Отсутствие реального студенческого самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие реального студенческого самоуправления



Процессы, происходящие в студенческом самоуправлении, производны от общей ситуации в образовании. Сегодня в белорусских вузах в организационном плане нет структуры, реально поддерживающей связь администрации со студенчеством. Настоящее студенческое самоуправление в Беларуси скорее мертво, чем живо. Нет оснований считать студентов полноценными партнерами учебного и воспитательного процесса. Вузы превратились в институты по насаждению определенной идеологии. Студенты беззащитны перед решениями администрации вузов и преподавателей. Их используют для массовки на разного рода государственных праздниках и мероприятиях. Программы обучения не соответствуют требованиями рынка труда. Научная работа ведется формально, ради галочки.

Одна из обязанностей студенческих организаций поддерживать студенческие инициативы, но на практике, к сожалению, мы видим, что большинство инициатив не рождаются в студенческой среде, а в нее привносятся. Студенческое самоуправление, созданное по указанию сверху, приводит к имитации реальной работы, созданию "карманных студенческих советов", тем самым, порождает в молодых людях неверие в общественные организации, пассивность и апатичность.

Студенты настолько закрепощены, что по поводу любой инициативы должны обращаться за разрешением к администрации вуза, а для того, чтобы принять участие в международной конференции за рубежом или пройти стажировку в зарубежном вузе, требуется разрешение самого министра образования. У студентов не спросили, какая система образование нам нужна, европейская или советская.

Место настоящего студенческого самоуправления занимают структуры, финансируемые и поддерживаемые администрацией вузов и государством. Это не студенческое самоуправление. Это пример административного, идеологического управления студенческой молодежью. Это способ подавления инициативы снизу, попытка загнать творческих, динамичных, неординарных людей в узкие рамки политической корректности.

Попытки создать идиллическую картинку гармонии студентов и преподавателей явно не получаются. Сам факт наличия целой системы принуждения к членству в отдельных молодежных организациях является доказательством серьезных проблем в вузах, связанных с острым дефицитом реального студенческого самоуправления.

Гражданский активизм приветствуется только для поддержания официальных праздников и обязательных субботников. Блокируются программы студенческих обменов. Студенты практически лишены возможности полноценно участвовать в европейских студенческих учебных, научных и общественных программах.

Студентам недоступны работающие механизмы и процедуры оспаривания оценок, качества преподавания, программ разных курсов и их содержания. Существенно ограничены возможности факультативного обучения.

Студенты лишены возможности участвовать в обсуждении и принятии бюджетов вузов. Мнение молодежи не учитывается при распределении расходной части бюджета вуза. Поэтому студенты наблюдают острую нехватку студенческих общежитий и чрезвычайно слабую материально-техническую базу.

Стремительно расширяется практика платного обучения. Государственные вузы гонятся за количеством студентов, а не качеством образования. Существующая в рамках образовательной государственной монополии платная система пересдачи зачетов и экзаменов стала еще одной распространенной формой злоупотреблений в вузах. Опять же студенты не имеют возможности через свои структуры самоуправления защищать свои интересы. Если человек покупает некачественный товар в магазине, он может через общество защиты прав потребителей защитить свои интересы. Студенты же лишены даже такой базовой формы защиты. Все проблемы, связанные с организацией процесса обучения, решались бы гораздо более эффективно, если бы в Беларуси были развиты структуры студенческого самоуправления.

Система воспитания молодежи в вузах находится в критическом состоянии. Каждая политическая кампания в стране сопровождается резким увеличением давления на студентов со стороны администрации вуза. Молодежь делает вид, что подчиняется, но двойные стандарты делают ее циничной, оппортунистической и безынициативной. Моральный кризис, зажатая атмосфера вузов, дефицит свободы мысли, слова и творчества - все это является не меньшими недостатками системы образования, чем непрофессиональные преподаватели и некомпетентные администраторы.

Таким образом, белорусская система образования характеризуется целым рядом серьезных структурных, содержательных, административных и правовых проблем. Многочисленные попытки ее реформирования закончились неудачей. Нет оснований верить в потенциал Правительства создать в Беларуси конкурентную систему образования.

Потенциал для положительных изменений в данной сфере огромен. Реформа системы образования должна быть основана не на бюрократических изощрениях, не на манипуляциях с продолжительностью обучения, а на изменении самого подхода к организации образования в стране. Краеугольным камнем предлагаемой реформы должен быть переход от монополии и бюрократического произвола к свободе выбора и контроля за образованием теми, кто и должен иметь решающий голос в образовании - к самим ученикам и их родителям. Как показывает международный опыт, именно такие изменения приводят к созданию наиболее эффективных систем образования в самых разных странах и регионах, с самым разным уровнем финансирования образования и экономического развития.

5. Основные меры по реформированию сферы образования

1. Введение образовательных ваучеров

Суть данного нововведения заключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переход на ваучеры предполагает, что родители всех детей школьного возраста получают ваучер на одну равную для всех сумму. Этот ваучер можно использовать в любом образовательном учреждении независимо от формы собственности. На полученные от родителей ваучеры школы получают средства из бюджета.

Таким образом, при сохранении государственного финансирования образования открывается широкое поле для конкуренции между образовательными учреждениями. Ликвидируется государственная монополия и дискриминационные практики министерства образования. В новой системе родители, а не чиновники "заказывают музыку", т. е оценивают качество производителей услуг. Школы должны бороться за потребителей, т. е родителей, которые самостоятельно делают выбор. Именно они, а не покровительство чиновников, имеют решающее влияние на то, какие школы будут развиваться, а какие уходить из рынка образовательных услуг.

Подобная система уже около 100 лет функционирует в Нидерландах. Эта страна традиционно входит в число мировых лидеров по уровню показанных ее учениками знаний по международным тестам. Переход к образовательным ваучерам осуществился также в Чили, во многих штатах Америки и регионах Европы. Везде отмечается повышение качества образования, как в частных, так и в государственных школах.

2. Свобода школ и университетов в выборе программ обучения, используемых учебников, учебных методик, а также режима посещения занятий

Данные международных тестов свидетельствуют, что отсутствие централизованного контроля в этих сферах приводит к повышению качества демонстрируемых знаний на 4 - 7% [1]. Обеспечение свободы выбора позволит избежать навязывания определенных идеологий, политических либо религиозных убеждений. Свобода выбора позволит обеспечить диверсификацию системы образования, повысит ее адаптативность и гибкость в плане интеграции инноваций и новых знаний. Учебные заведения вправе приглашать на работу или чтение лекций (курсов) белорусских и иностранных специалистов по своему усмотрению. Необходимо законодательно утвердить право университетов определять режим посещения занятий студентами, режим совмещения учебы и работы, внедрение практики сдачи дисциплин экстерном. Это позволило бы молодым людям более эффективно совмещать учебу и работу, самостоятельно распределяя между ними свое время.

3. Большее влияние родителей на процесс образования

Родители должны входить в советы школ, иметь возможность определять содержание образовательного процесса, участвовать в решении конфликтных ситуаций между учителями и учениками, а также в администрировании денежных и материальных ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.005 с.)