Основные(базовые) формы интеграции в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные(базовые) формы интеграции в России



Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психологического и речевого развития, соответствующего либо близкого к норме по 1-2 чел. воспитываются в массовых группах или классах, при этом получая коррекционную помощь учителя-диффектолога.

Частичная интеграция, при которой дети, не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня.

Временная интеграция, когда все воспитанники спец.группы или класса вне зависимости от уровня речевого или физического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для мероприятий воспитательного характера.

4 группы детей для интеграции в нормальную среду:

1) Недиагностируемые

2) Дети, родители которых, зная о нарушении развития, по разным причинам настаивают на обучении в массовых школах без учета лечения специалистов.

3) Воспитанники специальных дошкольных групп и классов, где обучение проходит с учетом их отклонений в развитии, но эти группы и классы часто оказываются обособленными и изолированными.

4) Дети, в результате длительности коррекционной работы, проводимой учит.-диф-ом и родителями готовы к обучению среди здоровых, что позволяет специалистам-диф-ам рекомендовать их к интегрированному обучению.

Внешние и внутренние условия интеграции.

9. Общие принципы инклюзивного образования

 

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Поддержка, дружба, равенство.

7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

8. Для всех обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать.

 

10. Риски инклюзивного образования и реабилитационный потенциал

Эксперты отмечают, что, несмотря на явные преимущества, инклюзивная система не является панацеей. Эффективность того или иного вида обучения зависит от конкретных потребностей

ребенка (молодого человека) и его семьи на данном этапе. Помочь сделать правильный

выбор должны квалифицированные специалисты (они могут работать в государственных

или негосударственных центрах, специализирующихся на образовательной поддержке). В

России, из-за недостаточной развитости инклюзивного образования, можно ожидать

смещенности позиций специалистов в сторону специального образования. Однако даже

будучи горячими сторонниками инклюзивного образования, специалисты могут для

конкретного ребенка (и для достижения конкретных целей) предложить иные формы

обучения (например, обучение в особой группе или на дому).

Минусом также является большие финансовые затраты, уходящие на инкл.об-е.

Следующее, неподготовленность общества. Людям с ОВЗ намного сложнее найти работу, чем людям с нормальным физическим и психическим развитием. Отчасти, причина в неготовности работодателей сотрудничать с инвалидами и в опасении непринятия человека с ОВЗ в коллективе. С данными проблемами сталкиваются инвалиды и при получении образования в учебных учреждениях.

Закон «О социальной защите инвалидов» определяет реабилитацию как «систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной

деятельности». «Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более

полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья

со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов,

достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество».

Кроме того, сложность реабилитации заключается в неприспособленности окружающих условий для нормальной жизнедеятельности людей с ОВЗ (отсутствие пандусов, поручней, отличительных знаков и т.п.).

Несколько направлений реабилитации: медицинскую, профессиональную,

социальную и для детей – психолого-педагогическую.

 

Наполовину.

  Плюсы:

Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

Отсутствие гибких образовательных стандартов.

Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников…..(Плюсы инклюзивного образования

Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.

Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам.

Проблемы инклюзивного образования

Мировая практика подобного обучения не выявила никаких отрицательных последствий ни для детей с ограниченными возможностями, ни для их соучеников, но на данный момент в российских реалиях существует ряд препятствий к внедрению инклюзии. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

В первую очередь, многие школы и, более того, педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения.

Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают простив того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Нелегко преодолеть и материальные трудности – многие школы попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ.

На государственном уровне нет пока четких правовых и экономических норм для инклюзивного образования. Тем не менее именно это направление признано приоритетным во многих российских основополагающих документах.

Полностью инклюзивное (включенное) образование – система, при

которой обычные учащиеся и учащиеся с инвалидностью обучаются в одном классе

(аудитории). Инклюзивное образование предполагает не только возможность включения в

общий учебный процесс, но и специальную систему поддержки, его обеспечивающую.

Применительно к среднему образованию «инклюзивное образование ориентировано на то,

чтобы все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности,

включены в общую систему образования: они обучаются и воспитываются вместе со

своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе,

учитывающей их особые потребности», причем это включение обеспечивается развитой

системой поддержки (при ее отсутствии специалисты говорят о «дикой» или

«спонтанной» инклюзии). Инклюзивное образование является современной альтернативой

специальному образованию – системе учебных заведений и методик, направленных на

получение знаний учащимися со специальными потребностями и предполагающей

 

отдельное обучение таких учащихся отдельно от «обычных» учащихся. Сторонники

инклюзивного образования утверждают, что значительная доля «особых» учащихся может

учиться в обычных учебных заведениях, что подтверждает практика многих стран.

12) Параметры готовности образовательной среды к инклюзивной форме обучения

В России сделаны значительные шаги в улучшении доступа граждан с ограниченными

возможностями здоровья к образованию. В частности, инклюзивное образование стало

возможным с принятием в 1995 году федерального закона «О социальной защите

инвалидов в Российской Федерации», признающего людей с инвалидностью

равноправными гражданами и вводящего понятие интеграции (включения инвалидов все

сферы общественной жизни). Следует особо отметить подписание Россией международной конвенции по правам инвалидов в 2008 году.

Дошкольное образование возможно как в обычных детских учреждениях, так и в

специальных. Для получения общего (среднего) образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья сегодня в РФ существуют следующие возможности: обучение в

специальных учебных заведениях, обучение на дому (в том числе дистанционное), школы

надомного обучения, обучение в общеобразовательной школе (в специальных классах или

в обычных классах).

Специальные (коррекционные) учебные заведения делятся на 8 видов по

нозологическому признаку. Основная форма для специальных учебных

заведений 1-6 вида – специальная школа-интернат, для заведений 7 и 8 видов –

специальная школа или специальная школа интернат. Появились также дополнительные

виды специальных учебных заведений.

Инклюзивное школьное образование. Законодательство предусматривает

возможность для ребенка с особыми возможностями обучаться в обычном классе.

Практическое осуществление права на инклюзивное образование в настоящий момент

затруднено; это связано с тем, что упомянутые положения закона «Об образовании»

имеют рамочный характер и не подкреплены необходимыми нормативными документами.

Развитие инклюзивного образования в значительной степени происходит «снизу»,

благодаря инициативе родителей, детей и молодых людей с инвалидностью,

руководителей учебных заведений, общественных организаций. Постепенно возник ряд

школ, которые можно рассматривать как примеры успешного введения инклюзивного

образования и опыт которых может быть использован другими школами.

Результаты социологических исследований показывают, что физическая среда

является значительным барьером. Так, вузы зачастую (незаконно) отказывают

абитуриентам с инвалидностью в возможности сдавать вступительные экзамены,

мотивируя это отсутствием приспособлений для людей в инвалидных колясках. При этом

основная масса инвалидов-колясочников – люди, не имеющих никаких препятствий для

обучения, кроме отсутствия пандусов, лифтов, недостаточной ширины дверных проемов,

отсутствия специально оборудованных туалетов. На сегодняшний день оборудование

доступной для инвалидов среды производится лишь при капитальном ремонте. Возможно, стоит рассмотреть создание федеральных программ, которые могли бы предусматривать

гранты на точечное оборудование физической среды для вузов, не ожидающих

капитального ремонта в ближайшие годы. Другим вариантом будет законодательное

закрепление минимума требований к физической среде и учебному процессу, делающего

обучение людей на коляске возможным (например, наличия пандуса при входе в здание,

организация занятий групп, где учатся студенты с инвалидностью, на первом этаже и т.д.).

Необходимо разработать механизм, который позволил бы решать проблему

неприспособленности школьных зданий для инвалидов- колясочников.

13) Методики оценки готовности образовательного учреждения к инклюзивной форме обучения.

Приоритетами нормативно-правового регулирования в сфере

образования являются:

 

• обеспечение доступности качественного общего образования;

• повышение качества учебной литературы;

• повышение уровня оплаты труда работников образования;

• модернизация системы подготовки, переподготовки и повыше-

ния квалификации работников образования;

• расширение общественного участия в управлении образованием;

• развитие сети образовательных учреждений

14. Основные принципы инклюзивного образования

 См.? 9.

15. Основные принципы организации образовательного процесса в школе. Не вижу разницы между вопросом № 12, поэтому см. его.

 

 

Функции тьютора. Содержание деятельности

В дидактике тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор - это наставник.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

· осуществление целеполагания;

· мотивация и вовлечение обучающихся;

· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

· коррекция деятельности обучающихся;

· контроль выполнения заданий;

· рефлексия деятельности (своей и обучающихся)

изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

· определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);

· определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

· определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по со-держанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

· диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций)

Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающих-ся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые -- к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

· анализ целей модели обучения;

· определение содержания и специфики деятельности обучающихся;

· выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;

· определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которы-ми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

· формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

· согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

· согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.

17. Компетентностный подход к обучению ребенка с ОВЗ

Подбор условий организации обучения

При выборе места в классе традиционно принято обращать внимание на состояние слуха и зрения ученика, а так же на его двигательные особенности. Однако важно учитывать и особенности развития внимания и восприятия. Так, например, часть детей, вследствие особенности сформировавшихся пространственных преставлений, плохо воспринимает информацию, располагаясь сбоку от доски. Ученику с левосторонним латеральным предпочтением, наоборот, комфортнее сидеть слева от доски.

В ситуациях, требующих наибольшей концентрации внимания, например, при самостоятельном выполнении заданий на карточке, необходимо дополнительное поддержание тишины. С этой целью рекомендовано использование наушников.

Детей, страдающих трудностями переключения внимания и расстройствами аутистического спектра, необходимо заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания. При этом ребенку требуется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы, можно разрешить закончить задание дома или после уроков.

Предоставление дополнительного времени напрямую зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закончить задание, то необходимо предоставить ребенку данную возможность, переориентировав других учеников класса на новый вид деятельности.

При использовании стандартных учебных пособий, необходимо маркирование заданий для самостоятельной работы.

Предоставление возможности уединиться в «безопасном месте» позволяет детям не находиться в классе на протяжении всего дня или сидеть за партой на протяжении всего урока. Это предоставляет возможность переключиться на другой вид деятельности, отдохнуть, посидеть в тишине.

На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для детей с различными трудностями обучения. При двигательных нарушениях рекомендуется использовать специальные насадки наручку, трафареты и ограничители. Для детей с ослабленным зрением или трудностями обучения письму возможно использование дополнительной разлиновки тетрадей: более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата. Для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий. Рекомендовано научить ребенка самостоятельному использованию визуальных пособий (схем, графиков, таблиц справочной информации).

В ряде случаев для обеспечения успешности обучения рекомендовано использование специализированных учебников. Большинство тем в таких учебниках совпадает с общеобразовательной программой, что дает возможность выполнять задания одновременно со всеми детьми класса.

Для оценки понимания задания требуется получение обратной связи от ученика. При преподнесении нового материала или сложного задания необходимо удостовериться, что каждый ребенок правильно понял задание и готов к самостоятельному его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?» и т.п.

Детям, имеющим трудности в быстром письменном фиксировании устного материала соответствовать поможет использование диктофона для записи лекционного материала.

Индивидуализация формы выполнения заданий. 

Для детей с трудностями понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции.

Для повышения продуктивности деятельности некоторых детей необходимо дополнительное акцентирование внимания на цели задания. Ребенку важно четко осознавать, что он должен узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание..

Для обеспечения успешности детей, чьи особенности зрительного восприятия или внимания не позволяют выполнять задания на списывание или восприятие информации с доски, рекомендуется использовать печатные копии заданий, написанных на доске.

При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.

Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов. В то же время, в классе могут находиться ранообученные чтению дети с нарушением слуха или расстройствами аутистического спектра, которым, наоборот, необходим подбор текстов более высокого уровня.

Предоставление краткого содержания параграфа поможет детям с трудностями концентрации внимания и низкой скоростью чтения успешно усвоить учебный материал. Всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций.

18. Построение индивидуального образовательного плана

Индивидуальная образовательная программа – не самостоятельный объект в образовательных программах (существуют базовая, программа углубленного обучения, реабилитационная и т.д.). Она, скорее, способ индивидуального освоения одной из существующих программ, поэтому составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы.

Во-первых, индивидуальная программа может ориентироваться на существующий учебный план, но не на тот, который реализуется в данном классе. Скажем, для ученика составляется индивидуальная программа на основе базового учебного плана, в то время как вся школа учится по гимназическому учебному плану, или выбирается план с углубленным изучением какого-либо предмета, не реализуемый в том классе, где учится ребенок.

Во-вторых, индивидуальная программа, как правило, определяет ориентацию одного отрезка обучения. Эта ориентация может смениться при переходе к другому отрезку. Скажем, ученик, ориентированный на реабилитационный учебный план в первом полугодии, может перейти на базовый план во втором и т.п. Возникающие при таких изменениях проблемы итоговой аттестации решаются школой в индивидуальном порядке.

В-третьих, расширяются возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных выбранной общей программой, за счет использования новых форм учебной работы, включаемых в программы.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата

- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

- возможностями материально-технической базы школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.072 с.)