Целенаправленное вызывание транса с помощью общего неврологического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целенаправленное вызывание транса с помощью общего неврологического обследования



В своей книге "Гипноз" Л.Шерток приводит описание метода невербальной техники наведения транса австралийского гипнолога Meares, который использовал некоторые приемы неврологического исследования в качестве средства приведения пациента в психологическое состояние пассивного подчинения. Сам Meares так описывает свой метод:

"Я говорю очень мало. Я пытаюсь своим поведением сообщить пациенту идею расслабления и покоя. Я стараюсь создать ощущение общности с пациентом

Мысль о покое передается, кроме того, невербальными фонетическими средствами — эпизодически произносимыми "гм" или "а". Если пациент проявляет хотя бы малейшие признаки тревоги, я в спокойном тоне начинаю выдавать скороговоркой массу бессвязных замечаний, не требующих

231


ответа. Затем пациенту предлагается раздеться, как это он делал при первом визите, и лечь под одеяло. На это время я выхожу из комнаты, предоставляя пациента самому себе. Когда я через несколько минут возвращаюсь, пациент лежит на диване в нижнем белье под одеялом. Я вхожу, не торопясь и не произнося ни слова.

Если пациент проявляет малейшие признаки тревоги, я приближаюсь к нему. Если тревога не исчезает, я беру молоточек для исследования рефлексов и, не спеша, вызываю коленный рефлекс. Как при первом визите. Неопределенное бормотание, выражающее удовлетворение, способствует успокоению пациента, и его тревога исчезает. Затем, все так же ничего не говоря, я отхожу от пациента. С минуту я прохаживаюсь по комнате, чтобы он знал, что я рядом. Если малейшее напряжение его лица или легкое движение пальцев указывают на возвращение тревоги, я подхожу к нему. Не подозревая, что я заметил его тревогу и немедленно среагировал, пациент чувствует себя в безопасности, и признаки легкой тревоги, естественно, исчезают. Если же они сохраняются, я подхожу к дивану, приподнимаю одеяло или, если необходимо, слегка ощупываю живот, как при физи-кальном обследовании. Тревога пациента уменьшается, и я снова отхожу от него. Такой образ действия используется с соответствующими вариациями".

Через несколько минут пациент впадает в состояние глубокого гипноза, во время которого получает врачебные внушения.

Как видно из описанной техники, врач использует серию рутинных врачебных ритуалов, не портя их излишними объяснениями: медленная "врачебная" речь, профессиональная "паралексика" ("ну-ну", "гм", "м-гу", "та-а-ак" и пр.) спокойствие в поведении, раздевание пациента, предоставление "убежища" — одеяла, исследование рефлексов "для успокоения", пальпация живота для устранения тревоги и как способ невербального контакта, "интервенция" в персональное пространство (под одеяло) для демонстрации патернальной заботы и близости, чуткое реагирование на малейшие признаки беспокойства.

232


4.6. ВРАЧЕБНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Что делать?

Ответом на вопрос больного "Что делать?" является врачебное предписание. Существует три варианта общего ответа: "Продолжать обследование" (значит еще рано спрашивать "Что делать?"); "Ничего не делать" (значит болезни нет); "Лечиться" (значит болезнь есть). В отличие от совета, который очень часто принимает безличную форму и больше напоминает представление мнений ("Надо взять себя в руки", и пр.), предписание адресуется конкретному человеку и должно учитывать психологию этого человека.

Практика свидетельствует, что большая часть советов и предписаний доктора не выполняется. Само слово "врач" происходит, как считают лингвисты, от слова "врать". С давних пор существует некая традиция не верить многому из того, что говорит врач. Ожидается, что врач использует "ложь во спасение", т.е. говорит неправду, скрывает от пациента информацию об истинном положении дел, отвлекая его сознание от тягостных размышлений о болезни. Действительно, если врач видит, что своими размышлениями пациент только усугубляет течение болезни ("Все кончено, болезнь неизлечима", "Я превращусь в инвалида", "Болезнь меня доконает"), то разумнее не говорить пациенту о самой болезни, а внедрять в его голову представления о благоприятном исходе, занимать его мысли способами решения проблемы, а не анализом самой проблемы. В этом смысле, конечно, врач лукавит, т.е. говорит не о том, что есть, а о том, что может наступить. Для многих пациентов разговор о несуществующих вещах (идеальные объекты в голове — образы будущего, чувство "Я", метафоры и символы) представляется ложью, поскольку это — нематериальные вещи, их нельзя пощупать, рассмотреть и проверить теми способами, которыми они проверяют целостность предметов или исправность бытовой техники, например. "Внутренняя картина болезни", т.е. самопредставление своего состояния, тоже относится к числу нематериальных объектов. Врач знает о ее существовании,

233


способен изучать ее так же, как он изучает "объективные" проявления болезни органов, и эта картина является объектом изменения с помощью терапевтических трансов, врачебных предписаний и внушений.

Преодоление амнезии

Исследования психологов показывают, что сразу после приема у врача пациенты помнят 90% сказанного врачом, а на другой день — 50%, а через 3 дня — едва 15%. Плохая память объясняется действием установки не выполнять предписания, а также плохим пониманием самого предписания (сложные словесные конструкции, обращение врача к малознакомой области внутренних процессов, профессиональная лексика врача, нежелание принимать сам факт заболевания и другие защитные механизмы). Кроме того, если спрашивать пациента, что бы он посоветовал себе делать, то чаще всего он может сформулировать много полезных для оздоровления предписаний, которые, однако, он никогда не выполняет. Поэтому задача врача заключается в том, чтобы найти способ реализации предписаний. Можно вспомнить "эффект А.Кашпировского". который предписывал "слушать свой организм" и верить в то, что организм — это "фабрика лекарств". Фактически А.Кашпировский "разрешал" выздороветь просто так, без лечения. Те люди, которые обратились к своим внутренним инструкциям и решились их реализовать, на самом деле почувствовали облегчение. Но многие (очевидно, большинство) были разочарованы, так как в словах "всесоюзного гипнолога" они не нашли никакого полезного содержания, а противоречия в манере самого врача ("Я внушаю только добро", но выражение глаз совсем не доброе, что послужило поводом для многочисленных пародий) вызывали двойственное чувство, психологическую дезориентацию ("Что он на самом деле хочет?"), а иногда и страх.

Существует множество способов "выдачи заданий", структурирования врачебных предписаний таким образом,

234


чтобы они были выполнены больным. Собственно говоря, психотерапия, как метод психологического лечения, появилась тогда, когда была понята необходимость помощи человеку в выполнении полезных советов.

Одним из первых психотерапевтов был французский аптекарь Эмиль Куэ, который изобрел способ самовнушения. Он был наблюдательным аптекарем и заметил, что всякое лекарство действует только тогда, когда пациент внушает себе положительные изменения, используя силу воображения.

Куэ просил своих пациентов повторять десятки раз в уме особые краткие формулировки, такие, например, как каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше". Эта простая формула, повторенная сотни раз, заставляет больного невольно искать в себе признаки улучшения. Известно, что "кто ищет, тот найдет", и его пациенты находили в себе силы справиться с болезнью.

Опишем несколько способов структурирования врачебных предписаний, которые так или иначе вызывают легкие трансовые состояния, снимающие психическую блокаду,— невольное сопротивление исцелению: нежелание делать полезную для здоровья работу, непонимание важности предписаний, бессознательную защиту от излечения, страх внедрения в организм и психику "лечебного агента" и др.

ВРАЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

Содержательные инструкции

Традиционной формой врачебной инструкции, описывающей содержание "лечебного агента", является Рецепт (Rp.) — означает "возьми, смешай, приготовь и прими". По этой традиционной схеме строятся все содержательные психологические инструкции врача. Сознание человека устроено так, что эта схема имеет некий нервный аналог ("бланк") и

235


правильное "заполнение бланка" приводит к автоматическому выполнению предписания. Несомненно, что Куэ сам пользовался формулой рецепта:

Rp. "Возьми чувство будущего, представь его как смену дня и ночи, день за днем"     ("С каждым днем");

"Возьми способность чувствовать себя, а не болезнь"

("я чувствую себя"); "Возьми веры в улучшение quantum satis — сколько надо"

("все лучше и лучше"); "Смешай и оформи как "позитивную мысль"

(думайте об этом); "Принимай по 30 "капель"     — 30 повторений в

уме, 10 раз в день, не смешивая с другими мыслями.

Умение составлять рецептуру и выписывать грамотно рецепт ценилось во все века и считалось признаком профессиональной зрелости. В наше время рецепт (на лекарственные средства) потерял былую магическую силу, однако ментальная оболочка рецепта сохраняет свою силу воздействия на психику. Содержание врачебных предписаний (режим, питание, поведение, способы приема лекарств, способы самоконтроля, самопомощи и т.д.), оформленные как рецепт, как законченное, недвусмысленное, понятное и принимаемое пациентом высказывание, способно вызвать такие же эффекты, которые сравнимы с постгипнотическими внушениями. Важно, чтобы вводимое в голову пациента содержание врачебных предписаний соответствовало объему указанной ментальной оболочки, хорошо вписывалось в границы компетенции пациента, было выполнимо и желаемо.

Суггестии (директивы)

Направление пациента по определенному пути изменений, указание "маршрута" и цели поведения. Обычно врач предписывает либо положительную директиву — что именно пациент должен делать (принимать лекарство

236


строго по схеме, вспоминать текст самоуспокоения во время приступа паники, ложиться спать в 23.00 и пр.), либо отрицательную - чего он не должен делать (не есть острое, не курить, не работать по ночам, не заниматься самоанализом и др.). Совмещение позитивного и негативного предписания, так называемое "парадоксальное" предписание директивы, может обладать чрезвычайно сильным эффектом, поскольку такое совмещение вызывает состояние транса, во время которого пациент легко делает то, что требуется для исцеления. Например, директива: "Можете упасть (негативная инструкция), если не найдете сил справиться с чувством страха (позитивная инструкция)" вынуждает пациента, испытывающего страх открытых пространств, где, как он думает, у него случится приступ головокружения, справиться с чувством страха, т.к. директиву "можете падать" ему выполнить труднее, чем последнюю.

Процессуальные инструкции

Описание "технологической схемы" внешнего или внутреннего поведения, необходимой для успешного преодоления симптомов болезни или невротической реакции на соматическую болезнь. Процессуальная инструкция не описывает ничего конкретно, составляется из самых общих понятий, таких, как "ваши внутренние силы", "энергия", "воля к здоровью", "творческая воля", "душа", "целительный сон", "ваше собственное бессознательное", "внутреннее Я", "нервная система" и пр.

"Оболочка" инструкции, напротив, должна быть очень ясной, понятной и узнаваемой, такой, против которой больной не сможет выдвинуть никаких контраргументов, сомнений или нежелания ее принимать: "Вы сможете по-чувствовать действительный эффект предложенной схемы лечения тогда, когда Ваш организм обучится понимать заложенную в этой схеме лечебную информацию и будет посылать Вам время от времени сигналы, например, ощущение свободной энергии и радости в груди, ощущение

237


прохладной воды вокруг больного места или спокойного ожидания лучших времен, хотя могут быть совсем другие сигналы положительных изменений" и т.д. Возразить против того, что "организм обучается" невозможно — любой пациент приблизительно знает, что такое иммунитет, что такое привычная реакция и "обучение" вообще. Возразить против возможного улучшения трудно, поскольку неизвестно, когда он обучится. Ничего нельзя сказать против "время от времени" - это может случиться в любое время дня или ночи. Почти невозможно возразить против "лечебной информации" — информация есть везде и во всем, какая является лечебной, проверить невозможно, остается довериться врачу и лекарствам. Можно возразить против характера сигнала (какая тут радость?), но тогда нужно вообразить другие сигналы положительных изменений. Поскольку не говорится, какие именно изменения ожидаются, известно только, что они будут положительными, то пациенту необходимо наполнить конкретным смыслом пустое понятие "положительные изменения" собственными намерениями измениться. Внимательное выслушивание таких инструкций вызывает трансовые состояния и необходимые для улучшения состояния психические изменения.

Пресуппозиции

Предположения, которые принимаются без всяких доказательств и осознания, поскольку в самом высказывании о них ничего не говорится, а необходимая реакция слушающего срабатывает "по умолчанию" ("если об этом специально не говорится, значит это само собой разумеется"). Фраза "Постарайтесь не расслабляться слишком быстро, ведь Вам надо научиться замечать то, что с Вами происходит" содержит предположение о том, что пациент умеет расслабляться, может расслабиться прямо сейчас, делает это так быстро, что не замечает последовательности этих изменений. Врач предписывает научиться замечать то, как идет расслабление, и тем самым убирает сознательный контроль тонуса мускулатуры, что ведет к быстрому расслаблению.

238


Инструктирование пациента, страдающего невротической бессонницей и боящегося опять не уснуть, можно, например, проводить следующим образом. Изящными пресуппозициями "заворачивают" безвредные, нейтральные пилюли (витамины, мел, глюкозу и пр.): "Это лекарство примите за 1 час до сна" (предполагается, что сон наступит, время наступления сна определяется "по умолчанию", следовательно, пациенту необходимо рассчитать время засыпания самому); "Следующее лекарство примите сразу, как только почувствуете сонливость" (предполагается, что сонливость наступит, пациенту необходимо сразу отреагировать на это событие, само чувствование сонливости представляется создать самому пациенту "по умолчанию", т.е. вспомнить, как это происходило раньше, когда проблем со сном не было, и ожидать прихода сонливости, а не размышлений о бессоннице); "А это лекарство облегчает пробуждение и дает ощущение свежести после сна, можете выпить его перед самым засыпанием" (облегчение пробуждения предполагает очень глубокий сон, а инструкция "перед самым засыпанием" предполагает, что засыпание произойдет быстро; кроме того, пациенту предоставляется выбор: если он решит проснуться сам, то "облегчение пробуждения" не обязательно, он может не принимать третье лекарство).

Пресуппозиции часто являются источником ятрогений, поэтому врачу необходимо тщательно обдумывать "рецептуру" предписаний и внушений. "Хорошо, что Вы вовремя попали ко мне, иначе у Вас бы развился сепсис", — сказал молодой врач-хирург на прощание пациентке, страдавшей маститом. Мастит был успешно вылечен, а мысль о "сепсисе" осталась в сознании. В высказывании врача была пресуппозиция "никто, кроме меня, Вас бы не вылечил". Пациентка долго раздумывала о том, что было бы с ней, если бы этого врача не было на месте вовремя. О том, как заканчивается сепсис, она прочла в энциклопедии — смертью. Сопоставление двух тем размышлений, "одна я ничего не могу" и "сепсис - это смерть", привело к развитию тяжелого невроза страха, от которого ей пришлось лечиться 3 месяца.

239


ВРАЧЕБНЫЕ ВНУШЕНИЯ

Внушением называют, как уже говорилось, передачу идеи, аргумента, мысли, информации, которую человек принимает без критического анализа и сопротивления, и которая становится мотивом деятельности. Врачи повседневно внушают различные мысли своим пациентам, и это — часть их профессиональной работы: "Через неделю Вы будете здоровым", "Организм борется с болезнью, помогайте ему", "Эта болезнь излечима", "У Вас нет оснований бояться болезни".

Прямые внушения

Эти внушения не требуют никакой аргументации и принимаются на веру. Часть пациентов нуждается в руководстве, они не способны манипулировать информацией из-за самой болезни или реакции на болезнь, не способны составлять собственное мнение, поэтому воспринимают прямые внушения как словесное лекарство. Однако, множество других пациентов имеют собственное мнение, и когда мнение врача внедряется прямо, то оно сталкивается с сопротивлением. Если опытный врач определит, что собственное мнение больного о чем-то не противоречит стратегии лечения, то он может "поиграть в полярность" - внушать отвергаемые пациентом идеи и, тем самым, стимулировать внутренние формы самоубеждения и самовнушений. Одному пациенту, который убеждал себя, что он "ничего не может делать", было дано прямое внушение: "Каждое утро очень внимательно и осторожно делай одну вещь — одевай правую тапочку на правую ногу, а левую — на левую. Это единственное, что ты пока в состоянии сделать". Пациент воспринял внушение как "глупость" и быстро составил свое собственное мнение о том, что он может делать уйму полезных для себя дел.

Мотивированные внушения

Ничто так не успокаивает человека, как объяснения, почему происходят те или иные события. Связывание при-

240


чины и следствия создает понимание, а когда человеку что-то понятно, он спокоен: "Вы по гороскопу Рак, поэтому...", "Наверное, что-то съел некачественное, поэтому живот болит", "Вы переутомились, от того и нервничаете" и т.д. Понятность мотивированной связи одного события с другим служит мощным средством психологического воздействия. Мотивированные внушения - один из лучших способов вызывания терапевтических трансов и их утилизации: "Вы сейчас отдыхаете потому, что руки лежат свободно и ничего не делают, я не буду требовать от Вас ответов, поэтому Вы можете ни о чем не думать, покой вызывает расслабление, а расслабление помогает организму справляться с болезнью..." и т.д. Причины и следствия легко связываются в психике пациента в единое переживание, и если понятна причина, то связанное с ней следствие наступает неизбежно.

Косвенные внушения

Практически любое медицинское вмешательство (диагностическое или лечебное) является косвенным внушением (плацебогенный эффект — положительное воздействие; ноце-богенный эффект — отрицательное влияние). Приведем только один пример косвенного внушения медицинской процедуры — "кальциевый удар" (А.С.Свядощ): больному (обычно с истерическими расстройствами) объясняют, что симптом пройдет, как только будет введено лекарство, которое вызывает чувство жара. Далее быстро вводят внутривенно 15-20 мл 10% раствора хлористого кальция. Он вызывает резкую вегетативную симптоматику, сильные кинестетические ощущения жара, огня во всем теле — от языка до промежности. Больному самому предоставляется сообразить, каким образом уходит симптом, хотя в момент "удара" ему соображать некогда и он вынужден отказаться от стереотипа фиксации на болезненных расстройствах. Потерявшие дар речи истерики тут же начинают говорить, испытывающие "потерю чувствительности" или "паралич" вновь обретают нормальную чувствительность и способность двигаться.

241

 


ВРАЧЕБНЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Предупреждение о возможной опасности является первейшей задачей врача как просветителя. Врач знает больше больного, поэтому должен делиться необходимой информацией. Отсутствие информации и неизвестность психологически переносится гораздо тяжелее, чем информированность даже о неблагоприятных моментах диагностики и лечения. Пытка неизвестностью является одной из самых мучительных, поэтому любые запросы на информацию необходимо удовлетворять как можно быстрее. Многие страхи пациентов рассеиваются, как утренний туман, при первых разъяснениях, чего надо опасаться или чего надо избегать. Чаще всего предупреждения строятся по формуле: Если X, то Y: "Если поковыряете рану (X), то будет заражение крови (Y)"', "Если будете переутомляться (X), то сердце не выдержит (неУ)"; "Если не откажитесь от вредных привычек (неЛ), то скоро состаритесь (Y)"; "Если не будете меня слушать (неЛ), то не вылечитесь (неУ)". Наименее травмируют психику и не вызывают состояний "симптомного транса" те предупреждения, которые содержат способ избегания опасности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой небольшой книге автор хотел свое уважительное отношение к традиционной медицине, т.е. к тем традициям врачевания, которые складывались веками, видоизменялись сообразно времени, по-разному освещались то одной, то другой "новейшей теорией", но никогда не уничтожались и тем более не отменялись.

В наше время нетрадиционные методы агрессивно вторглись на рынок медицинских услуг, протаранив корпус врачебного клана и создав огромную дыру, в которую хлынули толпы непрофессионалов, "любителей нетрадиционной медицины", — экстрасенсы, колдуны, народные целители, знахари, "бабки", "гуру", "мессии", астрологи, скороспелые "психотерапевты" и прочее. К сожалению, средства массовой информации поддерживают мифы о могучей целительной силе людей, далеких от медицины, среди которых есть и откровенные жулики, и психически больные, "загруженные" галлюцинациями о невидимых силах, и психопаты, жаждущие признания, и добросовестные дилетанты, убедившие себя в умении управлять "тайной мудростью человеческого организма", "космическими энергиями" или кармой.

Многие врачи-практики испытывают комплекс неполноценности от того, что общество не сопротивляется внедрению идеи "Медицина бессильна" ("Бог умер!"), от того, что их труд так низко оценивается, от того, что они поставлены в ситуацию конкуренции с теми, кто научился мастерству саморекламы (100% исцеления), кто научился не испытывать сомнений и манипулировать сознанием легковерных клиентов по новейшим западным психотехнологиям, кто убедил себя в том, что человека можно разбирать и собирать, как простенький телевизор.

Автор надеется, что читатель сможет убедиться после прочтения книги в том, что он, профессиональный медик, обладает огромным запасом средств психологического воздействия на своих больных. Этими средствами "необъявлен-

243


ной психотерапии" буквально нашпигованы все так называемые рутинные врачебные процедуры: методы обследования и диагностики, методы лечения и ухода за больными, методы общения и предоставления больному необходимой информации.

В книге нашли отражение лишь самые популярные в медицинском обиходе процедуры. Автор попытался только выдвинуть саму идею о скрытой в этих рутинных процедурах силе целебного воздействия, которая высвобождается в форме плацебо и/или терапевтического транса. Читателю предоставляется возможность самому открыть доступ к этой силе, внимательно всмотревшись в то, что автор ежедневно делает при работе с пациентами. Осознание этих мелочей внесет в профессиональное мастерство и ответственность еще один мощный поток — творчество и искусство. А там, где есть искусство, там всегда есть личность, индивидуальный стиль, радость от повседневных микрооткрытий, разнообразие деятельности, отсутствие рутины в рутинных процедурах.

Новосибирск, 1999 г.


ЛИТЕРАТУРА

1. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Проблема алкоголизма.— М.,1973. - 112 с.

2. Банщиков В.М., Завьялов В.Ю., Короленко Ц.П. Эмоции и воображение; клинико-психологическое исследование — М.: Всероссийское общество невропатологов и психиатров, 1975.- 221 с.

3. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. — Л.: Наука, 1983. — 192 с.

4. Благой Д.Д. Достоевский и Пушкин //Достоевский — художник и мыслитель.— М.: Художественная литература, 1972. - с.344-427.

5. Вышеславский Б.П. Этика преображенного эроса.— М.: Республика, 1994.- 368 с.

6. Гарифуллин Р. Энциклопедия блефа. Казань: Реноме, 1995. - 160 с.

7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель, 1988. — 448 с.

8. ГовиндаА. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993.— 470 с.

9. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. — М.: Наука, 1987.— 218 с.

10. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. — М.: Советская Россия, 1987.- 191 с.

12. Дмитриева СИ. Слово и обряд в мезенских заговорах // Обряды и обрядовый фольклор. — М.: Наука, 1982. — с.36-49.

13. Дремов СВ. Психолого-психиатрические, культурно-исторические и философские аспекты измененных состояний сознания. — Дисс.канд. мед.наук. — Томск, 1998. — 218 с.

14. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние,1988.- 198 с.

15. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.— 79 с.

245


16. Иванов П.К. Я не боюсь природы... — Новосибирск: Художественные промыслы, 1990. — 60 с.

17. Кастанеда К. Учение Дона Хуана // Путь познания индейцев яки. — М.: Миф, 1991. — 156 с.

18. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага: Авиценум, 1983.— 405 с.

19. Кураев А. Наследие Христа: что не вошло в Евангелие? — М.: Фонд «Благовест», 1998. — 221 с.

20. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию.— Л.: Медицина, 1966. — 430 с.

21. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.— М.: Мысль,1993. - 959 с.

22. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф — Число — Сущность. — М.: Мысль, 1993. — 959 с.

23. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1998.

- 750 с.

24. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М.: Право и Закон, 1996. — 222 с.

25. Прыжов И. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. - СПб: ЭЗРО, М.: Интрада,1996.- 213 с.

26. Росси Э.Л. Волновая природа сознания: Новое направление эволюции психотерапии // Эволюция психотерапии. Том 4. - М.: Класс, 1998. - с. 45-73.

27. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987.- 782 с.

28. Смоляк А.В. Шаман: личность, функция, мировоззрение (народы Нижнего Амура). — М.: Наука, 1991. — 278 с.

29. Оксенгендлер Г.И. Яды и организм. — СПб.: Наука, 1991.-320 с.

30. Трунгпа Ч. Стать вполне человеком // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Состав. В.Хохлов; пер. с англ. Н.В.фон Бока.

- Мн.: Вида-Н, 1998.- с. 196-204.

246


31. Уильяме Д.Л. Пересекая границу...: Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды. — Воронеж: Модек, 1994. - 192 с.

32. Фромм Э. Природа благополучия // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Состав.В.Хохлов; пер. с англ. Н.В.фон Бока. — Мн.: Вида-Н, 1998.- с.101-116.

33. Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными.— Будапешт: Академия наук, 1988. — 338 с.

34. Хан И.Х. Мистицизм звука. Сборник. — М.: Сфера, 1997.- 336 с.

35. Хол М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. — Новосибирск: ВО «Наука», 1992. -Т.1.- 368 с, Т.2.- 440 с.

36. Хора Т. Задавать правильные вопросы // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Состав. В.Хохлов; пер. с англ. Н.В.фон Бока. — Мн.: Вида-Н, 1998. - с.205-215.

37. Чалидзе В. Иерархический человек. — М.: Терра, 1991. - 223 с.

38. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1988. - с.209-233

39. Шерток Л. Гипноз: Пер. с франц. — М.: Медицина, 1992.-224 с.

40. Balis G.U. Placebogenic Aspects of the Doctor-Patient Relationship // The Behavioral and Social Sciences and the Practice of Medicine: The Psychiatric Foundations of Medicine. v.2. - Butterworth Publ. Inc. London, 1978. - p.407-464.

4\.Gilligan S.G Therapeutic Trances: The Cooperation Principle in Ericsonian Hypnotherapy. — Brunner/Mazel, Publ., New York, 1987.-366 p.

42. Glasser W. The Identity Society. — Harper&Row, Publ.-1972.-257 p.

247


43. Haley J. Problem-solving Therapy. — New York: Harper&Row, Harper Colophon Books, 1976. — 276 p.

44. Dittrich A., and other. International Study on Altered States of Consciousness. — Summary of the Results. / The German Journal of Psychology, 1986, N 4, p. 319-339.

45. Maslow A.H. Motivation and Personality (2-nd ed.). New York: Harper&Row, 1970.

46. Sicorsky I. Jr. A A'Godparents. — CompCare Publ., 1990. - 50 p.

47. Volgyesi F.A. Hypnose bei Mensch und Tier. — Leipzig: S.Hirzel Verlag, 1969.-216 s.

48. Weil A. The natural mind. Boston: Houghton Miffling, — 1972.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................3

Часть первая ПЛАЦЕБО

Глава 1. ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТЫ

1.1. Определение плацебо...................................................6

1.2. Плацебо в медицине.................................................. 10

1.3 Профанация плацебо.................................................22

1.4. Сакрализация плацебо...............................................32

1.5. Спонтанные ремиссии...............................................42

Глава 2. МИСТИЦИЗМ ПЛАЦЕБО

2.1. "Здоровый мистицизм".............................................48

2.2. Эротический фактор в целительстве.........................59

2.3. Вдохновение...............................................................70

2.4. Диалектика чуда........................................................82

Глава 3. ПЛАЦЕБОГЕНЕЗ

3.1. Врач как лекарство и отрава.....................................98

3.2. Терапевтический контекст...................................... 109

3.3. Обстановка............................................................... 116

3.4. Установка................................................................. 129

3.5. Реклама, плацебо и ноцебо..................................... 135

Глава 4. ПЛАЦЕБОТЕРАПИЯ

4.1. Общие принципы.................................................... 151

4.2. Нулевое плацебо...................................................... 156

4.3. Отрицательное плацебо........................................... 161

4.4. Позитивное плацебо................................................ 174

Часть вторая ТРАНС

Глава 1. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТРАНСЫ В РУТИННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЦЕДУРАХ

1.1. "Малая психотерапия"............................................. 182

249


1.2. Коммуникация........................................................ 184

1.3. Ритуалы и рутина в медицине................................ 186

Глава 2. ЧТО ТАКОЕ ТРАНС?

2.1. Измененные состояния сознания............................ 190

2.2. Естественный транс................................................. 193

2.3. Симптомы транса..................................................... 197

2.4. Симптом как транс.................................................. 198

2.5. Индуцированные состояния транса........................ 199

Глава 3. ИНДУКЦИЯ, УГЛУБЛЕНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ

ТРАНСА

3.1. Виды транса............................................................. 201

3.2. Наведение транса..................................................... 202

3.3. Техники глубокого транса....................................... 205

3.4. Использование транса в терапевтических целях.... 209 Глава 4. ТРАНС ПРИ ПЕРВИЧНОМ ВРАЧЕБНОМ

ОСМОТРЕ

4.1. Транс, связанный с обстановкой........................... 214

4.2. Фиксация внимания на врачебных предметах........ 215

4.3. Транс, связанный с защитой от страха..................217

4.4. Транс во время терапевтического исследования.... 218

4.5. Транс при неврологическом исследовании............ 225

4.6. Врачебные предписания.......................................... 233

4.7. Врачебные инструкции............................................235

4.8. Врачебные внушения...............................................240

4.9. Врачебные предупреждения.....................................242

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................243

ЛИТЕРАТУРА..................................................................245


Научное издание

Завьялов Владимир Юрьевич НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Компьютерная верстка: Е. В.Ярославцева Корректор: Л.Н.Гагулина

Изд. лиц. № 063619 от 26.09.94.

Издательство «Деловая книга»

620219, Екатеринбург, ул. Тургенева 13, к. 4.

Изд.лиц. № 065723 от 10.03.98.

Литературное агентство "Академический Проект"

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3.

По вопросам приобретения книги просим обращаться

в ЗАО «Академия—Центр»:

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3.

Тел.:/факс: (095) 176 9338; 176 9523.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000 - книги, брошюры.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 26.04.99.

Формат 84x108/32. Гарнитура Тайме. Бумага писчая № 1.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,44. Тираж 5000 экз.

Заказ № 205.

Отпечатано с готовыхдиапозитивов на ФГУИПП «Уральский рабочий» 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.149 с.)