Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Читательский дневник Н.КолядаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Канотье» Действие пьесы «Канотье» разворачивается в Москве, в коммунальной квартире. У главного героя Виктора день рождения, единственный «гость» на нём – соседка Катя. Неожиданно, после 18-летнего разрыва, в Москву для лечения сына приезжает его бывшая жена Виктория. Сын Александр вынуждает её познакомить с настоящим отцом, хотя правда о его рождении остаётся для них не раскрытой. Время действия. Пьеса Н. Коляды написана в 1992 году и, по существу, фиксирует время завершения историко – культурной эпохи, конца века (поскольку ХХ век фактически значительно короче своих формальных «физических» границ) и знаменует начало «переходного» периода, преодолевающего рубеж «между» поисками новых смыслов и стабилизирующих форм бытия. Само понятие «кризис» становится маркировкой обыденности (чтобы не произошло, объяснение, оправдание: «У меня – кризис»), а конец света является едва ли не пережитым фактом. Обозначенное пограничное состояние пролегает не только между эпохами, поколениями, но и между двумя мирами – зримым и мыслимым (Катя: «Почему я всегда так красиво мечтаю, а? И почему так плохо в жизни выходит?»). Поэтому «измерительные приборы» времени - «органы чувств» - так остро реагируют на все возможные раздражители, демонстрируя восприимчивость к любым, подчас банальным, явлениям, провоцируя раздражение, ссоры, неприязнь. Так, на протяжении всего действия Катя время от времени материт по телефону жену своего любовника, и на вопросительное восклицание Виктора: «Зачем?» - заявляет: «Просто так, настроение ей испортить.<…>Пусть не расслабляется». В данной ситуации обругать – едва ли не «увеселить»; задеть, чтобы быть замеченной, услышанной. Действуя «от отрицания» герои пьесы только усиливают «притяжение» человеческого сострадания, тепла, сочувствия. «Болезненность» времени реализуется и во временной «сдвинутости»: между прошлым, настоящим и будущим отсутствуют границы. Прошлое не даёт покоя, оно не пережито тогда, неосуществимо сейчас и возможно лишь как ностальгия по будущему, где оно будет реализовано. В чертах юного Александра – его же лицо в старости, в глазах – блеск глаз отца в молодости; на картине Виктора в одном образе – две женщины (его бывшая и будущая жёны). Сами взаимоотношения героев определены памятью, тем, что она сохранила или стёрла (Виктор: «Мы <…> пили чай, говорили, Курили». Обыденная жизнь героев приобретает масштабы вечного бытийного круговорота (встреча - расставание, день рождения – похороны), где смерть как ценностный индикатор прожитого уже не является завершением, концом, а «вынуждает» к возникновению, рождению, сопутствуя жизни. Автор выводит Смерть как действующее лицо, существующее не на уровне подтекста, а реально борющееся с Жизнью, с тем, что ещё не подвержено тлению. Место действия – комната Виктора в коммунальной квартире – вполне соотносимо с происходящим в пьесе ситуативным хаосом (приезд Виктории с сыном, застолье, отъезд), и психологическим дискомфортом (Катя: «Живём как на вулкане»). Коммуналка как «наипривычнейшая» форма существования советского человека, изживая себя (формально в квартире живут только 3 человека), остаётся знаком особого уклада (туалет для жильцов и «Интурист» - для гостей) образа жизни, где праздники и ссоры приобретают гипертрофированный характер: добродушие и сердечность столь же откровенны, сколь и раздражение, неприязнь. В подобной атмосфере, где принято говорить, по – выражению Виктора «то матом, то стихами», где «скученность» обостряет чувство собственности (откуда появилось канотье должны! знать только Виктор и Виктория, это - сокровенное) и одиночества, истинное осознаётся только через оправдание «человеческого в человеке». Действующие лица пьесы объединены общим кругом – дома (соседи), семьи (мать, сын, отец), обстоятельств (все персонажи), внутренней душевной организацией (Виктор – Катя) и т.п., что определяет их взаимозависимость, потребность искать согласия в молчании, объясняет хрупкость человеческих отношений, незащищённость и уязвимость чувств. «Ожидание» друг друга происходит даже тогда, когда взаимопонимание вряд ли возможно. Виктор – Александру: «Мы<…> вспоминали что-то такое разное с твоей мамой на кухне». Важным оказывается само стремление к гармонии о которой мечтается, но которая не осуществима. От этого рождается комплекс вины - не простили, не уберегли, не успели оценить (Виктор о Виктории: «Вика была прекрасная, неземная девушка<…> Она не виновата, что жизнь так обошлась с нею, ей не повезло на хорошего человека рядом… Это я виноват, я, что она стала такой, другой… надо было простить ей всё ещё тогда, а не теперь…» Следствием нереализованности становится разочарование - от буквального (Александр о Викторе: «лысая черепаха»), до глобального – Александр ему же: «Это вы сделали мир чёрным! Ваши речи! Ваши слова! Ваши идеи…» Тема разлада, распада находит своё отражение и в проблематике пьесы, основным конфликтом которой является смена поколений как смена психологических состояний, реакций, типов. Главный герой пьесы Виктор – типичный шестидесятник. Его молодость прошла ярко, бурно, была полна надежд, красивых мечтаний и ясности. Он по – прежнему любит, а значит, «видит мир цветным». Даже собственная «берлога» не вызывает у него отвращения или неприязни. Напротив, царящий в комнате беспорядок вполне соотносим с душевной маятой героя, а потому привычен и внутренне оправдан. Виктор: «Я люблю, очень люблю этот дом! Тут все чуть-чуть разрушено, все какое-то неприглаженное и потому милое и симпатичное своей необязательностью. Каждая трещинка в кирпиче и каждый окурок на полу подъезда мне дороги». Проходит время, его течение трагически воспринимается Виктором не только потому, что приближается старость (как заклинание он повторяет: «Я один!»), но само прошлое не переболело, не «остыло» в этом человеке. Его душевные силы оказались не востребованы, общественно не реализованы. Он с избытком тратил их лишь на то, чтобы оставаться собой, не изменять себе. Саша представляет разочаровавшееся, рано повзрослевшее поколение восьмидесятых. Ему ещё 18, а он уже заносчиво – вызывающе держится: «Вы употребляете какие-то старомодные слова… Ваши слова – на свалку. Они засоряют язык. Ваши слова стариков, делают трудным восприятие языка». Рождённые не ко времени, «дети рубежа» эпох - самостоятельны, образованны, однако оказавшиеся «не поротыми» (поскольку «пороть» - воспитывать, обучать норме - либо казалось ненужным, навязчивым, либо – просто было не кому) и воспитанными не на Поступке (время шестидесятых – эпоха проектов, а не свершений; поиска, вопросов, а не ответов, итогов), а на Сказках о гармонии, запечатлённой на картинах, в рассказах, книгах (таких как «Любовь и незабудки» Виктора). Родители «не протёрли стёкла очков», вовремя не подсказали, не уберегли своих детей. Так в современном мире хаоса, распада, утрат возникает опасность изоляции и исчезновения человека (человеческого) при ситуации, когда Отцы отказались от Детей, а Дети не стремятся становиться Отцами. Новому времени угрожает глобальная дегуманизация, именно поэтому особое значение придаётся проявлениям единичного, индивидуального, а маргинальность приобретает онтологический характер. Так в пьесе появляется странный символ – канотье, старая шляпа, название которой вынесено в заглавие, которая оказывается не только знаком чистоты, верности молодости, но и своеобразной связующей силой. Растоптанное в порыве отчаяния Александром канотье лишь усиливает взаимозависимость отца и сына, обнажая их духовное родство и потребность друг в друге. Соответственно, если верить автору, поиск гармонии (о которой говорилось выше) должен и может быть осуществлён именно здесь и сейчас, поскольку: «Не будет другой жизни! Есть только эта жизнь и этот свет, который внутри нас!»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 3993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.006 с.) |