Предложения по развитию системного подхода в управлении оао «завод жбк-1» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по развитию системного подхода в управлении оао «завод жбк-1»



 

Применение системного подхода в менеджменте позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход - это способ мышления по отношению к организации и управлению, помогающий руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь ее целей.

Можно выделить следующие предпосылки становления системного подхода в оценке эффективности управления:

рост влияния человеческого фактора в управлении. Чем сложнее структура управляемого объекта или, наоборот, чем централизованней управление в фирме, тем более значимо становится влияние субъективного подхода руководства на принятие решений;

быстрое изменение факторов внешней среды: законодательные и нормативные акты. Используемые в оценках коэффициенты в некоторых случаях оказывались устаревшими, не отражающими действительного состояния фирмы;

ускорение научно-технического прогресса: техники и технологии. Жизненный цикл товара сократился настолько, что применение одних и тех же методов оценки управления оказывалось искажающим фактором.

Системный подход представляет собой оценку большого количества информации различной природы с помощью универсальных показателей. Системный подход включает следующие разделы:

выявление всех аспектов оцениваемого критерия;

исследование каждого из аспектов оцениваемого критерия соответствующими методами анализа;

универсализация полученных результатов оценок;

обработка результатов;

выработка рекомендаций по улучшению оцениваемого критерия.

В основе системного подхода лежит идея декомпозиции и интеграции системы, ее подсистем и элементов при анализе взаимосвязей организации с внешней средой и принятии управленческих решений, обеспечивающих комплексный подход к ее функционированию и получению желаемого результата с учетом совокупного воздействия внешних и внутренних факторов.

В упрощенном виде ОАО «Завод ЖБК-1» можно представить как открытую систему (рис. 2.2.), которая через входы получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы и оборудование (технологию), и возвращает во внешнюю среду продукцию или услуги.

В процессе функционирования этой системы осуществляется В ОАО «Завод ЖБК-1» преобразование входов (поступающих на входы ресурсов) в выходы. При эффективном преобразовании ресурсов в ОАО «Завод ЖБК-1» образуется добавочная стоимость выходов по отношению к входам, в результате чего формируются дополнительные выходы: увеличиваются продажи, формируется прибыль, увеличивается доля рынка, реализуется социальная ответственность организации, удовлетворяются потребности сотрудников, обеспечивается рост организации и т.д.

 

Внешняя среда

«1» Организация (преобразование входов и входов) «0»

                  Входы                                                                                                         Выходы

Рис. 2.2. Организация как открытая система

 

Процесс управления ОАО «Завод ЖБК-1», осуществляемый с использованием механизмов менеджмента, является целенаправленным и рациональным процессом. В результате этого процесса осуществляется трансформация начальной ситуации на входе системы (1) в желаемую ситуацию на ее выходе (0), которая определяется стратегическим управлением, направленным на достижение определенных целей организации. Для оптимальности и целенаправленности процесса должна быть обеспечена реализация необходимой функции управления.

Декомпозиция системы, реализуемая в рамках системного подхода, является основным способом, позволяющим проникнуть в существо конкретного объекта, проблемы, не нарушая комплексного подхода при формировании управленческих решений. Системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (то есть организации) и конкретными факторами внешней среды в их взаимосвязи. Декомпозиция и структуризация системы, ее подсистем и элементов в сочетании с интеграцией оценки последствий принимаемых решений являются главными инструментами системного подхода при сложной работе по управлению организацией.

Поскольку решения зависят от информации, а та в свою очередь от коммуникаций, то организация строится на основе анализа информационных потребностей и коммуникационных сетей. Внимание акцентируется на процессе принятия решения, а не на деятельности или структуре подразделений потому, что именно в процессе принятия решений устанавливаются цели и стратегия и направляются действия, ведущие компанию к успеху или неудаче.

Поскольку для понимания поведения системы мы должны исследовать как ее компоненты, так и их взаимодействие между собой, то для понимания организации необходимо:

) знать подсистемы или основные области решений;

) понимать, как в действительности принимаются решения;

) понимать способ, с помощью которого области решений связываются коммуникационными каналами, переносящими информационные потоки.

Однако, если нас интересует не только данная организация, но и ее развитие, нам следует определить также, какими должны быть основные решения; как эти решения должны приниматься; какая для этого нужна информация и какие коммуникационные каналы нужны для ее передачи.

Системный подход к ОАО «Завод ЖБК-1» в том его понимании, которое изложено выше, можно разделить на следующие этапы:

. Постановка целей.

. Определение подсистем, или основных областей решений.

. Анализ областей решений и выявление потребностей в информации.

. Проектирование коммуникационных каналов для информационных потоков.

. Группировка областей решений для снижения загруженности коммуникаций.

Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.

Процесс управления в ОАО «Завод ЖБК-1», кроме руководства, включает и такие важные функции, как планирование, организация, управление (в узком смысле) и связь.

. Планирование. Функция планирования в ОАО «Завод ЖБК-1» включает выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения. Планирование, по существу, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

. Организация. Организационная функция в ОАО «Завод ЖБК-1» направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Эта функция руководства включает в себя определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их использование. Таким образом, функция организации обеспечивает взаимосвязь, или взаимозависимость, между различными подсистемами и всей системой в целом.

. Управление (в узком смысле). Функция управления в ОАО «Завод ЖБК-1», по существу, обеспечивает работу различных подсистем в соответствии с общей целью. Управление заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организацией.

. Связь. Функция связи в ОАО «Завод ЖБК-1» заключается, главным образом, в передачи информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающих принятие решений. Помимо этого функция связи включает взаимный обмен информацией с внешним миром.

Особую роль в управлении ОАО «Завод ЖБК-1» играет планирование - процесс, с помощью которого система использует свои возможности для изменения внешних и внутренних условий. Это наиболее динамическая функция, которая используется для создания прочного фундамента для остальных видов управленческой деятельности. Цель функции планирования состоит в создании взаимообусловленной системы принятия решений, позволяющей улучшить работу организации.

Руководство ОАО «Завод ЖБК-1» активно использует, продолжая развивать, системный подход к управлению. Были определены основные цели и направления дальнейшего развития организации: повышение конкурентоспособности и качества продукции, доходов, выход на новые рынки и увеличение своего присутствия на уже освоенных, увеличение объемов и ассортимента выпускаемых товаров, общий стабильный рост, переход на более совершенный технологический уровень производства и качественно новый уровень управления, постоянное совершенствование всех подсистем организации, снижение издержек и потерь и т.д.

Для достижения этих целей, необходим системный подход к решению проблем. Отдельно взятые решения по, казалось бы, локальным проблемам не должны противоречить друг другу, препятствовать выполнению общестратегических целей организации. Чтобы не допустить бессистемного управления, специалисты ОАО «Завод ЖБК-1» разрабатывают концепцию дальнейшего развития организации, внося в нее изменения, необходимые, для своевременной подстройки под постоянно меняющуюся ситуацию во внешнем мире. Концепция развития ОАО «Завод ЖБК-1» включает в себя следующие стратегические направления:

Совершенствование технологии производства с целью расширения номенклатуры выпускаемой продукции, востребованной на рынке Белгородской области и за её пределами, за счет внедрения современных технологий и оборудования, используемых передовыми фирмами Европы.

Повышение качества вырабатываемой продукции до уровня требований евростандартов.

Снижения себестоимости продукции.

Развитие и рост экспортного потенциала всей продукции общества в страны дальнего и ближнего зарубежья и др.

Данные, полученные в результате анализа внешней и внутренней среды, используются для принятия решений, удовлетворяющих выполнению целей, поставленных перед руководством. Принятые решения, в конечном итоге, формируют организацию как таковую, ее политику, и определяют способность выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы, добиться выполнения целей. Для достижения целей необходимо, чтобы продукция была конкурентоспособна.

Для повышения конкурентоспособности продукции, увеличения объемов продаж, поддержания имиджа ОАО «Завод ЖБК-1» необходимо при разработке и производстве продукции уделять больше внимания качеству. Необходимо первоочередное безусловное исполнение заказов покупателей, жесткий контроль оговоренных сроков отгрузки, точность ассортимента, четкое реагирование на все пожелания покупателей.

Также, следует продумать возможность предоставлять оптовым покупателям скидки (в зависимости от условий и сроков оплаты, от объема или суммы закупки, от ежемесячного объема реализации, накопительные скидки), что может активизировать увеличение объемов продаж, помочь в достижении таких целей, как привлечение новых партнеров, освоение рынков сбыта и т.д. Особое внимание можно уделить развитию российского рынка сбыта, т.к. там присутствуют такие положительные моменты, как увеличение объемов строительства жилья, рост покупательской способности граждан, что повлечет увеличение спроса.

 


Заключение

 

У каждой организации своя система. Каждая система имеет свои, присущие ей, особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на различного рода воздействия.

Системный подход - комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.

Принципами системного подходя является: единство, целостность, динамичность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, организованность, множественность и декомпозиция.

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, имеющее определенный набор взаимосвязанных целей.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой. В любой организации реализуются три ключевых процесса:

получение ресурсов из внешней среды;

производство продукта;

передача его во внешнюю среду.

ОАО «Завод ЖБК-1» является крупнейшим предприятием России, основным видом деятельности которого является изготовление железобетонных изделий и деталей КПД для объектов социального, культурного, бытового, жилищного и промышленного назначения, арматурных каркасов и др.

ОАО «Завод ЖБК-1» по результатам производственной деятельности за 2009-2011 гг. показало хорошие результаты, и необходимо отметить, что в 2011 г. финансовое состояние предприятия еще более улучшилось, о чем свидетельствует увеличение производства и увеличение объемов продаж.

Одним из условий успешной работы с поставщиками и покупателями продукции в ОАО «Завод ЖБК-1» является точное и своевременное выполнение условий заключенных договоров и контрактов. Поэтому идет строгое соблюдение сроков поставки продукции, сроков оплаты, условий транспортировки товара, соблюдении оговоренного ассортимента закупаемой продукции, что обеспечивает слаженную работу клиентов с предприятием, а также способствует завоеванию благоприятного имидж ОАО «Завод ЖБК-1».

В настоящее время предприятие имеет большое число потребителей.

Основными потребителями продукции ОАО «Завод ЖБК-1» являются:

ОАО «Техстрой», ул. Промышленная, 6;

ОАО «Промстрой», ул. Мичурина, 62;

ОАО «Промтекстиль», г. Воронеж и д.р.

Основными конкурентами ОАО «Завод ЖБК-1» являются:

Завод ЖБК-2, г. Белгород, ул. Заслонова, 187;

ОАО «Белгородстройдеталь», г. Белгород, ул. Мичурина, 104;

ОАО ЖБИ-4, г. Белгород, ул. Фрунзе 230 и др.

ОАО «Завод ЖБК-1» является лидером по объемам продаж среди организаций аналогичного профиля. Предприятие постоянно увеличивает свою долю рынка в г. Белгороде по продаже сборного железобетона. Активно наращиваются объемы производства мелкоштучных изделий. Успешно развивается деятельность на других регионах рынка, значительно увеличиваются объемы продаж тротуарной плитки вне территории области. Можно сделать вывод о том, сто ОАО «Завод ЖБК-1» занимает прочные позиции на рынке строительных материалов Белгородской области.

Наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и кадров есть некоторые проблемы. К основным конкурентным свойствам следует отнести удобство транспортировки, скорость отпуска продукции и цену.

Маркетинг направлен на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта продукции. Стратегия ОАО «Завод ЖБК-1» состоит в том, чтобы полностью удовлетворить внутреннюю потребность и не допустить входа в регион других производителей. Основной упор следует делать на то, чтобы сделать невыгодным вход сторонних производителей в область.

Концепция развития ОАО «Завод ЖБК-1» включает в себя следующие стратегические направления:

Совершенствование технологии производства с целью расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Повышение качества вырабатываемой продукции до уровня требований евростандартов.

Снижения себестоимости продукции.

Развитие и рост экспортного потенциала всей продукции общества в страны дальнего и ближнего зарубежья и др.

Для повышения конкурентоспособности продукции, увеличения объемов продаж, поддержания имиджа ОАО «Завод ЖБК-1» необходимо при разработке и производстве продукции уделять больше внимания качеству. Необходимо первоочередное безусловное исполнение заказов покупателей, жесткий контроль оговоренных сроков отгрузки, точность ассортимента, четкое реагирование на все пожелания покупателей.


Список литературы

 

1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья, четвертая: по состоянию на 1 января 2012 г.:офиц. текст/М.:Юрат, 2012.-555 с.

. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 283 с.

. Гапоненко, А.Л. Теория управления: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2011. - 558 с.

4. Жариков, О.Н. Системный подход к управлению, Москва: Юнити, 2010. - 64 с.

. Захаров, М.М. Теория управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 652 с.

. Локтионов, М.В. Системный подход в менеджменте: учебник. - М.: Генезис, 2009. - 288 с.

. Лебедев, К.Н., Системный подход и методология менеджмента: Монография. - М.: Красная звезда, 2010. - 840 с.

. Мухин, В.И. Исследование систем управления. М.: Изд. Нац. Института бизнеса, 2009. - 412 с.

. Коренченко, Р.А. Общая теория организации. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009. - 286 с.

. Коротков, Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: издательско-консалтинговая компания «ДеКа», 2011. - 285 с.

. Игнатьева, А.В., Максимцов М.М Исследование систем управления организацией: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 157 с.

. Минеева, Н.В. Исследование систем управления и системный анализ. СПб.: Изд-во СПб. Университета экономики и финансов, 2010. - 285 с.

. Никаноров, С.П. Системный анализ и системный подход. В сб.: Системные исследования. М.: Наука, 2012. - 211 с.

. Печатникова, С.М. Системное управление «по образу и подобию» как фактор выживания предприятия на рынке // Менеджмент в России и за рубежом - 2010. - №3. - с. 11 - 17.

. Попов, В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2012. - 304 с.

. Пригожин, А.И. Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2009 -420 с.

. Рогожин, С.В. Теория организации: учебник. М.: «Экзамен», 2009. -315 с,

. Розманов, В.С. Теория управления. М.: Юнити, 2009. - 475 с.

. Солянник, Г.П., Феклистов И.Ф. «Основы менеджмента в организации», С-ПБ, Издательство «Политехника», 2009 - 267 с.

. Старастенко, A.M., Якушина Н.В. Исследование систем управления. Учебно-методическое пособие. Орёл: Изд-во ОРАГС, 2010. - 206 с.

. Уколов, В.Ф, Теория управления. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 656 с,

. Шегда, А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. К.: Товарищество Знания, КОО, 2009. - 347 с.

. Яновая, С.Я. Теория управления. СПб: Питер, 2010. - 479 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.039 с.)