Глава 1. Теоретические основы социальной работы с инвалидами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с инвалидами



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

Глава 1.1 Здоровье нации как социальная проблема

Глава 1.2 Понятие инвалидности и ее виды

Глава 1.3 Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов

Глава 1.4 Спорт для инвалидов

Глава 1.5 Тхэквондо для лиц с ПОДА

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 2.1 Опытно-экспериментальное исследование технологий реабилитации инвалидов средствами тхэквондо для лиц с ПОДА

Глава 2.2 Особенности организации занятий тхэквондо для лиц с ПОДА

Реабилитация инвалидов в условиях спортивно-оздоровительных комплексов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.). В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы и факторы социальной реабилитации. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития [3, с. 46].

Работа с инвалидами один из важнейших разделов социальной работы.

Актуальность темы вызвана проблемой инвалидности взрослых и детей в современном российском обществе. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Отношение к инвалидам всегда являлось показателем экономической и нравственной зрелости любого общества. Понятие «инвалид» в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный».

В свою очередь ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, контролировать сове поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы.

В мае 2008 г. вступил в силу важнейший международный документ - Конвенция ООН о правах инвалидов. Она призывает страны к решению задач безбарьерной среды - системы физической доступности как общественных зданий, спортивных сооружений, культурных мест отдыха, так и информации, и транспорта.

Международная конвенция затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы не дискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество. В настоящее время почти 130 государств уже подписали Конвенцию, 20 - ратифицировали ее. Российская Федерация ратифицировала этот важный международный документ в конце 2009 года.

В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в полноценную жизнь общества, признание их потенциальных возможностей.

За последние годы проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты и поддержки инвалидов. Однако существует еще много серьезных современных проблем в области социальной защиты инвалидов.

В нашей работе мы рассматриваем социальную работу средствами спорта на примере занятий тхэквондо для с ПОДА. Возможности спорта для развития личности и её социализации неограниченны. Этим и вызвана актуальность нашего исследования. Новый вид спорта тхэквондо для лиц с ПОДА позволяет активно принимать участие в общественной жизни, выступать на соревнованиях, регулярно посещать тренировочные занятия. На последнем Чемпионате России по тхэквондо для лиц с ПОДА выступали представители 25 регионов.

Цель работы - проанализировать основные социальные проблемы инвалидов и содержание технологий социальной работы с ними средствами спорта на примере занятий тхэквондо для лиц с ПОДА.

Объект исследования - социальные проблемы инвалидов.

Предмет исследования - формы и методы социальной работы с инвалидами занимающимися тхэквондо для лиц с ПОДА.

Задачи исследования:

. Изучить теоретические основы социальной работы с инвалидами.

. Определить сущность и содержание реабилитации инвалидов средствами спорта.

. Выявить основные формы и методы социальной реабилитации средствами тхэквондо для лиц с ПОДА.

. Провести анализ и разработать практические рекомендации социальной реабилитации для инвалидов занимающихся тхэквондо для лиц с ПОДА в условиях спортивно-оздоровительных пространств.

Гипотеза исследования:

Занятия спортом позволят инвалидам получить дополнительные возможности приобретения рабочих мест, участвовать в спортивных состязаниях, приобретать новые качества личности, что позитивно отразится на жизни инвалида.

Научная новизна исследования.

На основе проведенного анализа выявлена взаимосвязь основных концептуальных подходов к исследованию и разрешению проблем инвалидов на основе их социализации и адаптации в обществе.

В исследовании использовались как общие, так и специальные методы: теоретический анализ литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовых источников, системы мероприятий на государственном уровне по отношению к инвалидам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы по проведенному исследованию могут быть использованы на различных уровнях при решении задач государственной поддержке лиц с ограниченными возможностями.

Методы исследования:

·   Биографический обзор;

·   Социального эксперимента;

·   Анкетирование;

·   Проектирование;

·   Математической статистики.

База исследования:

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инвалидность как социальный феномен целесообразно рассматривать с позиции социокультурного и структурно-функционального подходов, с помощью которых рассматривается необходимость интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом дан анализ государственного подхода к проблемам инвалидности.

Как показывает анализ, феномен инвалидности и социальная политика оказывают друг на друга взаимное влияние. При этом реализация инвалидами их прав как граждан социального государства зависит от степени участия государства в решении проблем инвалидов, вклада общественных движений инвалидов в формулирование социальной политики и общественного признания инвалидности как следствия социальной несправедливости, а не медицинского диагноза. Модель политики инвалидности, складывающаяся в современной России, характеризуется максимальной вовлеченностью государства в системное решение проблем инвалидов как миноритарной группы, подлежащей реабилитации и интеграции, при этом само общественное устройство не изменяется.

Основным путем интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья является проведение комплексной реабилитации. Реабилитационные мероприятия медицинского, профессионального и социального характера находятся в тесном взаимодействии, неразрывно связаны между собой.

Реабилитация - это «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстановления положительного отношения к жизни семье и обществу.»

Существуют этапы реабилитацилонного процесса. Первый этап - это восстановительное лечение, второй этап - реадаптация (развитие возможностей инвалида к условиям внешней среды). Третий этап - это восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Современное российское социальное законодательство по проблемам инвалидов отражает особенности переходного периода: нормативно-правовая документация насыщена декларативными положениями, зачастую не подкрепленными соответствующими актами и не готовыми к внедрению, а официальные доклады о реализации прав и положении уязвимых групп населения ретушируют остроту проблемы и не выносятся на широкое обсуждение. Хотя само социальное законодательство и содержит элементы социалистического наследия, все же законы уже стали во многом более прогрессивными, они подготовили почву для изменения социальной практики, на которую можно повлиять лишь системными усилиями. Тем временем общественные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки законодательных и иных официальных документов, статистическая информация собирается фрагментарно и зачастую обрабатывается недостаточно аккуратно.

Роль учреждений системы социальной защиты и специалистов социальной работы в стратегиях совладания и защиты инвалидов может быть разной. Та степень, с которой социальные работники участвуют в процессе позитивных изменений в жизни инвалидов, и тот эффект, который возникает благодаря их участию, зависят от профессионализма специалистов. Если статус инвалидов как клиентов преобладает в отношениях с государством и государственными службами, инвалиды оказываются ущемленными в своем статусе гражданства. Активизация ресурсов самих инвалидов пока не стала широко распространенным принципом социальной работы специалистов системы социальной защиты.

Для инвалидов физическая культура и спорт выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворения потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятиях спортом. Реализация физкультурно- оздоровительных программ приводит к расширению двигательных действий инвалидов, позволяет им повысить их физические кондиции, включаться в общеполезный труд, претендовать на рабочие места.

Вся система физической культуры и спорта инвалидов разбивается на четыре подсистемы: - лечебно - физкультурной реабилитации инвалидов; - физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами; массового спорта инвалидов; спорта высших достижений, включая международные соревнования. Все вышеназванные подсистемы, за исключением спорта высших достижений, так или иначе представлены в деятельности региональных образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты и организаций физической культуры и спорта, хотя результативность в целом их, на наш взгляд, пока невысока.

Одним из приоритетных направлений деятельности может стать создание физкультурно-спортивных клубов для инвалидов по месту жительства и обеспечение их всем необходимым для занятий физической культурой и спортом. Все инвалиды, начинающие занятия в клубе должны заниматься сначала в группах здоровья по коррекционно-реабилитационной программе под наблюдением врача. Это позволяет адаптировать организм инвалида к последующим спортивным нагрузкам и создать основу для формирования спортивных двигательных навыков.

Важное социальное значение имеет создание Центров физической реабилитации инвалидов средствами оздоровительной и адаптивной физической культуры, использование в коррекционных целях ортопедических приспособлений и тренажеров комплексного и локального воздействия, позволяющих, применяя индивидуально дозированные нагрузки различной направленности и мощности, получать нужный реабилитационный и тренировочный эффект, способствовать полному или частичному устранению недостаточности опорно-двигательного аппарата.

Важным фактором привлечения инвалидов к регулярным занятиям оздоровительной физической культурой и спортом, участия спортсменов - инвалидов в региональных и международных соревнованиях может стать создание Сахалинской федерации физической культуры и спорта инвалидов.

Одним их направлений является привлечение общественного актива к приобщению лиц с физическими недостатками к активным занятиям физическими упражнениями для улучшения их здоровья, трудовой деятельности, организации досуга по месту их работы, учебы, жительства.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева и А. С. Солодкова. СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995. - С. 95.

2. Александров, В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учеб. пособие / В. В. Александров, А. И. Алгазин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 144 с.

3.  Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю., Осухова Н.Г. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Науч.-метод. пособие / Деп. по делам детей, женщин и семьи, Гос. НИИ семьи и воспитания, Президент. программа "Дети России" и др. - М., 2000. - 159 с.

4.  Андреева О.С. Формирование индивидуальной программы реабилитации как основы комплексной реабилитации инвалидов // Сборник научных трудов «Проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации на рубеже XXI века». М., ФЦЭРИ, 2000. -С. 11-12

5. Андреева Т. И. Комплексная реабилитация инвалидов на базе отделений центра социального обслуживания / Т. И. Андреева // Социальное обслуживание. - 2010. - № 1. - С. 21-42.

.   Аухадеев, Э. И. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, рекомендованная ВОЗ, - новый этап в развитии реабилитологии / Э. И. Аухадеев // КАЗАН. МЕД. ЖУРН. - 2007. - Т. 88, № 1. - С. 5-9.

.   Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика, 2002.-№7/8.−С.23 − 27.

.   Ваньшин С. Кому нужна реабилитация инвалидов? / С. Ваньшин // Вопросы социального обеспечения. - 2007. - № 1. - С. 4-5.

.   Ваньшин С. Кому нужна реабилитация инвалидов? / С. Ваньшин // Вопросы социального обеспечения. - 2007. - № 1. - С. 4-5

.   Волобоева, Т. В. Первичная инвалидность населения Оренбургской области в 2006-2008 гг. / Т. В. Волобоева, Т. Н. Смагина // МЕД.-СОЦИАЛ. ЭКСПЕРТИЗА. - 2010. - № 1. - С. 27-30.

.   Головко С. Г. Модель социальной реабилитации инвалидов / С. Г. Головко // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 3. - С. 58- 63.

12. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. Учеб. пособие для студ. Вузов2-е издание доп., перераб. - М.: Издательский дом МАГИСТР - ПРЕСС, 2002. -164с.

13. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. - М., 2002.

14. Домбровский, Г. Реабилитационная индустрия - инвалидам / Г. Домбровский // Социальная работа. - 2003. - № 2. - С.30-33.

15. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. - В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

.   Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.

.   Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов // Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. − Архангельск: Поморский ун-т, 2000 −С. 265 − 268.

.   Зелинская Д.И. О состоянии детской инвалидности и реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» // Рос. педиатр. журн. - 2001. - № 2. - С. 4-7.

.   Иванов А. В. Инновационный потенциал системы реабилитации инвалидов / А. В. Иванов // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 4. - С. 153-164.

.   Иванов А. В. Инновационный потенциал системы реабилитации инвалидов / А. В. Иванов // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 4. - С. 153-164.

.   Инвалидность детского населения России / А. А. Баранов [и др.]. - М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. - 240 с.

.   Кавокин С. Н. О некоторых вопросах реформирования системы комплексной реабилитации инвалидов и изменения системы финансирования реабилитационных услуг / С. Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 11/12. - С. 78-83.

.   Кавокин С. Н. О некоторых вопросах реформирования системы комплексной реабилитации инвалидов и изменения системы финансирования реабилитационных услуг / С. Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 11/12. - С. 78-83.

.   Кавокин С. Нужны ли государству инвалиды? / Сергей Кавокин // Человек и труд. - 2008. - № 5. - С. 17-22.

25. Казаков М.С. Социально-правовые аспекты реабилитации инвалидов стационарных учреждений социального обслуживания//Независимый психиатрический журнал. - 2001. - №2. - С.28-30.

26. Карякина Т.Н. Социально-медицинская реабилитация на критических этапах развития семьи // Сб. тр. молод. ученых и студентов Волгоград. гос. ун-та. - Волгоград, 2006. - С.210-212.

27. Касимовская, Н. А. Медико-социальная служба реабилитации в первичном звене / Н. А. Касимовская, А. А. Фролова // МЕДСЕСТРА. - 2010. - № 5. - С. 22-24

28. Козырева И.А., Соколова А.В., Баранова А.А. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие, - Сыктывкар 2009 - 66 с

.   Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для К637 студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В.В.Чешихина и др.; Под ред. Т.В.Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

.   Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов. Москва 2009 г.: проект // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - № 7. - С. 14 - 40.

.   Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

.   Куничев Л.А. Лечебный массаж. - К.: Вища школа. Головное изд-во, 1981. - 328 с.

.   Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях / Под ред. Е.И.Холостовой. Часть 1, М: Социально технологический институт, 2000.

.   Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. - М.: Медицина, 2004. - 592 с.

.   Лунев, В. П. Общий накопительный контингент инвалидов трудоспособного возраста населения Российской Федерации и его социально-гигиеническая характеристика / В. П. Лунев // ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РФ. - 2007. - № 3. - С. 31-33.

.   Медико-социальная экспертиза: совершенствование системы работы с инвалидами // ЗАМ. ГЛАВ. ВРАЧА. - 2009. - № 6. - С. 8-10.

.   Медицинская реабилитация: рук. для врачей / под ред. В. А. Епифанова. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 328 с.

.   Наберушкина Э. К. Инвалидность и право на независимую жизнь / Э. К. Наберушкина // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2009. - № 4. - С. 128-137.

39. Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред. проф. образования / Г.Ф.Нестерова, С.С.Лебедева, С.В.Васильев. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

.    Орагнизационно-методические и правовые аспекты социально-средовой реабилитации инвалидов / А. А. Свинцов [и др.] // МЕД.-СОЦИАЛ. ЭКСПЕРТИЗА. - 2010. - № 1. - С. 5-9

41. Осадчих, А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов / А. Осадчих // Социальная работа. - 2004. - № 3. - С.47-51

.   Осадчих, А. Проблемы инвалидности и реабилитации в РФ / А. Осадчих // Социальная работа. - 2002. - № 2. - С.21-26

.   Павлова, Н. Социальная защита: законодательство, региональный опыт, проблемы / Н. Павлова // Социальное обеспечение. - 2003. - № 11, - С.2-5.

.   Панов А. М. Современная модель организации и содержания деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / А. М. Панов, Н. И. Гридасов // Соц. обслуживание. - 2008. - № 1. - С. 22-60; № 2. - С. 36-55.

.   Понятовская О. Мешают не только "физические барьеры" / Оксана Понятовская // Социальная защита. - 2011. - № 2.

.   Пристли М. Только взрослые: инвалидность, социальная политика и жизненный путь // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 53-74

.   Радуто В. И. К вопросу об ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов / В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 1. - С. 22-24.

.   Радуто В. И. К вопросу об ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов / В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 1. - С. 22-24.

.   Реут М. Комплексный подход к определению инвалидности / Маргарита Реут // Власть. - 2008. - № 7. - С. 94 - 96.

.   Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 480с.

.   Рытов А. Г. Анализ стратегий социальной адаптации к инвалидности в трудоспособном возрасте / А. Г. Рытов // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 385-394.

.   Самсонова Е.Н., Тащева А.И. Особенности взаимоотношений в семьях с детьми, страдающими церебральным параличом // Современная семья: проблемы и перспективы. − Ростов н/Д., 2004.-С. 109-112.

.   Свинцов А. А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования / А. А. Свинцов, В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2006. - № 4. - С. 23-28

.   Социальная работа / под ред.В. И. Курбатова - Ростов н /Д.: Феникс, 2003. - 480 с.

55. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. А.С. Сервина. - М.: ИНФРА - М, 2003.- 427с.

56. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000.

57. Социальное обслуживание семьи и детей: нормативные правовые акты: Сб. нормат. док. / Гос. НИИ семьи и воспитания, Федер. целевая программа "Развитие социал. обслуживания семьи и детей". - М., 2001. - 335 с.

58. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н., Москва - Белгород, 2005.

59. Теория и методика социальной работы (учебное пособие)/Под ред. Жукова, Зайнышева, - М., 2005.

60. Технологии социальной работы/Под общ. ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400с.

61. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой.- М.: ИНФРА-М,2001.-400с.

62. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / [авт.-сост. А. В. Царик]. - Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: Советский спорт, 2003. - 576 с.

.   Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. - 608 с.

.   Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432 с.

.   Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-668с.

.   Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами / Е. И. Холостова. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2007. - 240 с.

.   Шаронова В. Критерий - ограничение жизнедеятельности / В. Шаронова // Социальная защита. - 2006. - № 11. - С. 26-30.

.   Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. - СПб.: Питер, 2005.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рис.1. Схема организации индивидуальной социальной работы специалиста с различными категориями клиентов

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.082 с.)