Предмет и метод политической экономии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод политической экономии.



Введение.

Под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства. Другими словами, политическая экономия исследует факторы, которые влияют на действия государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Не секрет, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории цивилизации рассматривалось как неотъемлемая часть экономики. Оно во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.

Все формы вмешательства государства в экономику образуют целостную систему. Каждая модель государственного регулирования экономики представляет собой определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Между различными направлениями экономической политики с необходимостью должна осуществляться координация.

Как было сказано ранее, экономическая политика государства во многом зависит от ряда факторов, которые оказывают на нее существенное влияние. Следовательно, чтобы осуществлять эффективную экономическую политику необходимо все время учитывать эти факторы.

Итак, в данной работе мы попытаемся рассмотреть более подробно вопросы, касающиеся экономической политики государства и факторы которые влияют на эту политику.

 

 

Определения рынка и государства.

 

В экономической теории имеется множество определений рынка. Это не следует рассматривать как недостаток теории. Различные определения выделяют разные стороны такого сложного и многообразного феномена социально-экономической жизни человечества, как рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену. Вот одно из определений:

Рынок - форма организации совместной экономической деятельности людей, основанная на трех обязательных признаках: частная собственность, добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция./2/

Субъекты рыночных отношений:

1. Люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности (основные субъекты рынка). В современной экономике эти группы обычно принимают форму юридически оформленных организаций—фирм, корпораций и т. д. (юридических лиц).

2. Государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.

3. Государство.

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правами и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. В современном мире это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность — в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности, т.е. законы, процедуры и нормы.

Законы - определяют требования государства к экономическим агентам. Они выражаются в форме ограничений (запретов) и предписаний (обязательных действий экономических агентов, например, необходимость регистрации фирмы).

Процедуры - устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия (например, регистрации фирмы).

Нормы - фиксируют обязательные экономические параметры. (например, минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную - валютный курс).

Все установленные государством условия носят обязательный характер для экономических агентов./2/

Как следует из определения, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.

Следует обратить внимание на тот факт, что определение и защита условий экономической деятельности - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.

Государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. В своей законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов

Поскольку конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства, оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. (например, антимонопольное законодательство, или специальные экономические меры, такие как снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников). Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.

Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием “рамочные условия экономической деятельности”. Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике.

Право перераспределения результатов экономической деятельности—также исключительное право государства. Оно реализуется главным образом через сбор налогов. Только государство и уполномоченные им лица и организации имеют легальное право собирать часть дохода других экономических субъектов в виде налогов и иных сборов./4/

Экономические институты.

 

Все экономические агенты - государство, частные компании, граждане, занимающиеся бизнесом, и т. д.- действуют по определенным правилам. Они показывают, что можно и что нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами.

Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. (Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения)./4/

Современная институциональная теория связывает существование институтов с такой фундаментальной характеристикой экономической среды, как неопределенность ”, т.е. наличие множества явлений, сил и факторов, которые экономический агент не способен знать, учитывать и прогнозировать при принятии решений. Например, потенциальные продавцы не всегда в достаточной мере осведомлены о существующем спросе. Другим проявлением неопределенности выступает “информационная асимметрия”: одни экономические агенты располагают заведомо большей экономической информацией, чем другие (например, продавец всегда знает свойства своего товара лучше, чем покупатель). На основе неопределенности и информационной асимметрии возникает понятие “ограниченной рациональности” экономического агента, являющееся одной из центральных идей современной теории. Оно означает, что экономический агент принимает решения на основе неполного и неточного знания экономической обстановки, и эти решения всегда будут неоптимальными даже с позиций его, агента, интересов. Для того чтобы упростить информационный обмен между агентом и внешним миром, необходимы устойчивые правила экономической деятельности и экономических отношений - институты; знание и соблюдение этих правил облегчает взаимодействие между агентами в современном сложном и быстро меняющемся экономическом мире.

Другой основой существования институтов выступает деперсонификация современной экономической жизни. В отличие от прошлых эпох, когда экономические агенты действовали в рамках сравнительно небольших сообществ и часто были лично знакомы друг с другом, сейчас они бывают разделены тысячами километров и часто не только не знают друг друга, но и не стремятся к установлению тесных личных контактов. Соответственно по-новому приходится решать проблему соблюдения контрактов, то есть борьбы с возможными нарушениями одной или обеими сторонами условий экономических соглашений. Если раньше выполнение соглашений обеспечивалось, с одной стороны, специальными органами, которые были уполномочены общинами, городами, административными единицами, а с другой стороны - традициями и личными отношениями, то теперь для этой цели требуется система хорошо отработанных и единых для больших территорий (хотя при этом неизбежно упрощенных, излишне абстрактных) законов и механизмов принуждения к исполнению законов со стороны государства.

 

Институты бывают формальными и неформальными.

Формальные институты - это все писаные правила, имеющие отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, другие экономические кодексы, законы, указы, постановления и распоряжения государственной власти. Такие правила построены по иерархическому принципу. Правило более высокого уровня охватывает более широкий спектр экономических отношений, чем правило более низкого уровня. Последнее опирается на правило более высокого уровня и не должно противоречить ему. Изменить правило более высокого иерархического уровня труднее, чем правило более низкого уровня. Например, изменить Гражданский кодекс труднее, чем обычный закон, а Конституцию - еще труднее, чем Гражданский кодекс. Иерархичность придает устойчивость системе формальных институтов. В наборе самых общих правил - а таким набором для рыночной экономической системы является Конституция - должно быть сформулировано “правило изменения правил”, то есть порядок изменения законов, указов, распоряжений (например, процедура внесения законопроектов, порядок отмены законов и распоряжений и т. д.)./2/

Система формальных институтов близка к понятию “рамочные условия экономической деятельности”.

Кроме формальных правил, существуют также неформальные институты (правила). К ним относятся, во-первых, традиции и социокультурные стереотипы. Во-вторых, к ним относятся правила и процедуры, не санкционированные государством (возможно, даже противоречащие государственной политике), но тем не менее практикуемые хозяйствующими субъектами. Совокупность неформальных правил может быть очень широка и часто выходит далеко за пределы традиций и стереотипов.

Не надо думать, что неформальные институты - нечто второстепенное и незначительное. В некоторых ситуациях, особенно в переходный период при недостатке правовых норм или неспособности государства обеспечить соблюдение законов, неформальные институты начинают играть очень важную роль в регулировании экономического поведения. Так, современные российские предприятия не всегда рассчитываются с поставщиками за полученную продукцию. Поставщики знают, что их продукция может быть не оплачена, и тем не менее производят отгрузку. Это положение дел, конечно, не санкционируется государством в виде законов или формальных распоряжений. Однако такая форма экономического поведения существует. Следовательно, мы имеем дело с неформальным институтом, причем настолько значимым, что объем просроченной задолженности потребителей поставщикам сопоставим с объемом законных платежных средств./2/

Институты часто называют “правилами игры”. Фирмы не могут менять экономические правила по своему усмотрению (например, порядок регистрации или порядок закрытия в случае несостоятельности), но стремятся использовать правила в своих интересах. Изменением правил игры в пользу определенной группы экономических агентов обычно занимаются организации, специально созданные для этой цели: политические партии и профессиональные ассоциации./4/

Таким образом, писаные и неписаные законы и правила экономической деятельности — институты — структурируют экономическую среду, задают внешние рамки для экономической деятельности каждого человека и каждой организации, привнося известную определенность и прогнозируемость в экономические процессы за счет ограничения свободы и произвола экономических агентов./4/

Совокупность экономических институтов (институциональная система) определяет характер и динамику экономического развития любой страны.

Институты могут благоприятствовать экономическому росту, и тогда страна будет быстро развиваться. Институты могут быть и социально нецелесообразными, например благоприятствовать не производственной, а чисто спекулятивной или даже криминальной деятельности. В этом случае экономические агенты будут склонны заниматься именно спекулятивной или криминальной деятельностью, а не производством. Поэтому очень важное условие для успешного развития экономики любой страны - создание соответствующей институциональной системы /2/

Табл.1

Показатели 2000 2001 2002 2003
ВВП, в % к предыдущему году 10,0 5,1 4,7 7,3
Промышленное производство, в % к предыдущему году 11,9 4,9 3,7 7,0
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году 17,4 10,0 2,6 12,5
Золотовалютные резервы, млн. долл на конец года 27951 36622 47703 76938
Цены на нефть марки Brent, долл./баррель в среднем за год 28,5 24,4 25,0 28,8
Цена на нефть марки URALS, в среднем за год, долл./баррель 26,6 22,9 23,7 27,0
Индекс потребительских цен 20,2 18,8 15,1 12,0
Реальный курс рубля по отношению к доллару, 1999 =1 1,11 1,20 1,29 1,54
Реальный курс рубля по отношению к евро, 1999 =1 1,22 1,40 1,26 1,24
Рождаемость, на 1000 чел. населения 8,7 9,1 9,8 10,5
Естественный прирост, на 1000 чел. населения -6,7 -6,5 -6,5 -6,0
Смертность по причине самоубийств, на 100000 чел. населения 39,3 39,7 38,6 37,1

Усиление популизма [1].

Произошло резкое усиление популистской риторики и популистских партий. Это проявляется и в той полемике, которая ведется в обществе относительно итогов и перспектив экономической политики, и в перечне партий, который прошли в Государственную Думу по итогам парламентских выборов.

Откровенно популистскими являются КПРФ, блок «Родина» и ЛДПР – организации, или вообще не имеющие экономической программы, или такие, чья программа носит отчетливо выраженный перераспределительный характер.

Можно говорить об усилении как экономического, так и политического

популизма. Это проявлялось в националистической риторике, в воспевании бедности, в призывах посадить в тюрьму отдельных политиков и предпринимателей, в требованиях пересмотра итогов приватизации, повышения налогов и увеличения бюджетных расходов. Даже сделав поправку на накал предвыборных страстей, нельзя не увидеть поворот электоральных предпочтений. Можно отметить, что больших успехов добились именно те силы, которые апеллировали к опыту и успехам СССР как сверхдержавы, способной вести войну со всем миром. Активное использование такого рода ностальгии были характерно для всех партий, прошедших в Думу.

О начале возрождения левой экономической идеологии можно говорить в связи с двумя важными вопросами предвыборной полемики.

С одной стороны, был остро поставлен вопрос о пересмотре итогов приватизации.

И хотя пересмотр ее в значительных масштабах представляется маловероятным,

интерес избирателей к этой теме был продемонстрирован в полной мере – в том числе и в Москве. Действительно, вопрос об итогах приватизации не в меньшей мере, чем олигархов хозяйственных, касается и олигархов хозяйственно-политических, наиболее ярким представителем которых является Ю.М.Лужков.

С другой стороны, впервые активно заявили о себе силы, выступающие за

повышение налогового бремени. Если КПРФ и выступала за рост бюджетных расходов, то делала она это преимущественно на уровне лозунгов, без указания конкретных механизмов решения этой задачи. Блок «Родина» открыто провозгласил лозунг пересмотра налоговой системы в сторону фактического повышения налогов.

Успех популистской риторики явился своеобразной реакцией на преодоление

кризиса и тягот прошедшего десятилетия. В прошлом, когда угроза экономической катастрофы была очень велика, избиратели в значительной своей массе поддерживали ответственные политические силы, которые не скрывали своей антипопулистской позиции. Теперь же, на волне продолжающегося пять лет экономического роста, создается иллюзия, что можно расслабиться и поиграть в популизм, поддержать тех, кто обещает всего «много и быстро».

Административная реформа.

Повышение эффективности принимаемых властью решений является одним из приоритетов повышения эффективности экономической политики. Ограниченность возможностей государства решать стоящие перед ним задачи, обеспечивать выполнение законов является важным фактором, ограничивающим набор доступных инструментов экономической политики. Этому вопросу правительство в 2003 г. попыталось уделить повышенное внимание.

Административная реформа становится одним из основных приоритетов

политики государства. Возможности обеспечения устойчивого роста при помощи собственно экономических рычагов практически исчерпаны. Налицо «падающая производительность» экономического законодательства, когда каждое новое продвижение в деле улучшения нормативно-правовой базы экономической жизни будет все менее и менее результативным при данной системе политических институтов. Можно сколь угодно долго улучшать банковское законодательство, заниматься проблемами дерегулирования или совершенствованием трудового законодательства, однако во всем этом не будет большого смысла без заметного улучшения ситуации в таких сферах, как государственное управление, судебная и правоохранительная системы, без проведения глубокой военной реформы.

Административная реформа является комплексной проблемой, включающей в себя решение целого круга серьезных задач.

Основные из них следующие:

Ø  реформа госслужбы, нацеленная на повышение эффективности и ответственности работников государственного аппарата;

Ø уточнение, упорядочение и конкретизация функций министерств и ведомств, включая разделение политических и контрольных функций, а также предоставления услуг;

Ø реформа бюджетных расходов, понимаемая как структурная (а не фискальная) задача, которая должна обеспечить повышение отдачи от бюджетных средств путем изменения правил и процедур бюджетирования, а также реструктуризации бюджетной сети;

Ø обеспечение снижения численности занятых в госсекторе, которая, несмотря на рыночные реформы, устойчиво растет.

Можно выделить следующие важные направления проведения административной реформы по ограничению и повышению эффективности государственного вмешательства в экономику:

Ø разработка и внедрение системы бюджетирования по результатам, т.е. выделения бюджетных средств для решения задач, которые определены достаточно четко;

Ø обеспечение открытости информации о деятельности государственных органов исполнительной власти;

Ø  разработка и внедрение системы, при которой органы власти, предлагающие введение новых форм государственного вмешательства в экономику, обязаны публично доказывать необходимость такого вмешательства;

Ø введение процедур периодической оценки эффективности используемых мер

госрегулирования с отказом по ее результатом от тех или иных форм регулирования;

Ø  повышение эффективности управления государственной собственностью;

Ø полный отказ от совмещения функций органов исполнительной власти и

хозяйствующих субъектов;

Ø разработка законодательной базы для обеспечения деятельности саморегулируемых организаций, которые должны взять на себя ряд функций, выполняемых ныне государством.

Наконец, за анализом функций, исполняемых государством, должна будет

последовать просто гигантская работа по изменению огромного числа нормативных актов, так или иначе регулирующих деятельность государственного аппарата.

Административная реформа находится в начале пути, и в этой области предстоит еще сделать гораздо больше, чем сделано. Определенно ясно одно – это будет сложная работа. Сложная и в техническом отношении (приходится анализировать огромный объем материала), и в политическом плане (интересы слишком многих влиятельных сил она затрагивает)./6/

Институциональный лоббизм [2].

Институциональный лоббизм пока недостаточно развит. Многочисленные попытки объединить предпринимателей для отстаивания корпоративных интересов неизменно оканчивались неудачей (Союз товаропроизводителей Ю. Скокова, Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийская ассоциация приватизированных и частных предприятий, Общество защиты прав налогоплательщиков, Круглый стол бизнеса России, Союз нефтеэкспортеров и др.). Через весьма небольшое время после их создания, они оказывались на обочине лоббизма, большинство их участников фактически останавливало деятельность в рамках организации, предпочитая индивидуальные усилия. Кроме того, в российском бизнесе пока еще сильно стремление к решению индивидуальных проблем (зачастую через взятку) и неверие в институциональное решение проблем, например, отрасли. Несколько посиделок – пусть даже с чиновниками правительственного уровня ничего не давали для общего дела. Чиновник сам по себе, как правило, не мог решить вопрос окончательно.

Кроме того, уж сильно отличны интересы предпринимателей, объединившихся в ассоциацию. Ну, например, как могут договариваться о совместной работе представители нефтяных компаний, если, во-первых, «по понятиям» (кто ближе к власти, кто дальше) они платят различные налоги на тонну нефти, во вторых, стремятся к враждебному поглощению друг друга?! Идеи объединяться в ассоциации вроде «Защищенное качество» хотя и появилась давно, но на большинстве секторов рынка не прижилась. Такие успешные примеры можно привести разве что в случае риэлтеров, оценщиков, адвокатов, рекламщиков, с недавних пор – производителей соков.

Так, в 2000–2001 г. получил второе дыхание Российский союз промышленников и предпринимателей. Туда скопом вступили почти все олигархи, за исключением тех, кто находился под сильным прессингом власти. А. Вольский остался в качестве свадебного генерала. Сформированы рабочие органы, изредка проходят встречи с Президентом РФ. Но складывается ощущение, что все же РСПП не сможет эффективно функционировать, несмотря на то, что он является «собранием звезд». Это как раз тот случай, когда из слишком разных интересов не может родиться единое целое. Кроме того, совет показал очень широкий замах – тут обсуждается и МПС, и РАО ЕЭС, и ВТО и производство автомобилей и т. п. Такая широта дискуссии, к сожалению, служит обычно залогом того, что происходящее является не более чем светским мероприятием.

Напротив, довольно эффективно показывает себя совет по иностранным инвестициям при правительстве РФ. В него входят представители крупных инвесторов, уважаемые как в России, так и за ее пределами. Дискуссия проходит в форме конкретных предложений по конкретным темам, которые затем анализируются аппаратом Правительства, а их реализация обсуждается на следующем заседании. Возможно, помогает работе этого органа отсутствие публичных амбиций его участников, по крайней мере, со стороны бизнеса.

Мафия и правительство.

Мафия обычно ассоциируется с нелегальным рыночным предпринимательством. Чтобы создать устойчивую фирму, необходима крупная организационная структура, благодаря которой поддерживались бы соглашения между участниками данной группы и аутсайдерами, а также осуществлялось наказание нарушителей этих соглашений. Такие структуры позволяют существенно увеличить количество совершаемых сделок, расширить масштабы контролируемого рынка. Организация способна регулировать доступ к различным видам криминальной деятельности и следить за поведением тех, кто находится под ее защитой. “Таким образом, [важной] характеристикой мафии является выполнению государственных функций – правового принуждения и уголовной законности – в тех сферах, где легальная юридическая система отказывается осуществлять властные полномочия либо не в силах их осуществлять”.

Контроль со стороны мафиозных структур серьезно тормозит экономический рост легальной экономики.

Причины возникновения мафии:

1) падением авторитета законных государственных организаций, прекращением выполнения ими властных полномочий, т.е. государство совершенно не следит за общественным порядком в своем регионе, а потому именно мафия взяла на себя обязанности законотворческого органа.

2) чрезмерной бюрократической властью;

Чрезмерное усиление государственной власти может так же способствовать развитию мафии, как и ослабление этой власти. Бюрократизм становится основой коррупции, взяточничества и вымогательства, особенно если нет четких критериев для принимаемых бюрократами решений, а их последствия трудно проверить и оценить. Бюрократическая коррупция принимает мафиозный характер, когда насилие или угроза насилия используются для того, чтобы исключать конкурентов и, таким образом, контролировать вхождение в рынок или доступ к контрактам.

 

3) высокой доходностью нелегальных рынков

Чтобы хоть как-то контролировать нелегальный рынок, исключать новых производителей и регулировать конкуренцию, полиция оказывалась заинтересованной в сотрудничестве с доминирующими криминальными группами.

Процветание взяточничества, дав­ле­ние кри­ми­нала и отсутствие возможностей легально ему противо­сто­ять со­з­дают в России среду, при которой официальные данные об условиях эко­но­мической деятельности радикально от­личаются от реальных. Поборы чи­нов­ников, рэкетиров, содержание «крыш» и пр. со­ста­вляют суммы, во мно­гих случаях того же порядка, что и официальные налоги. «Теневики» по те­невым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить офи­ци­ально, но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает са­мая строгая налоговая дис­цип­лина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальных налогов) заставляет пред­принимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выход из тени» может повлечь самые серь­езные силовые действия со стороны тех, кто не собирается ее покидать. Крими­наль­ная среда вокруг бизнеса за­ставляет многие фирмы содержать такую охрану и службу без­опа­сности, что затраты на них превосходят все мыслимые в циви­ли­зо­ван­ном бизнесе пре­де­лы. Однако следует отметить, что значимость коррупции и теневой эко­­но­мики весь­ма раз­лична для, во-первых, отечественных мелких и средних предпри­ни­ма­те­лей, во-вто­рых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных ин­ве­сто­ров. Для первых зна­чение этого фактора во многих случаях – критическое, опре­де­ля­е­мые им допол­ни­тель­ные издержки ока­зы­ва­ются непосильными. Для крупного бизнеса кор­рупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получать воз­можности недо­бро­­со­ве­стной конкуренции (в том числе и с иностранным бизнесом), со­вер­шать не­за­кон­ные сделки и пр., то есть затраты на взятки вполне окупа­ют­ся, что же ка­сается криминала, то круп­ный бизнес вполне успешно ему противостоит. Как кор­рум­пи­рованным чи­нов­никам, так и крими­нальным авторитетам иностранные инве­сто­ры обычно внушают некий страх, с ними предпочитают не связываться, тем более что и среди оте­чественных пред­при­ни­мателей дойных коров вполне достаточно. Однако «фон», со­зда­ва­е­мый не­пре­рывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий биз­­не­сом в России, крайне неблагоприятно сказывается на инвестиционном ими­дже стра­ны.

 

Заключение.

Итак, как выяснилось, государственное вмешательство в экономику необходимо. Но, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны учитывать вопрос о допустимых пределах этого вмешательства.

Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества.

 Следовательно, вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности.

Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства.

Существует ряд факторов, которые влияют на экономическую политику государства. Поскольку экономика и политика тесно взаимосвязаны, то, безусловно, одним из таких факторов в прошедшем году оказались парламентские и президентские выборы, которые оставили свой след в экономике страны. Также как одни из факторов мы рассмотрели взаимоотношения бизнеса и власти, усиление популизма и административную реформу, проведенную в прошлом году.

Рассмотренный нами список факторов далеко не полный, и только его перечисление может занять значительный период времени. Поэтому мы рассмотрели только основные факторы, которые оказали свое влияние на экономику прошлого года.

 

Литература.

1. Албегрова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А. В. под общ. ред. Сидоровича А.В.Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. // М.: «Дело и сервис», 1998.

2. Архипов А.И. Большаков А.К Нестеренко А.Н. Экономика. Учебник //000 “Издательская группа Проспект”- М.: 1998.

3. Видяпин В.И. Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). Учебник // Инфра-М.-М.: 1997.

4. Камаева В.Д. Экономическая теория (учебник для вузов) - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

5. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория // Учебное пособие. М.: Экономика, 1997.

Дополнительная литература:

6. http://www.iet.ru/trend/2003/index.htm

 

 


[1] Политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.

 

[2] специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т. п.

Введение.

Под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства. Другими словами, политическая экономия исследует факторы, которые влияют на действия государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Не секрет, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории цивилизации рассматривалось как неотъемлемая часть экономики. Оно во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.

Все формы вмешательства государства в экономику образуют целостную систему. Каждая модель государственного регулирования экономики представляет собой определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Между различными направлениями экономической политики с необходимостью должна осуществляться координация.

Как было сказано ранее, экономическая политика государства во многом зависит от ряда факторов, которые оказывают на нее существенное влияние. Следовательно, чтобы осуществлять эффективную экономическую политику необходимо все время учитывать эти факторы.

Итак, в данной работе мы попытаемся рассмотреть более подробно вопросы, касающиеся экономической политики государства и факторы которые влияют на эту политику.

 

 

Предмет и метод политической экономии.

Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений./1/

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей./1/

В своем учебнике "Экономика" П. Самуэльсон приводит ряд определений экономической теории, каждое из которых само по себе автор считает правильным:

1. "Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.

3. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

4. Экономическая теория есть наука о богатстве".

И далее автор дает собственное определение: "Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производственных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными группами общества"./3/

Другими словами можно отметить, что политэкономия – это еще и   отношения между людьми, которые складываются в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Так же под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства.

Политэкономия изучает проявление экономических законов и кате



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.078 с.)