Политическая система Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система Франции



Во Франции как я уже говорила всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм.

Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и "демократии". На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня 1976 г., в котором свобода образования политических партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача декларации в административные органы. Особое разрешение для образования любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях такая правоспособность может быть признана судебными органами.

Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.

Во Франции партии ограничения финансируются частными лицами. Государством Финансируются те партии, которые выставили кандидатов по меньшей мере в 75 избирательных округах.

В статье 2. Конституции Французской Республики 1958 г. (ныне действующей) закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.

Ее принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти положения вошли в действующую Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946 г. Во Франции республиканская форма правления является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому, другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". При этом Конституция учреждает смешанную республиканскую форму. Это выражается в том, что глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного органа. Таким образом, мы можем определить Французское государство как президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство несет-ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.

Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5, 53, 89 и др.). Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац). Неделимость республики - константа Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как преступления против безопасности государствгГ—В части толкования ст.53—5—согласии "заинтересованного населения", то в одном из решений Конституционного совета эта часть статьи интерпретировалась как возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого, государства или присоединения к независимому государству (что можно пронаблюдать на примере Алжира).'

Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения церкви и государства. Несмотря на сильные католические традиции Франции, официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания. Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное право на существование. И все же утверждение, что государство обеспечивает свободу совести еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со Святым престолом (Эльзас, Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.

Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является "демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".

Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение принципу применения норм международного права - договоры имеют незаконодательную силу.

Когда перед Европой встал вопрос об интеграции в Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к ней оказалась Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции на условиях взаимности в ведении Европейских сообществ.

 

 

Конституция Франции 1958 г.

Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной принцип - верховенство закона и норм международного права.

Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и принципы страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: "Правление народа, по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано отношение государства к политическим партиям.

Этот термин был включен в Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над Германией он имел особое значение и, как мы помним, наиболее гуманные и демократические изменения в конституционной политике страны приходились именно на этот период. Для учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин означал развитие политической, экономической и социальной демократии. А преамбула Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее развитие вышеуказанных принципов.

Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система - "национальный суверенитет - как источник государственной власти". В ст.З действующей Конституции этот принцип сформулирован так: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление".

Каждому демократическому государству свойственна в первую очередь приверженность к взаимодействию с нормами международного права. В отличие от других государств, конституционно закрепивших приоритет международного права, Французская Конституция в статье 54 устанавливает механизм контроля за соответствием и взаимодействием, позволяющим избегать противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы существовали противоречия между международным правом и Основным законом страны. Разработан полностью механизм устранения противоречий, если они возникают в процессе ратификации международных соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.

В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).

Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям Парламента и Правительства. Продолжение изложения взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе V, Система взаимоотношений законодательной и исполнительной властей изложена в ст-34-51.

В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).

В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более подробно.

Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют в IX, Х разделах "Высокая палата правосудия" и "Об уголовной ответственности членов Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение. Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику или Сообщество.

Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов, заморских территорий. Так представители Правительства в департаментах и на территориях, ответственные за обеспечение национальных интересов, осуществляют административный контроль за соблюдением законов.

Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.

В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.

Раздел XIII "О сообществе" утверждает, что все государства Сообщества пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления Сообществом. В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса Сообщества и др.

Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом, Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого, светского, демократического и социального государства с республиканской формой правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.

Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.017 с.)