Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России



Содержание

 

Введение

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России

 Торговый оборот

 Сальдо платежного баланса: тенденции и основные выводы

Глава 2. Внешняя политика России на современном этапе

 Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации

 Таможенное регулирование экспорта

Глава 3. Внешнеторговая деятельность в России в 2014-2016 гг.

 Общие факторы формирования таможенно-тарифной политики

 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

Целью исследования данной курсовой работы является определение теоретических и методических основ роли государства в стимулировании экспорта, выявление направлений совершенствования механизма обеспечения экспорта в России, разработка методических и практических рекомендаций для повышения внешнеторговой деятельности РФ и пути совершенствования экономического развития России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

. рассмотреть внешнеэкономическую деятельность России;

. изучить внешнюю политику России на современном этапе;

. проанализировать внешнеторговую деятельность РФ в 2014-2016 гг. и выявить пути совершенствования экономического развития.

Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:

. введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;

. глава 1, в которой описывается внешнеэкономическая деятельность России;

. глава 2, в которой проводится анализ внешней политики России на современном этапе;

. глава 3, в которой представлено совершенствование внешнеторговой деятельности в России;

. заключение, содержащее общие выводы по работе;

. список использованной литературы, включающий 50 наименований.

Целесообразность решения проблем, возникающих в практике внешнеторговой деятельности и неполнота имеющихся разработок в области стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, определили актуальность исследования роли государства в стимулировании экспорта.

Информационной базой данной курсовой работы стали монографии, учебники, исследования Брячака М.В., Баландиной Г.В., Абрамова М.Д., Нигматулина Р.И., Холопова К.В. и других авторов.

Таким образом, теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные вопросам в области внешнеэкономической деятельности России, теории и практики журналистики, периодические издания и электронные ресурсы.

Нормативно-правовой базой курсовой работы стали данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, информационные и статистические материалы Министерства финансов Российской Федерации, публикации в экономических изданиях и др.

Объектом настоящей курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России.

Предметом исследования курсовой работы является роль государства в стимулировании экспорта.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методики совершенствования внешнеэкономической деятельности РФ; рекомендаций по совершенствованию экспортной деятельности и экономического развития России.

 


 

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России

Торговый оборот

внешнеэкономический торговый политика международный

Внешняя торговля любой страны является одним из важнейших показателей состоятельности ее экономической системы, ибо объем внешнеторгового оборота, и в особенности экспорта, служит мерилом востребованности, конкурентоспособности производимой ею продукции на внешнем рынке. На первый взгляд, по этому показателю в последнее десятилетие российская экономика демонстрируют достаточный рост валовых значений со 149,9 в 2000 г. до 845,8 в 2011 г. млрд. долл. США, т.е. в 5,64 раза. При сопоставлении с ростом ВВП за тот же период (ВВП выросло в 7,5 раз в текущих ценах) заметно отставание роста внешней торговли от уровня роста ВВП, что свидетельствует об отсутствии прямой зависимости ВВП от уровня ее конкурентоспособности на внешних рынках. Положительным достижением экономической системы РФ во внешнеторговой деятельности является улучшение структуры внешнеторгового оборота за исследуемый период 2000-2011 гг. за счет опережающего роста экспорта по сравнению с ростом объемов импорта (рис.1). Данное соотношение обусловило рост положительного сальдо торгового баланса.

 


 

Рис. 1. Показатели внешней торговли РФ в период с 2000-2011гг. (млрд. долл.)

 

Объем внешнеторгового оборота характеризовался поступательным ростом с 2000 г. по 2008 г. со 149,9 млрд. долл. до 763,5 млрд. долл., в 2009г. под воздействием мирового финансово-экономического кризиса величина торгового оборота сократилась на 263,8 млрд. долл. или 35,1%. С 2010г. в соответствии с общемировым трендом начался восстановительный период, когда рост оборота составил 154 млрд. долл. по сравнению с 2009 г., однако достигнуть предкризисного 2008 г. не удалось, со 114,3 млрд. долл. отставанием. Этот разрыв удалось перекрыть в 2011 г. с опережением 82,3 млрд. долл. по сравнению с 2008 г., т.е. темп прироста за три посткризисных года составил 10,8%. Сальдо торгового баланса в течение всего периода исследования с 2000-2011гг. сохраняет положительное значение.

Именно этот факт обуславливает стимулирующий эффект результатов внешнеторговых операций на экономику за счет формирования положительного платежного баланса страны. Положительное сальдо торгового баланса РФ за исследуемый период выросло с 60,1 до 198,2 млрд. долл. или в 3,3 раза. Отставание темпов роста сальдо внешнеторгового баланса по сравнению с его оборотом свидетельствует о наличии зависимости российской экономики от импорта.

В период с 2000-2011гг. объем экспорта вырос в 5 раз со 105 млрд. долл. до 522 млрд. долл. и импорта в 7,2 раза с 44,9 до 323,8 млрд. долл., то есть, несмотря на превышение объемов экспорта над импортом, скорость роста импортных поставок превышает темпы роста экспорта. Данная тенденция чревата серьезными негативными последствиями для экономической системы России.

Характер цикличности динамики показателей внешнеторговой деятельности России в период 2000-2011 гг. (рис. 2) демонстрирует прямую зависимость циклических спадов величины внешнеторгового оборота от экспорта, так как кривая темпа роста совокупного торгового оборота совмещена с кривой темпов роста экспорта, что требует дополнительного исследования экспортных операций, их характера и структуры.

 

Рис. 2. Темпы роста показателей внешней торговли РФ в период с 2000-2011 гг.

 

Рост импорта характеризуется равномерностью, что отражается в большей сглаженности кривой импорта. Кривая темпа роста экспорта, напротив, имеет выраженный характер циклических периодов, больший шаг и глубину спада, что и обуславливает аналогичный тренд кривой внешнеторговых операций. В период роста экспорта увеличивается поступление валютной выручки, что создает финансовую основу роста импортных поставок, как в сфере потребления, так и в сфере средств производства. То есть рост финансовых возможностей за счет экспорта приводит к увеличению спроса на более конкурентную по техническим характеристикам (соответственно и по качеству) продукцию. Отсюда и несовпадение периодов роста импорта и экспорта. При этом валовое превышение экспорта над импортом позволяет снижать негативное влияние циклических спадов.

Основной торговый оборот России приходится на страны ЕС, в частности, на Германию, Нидерланды, Италию, Францию, Польшу, Великобританию, Финляндию. Доля этих семи стран составила в 2011 году 41,23%, против 38,99% в 2005 году. Причины доминирования стран ЕС во внешней торговле с Россией заключаются в том, что именно страны ЕС являются основными покупателями российских экспортных товаров (энергоносителей и металлургической продукции), а также основными поставщиками в Россию импорта (машиностроительной продукции, автомобилей, продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, продукции лёгкой промышленности).

Китай также традиционно является крупным торговым партнёром России, причём его доля во внешнеторговом обороте постепенно возрастает: с пятого места в 2005 году он переместился на третье место в 2011 году. Вплотную подойдя к Германии и Нидерландам, занимающим, соответственно, первое и второе место, в ближайшие годы Китай имеет все шансы стать лидером по внешнеторговому обороту с Россией среди всех прочих стран.

Третье направление внешней торговли России - страны СНГ. Основные торговые партнёры здесь - Белоруссия, Украина и Казахстан. Доля всех этих стран во внешнеторговом обороте с Россией с 2005 по 2011 год постепенно снижается: в меньшей степени это касается Казахстана, в большей степени - Украины и Белоруссии. Причина заключается как в сокращении относительных объёмов экспорта России в эти страны, так и в снижении доли основных товаров, импортируемых из стран СНГ (сельскохозяйственная продукция, чёрная металлургия) в структуре российского импорта.

 

Заключение

 

Таможенное регулирование в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации металлов и изделий из них оказывает непосредственное влияние на доходы федерального бюджета, что обусловлено размером устанавливаемых ставок ввозных и вывозных пошлин.

В то же время имеется ряд факторов, негативно сказывающихся на доходах федерального бюджета.

Действующая ставка вывозной таможенной пошлины в отношении лома черных металлов установлена более 10 лет назад в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 т. За период применения указанной ставки вывозной таможенной пошлины произошел рост цен как на сырье, так и на производимую продукцию металлургических предприятий.

При сложившихся ценах на мировом рынке металлов и незначительности размера специфической составляющей комбинированной ставки вывозной таможенной пошлины недобросовестные участники ВЭД имеют возможность минимизировать таможенные платежи, занижая таможенную стоимость лома черных металлов. Цена закупки лома черных металлов на внутреннем рынке у ряда участников ВЭД нередко превышает цену его последующей продажи на экспорт.

Применение более высокой специфической ставки таможенной пошлины при вывозе лома черных металлов может гарантированно обеспечивать уплату таможенных платежей в федеральный бюджет за каждую экспортируемую тонну вне зависимости от заявленной величины таможенной стоимости, исключив возможность «манипулирования» экспортной ценой как базой для расчета размера уплачиваемой пошлины.

В законодательном порядке не урегулирован вопрос определения начала срока переработки при замене иностранных товаров эквивалентными товарами в случае вывоза с таможенной территории Российской Федерации товаров в качестве продуктов переработки до ввоза сырья для переработки согласно пункту 5 статьи 248 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Указанное фактически исключает в настоящее время применение замены иностранных товаров эквивалентными товарами (эквивалентной компенсации) при процедуре переработки на таможенной территории, предусмотренной статьей 248 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 251 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Организация взаимодействия министерств и ведомств по вопросам, связанным с применением мер таможенно-тарифной политики, а также выработкой и обоснованием предложений по изменению ставок пошлин в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории металлов и изделий из них, строилась на основе Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260.

На все проекты постановлений Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов изменения ставок таможенных пошлин в отношении металлов и изделий из них, Министерством юстиции Российской Федерации подготовлены заключения, свидетельствующие об отсутствии положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции.


 

Список использованной литературы

1. http://www.customs.ru - официальный сайт Федеральной таможенной службы.

. http://www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

. Абрамов М.Д. Виноват не только кризис. Журнал НЭА, № 3, 2011.

. Белоусов А. Бизнес-идея развития, "Эксперт", 2012.

. Баландина Г.В. Таможня не может развиваться сама для себя, «Эксперт» №45, 2012.

. Благодарный Г. Партнерство - партнерством, а табачок… Транспорт России, № 4, 21 января 2010.

. Брячак М.В. Таможня и коммерция - вещи несовместные, Интервью, Транспорт России, №30, 26.07.2012.

. Вержбицкий А. 7 июня 2012. Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития. URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 26.05.2014).

. Кисс Р.Ю. Государство должно услышать участников ВЭД. URL: http://www. провэд.рф (дата обращения: 26.05.2014).

. Кисс Р.Ю. Таможня для бизнеса или бизнес для таможни. URL: http://www. провэд.рф (дата обращения: 26.05.2014).

. Мальцев А. Белоус А. Пресечение «серых» схем как фактор пополнения бюджета, «Таможенное регулирование. Таможенный контроль», № 4, 2011.

. Номоконов В. Заказное правосудие или "Законность по приказу?", «Новая газета во Владивостоке». 15.10.2009.

. Нигматулин Р.И. Модернизация России: проблемы и пути их решения. Изд. «Модернизация», М., 2012.

. Петраков Н.Я. Проблемы модернизации экономики России: Монография - М.: ЦЭМИ РАН, 2011.

. Полякова И. «Логистика для апельсина», газета «Транспорт России»,

декабря 2012.

. Романов А. Проблемы предварительного информирования на море.

.

. Романчук Я. Расцвет «серых» схем. Руководитель белорусского Научного исследовательского центра Мизеса, 17 января 2012.

. Рубченко М. Реквием по «Ростэку», «Эксперт», №19 (802) от 14 мая

.

. Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы, М.: ИД «ФОРУМ», 2012. - 544 с.

. Холопов К.В. Зарубежный опыт и направления развития международных контрейлерных перевозок в России. Российский внешнеэкономический вестник, № 9, 2011.

. Холоша М. Российский транзит под разными углами зрения. Морские порты, №6, 2010, стр. 38-44.

. Ценжарик М.К., Ефимова Е.Г., Проблемы формирования единой таможенной территории СНГ и ЕврАзЭС, журнал «Проблемы современной экономики», № 1/2, (17/18), 2010.

. Чурсина А. Выступление на конференции Moscow Times «Таможня и

бизнес. Итоги и перспективы», состоявшейся 5 декабря в Москве.

. Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2012. №3. С.61.

. Виртуальная таможня. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. URL: http://www.vch.ru. (дата обращения: 25.04.2014).

. Национальные интересы во внешней политике России («круглый стол») // Международная жизнь. 2010. №3. С.3-23.

. Российско-киргизское военное и военно-техническое сотрудничество. URL: http://www.kyrgyz.mid.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. Объем инвестиций России в экономику стран СНГ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. О мерах по развитию и совершенствованию экспорта российских образовательных услуг: выступление Директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России В.В. Ничкова на заседании коллегии Министерства. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. По численности иностранных студентов Россия пока еще на восьмом месте в мире. URL: http://russia.edu.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 26.05.2014).

. Решение Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 30 января 2013 г. №4.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России

 Торговый оборот

 Сальдо платежного баланса: тенденции и основные выводы

Глава 2. Внешняя политика России на современном этапе

 Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации

 Таможенное регулирование экспорта

Глава 3. Внешнеторговая деятельность в России в 2014-2016 гг.

 Общие факторы формирования таможенно-тарифной политики

 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

Целью исследования данной курсовой работы является определение теоретических и методических основ роли государства в стимулировании экспорта, выявление направлений совершенствования механизма обеспечения экспорта в России, разработка методических и практических рекомендаций для повышения внешнеторговой деятельности РФ и пути совершенствования экономического развития России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

. рассмотреть внешнеэкономическую деятельность России;

. изучить внешнюю политику России на современном этапе;

. проанализировать внешнеторговую деятельность РФ в 2014-2016 гг. и выявить пути совершенствования экономического развития.

Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:

. введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;

. глава 1, в которой описывается внешнеэкономическая деятельность России;

. глава 2, в которой проводится анализ внешней политики России на современном этапе;

. глава 3, в которой представлено совершенствование внешнеторговой деятельности в России;

. заключение, содержащее общие выводы по работе;

. список использованной литературы, включающий 50 наименований.

Целесообразность решения проблем, возникающих в практике внешнеторговой деятельности и неполнота имеющихся разработок в области стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, определили актуальность исследования роли государства в стимулировании экспорта.

Информационной базой данной курсовой работы стали монографии, учебники, исследования Брячака М.В., Баландиной Г.В., Абрамова М.Д., Нигматулина Р.И., Холопова К.В. и других авторов.

Таким образом, теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные вопросам в области внешнеэкономической деятельности России, теории и практики журналистики, периодические издания и электронные ресурсы.

Нормативно-правовой базой курсовой работы стали данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, информационные и статистические материалы Министерства финансов Российской Федерации, публикации в экономических изданиях и др.

Объектом настоящей курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России.

Предметом исследования курсовой работы является роль государства в стимулировании экспорта.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методики совершенствования внешнеэкономической деятельности РФ; рекомендаций по совершенствованию экспортной деятельности и экономического развития России.

 


 

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России

Торговый оборот

внешнеэкономический торговый политика международный

Внешняя торговля любой страны является одним из важнейших показателей состоятельности ее экономической системы, ибо объем внешнеторгового оборота, и в особенности экспорта, служит мерилом востребованности, конкурентоспособности производимой ею продукции на внешнем рынке. На первый взгляд, по этому показателю в последнее десятилетие российская экономика демонстрируют достаточный рост валовых значений со 149,9 в 2000 г. до 845,8 в 2011 г. млрд. долл. США, т.е. в 5,64 раза. При сопоставлении с ростом ВВП за тот же период (ВВП выросло в 7,5 раз в текущих ценах) заметно отставание роста внешней торговли от уровня роста ВВП, что свидетельствует об отсутствии прямой зависимости ВВП от уровня ее конкурентоспособности на внешних рынках. Положительным достижением экономической системы РФ во внешнеторговой деятельности является улучшение структуры внешнеторгового оборота за исследуемый период 2000-2011 гг. за счет опережающего роста экспорта по сравнению с ростом объемов импорта (рис.1). Данное соотношение обусловило рост положительного сальдо торгового баланса.

 


 

Рис. 1. Показатели внешней торговли РФ в период с 2000-2011гг. (млрд. долл.)

 

Объем внешнеторгового оборота характеризовался поступательным ростом с 2000 г. по 2008 г. со 149,9 млрд. долл. до 763,5 млрд. долл., в 2009г. под воздействием мирового финансово-экономического кризиса величина торгового оборота сократилась на 263,8 млрд. долл. или 35,1%. С 2010г. в соответствии с общемировым трендом начался восстановительный период, когда рост оборота составил 154 млрд. долл. по сравнению с 2009 г., однако достигнуть предкризисного 2008 г. не удалось, со 114,3 млрд. долл. отставанием. Этот разрыв удалось перекрыть в 2011 г. с опережением 82,3 млрд. долл. по сравнению с 2008 г., т.е. темп прироста за три посткризисных года составил 10,8%. Сальдо торгового баланса в течение всего периода исследования с 2000-2011гг. сохраняет положительное значение.

Именно этот факт обуславливает стимулирующий эффект результатов внешнеторговых операций на экономику за счет формирования положительного платежного баланса страны. Положительное сальдо торгового баланса РФ за исследуемый период выросло с 60,1 до 198,2 млрд. долл. или в 3,3 раза. Отставание темпов роста сальдо внешнеторгового баланса по сравнению с его оборотом свидетельствует о наличии зависимости российской экономики от импорта.

В период с 2000-2011гг. объем экспорта вырос в 5 раз со 105 млрд. долл. до 522 млрд. долл. и импорта в 7,2 раза с 44,9 до 323,8 млрд. долл., то есть, несмотря на превышение объемов экспорта над импортом, скорость роста импортных поставок превышает темпы роста экспорта. Данная тенденция чревата серьезными негативными последствиями для экономической системы России.

Характер цикличности динамики показателей внешнеторговой деятельности России в период 2000-2011 гг. (рис. 2) демонстрирует прямую зависимость циклических спадов величины внешнеторгового оборота от экспорта, так как кривая темпа роста совокупного торгового оборота совмещена с кривой темпов роста экспорта, что требует дополнительного исследования экспортных операций, их характера и структуры.

 

Рис. 2. Темпы роста показателей внешней торговли РФ в период с 2000-2011 гг.

 

Рост импорта характеризуется равномерностью, что отражается в большей сглаженности кривой импорта. Кривая темпа роста экспорта, напротив, имеет выраженный характер циклических периодов, больший шаг и глубину спада, что и обуславливает аналогичный тренд кривой внешнеторговых операций. В период роста экспорта увеличивается поступление валютной выручки, что создает финансовую основу роста импортных поставок, как в сфере потребления, так и в сфере средств производства. То есть рост финансовых возможностей за счет экспорта приводит к увеличению спроса на более конкурентную по техническим характеристикам (соответственно и по качеству) продукцию. Отсюда и несовпадение периодов роста импорта и экспорта. При этом валовое превышение экспорта над импортом позволяет снижать негативное влияние циклических спадов.

Основной торговый оборот России приходится на страны ЕС, в частности, на Германию, Нидерланды, Италию, Францию, Польшу, Великобританию, Финляндию. Доля этих семи стран составила в 2011 году 41,23%, против 38,99% в 2005 году. Причины доминирования стран ЕС во внешней торговле с Россией заключаются в том, что именно страны ЕС являются основными покупателями российских экспортных товаров (энергоносителей и металлургической продукции), а также основными поставщиками в Россию импорта (машиностроительной продукции, автомобилей, продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, продукции лёгкой промышленности).

Китай также традиционно является крупным торговым партнёром России, причём его доля во внешнеторговом обороте постепенно возрастает: с пятого места в 2005 году он переместился на третье место в 2011 году. Вплотную подойдя к Германии и Нидерландам, занимающим, соответственно, первое и второе место, в ближайшие годы Китай имеет все шансы стать лидером по внешнеторговому обороту с Россией среди всех прочих стран.

Третье направление внешней торговли России - страны СНГ. Основные торговые партнёры здесь - Белоруссия, Украина и Казахстан. Доля всех этих стран во внешнеторговом обороте с Россией с 2005 по 2011 год постепенно снижается: в меньшей степени это касается Казахстана, в большей степени - Украины и Белоруссии. Причина заключается как в сокращении относительных объёмов экспорта России в эти страны, так и в снижении доли основных товаров, импортируемых из стран СНГ (сельскохозяйственная продукция, чёрная металлургия) в структуре российского импорта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.110.49 (0.065 с.)