Социально-экономическое развитие Древней Руси ( IX – начале XIII вв. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие Древней Руси ( IX – начале XIII вв. ).



Билет 1

 

Образование древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки

 

Государство – система и организации власти и управления общ-вом, которое возникло в период разложения родоплеменного строя, появление частной собственности и классов.

Гос-во имеет 3 основных признака:

1. Возникнов-ие механизма власти, стоящим над обществом (основн. эл-ты: Армия и полиция, Правит-во, Налоговая система).

2. Законодат-во.

3. Общая территория, на которую распространяется действие механизма власти и законодательства.

Пути возникнов-ия гос-в:

1. Путь разлож-ия родо- племенн. строя.

2. Римск. путь.

3. Путь Завоеванй. Вопрос о происх-ии славян-ва.

Римские историки называли славян именем Венеды. Виант-ие историки называли славян антами и скловинами. В 4-6 веках последовало великое переселение народов. Результат перес-я: радикальные геополитические изменения в Европе. В частности: крах западной Римской империи. В 451 г. на терр-ии Франции произошло сражение между римлянами и гуннами (римляне победили). Возникают варварские гос-ва. В 6 в. визант-их письменных источниках появляются первые упоминания о восточных славянах. С 6 по 9 вв. славяне распространяются по огромной терр-ии восточной и центр. Европы.К 9 в. славянство распалось на 3 ветви: 1-западная, 2-южная,3-восточная.


Образование гос-ва.

1 –я концепция (антинорманисты) – естественного образования древнерусского гос-ва.

2- норманнская теория о происхождении древнерусского гос-ва.

Причины и предпосылки образ-я гос-ва.

1- разлож-ие родоплеменного строя у вост-ых славян.

2- имущественное неравенство, возникновение частной собств-сти и классов.

Основные этапы образования древнерусского гос-ва.

1-До середины 9 в. (до Варяжский период). 7в.-основание Киева (Кий, Щек, Хорив). В 1 половине 9 в. возникают союзы союзов вост-но-славян-их племен, протогос-ва.

1-в районе Киева – поляне.

2- у ильменских славян- Славия

3- в арабских источниках – Артания или Артсания.

В 842 г. по ПВЛ …и началась прозываться Русская Земля. В 862 г. летопись излагает легенду о призвании варягов. С 862 по 882 гг. –варяжский этап в образовании русского гос-ва. Рюрик- Новгород, в 882 г. Олег захватывает Киев (преемник Рюрика). Вывод: Объединение Киева и Новгорода в Великое единое гос-во –882 г. –отправная точка Российской истории. В 988 г. произошло Крещение Руси.

Норм. пробл. и ее соврем. тракт. Норманская теория возникает в 30-е гг. 18 в., когда на Р. престоле находилась императрица Анна Иоановна. Ее ближайшее окружение-немцы. Они были заинтересованы идеологически и политически обосновать свое господство в правящих кругах Р. Авторы норм. Теории: Байер, Миллер, Шлецер. Содержание норм. теор. 1-Политическая. Теория утверждала, что вост. славяне были не способны к самост-му историч. событию. 2-сводится к выяснению вопроса: какую роль сыграли варяги в образ-ии др.-рус. гос-ва. Ключевский: подчеркив, что варяге, пришедшие в земли вост-ых славян ускорили процесс обр-ия др-рус. гос-ва.

Научная несост-ность норм. теор.:

1- в основе ее лежит летописная легенда о призвании варягов в 862 г. (сам вопрос о призвании – спорный).

2- Норм.Теор. противоречит другим фактам, имеющимся в письм-ых источниках.

3- вост-ые слав-е и варяге находились на одном уровне соц-но-эконом-ого и полит-ого разв-ия. Вывод: варяге не могли привнести государственность восточным славянам.

4- Легенда о призвании варягов является более поздней вставкой в ПВЛ, которая была сделана по указанию Влад-ра Мономаха.

Соврем. тракт Н.Т.

1- о происхождении слова РУСЬ: - слово варяжского (скандинавского происхождения); - от географического назв-ия слова РУСЬ (река РОСЬ, в среднем приднепровье сильное племя-РУСЬ, РОСЬ); - от тюрского языка –племя РУГИ и РОКСОЛАНЫ.

2- о происхождении великой династии РЮРИКОВИЧЕЙ - правили Россией до 1598 г.

 

Билет 2

Билет 3

Билет 4

Особенности политического развития древнерусских земель в "удельный период" (XI - XIII вв.)

 

Основн. проблемы с-э. и полит. разв-ия др. Руси:

882 г. – отправная точка Росс-кой истории. Процесс становления гос-ва- не единовременный акт, он занимает целую эпоху(9-10 в.). Последний акт – принятие христ-ва- 998г. – закончилось образование ДР.Рус. гос-ва.


Два основных этапа истории Древней Руси:

I 9 – середина 11века Политическое единство Древней Руси. Экономика имела переходный характер (от родоплеменных отношений к феодальным). Принятие христианства. Подъем культуры. Активная внешняя политика.

II Середина 11 – 40-е годы 13 века. Политическая раздробленность. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Подъем производственных сил и культуры. Появление новых экономических и политических центров (Владимиро-Суздальское, Новгородское, Галицко-Волымское княжества).

Особ-ти полит. устр-ва Др.Р. гос-ва.

Основные звенья:

1. Князь.

2. Совет из ближ. Старш. Дружинн.

3. Дружина(100-1000 и более чел.). Князь – 1 среди равных дружинников.

4. организ-ия местного упр-ия (княжеские сыновья).

5. Военные силы древней Р.

Управление Древнерусским государством: Главой Древнерусского государства является великий Киевский, а с 12 века Владимирский князь. Официально впервые титул великого русского князя принимает Святослав «Великий» означает старший в роду, то есть престол передавался по принципу старшинства – это родовой принцип. Князья Великие назначали своих посадников и наместников на места, как правило это были родичи князя, то есть местные князья.

Князья и посадники на местах обладали высшей военной, судебной и законодательной властью. Наиболее распространенная оценка типа государственности Древней Руси – монархия, феодальная. 2-я структура гос. Функции вече:

1. имело высшую законодательную и распорядительную власть.

2. на вече решались вопросы войны и мира (без вече нельзя вступать в войну).

3. на вече решались вопросы распоряжения земельным фондом и финансами.

4. на вече решались все важные вопросы текущей жизни.

В вечах право голоса и участия имели все взрослые, свободные мужчины. Более того, каждый свободный гражданин Киевской Руси имел право ношения оружия. Вече – народное ополчение, поэтому оно могло настоять на своем решении. Отсюда полновластие Древнерусского вече, то есть мы видим 2 главные тенденции политического развития Древней Руси:

1. развитие и укрепление княжеской власти (в будущем монархической).

2. демократическая вечевая власть свободного населения Руси. Характер Древнерусского войска. Ядром войска была дружина или дружины местных князей. Во главе войска – князь, рядом тысяцкий – глава народного ополчения

 

Билет 5

Билет 6

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет11

Билет 12

Билет 13

Билет 14

Билет 15

Билет 16

Царство Ивана IV

 

Вначале 1547г. 16 января впервые в истории

русской государственности состоялось венчание на царство Ивана IV. 3 февраля последовала женитьба достигшего совершеннолетия царя на Анастасии Захарьиной. Ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 г. прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 г., продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорели 25 тыс. домов, погибло около 3 тыс. человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево. Глинские - Михаил и Анна - бежали в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских. Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий.27 - 28 июня Москва, по сути, находилась в руках посадских людей. 29 июня вооруженные горожане двинулись в Воробьево и потребовали выдачи Глинских. Большого труда царю стоило убедить народ разойтись. Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации. Однако выступления 1547 г. не нарушили объективного хода событий последних десятилетий. Они лишь подчеркнули необходимость дальнейших преобразований. После ряда новых начинаний рубежа XV - XVI вв. и продолжения их в 30 - 40-х годах XVI в. страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ.

Реформы Избранной Рады К 1549 г. относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля. Видимо, этот же Земский собор, принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 г. В Судебнике 1550 г. из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр. Судебник вместе с тем расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления.

Следующим шагом явилась прямая ликвидация в 1551 - 1552 гг. наместничьего управления в отдельных областях. А в 1555 - 1556 гг. приговором царя «о кормлениях» наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе. Его место занимало местное управление. В центральных уездах, вводилось губное управление, а дворяне выбирали из своей среды губных старост. Это означало завершение губной реформы. Земская реформа затронула города, где выбирались земские старосты. Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков - пришлых людей - действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Полностью местные реформы были осуществлены лишь на Севере. Губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом - в Смутное время. Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов, как функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы: Челобитенный (жалобы на имя царя). Во главе этого высшего органа контроля стоял А. Адашев. Посольский приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный приказ (дела поместного землевладения), Разбойный (разыскивал и судил «лихих людей»). Первый приказ военного ведомства - Разрядный (обеспечение сбора дворянского ополчения и назначение воевод), Стрелецкий (ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов). Разрядным приказом руководил дьяк И.Г. Выродков, при котором он стал как бы генеральным штабом русского войска. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Окончательное завершение формирования приказной системы приходится на XVII в.

Опричнина

А. Накануне опричнины

В 1560 г. Иван IV избавился от Избранной рады. Длительные и тяжелые войны, новые налоги разоряли страну. В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии).Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву. Иван IV предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть царствующий град Москву.

Б. События начала января 1565 г.

В начале декабря 1564 г. царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: «гневная», грамота была адресована митрополиту Афанасию, «слезная», - «посаду, всем людям». В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство - в зловредном пособничестве боярам; в другом послании - заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались как бы между двух огней - царем и народом. Народ единодушно поддержал государя. Бояре, духовенство, дворяне, приказные люди, купцы и посадские направили делегацию в Александровскую слободу просить государя вернуться на престол. Иван IV согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В общем виде они сводились к тому, что отныне царь будет по своему усмотрению казнить изменников «опалою, смертию, лишением достоинств»...

В. Опричная политика 1565-1572 гг.

1. 2 февраля 1565 г. Иван вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. В опричнину (от слова «опричь» - кроме, особо), подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину и земщину.

2. Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско, сначала из одной тысячи, потом пять тысяч человек.

3. Братоубийство в стране вызвало недовольство и смутные толки в народе. Иван Грозный вместе с сыном Иваном возглавил 15-тысячное опричное войско. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. Погром Новгорода длился 40 дней. Число жертв достигло 15 тысяч. Город был полностью разграблен. Это был настоящий террор, ставивший целью не только подавить бояр, но и запугать народ.

4. В 60-70-х годах XVI в. в России разразился настоящий хозяйственный кризис.

5. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово.

Г. Последствия опричнины и ее воздействие на жизнь страны

1. Иван IV, вводя опричнину, преследовал прежде всего главную цель - укрепление своей самодержавной власти. Нельзя также не признать, что объективно опричнина способствовала централизации страны. Последствия опричнины были трагичными:

> опричнина способствовала становлению деспотического характера самодержавия

> была подорвана экономика страны. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» - временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т.е. в России на время вводилось крепостное право

> опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

 

Билет 17

Билет 18

Билет 19

Сословно-представительные учреждения в политич. сист. Московской Руси 16-17 вв.

 

Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу - высший совет из первенствующих членов. Дума заседала в столице или вне ее (когда царь ездил по подмосковным имениям или монастырям). Она разбирала наиболее важные вопросы жизни страны-войны и мира, принятия нового закона и введения новых налогов и др. Еще быстрее сходят с исторической сцены Земские соборы. Правда, после Смуты их роль сильно возросла. В условиях разрухи правительство молодого Романова вынуждено было искать опору у «всей земли». Характерная черта Земских соборов после Смутного времени - сильно выросшее представительство низших сословий. В начале правления царя Михаила Земские соборы, по существу, превратились в орган распорядительной власти. Собор свои функции, такие важные и нужные для страны, выполнял с соизволения и по указаниям верховной власти. Земские соборы при Михаиле созывали часто. Высшая власть не хотела иметь под рукой такой постоянный орган. Земский собор с самого начала был обречен на роль послушного орудия в руках самодержавия.

Во-первых, большая часть крестьянства (крепостного) была отстранена от представительства на Соборах.

Во-вторых, созывались они, лишь, когда в них нуждалась верховная власть.

Земские соборы в России как орган сословного представительства не стали законодательным учреждением в полном смысле слова. Лишь иногда Земский собор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае, если в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждается в подобном органе управления. Главной ее опорой выступают бюрократия и армия.

В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло.

Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой - давили, как пресс, на органы местного, и особенно выборного управления. Ряд приказов имел общегосударственную компетенцию. Это в первую очередь группа административных учреждений. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России. Некоторые приказы занимались судебными делами. Разбойный разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице. Суд над отдельными группами населения или на определенной территории вершили другие приказы.

Компетенция нескольких приказов носила областной характер.

В Челобитном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Он же выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями.

Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений. Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных. Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции.

 

Билет 20

Проблема модернизации России и реформы Петра Великого. Преобразования в социально-экономической сфере.

 

К концу 17 века Россия значительно отставала от заподно-европейских стран во всех областях жизни (в сфере экономики – отсутствие ряда производств, мануфактурной организации производства, техническое, военно-политическое отставание России; низкий международный авторитет нашей страны в Европе, отставание в культуре и науке, военные неудачи). 1689-1725 года – Петровский период реформ, цель которых – модернизация России, то есть Россия должна стать великой державой, выйти на самый передовой уровень развития промышленности, техники, экономики в целом, культуры и науки, военного дела, госуправления. Образцом преобразований были самые развитые страны Западной Европы (Швеция, Франция, Голландия, Англия). Политика модернизации по сути дела политика европеизации. Реформы проводились одновременно, затронули все сферы российской жизни и внешней политики; проводятся сверху (волей монарха) – преимущественно насильственными, военными методами. Реформы Петра определили будущее России, ее развитие по «догоняющему варианту» - то есть вслед за Европой. Эта политика была главной для русского самодержавия, вплоть до 1917 года. В 18 веке практически завершается утверждение нового строя в Европе – капитализма, который носил агрессивный характер. Вопрос для России стоял так: или стать великой державой – защищать свои интересы, или стать колонией для других государств.

Преобразование в стране происходили на фоне северной войны 1700-1724. Все преобразования Петра были подчинены одной цели: укрепление военной мощи. При этом широко использовался Европейский опыт. I.

Военная реформа Петра I: В 1699 году было ликвидировано стрелецкое войско, в 1699-1700 Петр I начинает формирование регулярной армии, 1704-1705 - Петр I вводит рекрутские наборы. 1716 – введен воинский устав, была организована система подготовки офицерских кадров. К 1725 (год смерти Петра I) – русская армия насчитывала более 200 тыс. человек. Для обеспечения армии всем необходимым нужно было повысить деятельность государственного аппарата, поэтому постепенно наряду с существующим старым государственным аппаратом создает новое государственный аппарат. Петр I перестает собирать земские соборы, ограничивает полномочия боярской думы. Петр I перестал присваивать боярские звания до естественного прекращения существования боярской думы.

В 1717-1718 Петр I учреждает 9-ть (первоначально)коллегий, между которыми четко разграничены полномочия по управлению страной: военная коллегия, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц коллегия и ряд других органов центрального управления. В 1724 – ликвидирован институт патриаршества и утвержден священный синод до 1918 года. В результате церковь оказалась окончательно подчинена верховной власти. В 1721 году Петр I приобретает титул император, что явилось полной победой самодержавия. В России утверждается абсолютная монархия – форма правления при которой монарху принадлежит вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная).

Экономические реформы.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города, мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать.

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Социальные реформы.

1. Служивое сословие

Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии, и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с низших чинов.

Порядок такой выслуги был точно определён "Табелем о рангах " (1722 г.). В "Табели " все чины были распределены на 14 рангов или "чинов " по их служебному старшинству

Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям.

2. Городское сословие (посадские и городские люди)

Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс. Пётр расширил городское самоуправление. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на " регулярных" и "нерегулярных" граждан. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство. Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше.

3. Крестьянство

Был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного подать продолжали платить доследующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. "оброка.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1,8 до 4.6 млн. Помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн

 

Билет 21

Политические и административные реформы Петра I. Образование российской империи. Самодержавие

 

Петр I перестает собирать земские соборы, ограничивает полномочия боярской думы. Петр I перестал присваивать боярские звания до естественного прекращения существования боярской думы.

В 1717-1718 Петр I учреждает 9-ть (первоначально)коллегий, между которыми четко разграничены полномочия по управлению страной: военная коллегия, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц коллегия и ряд других органов центрального управления. В 1724 – ликвидирован институт патриаршества и утвержден священный синод до 1918 года. В результате церковь оказалась окончательно подчинена верховной власти.

В 1721 году Петр I приобретает титул император, что явилось полной победой самодержавия. В России утверждается абсолютная монархия – форма правления при которой монарху принадлежит вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная).

Основные признаки абсолютной монархии:

наличие регулярной армии и военно-морского флота

наличие централизованного государственного аппарата

наличие чиновничества

создание эффективной налоговой системы.

В 1722 году Петр I создает указ о престолонаследии, в котором устанавливается полный произвол в выборе своего наследника.

Административные реформы петра.

Реформы в управлении государством четко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. Ликвидация патриаршества (1721) и введение Синода (фактически коллегии по делам религии) ознаменовали окончательную победу светской власти над духовной. В 1721 г. Петр получил титул императора (Россия стала империей) и всю полноту власти. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат (1711), члены которого назначались самодержцем. Вместо всевозможных приказов в 1717--1718 гг. были созданы 12 коллегий, ведавших политическими, промышленными и финансовыми делами. Появились фискалы, которые доносили о злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес». Страна была разделена на 8 губерний, губернии делились на провинции (всего 50). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор со всей полнотой исполнительной и судебной власти.


Билет 22

Билет 23

Политика «просвещенного абсолютизма» в России: содержание, противоречия, особенности. Екатерина II

 

Просвещенный абсолютизм – особая форма политики ряда Европейских государств во 2-й половине 18 века. внешне получившая форму следования идеям французского просвещения, и которая выразилась в проведение ряда реформ для сохранения дворянства и предотвращение буржуазной революции.

1.ликвидируются некоторые сословные привилегии.

2.проведение кр-ой реформы.

3.реформа церкви – подчинение церкви государству, секуляризация церковных земель.

4.реформа школьного образования.

5.реформа суда и судапроизводства.

В 1762 году возникает заговор против Петра III, 28 июня этого года в Петербурге происходит дворцовый переворот и императором провозглашают жену Петра III Екатерину II. Она крайне осторожно проводила внутриполитический курс, смысл которого сводится к тому, чтобы отблагодарить дворянство за оказанную поддержку. Начиная с Екатерины II российское правительство начинает понимать необходимость отмены крепостного права. При Екатерине II положение крепостных крестьян становится положением рабов. Екатерина II предпринимала попытку учредить что-то вроде органов представительной власти. В 1762-68 Екатерина II созывает комиссию для составления проекта уложений, в котором были представлены все сословия включая государственных крестьян. Но среди купечества она не нашла поддержку. За годы предшествующих правлению Екатерины II государственный аппарат был расшатан. Она осуществила две важных административных реформы – реформа сената, в результате снизилось государственном введении новых административных отделений страны. Были созданы новые губернии (300-400 тыс. человек). Губернии делились на уезды (30-40 тыс. человек). Это укрепило государственный аппарат на местах. В 1763-64 году Екатериной II была проведена секуляризация церковных земель. Появление экономических крестьян. Крестьяне: государственные – 50 %; крепостные – 40 %; экономические – 10 %. Екатерина II отказывалась от решения 2-х важных вопросов: демократизация общества и крестьянского вопроса. Сосредоточила внимание на решение вопроса о просвещении народа. Было осуществлено создание главных училищ, в большинстве уездов – малых училищ. Положила начало женскому образованию. Широкое распространение получило книгоиздательство. Екатерина II 1762-63 издает ряд манифестов, которые призывали иностранцев в Россию (в них иностранцам были обещаны налоговые льготы, веротерпимость). Выписывает картофель, хозяйственное разведение которого позволило уменьшить проблему голода.

В 1763 – учреждена медицинская коллегия.

Выдающихся успехов Екатерина II достигла и во внешней политике. Северо-западное направление Швеция была вновь разгромлена и унижена. 2-е направление: западное – отношение России с западно-Европейскими государствами в частности с Польшей, 1815 году – раздел Речи Посполитой. Южное направление: 1768-1774 – русско-турецкая война, решалась задача выхода России к Черному морю. 1783 – присоединения Крыма к России. 1775 по приказу Екатерины II русские регулярные войска заняли Запорожскую Сечь.

1778-1791 – 2-я война с Турцией. Таким образом русско-турецкая война утвердила Россию в северном причерноморье. Население увеличилось с 20 до 36 миллионов человек, и значительное территориальное увеличение. 5 ноября 1791 – умерла Екатерина II в тревоге за будущее России: страх перед новой пугачевщиной, конфликт с сыном Павлом Петровичем.

 

Билет 24

Билет 25

Билет 26

Билет 27

Билет 28

Билет 29

Билет 30

Билет 31

Билет 32

Билет 33

Билет 34

Билет 35

Билет 36

Билет 37

Билет 38

Билет 39

Билет 40

Новая экономическая политика: сущность, цели. Историческое значение. Политическое развитие страны в годы НЭПа. Образование СССР

 

НЭП представил из себя ряд социально-экономических реформ:

1. замена продразверстки продналогом.

2. допущения торговли.

3. сущность в том использовании экономических рычагов – обеспечить восстановление народного хозяйства, завоевать поддержку крестьян и укрепить власть коммунистической партии.

Основные черты НЕПа:

1. возрождение смешанной экономики.

2. минимальная связь с мировой экономикой.

3. сохранение государственной собственности на крупную и часть средней промышленности, а также на торговлю и транспорт.

4. хозрасчет.

5. неэквивалентпый обмен с деревней.

6. создание развитой банковской системы, введение денежной реформы.

Основные итоги экономического развития:

1. национальный доход к 1928 году вырос на 19%

2. ко 2-й половине 20-х годов было в основном восстановлена промышленность и сельское хозяйства.

К концу 20-х возник ряд противоречий:

- истощенность старого промышленного оборудования и необходимость строительств нового

- необходимость больших капиталовлож-ий, внешняя монополия, внутренние зачеты

1. хлебозаготовительные кризисы в стране.

2. возникновение угрозы для партноменклатуры в стране.

3. внешние международные экономические кризисы.

4. результат исторического выбора (Сталин).

Политические стороны НЕПа: Двадцатые годы наполнены острой борьбой между фракциями.

Основные фракции:

1. 1922-1925 борьба Зиновьева – Каменева – Сталина против Троцкого.

2. 1926-1927 Сталин при поддержке Бухаринова устраняет Зиновьева и Каменева из руководства.

3. 1928-1929 Сталин с Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым устранили из партийных руководств последних ленинских соратников. В результате этой борьбы всю полноту власти захватил Сталин.

Образование СССР.

30 декабря 1920 года образовалось СССР. 1928-1929 гг Сталин от имени партии съездов и Верховного Совета СССР провозгласил курс на строительство социализма в стране. В эти годы сформировался Советский Союз с огромны м промышленным и военным потенциалом СССР превратился во 2-ю сверх державу после США, в эти годы завершился процесс формирования тоталитарной системы. В эти годы характерен трудовой энтузиазм, жесткие меры принуждения к труду; героизм советских людей; катастрофические экономические просчеты. Стержнем экономической революции сверху была коллективизация, в результате погибли миллионы крестьян и миллионы были репрессированы.

В основе развития промышленности были положены первые пятилетки:

I 5-летка 1928/89 - 32/33;

II 33 - 34;

III 38 - середина 41 года.

В результате в стране был создан фундамент индустриального общества. За первые 5-летки объем промышленного производства в тяжелы отраслях вырос в 3 – 6 раз. В результате возникли новые города, новые промышленности, новые электростанции, к концу 30 годов СССР могло выпускать любую промышленную продукцию. По объему производства к концу 40 годов занял первое место в Европе и II место в мире после США. Выросла численность рабочего класса, в 3 раза число учащихся, к 31 году была ликвидирована безработица; а к 39 году была ликвидирована безграмотность. В с/х 1929 году был провозглашен курс к сплошной коллективизации. В результате насильственного сгона крестьян в колхозы резко упал сбор зерна, мясо, молочных продуктов. Для того, чтобы окончательно сломить сопротивление крестьянства, которые не хотели расставаться со своими наделами. 1932-1933 годах в южных районах страны возник массовый голод, который оказал резкое целенаправление политики верхушки коммунистической партии. К 1937 году коллективизация была завершена. Созданная колхозная система была призвана для более эффективного выколачивания материальных ресурсов и для установления государственного контроля за жизнью крестьян, крестьяне были лишены паспортов. Политическая сторона революции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.151 с.)