Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых людей



 

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании. Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».[55] «Социальная помощь – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению».[56] Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах»[57].

Социальная защита реализуется через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска; через поддержку, представляющую собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности; и через представительство, т.е. защиту интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи. Социальная защита стратегического уровня – это направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Особенностью ее на современном этапе является перенос центра тяжести непосредственно на места (адресность, «участковый принцип»[58]). Это могут быть как учреждения социальной защиты и социального обслуживания, так и семья пожилого человека. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.

Социальная защита и социальное обслуживание реализуется на государственном, муниципальном уровнях и в секторе негосударственного социального обслуживания.

Государственный сектор состоит из органов управления социальной защитой и социальным обслуживанием РФ, органов субъектов РФ, а также учреждений социальной защиты и социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. К ним можно отнести Министерство Труда и социального развития РФ, Министерства субъектов Федерации, Областные управления социальной защиты населения и т.п. Волгоградский Областной геронтологический центр имеет федеральное подчинение и относится к государственному сектору социальной защиты и социального обслуживания.

Муниципальный сектор социальной защиты и социального обслуживания включает органы управления социальной защитой и социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Например, муниципальные центры социального обслуживания, дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального подчинения и т.п.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения по форме собственности не относящиеся ни к государственным, ни к муниципальным, «а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания».[59] К данному сектору относятся, например, общественные ассоциации, профессиональные объединения, благотворительные и религиозные организации.

Качественное обслуживание пожилых людей невозможно без эффективной системы социального управления, построенного по велению времени. «Время настоятельно поставило вопрос о преодолении технократизма в управлении. Это в равной степени относится и к управлению экономикой, и к управлению социальной, политической, духовными сферами. Сама жизнь потребовала «очеловечивания» управления».[60] Мировая практика отдает предпочтение в работе с пожилыми людьми системе социального менеджмента. В России социальный менеджмент только начинает разворачиваться. Для успешного осуществления управления необходимы специальные кадры – менеджеры в социальной сфере. Необходимость социального менеджмента связана с эффективностью реализации функций управления, которые заключаются «в целенаправленном воздействии на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления ими».[61] Функции социального менеджмента много исследовались разными учеными и практиками, начиная от Тейлора и М. Вебера, заканчивая современными исследователями этой бурно развивающейся в России области управления.       

Фролов С.С. приводит следующую информацию о функциях управленческого органа в системе А. Файоля:[62]

1. Планирование, предполагающее формирование целей, создание образцов и эталонов;

2. Организовывание, предполагающее создание самой управленческой структуры организации, обеспечивающей реализацию властных отношений;

3. Распоряжение, предполагающее предъявление руководителями требований к подчиненным, распределение ответственности;

4. Контроль, как конечный итог управленческой деятельности.

Со времен А. Файоля исследователи дополняли этот список. Например, по мнению М.В. Удальцовой, в настоящее время очень большое внимание отводится стимулированию и мотивированию социальных работников и опекаемых в социальном учреждении[63]. Существенное место занимает непрерывное или периодическое обучение. Никакое управление немыслимо сейчас без процесса координирования, регулирования в социальной сфере. На низших уровнях руководства функция координации наряду с мотивированием, является основной. Кроме официальных структур, в любой организации существует система взаимоотношений, которая характеризуется неформальной организационной структурой, состоящей из целой сети взаимосвязей, возникающих между работниками в неформальных группах, на межличностном уровне. «Это объект особого внимания социальных менеджеров, которые являются как бы специалистами в области социального проектирования, создания оптимальных вариантов формальных и неформальных структур»[64].

Особенностями социального менеджмента в работе с пожилыми людьми являются

- комплексность подхода к труду и досугу пожилого человека, предполагающая организацию тесного взаимодействия разных специалистов;

- учет возрастно-психологических особенностей и социального положения пожилого человека;

- реализации миссии учреждения как помощи в реабилитации, в поддержании социальной активности, продлении жизни пожилого человека;

- организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе социальной помощи;

- специфическая мотивация милосердия для каждого работника социального учреждения для пожилых людей, независимо от статуса и занимаемой должности.

Учет этих особенностей позволяет стремиться к управлению по результатам. Этот современный тип управления основан на понимании того, что «Основная задача руководителя – добиваться результатов. Их достижение предполагает непрекращающееся повторение основных элементов процесса управления – планирования, осуществления планов и контроля. Основными этапами процесса управления по результатам являются процесс определения результатов, процесс управления по ситуации и процесс контроля за результатами».[65]

Состояние социальной работы в России ставит вопрос о соответствии профессиональных социальных работников занимаемым должностям. Так, например, исследование, выполненное И.Ф. Албеговой, выявило «рассогласование сущего и должного: социальные работники в своих клиентах и в самой работе видят средство для реализации своих проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент».[66] Поэтому для менеджера становится особенно важными процессы обучения и подбора персонала для выполнения тех или иных программ или проектов. «В информационно-коммуникативной стороне социальной работы важно соблюдать один из главных принципов – позитивная направленность. В работе с клиентами и подопечными необходимо усилить акцент на том положительном, что есть в их жизненной ситуации и что может принести сотрудничество с социальной службой».[67] Кроме позитивного взгляда на пожилого человека, необходимо развивать у персонала творческий подход к делу, творческое мышление. Это вызвано, прежде всего, новизной решаемых профессиональных задач, как составляющей социального труда. «Обучение процессам творческого мышления и решения проблем, устранения помех, развития воображения, тренировка в индивидуальном и коллективном решении проблем помогают развивать творческие способности участников обучения, или, по крайней мере научить их, как лучше использовать свои потенциальные способности».[68]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.006 с.)