Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)



Введение

Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)

Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 года.

Вторая Республика

Вторая империя.

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ.

2.1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после II мировой войны

Политическая система Франции

Конституция Франции 1958 г.

Избирательное право и избирательная система Франции.

Референдум

Правовое положение личности

Центральные органы государственной власти

Р ЕГИОНАЛЬНОЕ И м ЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

С УДЕБНАЯ СИСТЕМА Ф РАНЦИИ.

Заключение.

Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Одна из самых богатейших историй мира – это история Франции, полная романтики и драматизма одновременно.

Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

Великая французская революция положила начало новой истории Франции. Начиная с этого наивеличайшего момента в истории данного государства, маховик истории закрутился с неимоверной силой. Всего за столетие Франция успела пережить порядка пяти революций. Монархия сменялась республикой, республика империей, империя монархией. Затем снова по кругу. Четыре раза Франция становилась республикой!

За прошедшее столетие с начала Великой французской революции Франция пережила и минуты величайшей славы в период правления Наполеона и минуты позорного забвения при падении империи Бонапарта.

Такое впечатление, что страна долгое время никак не могла вырваться из этого адского круга, в который её затянул маховик истории.

Франция всему миру показала, что народ может и должен завоевывать права и свободы, а если понадобится – отвоевывать их заново. Для граждан этого государства свобода – это не пустой звук, это ценность, завоеванная ими кровью.

Революция 1848 года яркий тому пример.

В настоящей дипломной работе я рассмотрела политическую систему Франции через различные исторические аспекты..

 

Глава 1. Франция в период реставрации (1814-1830)

Вторая Республика

В 40-х годах XIX века Франция делает заметные успехи в промышленном развитии. На место мануфактуры и кустарной промышленности становится капиталистическая фабрика. Насту­пает эпоха крупного машинного производства.

Чем дальше заходил этот процесс, тем все определеннее становились его главные следствия:

а) усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией — с другой;

б) их общее недовольство режимом Июльской монархии.

Промышленная буржуазия не желала терпеть полити­ческую монополию финансовой аристократии. Рабочие не могли сносить далее ужасную нужду.

Два бедствия, соединившиеся в 1847 году, довели всеобщее недовольство до революции: первым бедствием был неурожай, вторым — мировой торговый и промышленный кризис.

Используя ситуацию, оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. Таким путем они на­деялись завоевать для себя нижнюю палату.

Правительство прекрасно понимало эти намерения. Не же­лая никаких реформ, оно (в лице главы министерства историка Гизо) ответило оппозиции памятной фразой: “Обогащайтесь, и вы станете избирателями”.

Предложения о расширении избирательного права Гизо на­зывал “фанатизмом ума”. “В 1789 году, — говорил он, — избира­тельная система провозгласила всеобщую подачу голосов... кото­рую, однако, ни одна из партий не желала принимать в целостности; никто не допустит этого теперь”.

Буржуазная оппозиция протестовала, но дело не шло далее выпадов в газетах и на специально устраиваемых банкетах.

22 февраля — в день позорно отмененного банкета — в за­щиту избирательной реформы и против правительства Гизо под­нялись рабочие предместья Парижа. Правительство, уже на­бившее себе руку на подавлении “мятежей”, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоруж­ных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы. В ответ на это Париж покрылся баррикадами. Борьба продолжалась весь следующий день. В надежде устоять Луи Филипп дает отставку Гизо, выражает согласие на реформу. Слишком поздно!

В кровавом сражении восставшие захватывают Тюильри, королевский дворец. Но короля в нем уже не было: отрекшись от престола, он бежал, спасая жизнь. Его трон выволокли на пло­щадь и сожгли на огромном костре. Франция во второй раз сде­лалась республикой.

Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, как тогда говорили, то есть обеспечит их достаточ­ным заработком, в первую очередь позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты.

Учредительное собрание, открывшееся 4 мая” порвало со всеми социальными иллюзиями февральской революции. Оно на­прямик провозгласило буржуазную республику, и только ее.

Временное правительство, образованное из лидеров буржуазной оппозиции, позаботилось о том, чтобы состав Учредительного собрания был строго буржуазным.

Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуази­ей (как в феврале), а против нее. В этом великое историческое значение июньской баррикадной борьбы. Впервые в истории ан­тагонизм буржуазии и пролетариата раскрылся во всей его не­примиримости. Как мы теперь видим, через этот антагонизм нужно было пройти, пройти до крайности, чтобы оба класса — пусть через столетие — убедились в возможности некоего соци­ального мира, как он утвердился — при всех возможных оговор­ках — в передовых странах Европы, Америки и даже Азии.

Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных ма­стерских, дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были от­правиться на работу в провинцию (где они были менее опасны для правитель­ства). На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. “Прекрасно, — ответил на это глава рабочей делегации Пюжоль. — Мы знаем теперь то, что хотели знать”.

Сражение продолжалось пять дней. Баррикады, начинаясь в предместьях го­рода, упорно продвигались к центру, к городской ратуше. Правительство поручило расправу над восставшими генералу Кавеньяку. По выражению одного из мини­стров, оно решило “устроить бойню”.

Восстание было стихийным. Никто его не готовил. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. Тем не менее 24 июня по баррикадам стали передавать списки предполагаемого правительства: в нем были имена социалиста Луи Блана, коммуниста-утописта Кабе, стойкого ре­волюционера О. Бланки, рабочего Альберта, но также Луи Бонапарта и некоторых других.

Утром 25 июня стало ясно, что правительство, обладая огромным перевесом сил, побеждает. Тем не менее восставшие не помышляли о сдаче. Последним бастионом оставалось славное Сент-Антуанское предместье. Здесь восставшие вывесили плакат, определявший цели борьбы, как их тогда по­нимали: “Мы хотим социальной и демократической республики. Мы хотим само­державия народа”. Здесь гордо отвергли предложение о “примирении”. Повстан­цы соглашались сложить оружие, если будет распущено Учредительное собрание, войска выведены из города, и при том непременном условии, что “народ сам вы­работает себе конституцию”.

Утром 26 июня сражение прекратилось, но повсюду расстреливали захвачен­ных в плен повстанцев — в казармах, в каменоломнях и многих других местах. Отличилась в зверствах буржуазная Национальная гвардия, приводившая на рас­стрел сотни человек. Трупы сбрасывали в Сену, и та уносила их в море.

В февральских боях парижский пролетариат потерял более 5 тыс. человек убитыми и ранеными. В июне одних убитых было, по оценке английских газет, не менее 50 тыс. человек. Более 3 тыс. повстанцев было хладнокровно перебито после восстания. Не менее 15 тыс. человек было сослано без суда.

Правительство до конца выполнило свой подлый замысел, начатый роспуском Национальных мастерских[2].

На стороне буржуазной республики, писал пристально на­блюдавший за описанными событиями К.Маркс, стояли финансо­вая аристократия, промышленная буржуазия, средние слои, мел­кая буржуазия, армия, организованный в мобильную гвардию люмпен-пролетариат, интеллигенция и, наконец, крестьянство. “Парижский пролетариат имел на своей стороне только са­мого себя”[3].

Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учреди­тельное собрание возобновило обсуждение новой конституции.

I. Конституция 1848 года объявляла Францию республикой, девизом которой служили будто бы “семья, труд, собственность и общественный порядок”.

Это была, разумеется, буржуазная республика, да еще та­кая, которая отразила на себе все только что пережитые страхи перед победой “анархизма, социализма и коммунизма”.

Из текста конституции вытекало, что под “правом на труд” понимается не более чем “равенство в отношениях между рабочим и хозяином” и организация “общественных работ, предназначенных доставлять занятия безработным”. Впрочем, уже по ходу прений было ясно, что ни Собрание, ни те, кто последует за ним, не намерены держаться “права на труд” ни в каком виде. Даже те, кто его защищал, согласились главным образом на “обещания, которые были сделаны в феврале”, или взывали к “состраданию”, как это прозвучало в речи главы вре­менного правительства Ламартина. И действительно, все, что было написано в конституции о “труде”, осталось пустой фразой.

II. Конституция оставила неприкосновенными всю старую организацию управления, муниципалитеты, суд и армию. Кое-какие изменения, внесенные ею, касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий.

Ш. Самым существенным из новшеств было узаконение всеобщего мужского избирательного права, провозглашенного февральской революцией 1848 года. Отменить его Учредительное собрание не решалось. Но зато был введен ограничительный пункт — шесть месяцев оседлости.

В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет, и это — наряду с наро­чито сложной процедурой его установления — выбросило из избирательного кор­пуса три миллиона граждан, главным образом бедняков (поденщиков, батраков, сезонных рабочих).

IV. Учредительное собрание позаботилось начинить консти­туцию 1848 года мнимодемократической фразеологией. И каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая или сводившая на нет.

Вот соответствующие примеры:

“Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства” (гл.2 ст. 9). Или:

“Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати...” Но вторая часть статьи гласила: “Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности ”.

“Каждый параграф конституции, — справедливо писал Маркс в “Восемнадцатом брюмера”, — содержит в самом себе... свою собственную верх­нюю и нижнюю палату: свободу — в общей фразе, упразднение свободы — в ого­ворке”[4].

V. Руководствуясь доктриной “разделения властей”, кон­ституция поручает издание законов Национальному собранию, исполнительную власть — президенту республики.

Национальное собрание решено было сделать однопалат­ным. Большинство конституционалистов принадлежало к буржу­азным республиканцам, и они опасались создавать верхнюю па­лату, обычно промонархическую.

Для выборов президента республики был определен тот нее порядок, что и для выборов Национального собрания: все­общее голосование — плебисцит.

Решение это стоило многих прений. Осторожные предлагали, чтобы “министра-президента” избирало и смещало Национальное собрание. Это пред­ложение было отвергнуто. Оно противоречило разделению властей, которое кон­ституция объявляла “первым условием свободного правительства”.

Прямые выборы (при тайной подаче бюллетеней) создавали президенту тот же авторитет “народного избранника”, что и са­мому Национальному собранию. У республики оказывалось “две головы”, и президент мог в любое время противопоставить себя Национальному собранию.

Грызня между законодательной и исполнительной властя­ми была неизбежна, и ее предвидели. “Игра конституционных сил”, — так назвал эту систему смещенный и озлобленный Гизо.

В руках президента оказывались все средства исполни­тельной власти: он раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактиче­ски подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию).

Наделив президента республики всеми атрибутами коро­левской власти (вплоть до права помилования), Собрание, несмотря на успокоительные речи, терзалось страхом за будущее.

Время от времени депутаты обращали свои взоры на Луи Наполеона, племян­ника великого Бонапарта. Пять департаментов голосовало за него, отдав 300 тысяч голосов. Из всех депутатов Собрания он был самым вероятным претендентом на пост президента.

Было постановлено (§ 68 конституции), что всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена; судьям Верховного суда поручалось в этом случае “немедленно собраться” для суда над президентом.

Не прошло и четырех лет, как конституция 1848 года была навеки похоронена. То, что от нее осталось в качестве изобрете­ния, проложившего себе дорогу по всему континенту, — эта осадное положение (ст. 106), периодически применяемое в каждом из следующих друг за другом кризисов в ходе французской истории.

Вторая империя.

В декабре 1848 года президентом Франции был избран Луи Наполеон. Из 7300 тыс. голосов ему досталось 5400 тыс.

Крестьянство Франции голосовало за Луи Наполеона, связывая с этим именем возрождение былого величия страны, отмену налогов и уничтожение республики. Рабочие голосовали за Луи Наполеона, чтобы не допустить к власти ненавистного им палача Кавеньяка, бывшего, как и Наполеон, одним из кандидатов президенты. Крупная буржуазия приветствовала Наполеона как “переходную ступень к монархии”.

Лишенный прав переизбрания, президент республики должен был ожидать истечения законного четырехлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избе­жать этой участи любой ценой,

Опираясь на всякого рода сброд, организованный в общество “10 декабря” (день избрания Луи Наполеона), президент республики готовил ее ниспровержение. Все те, кто мог оказать ему сопротивление, отстранялись или перемещались. Все те, кто по своей беспринципности и продажности подходил для задуман­ного дела, приближались.

Особенные усилия были приложены для привлечения я заговору армейских частей. Парижский гарнизон был почти пол­ностью обновлен.

Специальный отряд, составленный из полицейских, получил приказ об аресте 78 человек, среди которых 16 были лидерами оппозиции в Национальном собрании. Оснований для ареста найти не могли и потому в приказах написали: “Участие в комплоте (заговоре) против безопасности государства”.

Утром 2 декабря 1851 года специальная прокламация опо­вестила Париж, что “именем французского народа” президент республики распускает Национальное собрание.

Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного уст­ройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный со­вет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и “уравновешивающий” сенат; министерства, назначаемые и сме­щаемые по воле президента.

Под видом республики, украшенной всеобщим избиратель­ным правом, декретировалась диктатура одного лица.

Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопроли­тием. Пехотные и кавалерийские части, прибегнув к картечи, ружейному огню, сабельным ударам, обрушились на мирные тол­пы парижан. Жертвами этого погрома, продиктованного подлыми чувствами, сделались около двух тысяч человек. Несколько бар­рикад, сооруженных в защиту поруганной республики, были взяты, их защитники расстреляны все до одного. У их трупов были расставлены столы с выпивкой и закуской, за которыми весели­лись офицеры и солдаты.

Дикие расправы над республиканцами совершались по всей остальной Франции.

В январе 1852 года получила утверждение новая кон­ституция.

В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное поло­жение. Он издавал декреты и утверждал законы.

Единственное “ограничение” власти президента конституция усматривала в системе народных опросов — плебисцитах.

Введение в государственную систему постоянного (хотя и не часто употреб­лявшегося) плебисцитного элемента создает иллюзию демократизма, но ни в ма­лейшей степени не угрожает основам режима.

Соответственно подготовленный властями плебисцит всегда давал тот ре­зультат, на который рассчитывало правительство.

При этом на плебисцит никогда не выносились действительно острые, заде­вавшие интересы народа вопросы правительственной политики.

В ноябре 1852 года Наполеон устраняет противоречие меж­ду титулом и властью. Сначала сенат, а затем плебисцит провоз­глашают его императором Франции под именем Наполеона Ш.

Реальная власть оказалась в руках финансовой и промыш­ленной буржуазии. Никогда прежде не создавалось для нее столь благоприятных условий.

Вторая империя так же, как и первая, родилась в момент, когда напуганная демократическим движением и демократиче­скими реформами буржуазия была настроена особенно контрре­волюционно.

Примером этого может служить декрет 1852 г., лишивший прессу гарантий независимости. Комический актер Грассо был арестован за то, что сказал в одном из кафе, где его заставили ждать: “Здесь, как в Севасто­поле, ничего нельзя получить” (имелась в виду Крымская война)[5].

Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые же сражения франко-прусской войны обнаружили разложение пра­вительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восста­новление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сен­тября 1870 года.

Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства “национальной обороны”. Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, эконо­мической разрухи, нищеты масс. И, заметим, боялись не напрасно.

Конституция Франции 1958 г.

Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной принцип - верховенство закона и норм международного права.

Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и принципы страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: "Правление народа, по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано отношение государства к политическим партиям.

Этот термин был включен в Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над Германией он имел особое значение и, как мы помним, наиболее гуманные и демократические изменения в конституционной политике страны приходились именно на этот период. Для учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин означал развитие политической, экономической и социальной демократии. А преамбула Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее развитие вышеуказанных принципов.

Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система - "национальный суверенитет - как источник государственной власти". В ст.З действующей Конституции этот принцип сформулирован так: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление".

Каждому демократическому государству свойственна в первую очередь приверженность к взаимодействию с нормами международного права. В отличие от других государств, конституционно закрепивших приоритет международного права, Французская Конституция в статье 54 устанавливает механизм контроля за соответствием и взаимодействием, позволяющим избегать противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы существовали противоречия между международным правом и Основным законом страны. Разработан полностью механизм устранения противоречий, если они возникают в процессе ратификации международных соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.

В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).

Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям Парламента и Правительства. Продолжение изложения взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе V, Система взаимоотношений законодательной и исполнительной властей изложена в ст-34-51.

В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).

В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более подробно.

Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют в IX, Х разделах "Высокая палата правосудия" и "Об уголовной ответственности членов Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение. Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику или Сообщество.

Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов, заморских территорий. Так представители Правительства в департаментах и на территориях, ответственные за обеспечение национальных интересов, осуществляют административный контроль за соблюдением законов.

Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.

В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.

Раздел XIII "О сообществе" утверждает, что все государства Сообщества пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления Сообществом. В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса Сообщества и др.

Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом, Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого, светского, демократического и социального государства с республиканской формой правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.

Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда.

 

Референдум

Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять участие в решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным видом непосредственной демократии. Его часто называют плебисцитом.

На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается трижды.

Так, статья 89 Конституции предусматривает проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Однако, по смыслу Конституции такой референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.

Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о Сообществе (этот пункт в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства или по совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на референдуме, то он должен быть промульгирован в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил какой-либо контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11 Конституции. Была расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого раньше не было. Таким образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила из круга полномочий Парламента способность разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.

Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным проблемам. Как и для любой другой страны этот вопрос достаточно щепетилен и рядом законов введены и действуют местные референдумы.

Правовое положение личности

В Конституции Французской Республики отсутствует специальный раздел о правах и свободах. В самом тексте Конституции права и свободы содержатся только в нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3 и 4 закрепляют плюрализм политических партий и необходимость уважения демократических принципов. Кроме того, статья 34 относит к сфере закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, а статья 53 наделяет народы, населяющие Францию правом на самоопределение; статьи 64 и 66 закрепляют независимость судебной власти, как гаранта прав и свобод граждан.

В целом, при определении правового положения личности во Франции следует опираться на преамбулу Конституции, в которой приверженность французского народа к соблюдению прав человека формулируется в точном соответствии с нормами Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.

Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т.е. права, всегда присущие человеческому индивиду. В декларации расшифрован принцип равенства: "Люди рождаются равными и остаются равными в правах" (ст.2). Декларация включает некоторые общие правила, необходимые для реализации прав и свобод. Так, статья 4 устанавливает, что: "Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользованием этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом". Статья 5 гласит: "Все. что не запрещено законом. тому нельзя ставить препятствия. никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом". В этой же Декларации закреплены и конкретные права и свободы (ст. 7-9): права в судебной области, свобода мнений, свобода печати, права собственности.

Конституция 1946 г. (в области прав человека являющаяся неотъемлемой частью ныне действующей Конституции) закрепила равенство прав мужчин и женщин, право убежища, свободу мнений, право на получение образования. Так государству вменена организация бесплатного светского образования. Здесь же гарантируются: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое, однако, осуществляется "в рамках законов, которые его регламентируют", участие трудящихся в определении условий труда и в управлении предприятием и т.д.

Защита прав и свобод во Французской правовой доктрине имеет два аспекта: 1) это защита от посягательств законодателя, 2) защита от посягательств органов государства (чиновников), юридических лиц, а также физических лиц,

Поскольку права и свободы носят конституционный характер, то их защита относится к ведению Конституционного совета. Что касается административных актов, могущих содержать нормы, нарушающие конституционные права и свободы, то высший орган административной юстиции - Государственный совет - рассматривает такие акты с точки зрения их соответствия Конституции.

По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому посреднику, который, хотя и не обладает возможностями самому решить вопрос, а может лишь обратить внимание на таковые соответствующих государственных органов.

Кроме того, защита прав личности во Франции может осуществляться и на международном уровне, в частности, в рамках ООН, поскольку Франция ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также факультативный протокол к первому из них.

Франция - участник европейской системы защиты прав человека. Она ратифицировала в 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г., признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека.

В любом случае любой человек, проживающий во Франции, не добившись защиты своих прав и свобод, может обращаться в соответствующие органы Совета Европы.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Судебная система Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О судебной власти".

Как уже указывалось выше, Президент страны в соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти. "Статус судей устанавливается органическим законом". "Судьи несменяемы".

Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако, исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную—юстицию. Доступность правосудия - это еще один из показателей демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным лицам.

Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела (в первой и апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении.

Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов (это судьи трибунала большой инстанции, командируемые в суды низших звеньев на три года). Трибунал малой инстанции рассматривает дела незначительные с суммой иска до 20 тыс. франков. Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Трибунал большой инстанции приходится один на департамент (в больших департаментах их бывает несколько).

Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.108 с.)