Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный анализ в оао «завод жбк-1»

Поиск

Открытое Акционерное Общество «Завод ЖБК-1» создано в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий и в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 г. №721.

Общество является юридическим лицом. Общество в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом (Приложение 1).

ОАО «завод ЖБК-1» на рынке стройматериалов более 50 лет. Все это время шло непрерывное развитие и совершенствование производства, внедрение новых передовых технологий, расширение сфер услуг, предоставляемых предприятием.

Организационная структура (рис. 2.1.) в общем виде представляет собой линейно-функциональную структуру, образованную из взаимоподчиненных элементов в виде иерархической лестницы.

Такая структура управления обладает целым рядом преимуществ:

- быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,

-        рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;

-        стабильность полномочий и ответственности за персоналом.

-        единство и четкость распорядительства и т.д.

 


Рис. 2.1. Структура управления ОАО «Завод ЖБК-1»

 

Недостатками является:

− дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности;

−        недостаточная для больших компаний, и компаний, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений;

−        разногласия между линейными и функциональными службами;

−        противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов и т.д.

ОАО «Завод ЖБК-1» выпускает более 2000 наименований строительных материалов. Ведущими направлениями в производственной и коммерческой деятельности завода «являются изготовление железобетонных изделий и деталей КПД для объектов социального, жилищного и промышленного назначения, арматурных каркасов, товарных бетонов и растворов, керамзитового гравия, стеновых камней СКЦ и тротуарной плитки (брусчатка бетонная). Распространенные в строительстве и благоустройстве городов и других населенных пунктов камни СКЦ и тротуарная плитка производятся на немецком оборудовании фирм «НЕNКЕ» и «HESS» методом полусухого вибропрессования. Состав материалов, использующихся для производства, а также современные технологии изготовления обеспечивают продукции завода высокую прочность, морозостойкость и экологическую безопасность.

Стеновые камни из тяжелого бетона и керамзитобетона применяются для внутренних и наружных стен коттеджей и высотных зданий, успешно конкурируя с традиционным стеновым материалом кирпичом, превосходя его по теплоизоляции, звукоизоляции, морозостойкости; а меньший почти в два раза объемный вес позволяет снизить нагрузки на фундамент. Снижается общий расход материалов, уменьшаются трудозатраты, транспортные расходы, сокращаются сроки строительства. Стеновой камень-это идеальный материал для реставрации «хрущевок», надстройки мансардовых этажей.

Художественные кованые изделия выпускаются на оборудовании немецкой фирмы «Krieger». Качество столярных изделий обеспечивают автоматизированная линия сращивания древесины и сушильные камеры западноевропейского производства.

Предприятие изготавливает практически все то, что нужно для своего строительного комплекса, и это позволяет строить дома «под ключ». Освоено строительство быстро-возводимых панельных церквей, на которые имеется большой спрос не только в Белгородской, но и в соседних областях. С каждым годом завод расширяет объемы работ по комплексному благоустройству улиц, площадей, парков, скверов, территорий перед коттеджами, офисами, административными зданиями в городах и поселках Белгородчины и за ее пределами. В современных рыночных условиях, ОАО «Завод ЖБК-1» проводит модернизацию производства, наращивает темпы выпуска продукции.

Основные показатели финансово-хозяйственной, характеризующие деятельность предприятия за период 2009-2011 гг., рассчитанные при помощи бухгалтерской отчетности (Приложение 2-7), представлены в таблице 2.1.


Таблица 2.1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Завод ЖБК-1» за 2009-2011 гг.

№ п/п Показатели

Годы

Отклонение

   

2009

2010

2011

Абсолютное (+,-)

Относительное (%)

   

 

 

  2010 г. от 2009 г 2011 г. от 2010 г 2010 г. к 2009 г 2011 г. к 2010 г
1 Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб.

1376503

1563232

2041679 186729 478447 13,57 30,61
2 Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб.

949259

1114509

1507118 165250 392609 17,41 35,23
3 Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

327083

330044

386430 1961 56386 0,91 17,08
4 Чистая прибыль, тыс. руб.

265921

250782

246075 -15139 -4707 -5,69 -25,44
5 Среднесписочная численность работников, чел.

1061

1062

1075 1 13 0,09 1,22
6 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

436737

461833

558474 25096 96641 5,75 20,93
7 Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, тыс. руб. 810434

931694

863342

121260 -68352 14,96 -7,34
8 Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности, тыс. руб. 149241

157874

195178

8633 37304 5,78 23,63
9 Производительность труда, тыс. руб. 1298,36

1471,97

1899,24

173,61 427,27 13,37 29,03
10 Фондоотдача, руб. 3,15

3,38

3,66

0,23 0,28 7,30 8,28
11 Фондоёмкость, руб. 0,32

0,30

0,27

-0,02 -0,03 -6,25 -10,00
12 Рентабельность продаж, % 23,76

21,11

18,93

-2,65 -2,18 - -
                     

Как видно из таблицы 2.1. ОАО «Завод ЖБК-1» по результатам производственной деятельности за 2009-2011 гг. показало хорошие результаты, и необходимо отметить, что в 2011 г. финансовое состояние предприятия еще более улучшилось.

Увеличение производства в 2010 г. по сравнению с 2009 г. обусловило увеличение объемов продаж на 186729 тыс. руб., а увеличение производства в 2011 г. по сравнению с 2010 г. обусловило увеличение объемов продаж на 478447 тыс. руб.

Себестоимость проданной продукции (работ, услуг) в 2010 г. увеличилась на 165250 тыс. руб. по сравнению с 2009 г., а в 2011 г. увеличилась на 392609 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. в результате роста цен на энергоносители и сырье.

Увеличение прибыли от продаж ОАО «Завод ЖБК-1» в 2010 г. на 1961 тыс. руб. и на 56386 тыс. руб. в 2011 г. подтверждает увеличение таких показателей, как производительность труда, которая повысилась в 2010 г. 173,61 тыс. руб. по сравнению с 2009 г. и на 427,27 тыс. руб. в 2011 г. соответственно.

Чистая прибыль ОАО «Завод ЖБК-1» в 2010 году ниже, чем в 2009 на 15139 тыс. руб., в 2011 г. на 4707 тыс. руб. ниже, чем в 2010 г. Это снижение произошло за счет увеличения затрат на производство продукции.

За счет увеличения рабочих мест и увеличения объема деятельности предприятия, среднесписочная численность работников ОАО «Завод ЖБК-1» увеличилась на 11 человека в 2010 г. и на 13 человек в 2011 г.

Основные средства ОАО «Завод ЖБК-1» постоянно обновляются, об этом говорят темпы роста. В 2010 г. произошло увеличение на 5,75% по сравнению с 2009 г., в 2011 г. на 20,93% по сравнению с 2010 г.

Дебиторская задолженность увеличилась в конце 2010 года на 121260 тыс. руб., в конце 2011 года снизилась на 68352 тыс. руб., это положительная тенденция и свидетельствует о присутствии отвлеченных средств в качестве дебиторской задолженности и об их не возврате в оборот, как следствие, снижение ликвидности оборотных средств. С другой стороны, это может говорить об увеличении спроса на продукцию и объёма её производства и реализации.

Увеличение кредиторской задолженности в 2010 году на 8633 тыс. руб. и в 2011 году на 37304 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом вновь увеличило разрыв между ними, что негативно сказывается на платежеспособности организации, уменьшая её и понижает его финансовую устойчивость.

Фондоотдача в 2010 г. увеличилась на 0,23 руб. по сравнению с 2009 г., в 2011 г. на 0,28 руб. увеличилась по сравнению с 2010 г., что говорит об эффективности использования основных средств у предприятия.

Фондоемкость в 2010 г. снизилась на 0,02 руб. по сравнению с 2009 г., и на 0,03 руб. снизилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

Снижение рентабельности продаж в 2010 г. на 2,65%, и в 2009 г. и на 2,18% в 2011 г. по сравнению с 2010 г. говорит о том, что предприятие работало менее рентабельно, чем в предыдущие годы.

Анализируя динамику показателей, можно сделать вывод, что в целом данное предприятие работало в течении 2011 г. более эффективнее, чем предыдущий год.

Системный анализ в управлении имеет целью дать лицам, принимающим решения, рекомендации по выбору целей и стратегии (с использованием математических методов), направленных на повышение эффективности производства.

Системный анализ предполагает сравнение альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и эффективности при достижении определенной цели. Обычно такое сравнение осуществляется в форме отыскания альтернативы, которая обеспечивает минимум затрат на достижение некоторых заданных результатов или, наоборот, является попыткой привести к максимуму некоторый натуральный показатель результатов деятельности при наличии ограничений на затраты средств. Разработка таких оценок носит название анализа «стоимости-эффективности».

Различные альтернативы проверяются посредством моделей, которые показывают, какие последствия можно ожидать, следуя каждой из альтернатив, а именно: каков уровень затрат и какова степень достижения каждой из поставленных целей. Затем используется критерий для взвешивания затрат по отношению к результатам, и таким образом альтернативы могут быть расположены в порядке их предпочтительности.

Одним из условий успешной работы с поставщиками и покупателями продукции в ОАО «Завод ЖБК-1» является точное и своевременное выполнение условий заключенных договоров и контрактов. Поэтому идет строгое соблюдение сроков поставки продукции, сроков оплаты, условий транспортировки товара, соблюдении оговоренного ассортимента закупаемой продукции, что обеспечивает слаженную работу клиентов с предприятием, а также способствует завоеванию благоприятного имидж ОАО «Завод ЖБК-1».

Работы по поставкам продукции заранее планируются. Это заключается не только в том, что в соответствующие сроки идет отгрузка продукции клиентам, а также и в том, что покупатели заранее присылают в управление маркетинга заявки на железобетонные конструкции и другую продукцию, на основе которых формируется план производства на каждый последующий месяц.

Мнения оптовых покупателей, а также непосредственных потребителей продукции Общества играют важную роль в деятельности предприятия. Для оптовых покупателей Управлением маркетинга ежеквартально высылаются анкеты-опросники по утвержденной форме, которые позволяют изучить рынок железобетонных конструкций в соответствующем регионе, уровень цен на продукцию конкурирующих фирм, позволяют узнать мнение клиентов по ассортименту производимой продукции, выявить запросы, желания клиентов.

Среди розничных покупателей проводится анкетирование непосредственно магазинами ОАО «Завод ЖБК-1» с целью изучения спроса на новую продукцию, выявления мнения также по поводу дизайна, уровня цен, ассортименту и др.

В работе предприятия учитываются все отзывы покупателей - как положительные, так и отрицательные: отрицательные - с целью выявления и устранения недостатков по качеству самих товаров, условиям транспортировки, качеству обслуживания и т.д., положительные - для изучения спроса на продукцию, формирования планов производства (при положительных отзывах на конкретные виды продукции), и для повышения имиджа предприятия в целом.

В настоящее время предприятие имеет большое число потребителей.

Основными потребителями продукцииОАО «Завод ЖБК-1» являются:

ОАО «Техстрой», ул. Промышленная, 6;

ОАО «Промстрой», ул. Мичурина, 62;

ОАО «Промтекстиль», г. Воронеж;

ОАО «Монолитбелстрой», пр-кт Б. Хмельницкого, 133-в;

ОАО «КМА рудстрой», г. Губкин;

ОАО «СУ-5» «Белгородстрой»;

Индивидуальные застройщики.

Основными конкурентами ОАО «Завод ЖБК-1» являются:

Завод ЖБК-2, г. Белгород, ул. Заслонова, 187;

ОАО «Белгородстройдеталь», г. Белгород, ул. Мичурина, 104;

ОАО ЖБИ-4, г. Белгород, ул. Фрунзе 230;

ОАО «Завод строительных деталей и конструкций», г. Белгород, ул. Коммунальная 6;

ЗАО ЖБИ, пос. Маслова Пристань;

АО «КМА Рудстрой ЖБИ-2», г. Губкин;

Завод ЖБК, г. Новый Оскол;

АО «Стройдеталь», г. Шебекино;

АО «Монолит», г. Алексеевка;

ЗАО СОАТЭ, г. Старый Оскол;

ЗАО «Прогресспромстрой», г. Шебекино.

В настоящее время ЖБК-1 имеет 2 основных конкурента по производству строительных материалов: «Белгородстройдеталь» и «ЖБИ-4». Рассмотрим более подробно основных конкурентов (табл. 2.2.)

 

Таблица 2.2. Преимущества и недостатки конкурентов ОАО «Завод ЖБК-1»

Название Сильные стороны Слабые стороны Стратегия маркетинга
ОАО «Завод ЖБК-1» 1) высокое качество; 2) узнаваемость на рынке; 3) возможность привлечения инвестиций; 4) значительные мощности; 5) широкий ассортимент 1) высокие отпускные цены; 2) высокий уровень энергопотребления  Снижение отпускных цен
ОАО «Белгород-стройдеталь 1) приемлемое качество; 2) простота доставки сырья; 3) близость к потребительским рынкам 1) высокие отпускные цены; 2) недостаток финансирования  Снижение отпускных цен
ОАО «ЖБИ-4» 1) выпуск ориентирован на потребителя; 2) удовлетворительное качество 1) неэффективная управленческая деятельность; 2) недостаточный объем производства  Рост объема производства

 

ОАО «Завод ЖБК-1» является лидером по объемам продаж среди организаций аналогичного профиля. Предприятие постоянно увеличивает свою долю рынка в г. Белгороде по продаже сборного железобетона. Активно наращиваются объемы производства мелкоштучных изделий. Успешно развивается деятельность на других регионах рынка, значительно увеличиваются объемы продаж тротуарной плитки вне территории области. Можно сделать вывод о том, сто ОАО «Завод ЖБК-1» занимает прочные позиции на рынке строительных материалов Белгородской области.

После анализа внешней среды следует проанализировать сильные и слабые стороны предприятия.

Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе, и которую она должна стремится расширить и укрепить.

Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно сделать все возможное, чтобы избавиться от них.

Сильные и слабые стороны предприятия представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3. Сильные и слабые стороны ОАО «Завод ЖБК-1»

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
Производство Использование качественного сырья. Увеличение объёмов производства. Контроль качества сырья и готовой продукции. Устаревшее оборудование, требующее модернизации. Высокая себестоимость продукции.
Кадры Сильная управленческая команда. Желание работников заниматься повышением квалификации. Добросовестные опытные работники со стажем. Текучесть кадров. Недальновидная квалификация и профессионализм работников. Слабая мотивация труда.
Маркетинг Налажены каналы сбыта. Положительный имидж. Недостаточно изучена конъюнктура рынка.
Организация Простота организационной структуры. Чётко определены обязанности и ответственность каждого работника. Длинный путь принятия решения от руководителя к исполнителю.
Финансы Получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство. Прибыль поступает в рублях, которые имеют тенденцию к обесцениванию.

 

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и кадров есть некоторые проблемы.

Рынок товарного бетона и раствора характеризуется наличием большого количества конкурентов. Сегодня применяются не только стационарные, но и мобильные бетонные узлы, которые способны готовить бетонные смеси прямо на строительных площадках. Поэтому даже некоторые строительные организации занимаются производством бетонных и растворных смесей. Большинство конкурентов обладают малыми объемами производства.

В связи со спецификой транспортирования данного вида продукции в первую очередь следует рассматривать производство товарного бетона и раствора в рамках г. Белгорода.

 

Таблица 2.4. Основные производители бетона и раствора в г. Белгороде

Наименование предприятия Доля предприятия среди производителей товарного бетона, % Доля предприятия среди производителей товарного раствора, %
ОАО «Завод ЖБК-1» 54 55
ОАО «Белгородстройдеталь» 26 6
ОАО «ЖБИ-4» 5 24
ОА «Монолит» 8 3
ЗАО «СОАТЭ» 4 3
Прочие 3 9
Итого 100 100

Как видно из таблицы 2.4. ОАО «Завод ЖБК-1» является крупнейшим производителем товарного бетона и раствора в г. Белгороде. Однако на структуру реализации этой продукции значительное влияние оказывают заводы-конкуренты расположенные в ближайших районах Белгородской области.

К основным конкурентным свойствам следует отнести удобство транспортировки, скорость отпуска продукции и цену.

Для оценки преимуществ и недостатков ОАО «Завод ЖБК-1» на рынке товарного бетона и раствора необходимо выявить отличия цен завода и основных конкурентов.

Для анализа возьмем сильнейшего конкурента на территории г. Белгорода - ОАО «Белгородстройдеталь» и некоторых крупных конкурентов в области. Анализ можно провести на основе продукции конкретных марок (для остальных марок тенденция не сохраняется) (табл. 2.5.).

 

Таблица 2.5. Отпускные цены с НДС, в руб.

Предприятия Товарный бетон (М-200) Раствор (М-100)
ОАО «Завод ЖБК-1» 1890 1570
ОАО «Белгородстройдеталь» 1885 1570
ОАО «ЖБИ-4» 1720 1450
ОА «Монолит» 1680 1420
ЗАО «СОАТЭ» 1700 1440

 

Из таблицы 2.5. видно, что ОАО «Белгородстройдеталь» и ОАО «ЖБИ-4» по отношению к ОАО «Завод ЖБК-1» занимают положение ценового последователя по данным товарным позициям, приводя свои цены в соответствие с ценами ОАО «Завод ЖБК-1», порой создавая видимость более низких цен.

ОАО «ЖБИ-4» по товарному бетону имеет более низкую цену чем ОАО «Завод ЖБК-1», что создает ему значительное конкурентное преимущество. Это дополнительно подтверждает необходимость внедрения предлагаемого мероприятия и снижения и снижения себестоимости выпускаемой продукции.

Маркетинг направлен на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта продукции.

Стратегия ОАО «Завод ЖБК-1» состоит в том, чтобы полностью удовлетворить внутреннюю потребность и не допустить входа в регион других производителей. Основной упор следует делать на то, чтобы сделать невыгодным вход сторонних производителей в область.

Так как продукция предприятия ЖБК-1 относится к отрасли ПСМ, то в отношении стратегии маркетинга необходим акцент на неценовую конкуренцию - увеличение ассортимента изделий, совершенствование качества продукции. Сервис, удобство приобретения и сопутствующие услуги, при сохранении не больших цен. Ценовая конкуренция не является приоритетной.

Отрасль жилищного строительства испытывает большую потребность в строительных материалах данного типа, поэтому проблем со сбытом не должно возникнуть.

Несмотря на то, что рынок строительных материалов не является новым, он представляется перспективным, ненасыщенным. Из-за того, что доля продукции ЖБК- 1 на данном рынке составляет 54% конкуренты не смогут воспользоваться моментом и нанести не поправимый ущерб предприятию.

Выбор ценовой стратегии определяется общей маркетинговой стратегией. Так как целью предприятия является укрепление позиций на рынке, то ценовая стратегия должна быть следующей: цена ниже чем у конкурентов и ниже чем на других рынках с таким же товаром, иногда цена ставиться ниже чем себестоимость, но в нашем случае у фирмы хороший имидж и каналы сбыта, что позволит обойтись без критических мер.

ОАО «Завод ЖБК - 1» на рынке большинства видов строительных материалов следует стратегии диверсификационного роста, что оправдано спецификой продукции и сложившейся ситуацией.

Задачами маркетинговой политики, для выбранной стратегии развития является:

повышение имиджа предприятия;

переманивание клиентов конкурентов;

расширение рынка сбыта продукции;

улучшение реализации товаров за счет повышения степени узнаваемости марки в среде покупателей.

Основными методами воздействия на покупателя будут: реклама, продвижение торговли и поддерживание имиджа фирмы.

Реклама:

прямая реклама: по почте, лично вручаемые рекламные материалы, информационные письма и т.д.;

реклама в прессе: в специальных (отраслевых) журналах, в справочниках, телефонных книгах;

печатная реклама: проспекты, каталоги, открытки, календари и др. виды печатной продукции;

Расширение рынка сбыта продукции:

предоставление скидок: (скидка на приобретаемое количество продукции и формы оплаты, персональные скидки, предоставляемые для специальных покупателей, в которых заинтересовано предприятие);

демонстрационные залы;

участие в различных выставках и семинарах.

Таким образом, ОАО «Завод ЖБК-1» наиболее выгодно для себя использует конкурсы и выставки, что помогает поднять престиж предприятия и его известность, а также снизить затраты на традиционную рекламу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.01 с.)