ТОП 10:

Постановка целей и задач (1 мин)



Куратор: Уже много лет люди пытаются решить проблему загрязнения планеты и нехватки природных ресурсов. Пока ни одна попытка не увенчалась успехом, напротив, иногда кажется, что проблема еще больше усугубляется. Люди пытаются бороться с последствиями загрязнения, вместо того, чтобы устранить причину.

Сегодня я  предлагаю вам совершить путешествие во времени - заглянуть в будущее, а также увидеть в себе новаторов, способных проложить дорогу в чистое будущее, смоделировать возможное развитие событий.

Цель нашего занятия - найти способы спасения нашей планеты от загрязнения (мусора) и реализовать их в ближайшем будущем.

2.3 Объяснение на примерах центрального понятия занятия – эффекта синергии (2 мин)

Куратор:  Самое лучшее решение находится, когда свой вклад вносит большое количествоумов и сердец. Итак, кто же может участвовать в создании и устранении глобальных проблем?

Студенты отвечают

Куратор: Есть государство, которое регулирует жизнь общества с помощью законов. Естьпредприниматели, которые производят товары и оказывают услуги, чтобы обеспечить людей всем необходимым. Есть учёные, которые вносят вклад в технический прогресс и развитие цивилизации. Есть простые люди, которые живут, пользуются благами цивилизации и создают спрос на те или иные товары и услуги.

Интересы всех этих сторон часто различны, но у всех есть общий интерес –сохранить своё здоровье и благополучие, а значит и жизнь человечества на планете. Проблема отходов представляет серьёзную угрозу этому интересу. И пока все участники пытаются решить проблему с какой-то одной стороны, преследуя только собственную выгоду, то это выглядит примерно так. (Слайд)

Куратор: Узнаёте этот сюжет? Помните, какой результат был получен?

Студенты: Да. «А воз и ныне там».

Куратор: В 21 веке для решения не только этой, но и другихглобальных проблем, то есть проблем, с которыми сталкиваются люди во всех уголках планеты, нужны одновременные и однонаправленные усилия самых разных участников. Чем больше разнообразие, тем больше эффективность. Вопрос только в том, чтобы научиться сотрудничать и поддерживать инициативы друг друга, проявить готовность к взаимодействию и обмену информацией. Тогда достигается так называемый эффект синергии. Синергия – это усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов. Это такая волшебная математика, в которой 2+2=5, а 2+2+2 уже 15.

То есть, каждый участник вносит свой, пусть и небольшой, вклад, и задачаначинает быстро и эффективно решаться.

2.4. Иерархия обращения с отходами (теоретический материал)-5 мин

Куратор: Чем больше инструментов и материалов осваивал человек, чем большеизобретал вещей и технологий, тем разнообразнее становились отходы, их количество росло и продолжает расти. То есть теперь мы думаем не о том, куда девать горы отходов, а о том, как сделать так, чтобы мусора было как можно меньше. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Большинство развитых стран включили в свое законодательство иерархиюобращения с отходами, то есть последовательность способов обращения с отходами от наиболее к наименее предпочтительному. Давайте рассмотрим, как она выглядит в российском законодательстве.

Давайте немного освоимся в этой иерархии и для разминки разберем несколько исторических действий в области борьбы с отходами по этим критериям. Я буду рассказывать короткие истории, а вам нужно будет определить, каким уровням пирамиды отвечало решение правителя, а каким нет.

Слайд 1. Первые урны для сбора мусора 1884 году в Париже

Слайд 2. Оригинальный способ сбора мусора в 1762 году в Петербурге после завершено строительствоЗимнего дворца

Слайд 3. Раздельный сбор мусора на Чемпионате мира по футболу FIFA 2018™.

III . Подготовительное задание к ролевой игре и р олевая игра -30 мин

3.1. Подготовительное задание к ролевой игре

Куратор: До 21 века все попытки решения проблемы мусора сводились к тому, чтобы вполе зрения людей было чисто. Но сегодня этого совсем не достаточно. Нам нужно серьёзно поработать над этим вопросом и найти способы предотвратить и снизить количество образующихся отходов. Ну что ж, пора включить коллективный разум и браться за дело. Сейчас нам нужно разделиться на 4 группы.

Студенты делятся на 4 группы с примерно равным количеством участников. Учитель назначает или разыгрывает роли для каждой группы.

Микрогруппы в ходе игры создают сценарии развития отношений человека с отходами в будущем, моделируя карту событий с 2018 по 2050 годы из своей роли, стремясь достичь эффекта синергии с другими ролями.

Желательно развернуть парты так, чтобы они сформировали один «круглый стол» для каждой группы, за которым учащимся будет удобно взаимодействовать друг с другом. Учащиеся должны хорошо видеть раздаточные материалы и легко до них дотягиваться.

Куратор: Здесь будет работать группа государственных деятелей. Здесь – учёные. Тутбизнесмены, а тут общественные активисты.

Куратор демонстрирует Слайд 8 презентации и предлагает выполнить задание, которое поможет участникам войти в роли и подготовиться к дальнейшей игре. На выполнение задания отводится около 10 минут

Куратор: Прежде чем приступить к планированию будущего, вам нужносориентироваться в том, какие идеи уже рождаются и требуют поддержки каждой группы. У меня есть 8 проектов, направленных на решение проблемы отходов. Сейчас каждой группе нужно будет выбрать 2 из 8 проектов, которые вы захотите поддержать. Сейчас каждый рабочий стол получит по две карточки с описаниями проектов. У вас будет около минуты на то, чтобы изучить материалы проекта и сделать для себя пометки. После этого все группы по кругу поменяются карточками и приступят к изучению следующей пары проектов. И так далее, пока у вас на рассмотрении не окажутся все 8 проектов. Так что делайте для себя пометки, и через несколько минут вам нужно будет определить двоих победителей.

Студенты выполняют задание. Куратор модерирует выполнение задания и обсуждение, фиксирует на доске названные проекты и подводит итоги.

Ролевая игра

Куратор: Мы немного изучили то, что было в прошлом, и познакомились с тем, что есть внастоящем. Пришло время заглянуть в будущее. Каждая группа сейчас получит карточки с идеями того, что политики, бизнесмены, учёные и неравнодушные люди могут сделать для будущего без отходов. Кроме того, у вас будут пустые карточки, на которые вы сможете записать свои предложения и идеи. С помощью этих идей вам нужно будет создать карту движения от настоящего в будущее, из 2018 в 2050 год, от перевёрнутого треугольника иерархии к правильному.

Куратор демонстрирует Слайд «Иерархия обращения с отходами» презентации, объясняет правила и проводит игру. На игру отводится 15-20 минут.

Рядом с учителем (на передней парте) нужно расположить игровое поле, на которое участники будут выкладывать карточки.

Цель игры: составление карты действий, чтобы привести нашу страну в чистое будущее и одержать победу над мусором. Задача каждой группы игроков – применить как можно больше решений из верхних областей иерархии обращения с отходами и добиться эффекта синергии, то есть сделать так, чтобы в каждом круге игры выбранные решения разных групп поддерживали и усиливали друг друга, были однонаправленными. Тогда группам удастся заработать максимум общих очков – закрашенных секторов круга, которые символизируют победу над мусорной проблемой.

Ход игры: Каждый из 4-х кругов игры соответствует определённому временному периоду, в котором выбранные действия воплощаются в реальность. 1-й круг – период от настоящего момента до 2020 года. 2-ой круг – 2020 – 2030 год. 3-ий круг – 2030 – 2040 год. 4-ый круг – 2040 – 2050 год. В отведённое на круг время участники советуются внутри групп и выбирают решение, которое считают наиболее эффективным для решения проблемы отходов. Игроки могут выбирать готовое решение из предложенных на карточках, или придумать своё и создать новую карточку. Выбранные карточки представители групп выкладывают на игровое поле и озвучивают для всех участников. Кроме того, на доске в треугольнике иерархии они отмечают место своего решения. В итоге игровое поле превратится в долгосрочный план действий, направленных на решение мусорной проблемы. Успешность этого плана определит круг для подсчёта очков. Чем больше на нём будет закрашенных секторов, тем больше участники приблизились к окончательной победе над мусором.

В первом круге игры участникам даётся 2-3 минуты на то, чтобы познакомиться с карточками. Затем группе «Государственные деятели» предлагается выбрать из предложенных карточек одну с действиями, которые они бы предприняли в первую очередь (к 2020 году).

 Во втором круге игры тон задают «Бизнесмены». Именно эта группа теперь выбирает решение, а все остальные ищут способы его поддержать. Решения будут внедрены в период с 2020 по 2030 годы. Все остальные шаги повторяют описанные выше.

В третьем круге (2030 - 2040) начинают «Учёные», а в четвёртом (2040 - 2050) – «Активисты». Именно такая последовательность не принципиальна для хода игры. Группы могут сами определить, от чьего решения отталкиваться. Может быть, участникам покажется, что одна группа должна всё время начинать. Это остаётся на усмотрение игроков.

После завершения четвёртого круга куратор подводит итоги игры и объявляет результат – насколько игрокам удалось победить мусорную проблему в соответствии с количеством закрашенных областей на круге подсчёта результатов.

В ходе игры куратор обращает внимание на то, что задания не носят соревновательного характера. В деле решения глобальных проблем очень важно умение сотрудничать и ощущать ценность своего вклада в общее дело, а не конкуренция.

IV . Рефлексия

Куратор: довольны ли вы результатами? Какие из применённых в процессе игры стратегий были удачными? Что вы хотели бы изменить, чтобы добиться лучшего результата?

Студенты отвечают







Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.004 с.)