принципам демократизации и гуманитаризации. Из Болонской системы перенимается только то, что позволяет удачно вписывать в старую советскую авторитарную систему образования. Рейтинговые и кредитные системы очень успешно позволяют осуществлять т. н. контроль над преподавателями и студентами, самостоятельная работа позволяет регулировать нагрузку преподавателей, новые образовательные технологии успешно подаются как достижения в информатизации и методиках преподавания, запускаются процессы жесткой нормировки и стандартизации учебных планов и программ.

Белорусское образование до сих пор спокойно переносит назначение, а не выборность ректоров вузов. Белорусские университеты до сих пор не нуждаются в академических свободах и ждут указаний сверху. Белорусские профессора и преподаватели продолжают "делить часы", писать и переписывать учебные планы и "подчищать" программы, транслировать готовые знания и никак не могут понять суть современного содержания образования и современных технологий образования. Белорусские менеджеры и управленцы до сих пор не различают рыночные схемы от нерыночных, с легкостью перекраивают 11-летнюю школу в 12-летнюю и наоборот, национализируют частные университеты и закрывают неугодные учебные заведения. Белорусские парламентарии демонстрируют поразительные методологические познания, механически смешивая несовместимое. Белорусские академики продолжают утверждать, что советская школа - самая лучшая в мире. Третий сектор остается территорией споров и выяснения отношений.

Сегодня университетское образование - это не просто учебный процесс, это образовательная услуга высокого качества, имеющая содержательный, квалификационный и культурный стандарт. В современной образовательной технологии радикальным образом сменяется тип отношений между преподавателем и студентом, между университетом как социальной организацией и студентами. Это уже не просто отношения трансляции новых знаний от преподавателя к студенту, а отношения сложного сотрудничества и содержательной коммуникации с привлечением современных компьютерных и гуманитарных технологий.


4. Основные барьеры на пути развития качественного образования

1. Отсутствие возможности для развития частного образования

В Беларуси созданы крайне неблагоприятные условия для развития частного начального, среднего и высшего образования. Государство блокирует конкуренцию со стороны частных организаций. Навязывание формата, программ и методик обучения частным школам блокирует инновационность, творчество и разнообразие в системе образования. Родители платят дважды. Один раз - в виде налогов на государственную систему образования, другой раз - за частную школу. Поставленное в неравные условия частное образование не может конкурировать по цене. Только создание условий равной конкуренции сможет создать здоровую систему стимулов для развития полноценного рынка образовательных услуг и для повышения его качества.

Чрезмерная централизация

Без Министерства образования и его разветвленной региональной сети невозможно принять ни одно важное решение. Централизованно устанавливаются программы обучения, количество часов, отводимые на тот или иной предмет. Централизованно определяется, какие предметы и в каких классах будут изучаться, а также какие учебники будут использоваться. Зарплаты учителям также устанавливаются централизованно. Такая система блокирует стимулы к творчеству, инновационности и тестированию новых методик.

3. Уравниловка в системе образования

Желание причесать всех под одну гребенку достигло своего апогея в последней реформе системы образования. Многие изменения вызвали недоумение даже у некоторых чиновников. Такие меры, как запрет на создание профильных классов, введение жестких ограничений на появление новых гимназий, запрет на обучение иностранных языков в течение первых двух лет обучения, а также ограничение двумя часами в неделю уроков иностранных языков абсурдны и опасны для будущего Беларуси. Ошибка сегодня обернется потерей качества человеческого капитала на многие годы вперед. Когда знание иностранных языков становятся базовым требованием на региональном рынке труда, в том числе внутри страны, такая реформа резко сокращает потенциал белорусской молодежи. Сегодня без знаний иностранных языков молодежь лишается возможности получать доступ к огромному объему информации, доступной в Интернет, открытых электронных библиотеках и базах данных.

Вывод

 

Реализация данных основных мер позволит создать эффективную, качественную и конкурентоспособную систему образования XXI века. Она основана на свободе выбора, активном участии учеников, студентов и их родителей в определении административных, финансовых, правовых, кадровых, содержательных параметров системы образования.

Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодежью, которую они сами воспитывают. У студентов много проблем, требующих решения. Одолеть их сразу сложно. Но главное - это то, что сегодня нам необходимо добиться эффекта двусторонней связи, при которой и студенты, и администрации вузов смогут оказаться в выигрыше. Любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно создать еще большие проблемы для настоящего и будущего общества.


Нормативная база стандартизации среднего специального образования

 

1. Закон Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" от 29 октября 1991 г. № 1202-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г. № 33, ст.598). В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

2. РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.09.2002 г. № 36, дата введения 01.10 2002 г.

3. РД РБ 02100.0.001-2000 Изменение № 1 Руководящего документа Республики Беларусь. Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные положения. (Макет образовательного стандарта по специальности среднего специального образования).

4. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Естественно-математические и технологические дисциплины. Физическая культура, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698

5. РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика

6. РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика

7. РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика

8. РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия

9. РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование. География

10. РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология

11. РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая культура

12. РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия

13. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Социально-гуманитарные дисциплины, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698

14. РД РБ 02100.2.009-98 Общее среднее образование. Белорусский язык.

15. РД РБ 02100.2.010-98 Общее среднее образование. Белорусская литература

16. РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык

17. РД РБ 02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература

18. РД РБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки

19. РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История

20. РД РБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество

21. Руководящий документ Республики Беларусь (образовательные стандарты) Общее среднее образование. Основные нормативы и требования. Начальная школа, утвержден и введен в действие приказом Министра образования от 30.12.1998 г. № 698.

22. Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500.

23. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации, утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 г. № 3.

24. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-97 "Профессии рабочих и должности служащих", утвержденный и введенный в действие 30 декабря 1996 г. приказом Белстандарта № 234.

25. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-97 "Занятия", утвержденный и введенный в действие 19 июня 1997 г. Постановлением Госстандарта № 6.

26. СТБ 22.01-96. Система стандартов в сфере образования. Основные положения, введен в действие 28.06.1996 г. приказом Белстандарта, № 116.

27. СНБ 1.01.01. -97. Система технического нормирования и стандартизации в строительстве. Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основные положения.

28. СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

29. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь на 1 октября 2002 года утверждены и введены в действие 56 выпусков.

30. Квалификационный справочник должностей служащих. Постановлением Министерства труда Республики Беларусь с 1998-2002 гг. утверждены и введены в действие 29 выпусков.


Приложение

 

Условия оплаты

Прием в вузы

Общее количество студентов в вузах

Выпуск вузов

2007 2008 2007 2008 2007 2008
За счет бюджетных средств (в госвузах): 30677 30937 150951 148726 148726 28292
дневная форма обучения 23067 23380 111761 110568 21749 20920
вечерняя форма обучения 0 0 317 160 174 149
заочная форма обучения 7610 7557 38873 37998 7018 7223
За счет собственных средств студентов: 63206 59021 252878 262695 35650 38281
государственные вузы 48912 47139 197048 207577 24812 28091
частные вузы 14294 11882 55830 55118 10838 10190
За счет средств предприятий и организаций: 1563 1527 9829 9276 2270 2249
государственные вузы 1026 1055 6989 6617 1355 1345
частные вузы 537 472 2840 2659 915 904
Всего: 95446 91485 413658 420697 66861 68822
государственные вузы 80615 79131 354988 362920 55108 57728
частные вузы 14831 12354 58670 57777 11753 11094

 

Источник: Министерство образования Республики Беларусь, 2009.

 

Годы

Выпуск специалистов

Подготовка квалифицированных рабочих учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования

Учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования Учреждениями, обеспечивающими получение среднего специального образования
1990 28,6 42,2 79,1
1995 32,5 37,0 59,2
2000 38,7 43,8 54,7
2005 53,6 49,3 54,0
2006 61,4 44,3 50,0
2007 66,9 43,1 48,7

 

Источник: Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Минск, 2008

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Техническое нормирование процессов и продукции

на тему:

" Стандартизация в системе образования"

 

 

Студент

ФМ, 1 курс, ДКП-1 Куренёв Е.А.

Проверила Некраха С.В.

 

 

Минск 2009


Содержание

 

1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ

2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"

3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения

4. Основные барьеры на пути развития качественного образования

5. Основные меры по реформированию сферы образования

Вывод

Нормативная база стандартизации среднего специального образования

Приложение


1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ

 

Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.

Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.

С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые вузы, так и отдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Чрезмерный уровень стандартизации ведет к выпуску унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиям конкретных заказчиков.

В Беларуси существует довольно высокий уровень стандартизации и регламентации в области высшего образования. Данная система была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобная опека вызывает раздражение, связанное с невозможностью самостоятельно формировать учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход является важным на современном этапе, когда идет реформирование образования, ведущее к возникновению новых вузов и образованию новых специальностей и специализаций. В данном случае стандартизацию в образовании можно рассматривать как простейшее средство, гарантирующее соблюдение государственных требований к качеству подготовки специалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.

В развитых странах Западной Европы и Америки не только вузы, но и их структурные подразделения, вплоть до кафедр, располагают большой степенью независимости в организации учебного процесса и самостоятельно формируют и утверждают учебные планы.

Однако столь высокая степень демократизации обусловливается влиянием ряда факторов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.109 с.)