Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. 2 понятие инвалидности И ее виды

Поиск

 

Начало формирования системы социальной помощи инвалидам в Российской Федерации положено 1 ноября 1917 г., когда было обнародовано Правительственное сообщение о социальном страховании, согласно которому пенсия инвалидов увеличивалась с 1 января 1917г. на 100% за счёт пенсионного фонда. Социальное обеспечение осуществлялось целиком за счёт средств государственного бюджета. Основное место в системе социального обеспечения заняли пенсии инвалидам из числа красноармейцев и красногвардейцев и пенсии членам их семей по случаю потери кормильца. Развитие в первые годы советской власти именно этих видов пенсионного обеспечения было связано с гражданской войной и интервенцией, которые привели к колоссальным человеческим жертвам. В стране насчитывались миллионы инвалидов войны и семей, потерявших кормильца. Именно они, по мнению властей, особенно остро нуждались в материальной поддержке со стороны государства.

Для осуществления процедуры установления инвалидности был создан специальный организационно-структурный институт - врачебно-трудовая экспертиза, первоначально как компонента страховой медицины.

Важнейшим фактором, определившим все дальнейшее развитие врачебно-трудовой экспертизы и социальной политики в отношении инвалидов, явилась в 1923г. трёхгрупповая классификация инвалидности:

к I группе относились лица, утратившие полностью трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе;

ко II группе - утратившие полностью способность к профессиональному труду как по своей, так и по какой бы то ни было другой профессии;

к III группе - нетрудоспособные к систематическому труду по своей профессии в обычных условиях работы для этой профессии, но могущие использовать свою остаточную трудоспособность: а) либо не на регулярной работе, б) либо при сокращённом рабочем дне, в) либо в другой профессии со значительным снижением квалификации.

Эта трёхгрупповая классификация инвалидности, уже в тридцатых годах сыгравшая немалую роль в упорядочении врачебно-трудовой экспертизы, существует с некоторыми изменениями до настоящего времени.

Кардинальные изменения в государственной политике в отношении инвалидов предполагались в связи с принятием в 1995г. федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Закон 1995г. вобрал в себя все прогрессивные нормы социальных законов зарубежных стран и международных документов. Тем самым, как уже отмечалось, формальное законодательство в России было максимально приближено к международным нормативам и приобрело прогрессивную методологическую основу.

Однако положения закона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами, в том числе, нет ясности в вопросах их финансового обеспечения. Эти обстоятельства существенно затрудняли исполнение Закона и потребовали ряда Указов Президента РФ, новых подзаконных актов и нормативных материалов. В отличие от действовавшей до этого времени Инструкции по определению групп инвалидности от 1956г. новым Положением определено, что признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности. Ранее основанием для установления группы инвалидности являлось стойкое нарушение трудоспособности, которое приводило к необходимости прекращения профессионального труда на длительный срок или значительных изменений условий труда. Новым же положением предусмотрена оценка не только состояния трудоспособности, но и всех других сфер жизнедеятельности.

Основным отличительным моментом нового пакета законов и социальной политики в отношении инвалидов, как уже говорилось выше, стала их переориентация на активные меры, среди которых важнейшее значение отдавалось программам реабилитации инвалида. Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" входит в компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации - это реальный шаг инвалида на пути к улучшению здоровья, повышению профессионального статуса, доступности социальной среды обитания. Таким образом, именно в реабилитационной направленности состоит существенное отличие деятельности новых учреждений медико-социальной экспертизы (бюро медико-социальной экспертизы - БМСЭ) от ранее функционировавших ВТЭК.

Целью государственной политики выступает совершенствование общественных отношений, содействие развитию общества, а также создание условий для полноценной жизни и деятельности, в первую очередь социально незащищенных групп населения, к ним относятся и лица с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы в России формируется экономически целесообразная и социально справедливая государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому можно сказать о государственном подходе к проблемам инвалидности. Стержнем социальной политики по отношению к инвалидам является реабилитационное направление, как основа формирования психофизиологического, профессионального и социального потенциала личности инвалида для последующей его интеграции в общество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.006 с.)