Проблема организации работы с леворукими детьми в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема организации работы с леворукими детьми в начальной школе



ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Наверное, нет ни одного класса, в котором не было бы хотя бы одного леворукого ребенка. Психологи и педагоги отмечают, что с каждым годом леворуких (правополушарных) детей рождается все больше и больше. Если 20 лет назад в классе были один-два таких ученика, то сегодня картина совсем другая. Те учителя, у которых хоть раз в классе был леворукий ученик, знают, что проблема левшества остается одной из наиболее серьезных в педагогике. Поэтому проблемы, связанные с обучением таких детей, интересуют многих учителей и родителей.

На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Итак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в практике современной начальной школы все чаще встречаются леворукие дети, работа с которыми до недавнего времени была направлена на переучивание, подгоняя их под общий стандарт, но сейчас психологи и педагоги более подробно изучили природу леворукости и пришли к выводу, что переучивание может неблагоприятно сказываться на психике ребенка. Переучивали учителя, не менее активны, бывали, к сожалению, и родители. Последние это делали просто потому, что все пишут правой; или боялись, как бы над левшой не стали смеяться, или считали - в дальнейшем "левизна" помешает приобретению профессии; а то и потому, что сами - переученные левши.

Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Вследствие этого появилась потребность в разработке методов работы с леворукими детьми.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Левшество продолжает, к сожалению, оставаться малоизученным явлением. А поскольку объяснением его существования служит отличное от правшей распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, то и основные успехи в области изучения этого феномена достигнуты нейропсихологами. К сожалению, результаты этих исследований практически не касаются педагогики, а если в появившихся по этому вопросу публикациях и встречаются рекомендации учителям, то они касаются в основном достаточно узких проблем, таких, как положение руки при письме или обучение точному (а не зеркальному) копированию образца, что на определенном этапе, безусловно, является очень важным, но недостаточным для решения множества мелких и крупных проблем, ежесекундно возникающих у этой категории детей, по крайней мере на первом-втором годах обучения.

Объектом исследования является процесс работы учителя младших классов с леворукими детьми.

Предмет исследования - комплекс форм и методов организации работы с леворукими детьми.

Исходя из объекта и предмета работы следует определить цель исследования, которая заключается в изучении специфики организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе.

Цель исследования предопределяет задачи работы:

рассмотреть физиологические аспекты леворукости;

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

изучить особенности организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе;

рассмотреть методику обучения леворуких детей письму и чтению;

сделать обобщающие выводы о результатах исследования.

Работа состоит из двух структурных частей. В первой главе рассматриваются вопросы организации работы с леворукими детьми. Во второй части исследования рассматривается методика преподавания письма, чтения, математики в начальной школе. Структура работы соответствует логике проводимого исследования.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Исследователи выделяют основные причины негативного отношения к леворукости:

Исторически сложившиеся традиции отрицательного отношения к леворукости.

Незнание педагогами и родителями причин леворукости.

Не разработанность научных основ методической работы с леворуким ребенком.

Следует признать, что леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Ведь если у леворукого ребенка нет никаких нарушений в состоянии здоровья, речевом и психическом развитии, то можно говорить, что у него практически нет никаких особенностей, отличающих леворукого ребенка от праворукого. Еще одна, скрытая причина стремления к переучиванию - борьба за гармонию, которая поддерживается специалистами физического воспитания. Предполагается, что результатом этой борьбы будет ликвидация асимметрии рук и их одинаковая ловкость. И несмотря на то, что уже лет двадцать доказана порочность такой борьбы, нередко мы сталкиваемся и с учителями, и с родителями, считающими такое переучивание необходимым.

Часто можно слышать, что леворукие дети более возбудимы, эмоциональны, неловки. Поэтому леворукость - индивидуальный вариант нормы.

Левшество продолжает, к сожалению, оставаться малоизученным явлением. А поскольку объяснением его существования служит отличное от правшей распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, то и основные успехи в области изучения этого феномена достигнуты нейропсихологами. К сожалению, результаты этих исследований практически не касаются педагогики, а если в появившихся по этому вопросу публикациях и встречаются рекомендации учителям, то они касаются в основном достаточно узких проблем, таких, как положение руки при письме или обучение точному (а не зеркальному) копированию образца, что на определенном этапе, безусловно, является очень важным, но недостаточным для решения множества мелких и крупных проблем, ежесекундно возникающих у этой категории детей, по крайней мере на первом-втором годах обучения. Объединяются же эти трудности в единую - школьная дезадоптация.

Среди ребят, занимающихся со школьными логопедами и дефектологами, процент левшей или школьников со скрытым левшеством превышает среднестатистическую норму. Среди учащихся ПТУ, вынужденных отказаться от дальнейшего обучения в школе, их также больше, чем среди учеников старших классов. Вывод напрашивается сам - мы не умеем учить левшей, особенно принадлежащих к группе риска. У левшей наблюдаются диспропорции формирования речи, чтения, пространственных представлений и эмоций. Это может выражаться как в опережении, так и в отставании от общепризнанных норм, что одинаково важно, потому что ребенок страдает в любом случае: при опережении ему становится скучно на уроке, при отставании возникают пробелы в знаниях. А поскольку аффективно-волевая сфера маленьких левшей отличается недостаточностью, то последствия неудач носят достаточно плачевный характер.

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.

Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если раньше левшей в школе старались переучивать, «подгонять» их под праворукий класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.

Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму, чтению, математике. Однако с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. Учебн. для вузов по спец. «Биология», «Психология», «Философия». - М.: Высш. шк., 1991. - 256 с.

2. Блум Ф., Лейзерсон А., Ховстедтер. Мозг, разум и поведение. Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 248 с.

.   Бондаренко С. М., Ротенберг В. С Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

.   Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.

.   Гальперин С. И. Физиология человека и животных. - М.: Высш. шк., 1977. - 653 с.

.   Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.

.   Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. - М.: Инфра - М, 2001. - 427 с.

.   Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 560 с.

.   Гржимек Б. Животные рядом с нами. - М.: Прогресс, 1984. - 256 с.

.   Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Педагогика, 1998. - 319 с.

.   Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Загадки левшей. Атеистические чтения. Вып. 20. - М.: Политиздат, 1991. - 176 с.

.   Егорова В. П. Психология индивидуальных различий. - М.: Академия, 1999. - 217 с.

.   Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. - Прага: Артия, 1982. - 560 с.

.   Ермаков П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. - Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1988. - 127 с.

.   Жариков Е.С., Крушельницкий Е. Л. Для тебя и о тебе. Кн. для учащихся'. - М., Просвещение, 1991. - 323 с.

.   Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М.: МИК, 2000. - 314 с.

.   Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970. - 224 с.

.   Князева М. Г., Безруких М. М. Методи ка определения леворукости у младших школьников. Начальная школа 1987. № 6. С. 17-19.

.   Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М., 1973. - 160 с.

.   Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие / Г. Ф. Кумарина. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

.   Кочерга А. Е. Психологические особенности деятельности мозга ребенка // Начальная школа. - 2005. - С. 10 - 15.

.   Кэпрару Э. Мать и дитя. - Бухарест: Медицинское изд-во, 1980. - 614 с.

.   Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983. - 136 с.

.   Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебное пособие. - Ростов - на - Дону: «Феникс», 2004. - 224 с.

.   Лурия А.Р. и современная психология, (сб. статей). Под ред. Хомской Е. Д., Цветковой Л. С, Зейгарник Б. В.. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 256 с.

.   Манова-Томова В., Пирьов Г., Пенушлие-ва Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. - София: Медицина и физкультура, 1981. - 190 с.

.   Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

.   Педагогика, 1983. - 160 с.

.   Потапова Е. Н. Радость познания. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

.   Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

.   Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие. - М.: Генезис, 2004. - 250 с.

.   Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

.   Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд. МГУ, 1985.- 190 с.

.   Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений к окружающим. Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 4992. - 511 с.

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Наверное, нет ни одного класса, в котором не было бы хотя бы одного леворукого ребенка. Психологи и педагоги отмечают, что с каждым годом леворуких (правополушарных) детей рождается все больше и больше. Если 20 лет назад в классе были один-два таких ученика, то сегодня картина совсем другая. Те учителя, у которых хоть раз в классе был леворукий ученик, знают, что проблема левшества остается одной из наиболее серьезных в педагогике. Поэтому проблемы, связанные с обучением таких детей, интересуют многих учителей и родителей.

На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Итак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в практике современной начальной школы все чаще встречаются леворукие дети, работа с которыми до недавнего времени была направлена на переучивание, подгоняя их под общий стандарт, но сейчас психологи и педагоги более подробно изучили природу леворукости и пришли к выводу, что переучивание может неблагоприятно сказываться на психике ребенка. Переучивали учителя, не менее активны, бывали, к сожалению, и родители. Последние это делали просто потому, что все пишут правой; или боялись, как бы над левшой не стали смеяться, или считали - в дальнейшем "левизна" помешает приобретению профессии; а то и потому, что сами - переученные левши.

Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Вследствие этого появилась потребность в разработке методов работы с леворукими детьми.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Левшество продолжает, к сожалению, оставаться малоизученным явлением. А поскольку объяснением его существования служит отличное от правшей распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, то и основные успехи в области изучения этого феномена достигнуты нейропсихологами. К сожалению, результаты этих исследований практически не касаются педагогики, а если в появившихся по этому вопросу публикациях и встречаются рекомендации учителям, то они касаются в основном достаточно узких проблем, таких, как положение руки при письме или обучение точному (а не зеркальному) копированию образца, что на определенном этапе, безусловно, является очень важным, но недостаточным для решения множества мелких и крупных проблем, ежесекундно возникающих у этой категории детей, по крайней мере на первом-втором годах обучения.

Объектом исследования является процесс работы учителя младших классов с леворукими детьми.

Предмет исследования - комплекс форм и методов организации работы с леворукими детьми.

Исходя из объекта и предмета работы следует определить цель исследования, которая заключается в изучении специфики организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе.

Цель исследования предопределяет задачи работы:

рассмотреть физиологические аспекты леворукости;

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

изучить особенности организации процесса обучения леворуких детей в начальной школе;

рассмотреть методику обучения леворуких детей письму и чтению;

сделать обобщающие выводы о результатах исследования.

Работа состоит из двух структурных частей. В первой главе рассматриваются вопросы организации работы с леворукими детьми. Во второй части исследования рассматривается методика преподавания письма, чтения, математики в начальной школе. Структура работы соответствует логике проводимого исследования.


 

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.032 с.)