Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, которые направлены на разрешение трех ключевых вопроса: что, как и для кого производить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, которые направлены на разрешение трех ключевых вопроса: что, как и для кого производить.



 

 

 


                                                                                                                             

 

 

Ценообразующая функция (в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ)
Информационная функция (постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки)
                                                            

 

                                                                                       

 

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

             
Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
«Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.  
 
   

 

 


                                                                                                                                     

 

                                                      

 

     
Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.  
 
Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.  


                                                                     

 

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

 

Критерий

Виды рынков

1.

Масштаб функционирования

1) Местный (локальный) рынок (Кирсановский, Пичаевский, Тамбовские рынки и т.д.).

2) Региональный рынок (рынок товаров и услуг Центрально-черноземного региона и др.)

3) Национальный рынок (российский, французский и др.)

4) Мировой рынок (определяет взаимодействие национальных рынков разных государств)

2.

По

Субъектам рынка

1) Рынок покупателей (ситуация, когда предложение превышает спрос, тем самым покупатель имеет возможность сравнивать между собой разные сорта товаров, их цены и оказывать предпочтение тому или иному товару).

2) Рынок продавцов (ситуация, когда спрос превышает предложение).

3) Рынок государственных учреждений (включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций).

4) Рынок промежуточных продавцов-посредников (выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя).

3.

По

Объектам рыночного обмена

1) Потребительский рынок. Он включает рынки товаров и услуг (бытовых, коммунальных, транспортных). В рамках этого рынка выделяется продовольственный рынок и рынок промышленных товаров.

2) Рынок жилья. Существует в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир.

3) Рынок труда (рабочей силы). Представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, управляющих.

4) Рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.

5) Денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финансовом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения.

а) Рынок денег и валюты– одна из разновидностей рынка купли-продажи товаров в виде денежных средств, часть рынка ссудных капиталов. Агентами денежного рынка здесь являются в основном банки, брокерские и дилерские фирмы, другие финансово-кредитные учреждения, участвующие в купли-продаже кредитных денег, валюты, ценных бумаг.

б) Рынок ценных бумаг – это часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

6) Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.

7) Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике.

4.

По уровню насыщения

1) Равновесный.

2) Дефицитный.

3) Избыточный.

5.

 По степени зрелости

1) Неразвитый.

2) Развитый.

3) Формирующийся.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.007 с.)