I . Анализ исходной ситуации и тенденций развития сельского хозяйства Ленинградской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Анализ исходной ситуации и тенденций развития сельского хозяйства Ленинградской области



Региональная программа

«Развитие сельского хозяйства Ленинградской области

На период до 2012 года»

 

Санкт-Петербург

2007 г.

 

Содержание

 

Паспорт региональной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на период до 2012 года» …………………..                                                                       ...3

I.  Анализ исходной ситуации и тенденций развития сельского хозяйства Ленинградской области ………………………………..                                                                                                   6

1.1. Сельскохозяйственные товаропроизводители и их роль в экономике

области  ………………………………………..                                                                        6

1.2. Фактическое состояние и тенденции развития  сельского хозяйства

области …………………......                                                                                                     7

1.2.1. Сельскохозяйственное производство …………………                                             7

1.2.2. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) ………… …                                                 10

1.2.3. Крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х ………..                                         10

1.2.4. Территориальная дифференциация в уровне развития сельского хозяйства ……..10

1.2.5. Рыбохозяйственный комплекс …………………………………………….         11

1.2.6. Пищевая и перерабатывающая промышленность ………………….                     15

1.2.7. Рынок сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия … ……..   16

1.2.8. Кадры ………………………  ……..                                                                    16

1.3. Связь проектируемой Программы с другими документами стратегического планирования в сфере сельского хозяйства региона …………………………………………… …..18

II. Цели, задачи, основные направления и система стратегических мероприятий Программы…………………………………… …………………………… ………… …. 19

2.1. Главная цель и основные задачи Программы ……………… ………………………...19

2.2. Основные направления развития и поддержки сельского хозяйства Ленинградской области …………………………...                                                                                                                 20

2.2.1. Содействие переходу отраслей сельского хозяйства Ленинградской области на преимущественно инновационный путь развития ……………………………..                   20

2.2.2.Обеспечение сохранности и расширенного воспроизводства генетического фонда сельскохозяйственных растений и животных ……………………………..                  22

2.2.3. Сохранение почвенного плодородия, проведение мелиоративных работ и обеспечение фитосанитарных мероприятий (в рамках региональной целевой программы «Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008-2010 годы»)………………………………….                     23

2.2.4. Содействие развитию основных отраслей и увеличения объемов товарной продукции сельского хозяйства …………………………………………………..                        24

2.2.5. Создание условий для развития и эффективного функционирования крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. ……………………………………..          25

2.2.6. Содействие созданию кадровых, научных, информационных основ для сельского хозяйства области при переходе на инновационный путь развития………………………..26

2.2.7. Совершенствование управления процессом развития сельского хозяйства региона 26

III. Ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты реализации Программы …… 29

3.1. Ресурсы, необходимые для реализации Программы …………………………………… 29

3.2. Ожидаемые результаты реализации Программы ……………………………………….. 30

IV. Состав, функции и полномочия участников реализации Программы ………   35

4.1. Формы управления и функции участников Программы ………………………………. 35

4.2. Представитель заказчика, основной исполнитель, соисполнители и руководители Программы …………………………………………………………………………………………. 36

4.3. Формы взаимодействия участников реализации Программы …………………………. 37

 

Приложение 1. План реализации мероприятий региональной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на период до 2012 года»                         

 

Паспорт

региональной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области

на период до 2012 года»

 

Полное наименование Программы Региональная программа «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на период до 2012 года» (далее – Программа)
Заказчик Программы Правительство Ленинградской области
Основание для разработки Программы Основанием для разработки настоящей Программы явилась необходимость комплексного решения сложных межотраслевых задач развития сельского хозяйства, сформулированных в следующих основных стратегических документах:  Федеральный закон от 29.12.2006 года. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; Федеральный закон от 8.12.1995 года (в ред. от 03.11.06г. с изм. от 18.12.06г.) № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; Федеральный закон от 11.06.2003 года (в ред. от 04.12.06г.) № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; Федеральный закон от 03.08.1995 года (в ред. от 09.05.2005г. с изм. от 18.12.06г.) № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»; Федеральный закон от 17.12.1997 г. (в ред. от 16.10.06г.) № 149-ФЗ «О семеноводстве»; Федеральный закон от 10.01.1996 года (в ред. от 18.12.06 г.) № 4-ФЗ «О мелиорации»; Федеральный закон от 02.12.1994 года (в ред. от 02.02.06 г.)   № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; Федеральный закон от 09.07.2002 г. (в ред. от29.06.04 г.)  № 83-ФЗ  «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;  Федеральный закон от 14.05.93 г. (в ред. от 30.12.06г.) № 4979-1 «О ветеринарии»;  Налоговый кодекс Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»; Областной закон от 12.07.1999 года N 41-оз (в редакции от 07.10.2005) «О почвенном плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области»; Областной закон от 09.03.2000 г. № 5-оз «О семеноводстве, селекции и селекционных достижениях в Ленинградской области». Морская доктрина Российской Федерации. “Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года” одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.09.2003г. № 1265-р;
Период реализации Программы 2008 – 2012 гг.
Цель Программы Цель Программы – реализация государственной социально-экономической политики Ленинградской области в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказанию услуг в целях обеспечения условий для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции, а также содействия устойчивому развитию сельских территорий Ленинградской области.  
Основные задачи Программы - формирование региональной государственной аграрной политики в отношении сельского хозяйства Ленинградской области, направленной на обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях; - содействие переходу сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области на преимущественно инновационный путь развития посредством технологической и технической модернизации производства продукции сельского хозяйства  на базе внедрения передовых ресурсосберегающих технологий, комплексов машин, оборудования и техники, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, в том числе выполнение параметров приоритетного национального проекта; - обеспечение условий воспроизводства природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства области путем поддержания почвенного плодородия и соответствующего мелиоративного состояния земель сельскохозяйственного назначения, стабилизации площадей сельскохозяйственных угодий и рационального использования и воспроизводства водных биологических промысловых ресурсов;  - подготовка и закрепление высококвалифицированных кадров; - обеспечение условий расширенного воспроизводства продукции сельского хозяйства путем сохранения генофонда в растениеводстве, животноводстве и рыбоводстве; - содействие повышению уровня рентабельности производства продукции и обеспечению финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий и организаций  региона; - поддержка развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в целях обеспечения самозанятости и повышения уровня доходов сельского населения; -  содействие расширению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта и различным услугам посредством создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе  кредитной; - совершенствование системы информационного обеспечения  сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области, путем широкого внедрения новых информационных технологий, распространения передового опыта, проведение рекламной, выставочной и иной деятельности, направленной на продвижение товаров на рынки других регионов России и зарубежных стран; - повышение бюджетной и социально-экономической эффективности путем увеличения налоговых поступлений за счет обеспечения занятости сельских жителей и роста заработной платы.    
Объем финансирования Программы  из областного бюджета (млн. рублей)     Годы   Федеральный                      Областной                   бюджет                         бюджет 2008                                                      507,8 2009                                                          553,3 2010                                                          600,15 2011                                                          653,4 2012                                                           710,8 ИТОГО                                              3025,4
Ожидаемые результаты реализации Программы В итоге реализации Программы предполагается получить следующие результаты:   - предотвращение деградации природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства Ленинградской области; - повышение уровня занятости и доходов населения на 36%; - повышение уровня конкурентоспособности всех видов сельскохозяйственной продукции области; - существенное увеличение уровня самообеспечения продовольствием жителей региона и значительное расширение ассортимента производимой продукции; - среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области к 2012 г. (по сравнению с 2006 г.) на 2,6 %, а чистого дохода – на 4 %; - объемы производства во всех категориях хозяйств к 2012 году: Зерновых с 71,8 тыс. тонн в 2006 г до 81,5 тыс. тонн в 2012 г. Картофеля с 554,5 тыс. тонн в 2006 г до 650,0 тыс. тонн в 2012 г. Овощей с 260,7 тыс. тонн в 2006 г. до 295,0 тыс. тонн в 2012 г. Мяса скота и птицы с 159,0 тыс. тонн в 2006 г. до 325,0 тыс. тонн в 2012 г. Молока с 569,0 тыс. тонн в 2006 г. до 750,0 тыс. тонн в 2012 г. Яйца с 2263,0 млн. штук в 2006 г до 2722,0 млн. штук до 2012 г. - значительное обновление производственного потенциала на базе внедрения новых технологий и техники, методов хозяйствования, обеспечивающих существенный рост производительности труда, урожайности с/х культур и продуктивности скота и птицы в сельскохозяйственных организациях области. К 2012 году эти показатели будут характеризоваться следующими величинами: урожайность зерновых – до 28,2 ц/га, картофеля – до 180 ц/га, овощей – до 420 ц/га; надой молока на 1 корову – до 6980 кг; яйценоскость кур-несушек – до 318 штук яиц.  
Разработчики Программы Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, ООО «Академический центр маркетинговых исследований «Регион-Инвест» Тел. 470-43-74, факс 466-66-44, E-mail: dc5250@dc5250.spb.edu
Сроки разработки Программы 2006 – 2007 годы
Представитель Заказчика Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
Основной исполнитель и участники Программы Основной исполнитель: комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Участники: муниципальные образования Ленинградской области, организации (предприятия, учреждения), крестьянские (фермерские) хозяйства, курируемые комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, личные подсобные хозяйства Ленинградской области; научные и иные предприятия, организации и учреждения, а также организации, предприятия и учреждения, определяемые на конкурсной основе.
Ф.И.О., должность, номер телефона руководителя Программы Сергей Васильевич Яхнюк - Вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области тел.: 579-30-36
Контроль за выполнением Программы Контроль за выполнением Программы осуществляет Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, общий контроль осуществляет вице-губернатор, курирующий данную отрасль. Ежегодно, до 15 мая, готовит доклад о ходе и результатах реализации региональной программы в предыдущем году. Отчет (доклад) о выполнении программы представляется в Правительство Ленинградской области.
Утверждение Программы Постановление Правительства № ___ от ________ «О Региональной программе «Развитие  сельского хозяйства Ленинградской области на период до 2012 года»

 

 

Рыбохозяйственный комплекс

 

       В рыбохозяйственном комплексе функционируют 145 хозяйствующих субъектов, в том числе 67 малых предприятий, 36 индивидуальных предпринимателей, 11 крестьянских (фермерских хозяйств) и 3 некоммерческие организации.

       Товарный выпуск рыбопродукции осуществляют 81 рыбодобывающая организация, 24 рыбоводных и 15 рыбоперерабатывающих хозяйствующих субъектов. Двенадцать организаций оказывают услуги по организации любительского и спортивного рыболовства, в том числе девять с использованием выращенной рыбы.

       Научно-инновационное обеспечение деятельности рыбохозяйственного комплекса осуществляют ФГНУ ГосНИОРХ, ОАО Гипрорыбфлот, ФГУП ФСГЦР.

Объем производства товарной продукции рыбохозяйственным комплексом Ленинградской области в 2006 году составил 825,0 млн. руб. Промышленное рыболовство и рыбопереработка обеспечивают занятость населения береговых поселков. Товарное рыбоводство для сельскохозяйственных предприятий области является одним из перспективных направлений диверсификации агропромышленного производства.

Среднедушевое потребление рыбных товаров в Ленинградской области составило в 2006 году 15 кг, при среднедушевом потреблении в Российской Федерации – 12,5 кг.

Успешное развитие рыбоводства, позволило Ленинградской области занять второе место по производству продукции товарного форелеводства, среди субъектов Российской Федерации. Несмотря на некоторый спад производства рыбных консервов, Ленинградская область продолжает сохранять свою долю в общероссийском производстве рыбных консервов в объеме 4,5-5 процентов.

Промышленное рыболовство

Добыча водных биоресурсов ленинградскими рыбаками ведется в Северо-Восточной Атлантике (2 предприятия), Балтийском море (27 хозяйствующих субъектов) и внутренних водоемах расположенных и примыкающих к административным границам Ленинградской области (54 хозяйствующих субъекта).

 

Динамика уловов водных биоресурсов промышленным рыболовством
Ленинградской области по районам промысла

                                                                                                                                        (тонн)

Промысловые районы и объекты промысла 2000г. 2001г.

Г.

Г.

2004г.

Г.

2006г.
Северо-вост. Атлантика, всего 16200,0 18700,0

19818,39

15703,70

10821,50

14070,90

13549,54

в т. ч.: Баренцево море --- 1300,0 2716,50 3008,80 1780,70 1909,70

1527,78

Балтийское море 16200,0 17400,0

17101,88

12694,90

9040,80

12161,20

12021,77

Внутренние водоемы, всего 2900,0 3100,0

3276,81

2239,28

2248,99

2321,33

2221,90

в т.ч., Ладожское озеро 2800,0 2940,1

3071,56

2009,10

2021,40

2059,40

2009,72

Онежское озеро

6,8

8,4

3,31

7,16

7,76

26,25

25,08

Чудское озеро

76,7

81,75

137,44

130,82

166,23

179,58

187,09

16,5

69,83

64,50

92,20

53,60

56,10

0,00

19100,00

21800,0

23095,19

17942,98

13070,49

16392,23

15772,00

 

Ежегодные объемы добычи водных биоресурсов ограничены величинами квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, выделяемых Ленинградской области по итогам определения общих допустимых уловов в рыбохозяйственных водоемах. Кроме того, на показатели освоения промышленных квот оказывают влияние природные и экономические факторы, качественные и количественные характеристики используемых на промысле судов и орудий лова.

Напряженное состояние промысловых запасов основных видов добываемых водных биоресурсов, угроза утраты промыслового значения Финского залива Балтийского моря, невысокая рентабельность промысла, а также убыточность промышленной добычи большинства водных биоресурсов населяющих внутренние водные объекты по причине сравнительно небольших объемов и труднодоступности малых и средних озер – определяют следующие тенденции развития промышленного рыболовства в области:

- организация предпродажной подготовки и переработки добываемой рыбы;

- уменьшение количества и укрупнение предприятий пользователей водных биоресурсов с целью концентрации объемов добычи и повышения рентабельности промысла;

- внедрение новых современных промысловых судов, орудий и способов добычи водных биоресурсов;

- организация рационального использования рыбопромысловых участков и наиболее полного освоения региональных квот на добычу водных биоресурсов;

- организация добычи новых объектов промысла (рак, хирономус и т.п.).

Учитывая имеющийся социальный заказ и близость крупного мегаполиса, все большее значение приобретает организация на водных объектах предоставление услуг по любительскому и спортивному рыболовству.

Промышленное рыбоводство (аквакультура)

Промышленное рыбоводство (аквакультура) является единственным надежным источником увеличения объемов пищевой рыбопродукции и сырья для рыбопереработки в условиях, когда уловы «дикой» рыбы и других морепродуктов сокращаются. Во всем мире аквакультура стала самой динамично развивающейся отраслью производства продуктов питания.

Ежегодные объемы производства и реализации (улов) товарной рыбоводной продукции в Ленинградской области за период 2000-2006 годы даны в таблице 7, структура видового состава промышленного товарного рыбоводства Ленинградской области в 2006 году – в таблице 8.

Таблица 7.

                                                                                                            (тыс. тонн)

Факт

прогноз
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
произведено:

0,3

0,36

0,42

0,6 1,0 1,6 2,0 2,5
реализовано: 0,4 0,4 0,8 1,0 1,5

 

Таблица 8.

Видовой состав промышленного товарного рыбоводства Ленинградской области в 2006 году.

Объекты товарного рыбоводства тонн %
Всего произведено 2010,0 100
в том числе: форель сиг карп осетр 1916,6 5,5 29,2 58,9 95,0 0,5 1,5 3,0

Водный фонд Ленинградской области позволяет при развитии собственного кормопроизводства получать объемы выращивания ценных видов рыб в десятки тысяч тонн. Причинами возможности интенсивного развития промышленного рыбоводства в Ленинградской области являются: наличие большого количества на территории области водоемов, в том числе акватории Финского залива и Ладожского озера, близость к 4,5-миллионному мегаполису – Санкт-Петербургу и другим рынкам сбыта, активно развивающаяся инфраструктура региона, благоприятные инвестиционные условия созданные в области.

К наиболее перспективным районам области для организации товарных рыбоводных хозяйств в первую очередь следует отнести Приозерский, Выборгский, Лодейнопольский, Тихвинский, Подпорожский, Лужский, Бокситогорский районы. Кроме того, крупномасштабное выращивание товарной рыбы (форели) можно осуществлять в акваториях Ладожского озера и Финского залива.

В Ленинградской области почти все формы промышленного рыбоводства получили свое развитие. На территории области функционируют предприятия по производству рыбопосадочного материала (в том числе одно племенное хозяйство), озерные и прудовые товарные хозяйства, холодноводные садковые хозяйства индустриального типа на естественных водоемах, а также тепловодные садковые хозяйства на сбросных каналах и водоемах-охладителях электростанций.

Природно-климатические условия Ленинградской области особенно благоприятствуют развитию рыбоводных хозяйств по выращиванию товарной форели и использование индустриального типа рыбоводства – в садках на естественных водоемах с высокой плотностью посадки рыбы и интенсивным кормлением. Другой перспективный объект холодноводной аквакультуры – сиговые виды рыб – является востребованным как на внутреннем, так и на внешнем потребительских рынках. В странах Европы промысел сиговых крайне ограничен, а индустриальное выращивание освоено только в Финляндии. Несмотря на то, что есть разработанная биотехнологии товарного выращивания сиговых видов рыб для рыбоводных хозяйств Ленинградской области, товарное выращивание сигов в настоящее время незначительно, хотя и имеет хорошие перспективы. В последние годы наблюдается значительный рост объемов производства осетровых на теплой воде сбросных каналов электростанций, поддерживаемый постоянно увеличивающимся спросом на данную деликатесную рыбоводную продукцию со стороны потребителей

Для обеспечения интенсивного развития промышленного рыбоводства (аквакультуры) на территории Ленинградской области и выхода на прогнозируемые до 2012 года показатели требуется осуществление ряда мероприятий, направленных на обеспечение доступности кредитных ресурсов, создание племенных рыбоводных хозяйств и увеличение производства высококачественного рыбопосадочного материала, развитие собственного кормопроизводства для аквакультуры, организацию на рыбоводных предприятиях цехов предпродажной подготовки товарной рыбы, подготовку специалистов-рыбоводов, проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в сфере рыбоводства, обеспечение эпизоотической безопасности промышленного рыбоводства.

Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Улов водных биоресурсов (промышленного рыболовства), тыс. тонн 19,1 21,9 23,1 17,9 13,1 16,4 15,8 Объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы всего, тыс. тонн 30,7 31,9 32,9 29,0 26,9 31,0 26,0 в т.ч.: консервы рыбные, муб 29,1 29,6 27,2 27,4 30,2 25,9 21,0

 

Существенный вклад в обеспечение сырьем рыбоперерабатывающих производств, а также населения свежей рыбой может быть сделан за счет развития в Ленинградской области товарного рыбоводства.

Спрос в странах западной Европы на филе из отдельных видов пресноводных рыб, имеющих белое мясо (судак, окунь, сиг), стимулировал создание в Ленинградской области высокотехнологичных производств ориентированных на экспорт рыбопродукции, развитие которых, ограниченное наличием достаточных квот в регионе на требуемые виды рыб, вынуждает предприятия вести закупку необходимого сырья в других регионах России и странах СНГ.

Производство сушено-вяленой, соленой, копченой рыбопродукции в общих объемах производства товарной пищевой рыбной продукции составляет всего 5,5-6,0 процентов и осуществляется преимущественно на малых рыбоперерабатывающих и рыбодобывающих предприятиях. Береговая рыбопереработка на местном и покупном сырье в области, безусловно, должна быть сохранена.

Повышение душевого потребления населением рыбопродукции напрямую зависит от развитости рыбопереработки.

1.2.6. Пищевая и перерабатывающая промышленность. К наиболее значимым для Ленинградской области подотраслям пищевой и перерабатывающей промышленности относятся молоко- и мясоперерабатывающие подотрасли.

Производство молока в регионе превышает существующие мощности по его переработке. Однако производители молока реализуют более половины своей продукции в Санкт-Петербурге, а на областные предприятия поставляют лишь 22-23% ее общего объема.

В свою очередь, объемы производства мяса в области значительно меньше потребностей действующих мощностей по его переработке, что обуславливает неполную загрузку последних. Данное положение ведет к снижению рентабельности (до 4-6%), потерям сырья вследствие его реализации «кустарным способом» на рынках Санкт-Петербурга и области, сокращению поступлений в областной и местные бюджеты.

Динамика производства основных видов продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности АПК Ленинградской области представлена в таблице 1. За период с 2000 по 2006 годы производство мясной продукции в области возросло в 5 раз, главным образом, за счет увеличения производства мяса птицы. Объемы выпуска цельномолочной продукции увеличился на 14,9 % (со 123,3 тыс. т в 2000 году до 141,7 тыс. т в 2006 году).

В целом необходимо отметить, что оборудование предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется высокой степенью изношенности, в связи с чем, отмечается повышенная ресурсозатратность применяемых технологий, оказывающая негативное влияние на уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Проблема становится актуальнее в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию. Для решения этой проблемы следует провести ускоренную модернизацию и техническое перевооружение предприятий области, осуществить мероприятия по мелиорации, поддержке плодородия почв, развитию семеноводства, племенного дела и т.д., создавая тем самым условия для развития базовых отраслей сельского и рыбного хозяйства (молочного животноводства, откорма крупного рогатого скота, свиноводства, птицеводства, рыбоводства и т.д.), а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

Рынок сбыта:

Важной государственной проблемой является вопрос обеспечения населения России продовольствием и увеличение доли отечественного продовольствия на региональном рынке. Ленинградская область одна из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации полностью обеспечивает потребность населения области в сельскохозяйственной продукции. Однако наличие емкого рынка в Санкт-Петербурге позволяет наращивать объемы производства конкурентоспособной продукции в Ленинградской области. Вопросы производства молока и мяса в настоящее время являются приоритетными в российской государственной политике. Фактическое потребление населением С-Петербурга и Ленинградской области обеспечивается за счет собственного производства: по молоку и молокопродуктам на 32 %, мясу и мясопродуктам на 29 %, яйцу на 115 %, картофелю на 110 %, овощам на 65 %.

Одной из основных задач государственной стратегии является расширение общего сознания и понимания роли рациона питания как детерминанты здоровья населения.

В современных условиях потребление продуктов изменяется вместе с ростом благосостояния нации. Формированию спроса потенциальных потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия на региональном рынке будут способствовать распространение информации, публикация рекламы, придание товару необходимых функциональных свойств, позиционирование товара на рынке.

Определению критериев и объемов рационального потребления уже давно уделялось большое внимание. В нашей стране в разное время и с разными целями разрабатывались и использовались различные виды норм и нормативов. Нормы потребления – это научно – обоснованный перспективный идеал потребления, к достижению которого должно стремиться общество. В настоящее время по некоторым продуктам потребление не отвечает рациональным нормам (это мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, фрукты и ягоды, овощи). Сельское хозяйство Ленинградской области имеет объективные конкурентные преимущества в части выращивания экологически безопасной продукции перед импортным продовольствием.

 

1.2.8. Кадры:

     С каждым годом все более обостряется кадровая проблема на селе. Остро ощущается дефицит кадров. Усиливается процесс старения кадров всех профессий. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений лишь частично идут работать в сельское хозяйство области.

Таблица 10

   Динамика кадров в сельском хозяйстве области представлена

 

  2000 г.

2001 г.

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Количество работающих человек в агропромышленном комплексе (чел.) 54293

51310

50671 42300 39708 30496 28598 в том числе:  работников рабочих профессий (чел.)     45149

 

 

42586

    42092     34337     33876     24661     23869

 работников, занимающих должности руководителей и специалистов (чел.)

в процентах от общего количества работающих

    9144

 

 

8724

    8579     7963     5832     5835     4729 16,8

17,0

16,9 18,8 14,7 19,1 16,5

Из числа руководителей и специалистов имеют:

высшее образование (чел.)

в процентах от всего количества руководителей и специалистов

    4082

 

 

3911

    3898     3566     2642     2639     2350 44,6

44,8

45,4 44, 8 45,3 45,2 49,7

Среднее специальное образование (чел.)

в процентах от всего количества руководителей и специалистов

  4168

 

3865

  3679   3663   2585   2590   2016 45,6

44,3

42,9 46 44,3 44,3 42,6

Не имеют высшего и среднего профессионального образования (чел.)

в процентах от всего количества руководителей и специалистов

  894

 

948

  1002   734   605   606   363 9,8

10,9

11,7 9,2 10,4 10,4 7,7

Руководители и специалисты до 30 лет (чел.)

в процентах от всего количества руководителей и специалистов

  730

 

786

  804   779   487   483   363 8,0

9,0

9,4 9,8 8,4 8,3 7,7

Пенсионеры (чел.)

в процентах от всего количества руководителей и специалистов

647

689 709 728 624 645 666

7,1

7,9 8,3 9,1 10,7 11,1 14,1 Принято на работу руководителей и специалистов (чел.)   797

 

865

  894   787   642   458   552 В том числе молодых специалистов выпуска текущего года (чел.) (94 – 95% из учебных заведений СПб и Лен. области)   97

 

70

  72   81   42   44   55 Уволено руководителей и специалистов (чел.)   711

 

851

  707   812   555   540   567 Текучесть кадров (%) 7,7

9,7

8,2 10,2 9.5 9.2 9.7 Потребность сельскохозяйственных организаций в молодых специалистах (чел.)     х

 

 

х



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.13 с.)