По обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин



Пособие

Для электромонтеров

По обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. (ПБ 10-382-00) М.: ПИО ОБТ, 2000.

2. СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Ч. 1. М.: Госстрой России, 2001.

3. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. ПОТ РМ-016-2001

4. Правила устройства электроустановок. Главгосэнергонадзор России. Москва.

5. Поляков В.М. Схемы электрооборудования грузоподъемных кранов.

6. Руководства по эксплуатации грузоподъемных кранов.

 

Содержание

п|п

Наименование разделов, дисциплин и тем

 

1. Введение    
2. Устройство грузоподъемных машин    
2.1. Общие сведения о грузоподъемных кранах    
2.2. Электрооборудование    
2.2.1. Основные сведения из электротехники    
2.2.2. Электродвигатели    
2.2.3. Аппараты управления электроприводом    
2.2.4. Электрические схемы    
2.3. Гидрооборудование    
3. Эксплуатация грузоподъемных машин    
4. Обслуживание и ремонт электрооборудования грузоподъемных машин    
5. Безопасность труда    
5.1. Безопасность труда при техническом обслуживании кранов    
5.2. Электробезопасность    

 

Тема 1. Введение

Тема 2. Устройство грузоподъемных кранов

2.1. Общие сведения о грузоподъемных кранах.

2.2. Электрооборудование

2.2.1. Основные сведения из электротехники

2.2.2. Электродвигатели

2.2.3. Аппараты управления электроприводом

2.2.4. Электрические схемы

2.3. Гидрооборудование

Тема 3. Эксплуатация грузоподъемных кранов.

Тема 4. Обслуживание и ремонт электрооборудования грузоподъемных машин.

Тема 5. Безопасность труда.

5.1. Безопасность труда при техническом обслуживании грузоподъемных машин

5.2. Электробезопасность

 


Тема 1. Введение

Квалификационная характеристика.

Профессия – Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Квалификация – 4-й разряд

Характеристика работ.

1. Разборка, капитальный ремонт электрооборудования любого назначения всех типов и габаритов под руководством электромонтера более высокой квалификации.

2. Регулирование и проверка аппаратуры и приборов электроприводов после ремонта.

3. Ремонт приборов световой сигнализации, контроллеров, постов управления, магнитных станций.

4. Обслуживание силовых и осветительных электроустановок со сложными схемами включения.

5. Выявление и устранение отказов и неисправностей электрооборудования со схемами включения средней сложности.

6. Выполнение работ по чертежам и схемам.

7. Подбор пусковых сопротивлений для электродвигателей.

Должен знать:

- основы электроники, устройство различных типов электродвигателей, защитных и измерительных приборов, коммутационной аппаратуры;

- наиболее рациональные способы проверки, ремонта, сборки, установки и обслуживания электродвигателей и электроаппаратуры;

- способы защиты их от токов короткого замыкания и токов перегрузки;

- технические требования к исполнению электрических проводок всех типов;

- методы проведения регулировочно-сдаточных работ и сдача электрооборудования с пускорегулирующей аппаратурой после ремонта;

- основные электрические нормы настройки обслуживаемого оборудования, методы проверки и их измерения;

- принцип действия оборудования;

- правила техники безопасности в объеме квалификационной группы.

 


Тема 2. Устройство грузоподъемных кранов

 

Классификация кранов по конструкции

1.1. Кран мостового типа:

1.2. Кран кабельного типа:

1.3. Кран стрелового типа:
- кран мостовой опорный

- кран кабельный

- кран портальный
- кран мостовой подвесной

- кран кабельный мостовой

- кран полупортальный
- кран-штабелер мостовой

 

- кран стреловой
- кран козловой

 

- кран башенный
- кран полукозловой

 

- кран железнодорожный
 

 

- кран мачтовый
 

 

- мачтовый вантовый
 

 

- мачтовый жестконогий
 

 

- кран консольный

 

 

- кран-перегружатель причальный

 

 

- консольный на колонне

 

 

- настенный

 

 

- велосипедный

Башенные краны

КБ -  .  ОО

 

КБ – кран башенный

1-я цифра обозначает номер размерной группы по грузовому моменту:

1 – до 25 тм;               5 – до 250 тм;           9 – более 1000 тм.

2 – до 60 тм;               6 – до 400 тм;

3 – до 100 тм;             7 – до 630 тм;

4 – до 160 тм;             8 – до 1000 тм;

Последующие две цифры от 01 до 69 присваиваются кранам с поворотной башней, от 71 до 99 – кранам с неповоротной башней.

После точки указывается номер исполнения, отличающийся от базовой модели. Для базовых моделей номер исполнения «0» не пишут.

Далее – обозначение очередной модернизации (изменение конструкции без изменения основных параметров) А, Б, В, затем климатическое исполнение (ХЛ – для холодного, Т – тропического и ТВ – тропического влажного климата; для умеренного климата буква не ставится).

 

Стреловые краны

КС -     -  ОО

КС – кран стреловой

 

1-я цифра

2-я цифра

3-я цифра

Размерная группа по грузоподъемности

Вид ходового устройства

Исполнение стрелового оборудования
1 4 т 1 Гусеничные 6 – гибкая подвеска
2 6,3 т 2 Гусеничные 7 – жесткая подвеска
3 10 т 3 Пневмоколесные  
4 16 т 4 Спецшасси  
5 25 т 5 Автомобильные  
6 40 т 6 Тракторные  
7 63 т 7 Прицепные и полуприцепные  
8 100 т 8 короткобазовые  
9 Свыше 100 т 9    

 

Канаты

(ГОСТ 3241)

Классификация

1. Канаты подразделяются по признакам

1.1. По конструкции:

- одинарной свивки - состоящие из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев,

- двойной свивки - состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев,

- тройной свивки - состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

1.2. По форме поперечного сечения: круглые, плоские.

1.3. По форме поперечного сечения прядей: круглопрядные, фасоннопрядные.

1.4. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

- с точечным касанием проволок между слоями - ТК,

- с линейным касанием проволок между слоями - ЛК,

- с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди - ЛК-О,

- с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди - ЛК-Р,

- с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения - ЛК-З,

- с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра - ЛК-РО,

- с комбинированным точечно-линейным касанием проволок - ТЛК.

1.5. По материалу сердечника:

- с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов - ОС,

- с металлическим сердечником - МС.

1.6. По способу свивки: нераскручивающиеся - Н, раскручивающиеся.

1.7. По степени уравновешенности: рихтованные - Р, нерихтованные.

1.8. По направлению свивки каната: правой, левой - Л.

Направление свивки каната определяется:

- для канатов одинарной свивки - направлением свивки проволок наружного слоя,

- для канатов двойной свивки - направлением свивки прядей наружного слоя,

- для канатов тройной свивки - направлением свивки стренг в канат.

1.9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:

- крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны),

- односторонней свивки (направление свивки пряди и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) - О.

1.10. По степени крутимости:

- крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг),

- малокрутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) - МК.

1.11. По механическим свойствам марок ВК, В, 1.

1.12. По виду покрытия поверхности проволок в канате: из проволоки без покрытия, из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка - С, Ж, ОЖ,

- покрытие каната или прядей полимерными материалами - П.

1.13. По назначению: грузолюдские (марок ВК, В) - ГЛ, грузовые - Г.

1.14. По точности изготовления: повышенной - Т, нормальной.

Диаметр каната, назначение, марка, вид покрытия, направление свивки, сочетание направлений свивки, способ свивки, степень уравновешенности, степень крутимости, точность изготовления, маркировочная группа, обозначение соответствующего стандарта на сортамент указываются потребителем и входят в условное обозначение каната.

 

 

Цепь линейного контактора

1КА – реле максимального тока (грузовая лебедка).

2КА - реле максимального тока (механизм поворота).

3КА1 ¸ 3КА4 - реле максимального тока (механизм передвижения крана).

4КК – реле (стреловая лебедка).

KV, 1KV1, 1KV2, 3KV1 – реле напряжения.

1SF, 3SF1, 3QF1 – автоматические выключатели.

SA1 – переключатель «кабина – монтаж».

SA2 – переключатель «проверка – работа».

SA3 – аварийный выключатель (кабина).

SB1 – кнопка с ключом (кабина).

SB2 – кнопка включения линейного контактора (кабина).

SB3 – кнопка «стоп» (кабина).

SB4 – кнопка включения линейного контактора (монтажный пульт).

SB5, SB6 – кнопки аварийной остановки (флюгеры крана).

5SB – кнопка блокировки 5SQ1 в крайнем положении «назад».

1SQ1 – срабатывает при достижении подвеской верхнего положения (запрещает работу грузовой лебедки вверх и тележки вперед).

1SQ2 – останавливает привод грузовой лебедки в крайнем нижнем положении подвески (запрещает работу тележки назад).

1SQ3 – остановка привода подъема башни при выдвижении в верхнем положении.

2SQ – ограничитель поворота: (26 – 27) – вправо; (25 – 26) – влево.

3SQ – ограничитель передвижения крана: (144 – 232) – вперед; (145 – 232) – назад.

4SQ1 – ограничитель подъема стрелы на угол 30° (балочная стрела) или на максимальную высоту (подъемная стрела).

4SQ2 – ограничитель подъема стрелы при опускании в горизонтальное положение.

5SQ1 – ограничитель передвижения грузовой тележки: (442 – 443) – вперед; (442 –446) – назад.

5SQ2 – ограничитель передвижения грузовой тележки (446 – 447).

 

 


 


Нулевая позиция.

При подаче в схему напряжения в цепи управления включается реле ускорения 5КТ. Оба тормоза (основной 5УВ1 и дополнительный 5УВ2) отключены, привод заторможен.

 

Первая позиция.

При переводе рукоятки командоконтроллера в первую позицию (например «вперед») включается контактор 5КМ1, статор электродвигателя подключается к сети, включается катушка 5УВ1 основного тормоза; ротор двигателя через фазные резисторы (5Р1 – Р4, 5Р2 – Р5,5Р3 – Р6) и выпрямительный мост, состоящий из диодов VД1 – VД6, замкнут на регулируемый резистор R4 (~ 94 Ом) обеспечивает очень мягкую характеристику (а1), при которой двигатель развивает незначительный пусковой момент.

С потенциометра R4 снимается напряжение, величина которого пропорциональна скольжению ротора двигателя.

В первый момент при стоянке двигателя и скольжении S = 1, эта величина максимальная и достаточна для пробоя стабилитрона VД10. Пробившись, стабилитрон VД10 подает сигнал на управляющий электрод тиристора VS4. Тиристор VS4 открываясь, дает импульс на пробой стабилитрона Д11, который подает напряжение на расцепитель импульсов (диоды VД7 …VД9 и резисторы R1 ¸ R3). Расцепитель импульсов подает напряжение на управляющие электроды силовых тиристоров VS1 ¸ VS3. Тиристоры открываются поочередно в соответствии с фазами роторного напряжения, в результате чего ротор двигателя через полууправляемый мост, состоящий из диодов VД1 ¸ VД3 и тиристоров VS1 ¸ VS3 замыкается на резистор 5R (Р7 – Р8), сопротивление которого (7 Ом) обеспечивает более жесткую характеристику (а2), при которой двигатель развивает больший вращающий момент.

Когда ротор двигателя оказывается замкнутым на резистор 5R (Р7 – Р8) включается реле 5КV, его контакты включают контактор 5КМ3 дополнительного тормоза 5УВ2 – привод растормаживается и под действием вращающего момента частота вращения ротора начинает увеличиваться, скольжение S и напряжение между кольцами уменьшаются, а следовательно, уменьшается и напряжение на стабилитроне VД10. При достижении ротором некоторой частоты вращения стабилитрон запирается, тиристор VS4 закрывается и снимает управляющий сигнал с управляющих электродов тиристоров VS1 ¸ VS3. В результате ротор двигателя снова замыкается на на резистор R4, двигатель возвращается на характеристику (а1) и под действием момента статического сопротивления затормаживается до тех пор, пока с уменьшением частоты вращения ротора и в результате повышения напряжения на его кольцах вновь пробьется стабилитрон Д10, что вызовет, как описано выше,переход привода на более жесткую характеристику (а2), имеющую больший вращающий момент.

Таким образом, привод работает в таком импульно-ключевом режиме на характеристике 1 с малой частотой вращения и в широком диапазоне изменения нагрузки.

Частота вращения при работе на этой характеристике может устанавливаться положением контакта 190 на резисторе R4.

В описанном режиме дополнительный тормоз 5УВ2 остается включенным до тех пор, пока напряжение на катушке реле 5КV будет достаточным для удержания его во включенном состоянии. В случае, если скорость передвижения тележки, например, от действия ветра или при движении под уклон по прогнувшейся или наклонной стреле, увеличится до некоторого значения, при котором напряжение на зажимах катушки 5КV из-за малого скольжения S снизится примерно до 18 В – произойдет отключение реле 5КV, а следовательно, и контактора 5КМ3 – в результате отключится катушка 5КМ2 дополнительного тормоза, который станет притормаживать привод тележки не позволяя ей разогнаться. В этом случае, суммарная характеристика “Т” привода смещается в лево во второй квадрант. При снижении скорости тормоз снова включится и растормозит привод.

 

Вторая позиция

При переводе рукоятки командоконтроллера во вторую позицию контактор 5КМ1 и реле 5КТ остаются включенными: включается промежуточное реле 5К, его контакты включают контактор 5КМ3, делая его независимым от состояния 5КV; включается катушка 5КМ2 дополнительного тормоза, привод полностью растормаживается, контакт 5К (Р8 – 192) «открывает» тиристоры VS1 ¸ VS3 и привод переходит на характеристику II с включенными в ротор резисторами 5R, определяющими ее наклон. Сопротивление резистора R4 существенного влияния на наклон характеристики не оказывает.

 

Третья позиция

На третьей позиции включается контактор ускорения 5КМ6, шунтирующий в цепи ротора все сопротивления и мосты, обеспечивающие импульсно-ключевой режим работы. Привод переходит на промежуточную характеристику III; контакты реле 5КТ, замкнувшиеся с выдержкой времени после включения 5КМ6, включат контактор 5КМ7, контакты которого замкнут накоротко обмотку ротора. Двигатель выходит на естественную характеристику III.

Возврат рукоятки командоконтроллера в первую позицию переводит привод в импульсно-ключевой режим работы на характеристику 1.

 

Гидрооборудование

Приводом называют агрегат для приведения в движение машин и механизмов. Агрегатами в гидравлическом приводе являются гидравлические машины (гидронасосы, гидродвигатели и гидроцилиндры). Гидравлические машины преобразуют энергию движущейся жидкости в механическую энергию (гидродвигатели, гидроцилиндры) или механическую энергию первичного двигателя в энергию жидкости (гидронасосы).

У автомобильных кранов с гидравлическим приводом передача энергии от двигателя автомобиля к исполнительным механизмам осуществляется с помощью гидравлической силовой передачи за счет гидростатического напора рабочей жидкости. Гидропередача состоит из объемного гидравлического насоса, гидродвигателей и соединяющих их рабочих линий высокого давления (напорные) и низкого давления (сливные, всасывающие, подпиточные).

Принцип действия гидропривода основан на использовании двух главных свойств рабочей жидкости; жидкость является упругим телом и практически несжимаема; в замкнутом объеме изменение давления жидкости в каждой точке передается в другие точки без изменения.

Гидропривод обладает рядом достоинств в сравнении с механическим, к которым прежде всего относятся:

- независимость расположения узлов и возможность разветвления мощности. В этом отношении гидропривод подобен электроприводу;

- простота преобразования вращательного движения в поступательное. Система насос — гидроцилиндр позволяет легко преобразовывать вращательное движение в поступательное;

- простота создания больших передаточных чисел и возможность бесступенчатого регулирования скоростей и усилий в широком диапазоне. Большие передаточные числа в гидроприводах можно получить просто, соответствующим подбором рабочих объемов насоса и гидродвигателя;

- реверсирование движения исполнительного механизма в гидроприводах не представляет затруднений и не вызывает необходимости применения дополнительных устройств;

- высокая компактность передачи и малая масса, приходящаяся на единицу передаваемой мощности;

- предохранение гидропривода и машины от перегрузок;

- легкость стандартизации и унификации элементов и схем гидропривода.

К недостаткам гидропривода можно отнести:

- сложность коммуникаций (трубопроводов и рукавов);

- большие потери давления на трение жидкости в трубопроводах;

- внутренние и наружные утечки жидкости, снижающие к.п.д. гидросистемы;

- зависимость характеристик гидросистемы от температуры жидкости;

- растворимость воздуха в жидкости и выделение его при понижении давления, приводящие к нарушению работы системы.

Принципиальная схема гидропривода представлена на рис. 38, д. От

 

 

Общие сведения

В целях предупреждения аварий и обеспечения эффективной, безотказной и безопасной работы грузоподъемных кранов должна быть разработана четкая планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ТОиР), состоящая из циклически повторяющихся работ по техническому обслуживанию ТО и ремонтам грузоподъемных кранов.

Техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию исправности или работоспособности грузоподъемных кранов при использовании их по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТО бывает плановым и неплановым. Объем работ и порядок проведения ТО и ремонтов регламентируются ремонтной и нормативной документацией.

Ремонт – восстановление поврежденных, изношенных или пришедших в негодность по любой причине узлов, приборов безопасности крана с доведением крана до работоспособного состояния.

Ремонт текущий – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности крана и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей.

Ремонт капитальный – ремонт, выполняемый в пределах срока службы крана для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса крана с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

С учетом конструктивного исполнения, грузоподъемности, определенных условий и режимов эксплуатации грузоподъемных кранов должны быть разработаны положения (инструкции, рекомендации, РД) по организации и проведению их технического обслуживания и ремонта.

В положении (инструкции, РД) по техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин предусматриваются:

- порядок разработки планов технического обслуживания и ремонта;

- учет и контроль технического обслуживания и ремонта;

- нормы технического обслуживания, структуры ремонтного цикла, длительность межремонтных периодов;

- состав и содержание ремонтных работ для всех машин с учетом условий их эксплуатации;

- применение совершенных методов технического обслуживания и ремонта с использованием средств механизации;

- периодичность и продолжительность плановых ремонтов машин;

- трудоемкость ремонтных работ;

- расход материалов;

- фонд запасных частей;

- повышение квалификации и уровня специализации ремонтного персонала.

Положения по техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов должны быть разработаны с учетом безусловного выполнения требований, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации предприятий-изготовителей, а также действующих государственных и отраслевых стандартов и правил безопасности.

Система ТОиР грузоподъемных кранов должна быть основана на плановой подготовке и проведении соответствующих видов ТО и ремонта для каждого крана, находящегося в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью. В процессе эксплуатации грузоподъемных кранов проводят:

- ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;

- плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенное время, установленное предприятиями-изготовителями;

- сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке крана к эксплуатации в следующем сезоне (летнем или зимнем).

Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта для грузоподъемных кранов определяются проектной организацией или предприятием-изготовителем с учетом совершенствования конструктивных решений и улучшения показателей надежности. Виды, периодичность, объем и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту кранов регламентированы инструкциями по эксплуатации.

Цикл технического обслуживания — это наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка грузоподъемного крана, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативной документации все установленные виды периодического технического обслуживания. Число технических обслуживании в одном цикле зависит от конструкции крана и условий его эксплуатации.

Ремонтный цикл — это наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка грузоподъемного крана, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативной документации все установленные виды ремонта. Он устанавливается для каждого типа грузоподъемного крана в зависимости от его конструкции. Ремонтный цикл рассчитан таким образом, чтобы каждая остановка крана на ремонт соответствовала времени достижения предельного износа некоторой группы деталей.

Периодичность технических обслуживании и ремонтов устанавливается в часах наработки, а для кранов, работающих в портах, периодичность может устанавливаться также по числу поднятых грузов в тоннах.

Учитывая, что в различных нормативных документах принимаются разные системы учета времени работы крана, для удобства составления планов технического обслуживания рекомендуется пользоваться таблицей периодичности технического обслуживания и ремонта кранов в машинном и нарядном времени (см. таблицу). Под нарядным временем работы крана подразумевается время работы, учитываемое сменным рапортом, под машинным временем — время, когда на кране работает хотя бы один механизм.

 

Тема 5. Безопасность труда.

5.1. Безопасность труда при техническом обслуживании грузоподъемных машин

Производственная инструкция для машинистов подъемников.

Оказание первой до врачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.

 

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

 

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование и учет в установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников.

 

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории Российской Федерации, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Госгортехнадзор России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- участвует в разработке проектов законодательных актов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию;

- организует разработку и утверждает федеральные требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, к перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом, а также участвует в разработке требований (правил и норм) по рациональному использованию и охране недр; устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах;

- рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы центральных органов федеральной исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;

- участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, содержащих требования, влияющие на безопасность работ, и к устройству оборудования, определяет порядок ввода в действие указанных нормативных документов, устанавливает при необходимости дополнительные требования;

- осуществляет надзор за соблюдением требований безопасности на подконтрольных производствах, объектах и работах;

- осуществляет учет и анализ аварий и случаев производственного травматизма, устанавливает порядок и осуществляет техническое расследование обстоятельств и причин этих инцидентов, разрабатывает на этой основе предложения по профилактике аварийности и производственного травматизма;

- выдает в установленном порядке специальные разрешения (лицензии) на отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ;

- устанавливает порядок подготовки (обучения), аттестации и проверки знаний рабочих основных профессий, специалистов и руководителей организаций в области промышленной безопасности;

- ведет государственный реестр опасных производственных объектов;

- регистрирует подъемные сооружения.

 

Местные электротравмы

Местная электротравма - ярко выраженное местное нарушение целостности тканей тела, в том числе костных тканей, вызванное воздействием электрического тока или электрической дуги. Чаще всего это поверхностные повреждения, т. е. поражения кожи, а иногда других мягких тканей, а также связок и костей.

Характерные местные электротравмы - электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения и электроофтальмия.

Электрический ожог - самая распространенная электротравма: ожоги возникают у большей части (63 %) пострадавших от электрического тока, причем треть их (23 %) сопровождается другими травмами - знаками, металлизацией кожи и офтальмией.

В зависимости от условий возникновения различают два основных вида ожога: токовый (или контактный), возникающий при прохождении тока непосредственно через тело человека в результате его контакта с токоведущей частью, и дуговой, обусловленный воздействием на тело человека электрической дуги.

Токовый (контактный) ожог возникает в электроустановках относительно небольшого напряжения - не выше2 кВ. При более высоких напряжениях, как правило, образуется электрическая дуга или искра, которые и обусловливают возникновение ожога другого вида - дугового.

Контактный ожог участка тела является следствием преобразования энергии электрического тока, проходящего через него, в тепловую. Поэтому такой ожог тем опаснее, чем больше ток, время его прохождения и электрическое сопротивление участка тела, подвергшегося воздействию тока. Поскольку при таких ожогах напряжение, приложенное к телу человека, сравнительно невелико, ток, проходящий через человека, также невелик: доли ампера или в худшем случае несколько ампер. Однако в месте контакта тела с токоведущей частью плотность тока может достигать больших значений, так как площадь соприкосновения тела с токоведущей частью обычно невелика. Здесь же ток встречает и наибольшее сопротивление, а именно сопротивление кожи, которое во много раз больше сопротивления внутренних тканей. Поэтому максимальное количество теплоты выделяется в месте контакта проводника с кожей, а точнее, в том участке кожи, который находится в контакте с токоведущей частью.

Этим и объясняется, что токовый ожог является, как правило, ожогом кожи. Лишь в редких случаях, когда через тело человека проходит большой ток, при контактном ожоге могут быть поражены и подкожные ткани. Кроме того, тяжелые повреждения внутренних тканей могут возникнуть при контактных ожогах, вызванных токами высокой частоты. При этом кожа может иметь незначительные повреждения.

Токовые ожоги образуются примерно у 38 % пострадавших от электрического тока, в большинстве случаев они являются ожогами I и II степеней; при напряжениях выше 380 В возникают и более тяжелые ожоги – III и IV степеней.

Дуговой ожог наблюдается в электроустановках различных напряжений. При этом в установках до 6 кВ ожоги являются следствием случайных коротких замыканий, например при работах под напряжением на щитах и сборках до 1000 В, измерениях переносными приборами (электроизмерительными клещами) в установках выше 1000 В (до 6 кВ) и т. п.

Различают следующие четыре степени ожогов:

I - покраснение кожи;

II - образование пузырей;

III - омертвение всей толщи кожи;

IV - обугливание тканей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.136 с.)