Различают несколько разновидностей кредитных денег 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различают несколько разновидностей кредитных денег



 

Вопрос 9. Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителейпри данной цене.

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие - низкий. Некоторые желают кофе, а другие - чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

Основными факторами рыночного спроса являются:

- доходы потребителей;

- предпочтения (вкусы) потребителей;

- цена данного блага;

- цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

- количество потребителей данного блага;

- численность населения и его возрастная структура;

- распределение доходов среди демографических групп населения;

- внешние условия потребления;

- реклама;

- стимулирование сбыта;

- размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

Спрос — платежеспособная потребность че­ловека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса. Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.

1. Вкусы и предпочтения потребителей» которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет

и кривая спроса смещается вправо. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса.

3. Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом.  Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты).

4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса.

5. Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания.

 

 

Вопрос 10. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Закон предложения - выражает отношение прямой зависимости величины предложения определенного товара от уровня цены на него.

На количество товара, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них:

1) цена самого товара;

2) цены ресурсов, используемых в производстве;

3) уровень технологии;

4) цели фирмы;

5) величины налогов и субсидий;

6) цены на иные товары;

7) ожидания;

8) количество производителей товаров.

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.

 

 

Вопрос 11. Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.

Часть экономического пространства, в которой находятся интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью. В привычной жизни купля-продажа товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок.

На этом экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке.

Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением.

Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

Функции цены:

- учетная - сводится к учету и измерению общественно- необходимых затрат труда в сфере производства и обращения;

- стимулирующая - заключается в воздействии ее на темпы развития и эффективность общественного производства, на обновление ассортимента, повышение качества продукции и т.д.;

- распределительная - состоит в том, что с ее помощью осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, национального дохода;

- сбалансированная - проявляется при сбалансировании спроса и предложения.

Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.

Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене.

Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя – это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.

Паутинообразная модель – модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и

предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает.

Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.

 

Вопрос 12. Предельная полезность представляет собой ценность каждой последующей единицы потребления. По закону убывающей предельной полезности самая последняя единица продукции наименее важна для потребителя. Посредством практического анализа данной теории мы можем определить понятие «излишек потребителя». Экономический субъект, приобретая все необходимые ему товары и услуги, платит за каждый из них одну и ту же цену. Вследствие этого получается, что покупатель получает абсолютно одинаковую выгоду от потребления всех товарных единиц потребительской корзины за исключением самой последней

Предположим, что экономический субъект принимает решение приобрести определенное количество благ. За первую единицу продукции он готов заплатить 200 долларов, за вторую — чуть меньше, 150 долларов, а за третью — всего лишь 114 100 долларов. При этом исходя из вышеизложенного получается, что общий уровень рыночных цен по данному типу товара устанавливается непосредственно на уровне 100 долларов. Благо имеет собственную полезность, в данном примере, они равняются 200, 150 и 100 долларам, что в сумме дает 450 долларов. Однако потребитель за все три единицы товара готов заплатить только 300 долларов, в соответствии с их рыночной оценкой. Таким образом, налицо несовпадение величины общей полезности потребительской корзины и ее реальной стоимости в соответствии с потребительскими предпочтениями. Получается, что излишек потребителя составляет ту самую разницу, которая образовалась между суммой денег, реально затраченных на покупку, и той суммой, которую он фактически готов был уплатить. В данном случае этот показатель равен150

Аналогично излишек производителя представлен разницей между величиной предельных издержек организации в процессе ее функционирования и осуществления одного производственного цикла и его стоимостью на рынке товаров и услуг. Любая фирма, планируя и организовывая производственный процесс, непременно должна учитывать структуру и величину средних издержек, которые необходимы для изготовления одной единицы продукта. Чтобы условие максимизации прибыли было выполнимо, данный вид затрат должен находится на уровне гораздо более низком, чем выручка от реализации этой же единицы. Это говорит о том, что каждая фирма в отдельности на основании данных о качестве, интенсивности и иных особенностях производства, устанавливает строго определенную величину, в пределах которой она желает и готова производить дополнительную единицу товара и поставлять ее на рынок. Главным определяющим фактором здесь является динамика рыночной цены, по которой продукт на рынке находит своего потребителя. Таким образом, цена товара должна быть несколько выше, чем величина предельных издержек. Только в этом случае фирма может говорить об эффективности развития и организации производства

Излишки потребителя и производителя находят свое практическое применение, когда необходимо произвести 113 анализ государственной политики, направленной на регулирование рыночного ценообразования. Это позволяет избежать установления монополизма. Однако, если государство в лице министерства финансов устанавливает цену на тот или иной товар ниже равновесной, это может вызвать ажиотажный спрос: он начнет расти. В то же время фирмы не хотят продавать свою продукцию по такой цене, она просто не окупит произведенных затрат, в результате масштабы производства начнут сокращаться и предложение на рынке снизится, что вызовет товарный дефицит. Производители теряют прибыль и терпят убытки, их потенциальный излишек теряется в результате снижения цены на продукцию и общего сокращения масштаба производства. Потребители приобретают продукт по более низкой цене, в сравнении с той, какую они фактически ожидали, поэтому потребительский излишек растет, и субъект рыночной сделки полностью удовлетворяет свою потребность, не осуществляя при этом излишних затрат. Соответственно, потребительский излишек теряется теми покупателями, которые по каким-либо причинам не могут приобрести данный вид товара или услуги, например вследствие ограниченности его предложения

Таким образом, что потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует об их прямой зависимости.

 

 

Вопрос 13.    Эластичность показывает зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов.

Факторы, влияющие на эластичность:

наличие хороших заменителей товаров;

удельный вес в бюджете потребителя;

размер дохода;

качество товаров.

Свойства эластичности

Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.031 с.)