Оценка платежеспособности предприятия за 2003 год. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка платежеспособности предприятия за 2003 год.



В таблице 2.1. рассчитаем трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации.

Расчет трехкомпонентного показателя

Таблица 2.1. тыс. руб.

 

№ пп Показатель начало периода конец периода отклонение  
1 Источники собственных средств (Цс) 290127 441593 151466
2 Внеоборотные активы (F) 249514 318866 69352
3 Наличие собственных оборотных средств (Ес)(1-2) 40613 122727 82114
4 Долгосрочные пассивы (Кт) 49411 124015 74604
5 Наличие собственных оборотных      
  средств и долгосрочных кредитов и займов (3+4) 90024 246742 156718
6 Краткосрочные кредиты и займы 1500 10679 9179
7 Общая величина основных источников формирования запасов(Кt) (5+6) 91524 257421 165897
8 Общая величина запасов (Z) 61703 89562 27859
9 Излишек или недостаток оборотных средств (±Ес) (3-8) -21090 33165 54255
10 Излишек или недостаток собственных и заемных источников(±ЕТ) (5-8) 28321 157180 128859
11 Излишек или недостаток общей величины формирования запасов(±ЕП) (7-8) 29821 167859 138038
12 Трехкомпонентный показатель {0;1;1} {1;1;1}  

 

Приведем некоторые данные по характеристике затрат и доходов предприятия за последние два года.

Таблица 2.2., тыс. руб.

Расходы по обычным видам деятельности

 

Статьи затрат

2002 год.

2003 год.

тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Материал. затраты 158515 59 102547 49
2. Затраты на оплату труда 61794 23 45010 21,6
3. Отчисления на соц. страх. 21494 8 12690 6,1
4.Амортизация 16120 6 22769 11
5. Прочие 10748 4 25837 12,3
Себестоимость 268671 100 208853 100

 

По основным материалам отклонение сложилось за счет разницы в цене материалов и замены некоторых из них.

Таблица 2.3. тыс. руб.

Показатели прибыльности предприятия.

 

Показатели 2002 2003
1. Валовая прибыль 2. Чистая прибыль 3. Амортизация 4. «Cash Flow» 148728 85172 74069 63609 68157 10809 11239 68199

 

Анализ прибыльности проводится для оценки способность предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.


SWOT – анализ

 

Для анализа внутренних и внешних условий, воздействующих на предприятие, рассмотрим факторы макро- и микросред, с влиянием которых неизбежно приходится сталкиваться любому хозяйствующему субъекту.

Таблица 2.4.

Факторы макросреды.

 

Фактор Возможности Угрозы
1) Экономическая компонента. * Расширение и развитие жилищного строительства в Белгородской области. * Появление благоприятного инвестиционного климата в стране. * Перенасыщение рынка Белгородской области. * Высокая инфляция. * Повышение цен на энергоносители. * Рост курса национальной валюты по отношению к USD.
2) Политическая компонента. * Заинтересованность правительства области в развитии малого предпринимательства. * Граница с Украиной как фактор расширения рынка сбыта. * Планируемое вступление РФ в ВТО.
3) Правовая компонента. * Планируемое снижение ставки НДС до 16%. * Принятие ФЗ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 и «Таможенного кодекса РФ» от 25 апреля 2003г, ограничивающих ввоз импортной продукции. * Ориентация производителей страны на международные стандарты ISO 9000.
4) Социальная компонента. * Повышение уровня жизни населения. * Приток в Белгородскую область из других областей и из бывших республик СССР. * Развитие ипотечного кредитования. * Подготовка вузами страны квалифицированных специалистов. * Высокий уровень смертности населения в стране (убыль населения).
5) НТП * Низкие таможенные пошлины и отсутствие таковых при импорте прогрессивного промышленного оборудования. * Моральный износ основных производственных фондов по стране. * Недостаточное финансирование науки и отсутствие связи между наукой и промышленностью.

 

Исходя из имеющихся факторов макросреды можно сделать вывод о том, что воздействие этой группы факторов в целом для ОАО «ЖБК-1» не носит деструктивного характера.

Влияние мезосреды гораздо более весомее, нежели макросреды. В связи с этим рассмотрим основные факторы непосредственного окружения, которые влияют на хозяйственную деятельность ОАО «ЖБК-1».

Таблица 2.5.

Факторы непосредственного окружения.

 

Фактор Возможности Угрозы
1) Конкуренты. * Большой объем производства и экономия на масштабе производства. * Положительная репутация предприятия и уважение со стороны потребителей. * Большой удельный вес на рынке области. * Приобретение конкурентами зарубежной техники. * Появление в СМИ информации об основных конкурентах (БелАЦИ).
2) Поставщики. * Долгие и отлаженные связи с поставщиками основных материалов. * Наличие товарного кредита и скидок в отношениях с поставщиками. * Значительная кредиторская задолженность перед поставщиками. * Возможное удорожание сырья в связи с ростом цен на энергоносители.
3) Потребители. * Относительно низкие цены на продукцию. * Система скидок для наиболее важных потребителей. * Уважение к предприятию со стороны потребителей и его всероссийская известность. * Непостоянство спроса со стороны многих потребителей. * Возможность переключения ориентации потребителей на других производителей.
4) Органы местного самоуправления. * Поддержка предприятия со стороны правительства области. * Создание благоприятных условий для увеличения объемов сбыта продукции. * Наличие долгосрочной дебиторской задолженности за продукцию, реализованную органам местного самоуправления.
5) Контактные аудитории. * Возможность получения банковских кредитов. * Привлечение клиентов через участие в выставках, рекламу и PR-компании. * Давление со стороны государственных санитарных учреждений и обществ «зеленых». * Необходимость делиться стратегически важной информацией со студентами-практикантами областных вузов.

 

Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками, органами местного самоуправления, контактными аудиториями и конкурентами.

Следующим уровнем, на котором происходит функционирование предприятия, является так называемая микросреда. Рассмотрим основные аспекты данной среды, исходя из имеющейся информации о производственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1».

Таблица 2.6.

Сильные и слабые стороны предприятия.

 

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
1) Производство. * Применение зарубежных, прогрессивных технологий. * Высокая фондорентабельность. * Большой объем выпуска продукции. * Родственная и неродственная диверсификация производства. * Отрицательное влияние на состояние окружающей среды. * Увеличение удельного веса затрат на топливо и энергию на технологические нужды в общей структуре себестоимости товарной продукции.
2) Кадры. * Высокая (для российских условий) квалификация управленческого персонала. * Относительно высокая производительность труда с потенциалом к увеличению. * Наличие учебного центра по повышению квалификации работников. * Необходимость платить высокую зарплату, в том числе и за вредность. * Текучесть кадров во многих сферах деятельности.
3) Маркетинг. * Активное участие различных отделов предприятия в мероприятиях ФОССТИС. * Использование СМИ для рекламы товаров. * Работа над имиджем фирмы, создание торговых марок и поиск новых рынков сбыта. * Отсутствие на предприятии специализированного маркетингового подразделения. * Ограниченность географии рынка сбыта основной продукции предприятия.
4) Организация (менеджмент). * Осуществление мероприятий по рационализации организационной структуры предприятия. * Высокий уровень мотивации к труду работающего персонала. * Ревизионный контроль за деятельностью подразделений корпорации. * Отсутствие специалистов международного уровня МВА. * Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельность.
5) Финансы. * Удовлетворительное состояние структуры баланса. * Осуществление доходных вложений в финансовые активы. * Постоянные доходы от инвестиционной деятельности. * Гарантированные кредиты областных банков и правительства. * Большой объем дебиторской задолженности. * Отсутствие долгосрочных источников финансирования.

 

Исходя из результатов данной таблицы, можно говорить о том, что ОАО «ЖБК-1», равно как и большинство предприятий его уровня, имеет достаточно неплохой запас прочности в плане наличия и состояния основных производственных фондов, финансовых показателей, рыночной позиции и организационной структуры.

Полученная информация о внешней и внутренней среде предприятия позволяет нам на данном этапе исследования определить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды и независящих от предприятия обстоятельств.

Таблица 2.7.

SWOT-таблица.

 

Сильные стороны Возможности
1) Использование прогрессивных технологий. 2) Большой удельный вес на рынке строительных материалов области. 3) Конкурентное преимущество проистекающее из экономии на масштабе. 4) Диверсифицированность производства. 5) Известность и надежность в глазах партнеров и потребителей. 6) Высокая квалификация менеджмента. 7) Стабильность и устойчивость финансового состояния предприятия. 8) Поддержка со стороны правительства области. 9) Участие предприятия в благотворительной деятельности и в социальных программах как элемент PR. 10) Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества. 1) Становление цивилизованных рыночных отношений в РФ. 2) Появление благоприятного инвестиционного климата в стране. 3) Экономический рост в Белгородской области и увеличение деловой активности. 4) Развитие жилищного строительства в области. 5) Заинтересованность и поддержка правительства области в развитии мелкого и среднего бизнеса. 6) Соседство с зарубежными странами и развитие международных экономических отношений. 7) Увеличение доходов и уровня жизни населения. 8) Развитие ипотечного кредитования и долевого строительства. 9) Приток экономически активного населения в Белгородскую область. 10). Заинтересованность зарубежных партнеров в инвестициях в экономику области.
Слабые стороны Угрозы
1) Высокая энергоемкость производства. 2) Текучесть кадров. 3) Отрицательное влияние производства на экологию области. 4) Отсутствие долгосрочной кредиторской задолженности. 5)Отсутствие материальной базы к НИОКР. 6) Отсутствие на предприятии маркетинговой службы. 1) Перенасыщение рынка области тротуарной плиткой и другими производимыми предприятием строительными материалами. 2) Высокая инфляция по стране. 3) Рост цен на нефть и энергоносители. 4) Рост курса рубля по отношению к USD как фактор стимулирования импорта. 5) Моральный износ основных производственных фондов в целом по стране. 6) Демографический спад по стране. 7) Высокие налоги на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. 8) Высокие проценты банков за предоставление кредита. 9) Отсутствие прочной связи между инновационной и производственной сферами народного хозяйства.

 

Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:

1. Сила и возможности;            3. Слабости и возможности;

2. Сила и угрозы;                      4. Слабости и угрозы.

Сила и возможности.

1). Предприятие ОАО «ЖБК-1» занимает большой удельный вес на рынке строительных материалов области, где к тому же идет успешное развитие жилищного строительства.

2). Известность и надежность предприятия как делового партнера подкрепляется к тому же экономическим ростом в области и увеличением деловой активности.

3). Успешная деятельность высококвалифицированного менеджмента предприятия во многом обусловлена к тому же установившимися цивилизованными рыночными отношениями в стране.

4). Поддержание предприятием тесных связей с общественностью стратегически выгодно, растущей к тому же численности населения области.

5). Предприятие способно производить продукцию на уровне мировых стандартов, к тому же существует реальная заинтересованность зарубежных партнеров в инвестициях в экономику области.

Слабости и возможности.

6). Текучесть кадров – одна из животрепещущих проблем предприятия, но ее пагубное воздействие нивелируется притоком населения в область.

7). Деятельность предприятия оказывает отрицательное влияние на экологию области, но, так как ее правительство заинтересовано в развитии среднего и мелкого бизнеса, то жестоких санкций ожидать не следует.

8). Отсутствие долгосрочных источников финансирования вынуждает предприятие быстро и наверняка реализовывать производственные программы, что сопряжено с риском, но рост экономики и деловой активности в области помогают предприятию избежать неплатежеспособности.

9). Предприятие не осуществляет деятельность, связанную с НИОКР, но, возможно, появление благоприятного инвестиционного климата в стране сподвигнет ОАО «ЖБК-1» на создание подобных подразделений, а иначе многие из его конкурентных преимуществ будут упущены.

10). В настоящее время на предприятии отсутствует отдел маркетинга, но соседство с зарубежными странами как фактор расширения географии продаж неизбежно приведет к потребности в квалифицированных маркетологах.

Сила и угрозы.

11). Известно, что рынок области уже достаточно насыщен такими строительными материалами как тротуарная плитка, железо-бетонные изделия, однако диверсификация производства на ОАО «ЖБК-1» позволяет предприятию работать не на одном, а сразу на нескольких рынках.

12). Высокая инфляция по стране вынуждает предприятие ежегодно повышать цены на продукцию, однако экономия на масштабе производства позволяет ему удерживать цены на приемлемом для потребителя уровне.

13). В стране отмечен высокий уровень морального износа основных производственных фондов, однако использование ОАО «ЖБК-1» прогрессивных зарубежных технологий выводит его из круга подобных неблагополучных предприятий.

14). Высокие ставки налогов тормозят развитие многих предприятий страны, однако устойчивое финансовое состояние ОАО «ЖБК-1» позволяет ему получать прибыль даже в таких неблагоприятных условиях.

15). Трудности в получении банковского кредита и высокие ставки процентов – одна из главных проблем большинства предприятий, однако известность, надежность и авторитет ОАО «ЖБК-1» являются гарантом безопасности любого кредитора.

Слабости и угрозы.

16). Производство предприятия отличается немалой энергоемкостью, кроме того по стране идет рост цен на нефть и энергоносители.

17). Отсутствие долгосрочных источников финансирования усугубляется, кроме того, и высокими процентными ставками банков за кредит.

18). На предприятии отсутствует материальная база к НИОКР, кроме того, в стране нет прочных связей между инновационной и производственной сферами народного хозяйства.

19). Актуальной проблемой, требующей быстрого решения, для предприятия стало перенасыщение рынка Белгородской области основными строительными материалами, кроме того в структуре ОАО «ЖБК-1» отсутствует отдел маркетинга, призванного заниматься этой проблемы.

20). Текучесть кадров на предприятии и, кроме того, усиливающийся демографический спад в целом по стране отрицательно влияют на деятельность предприятия, но их влияние нивелируется приростом населения в области.

Исходя из результатов проведенного SWOT-анализа можно утверждать, что предприятие довольно успешно функционирует на рынке, применяя стратегию родственной диверсификации производства. В настоящее время ОАО «ЖБК-1» стало корпорацией, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий, что должно благоприятно отразиться на качестве управления хозяйственной деятельность в целом. Однако, опыт зарубежных компаний говорит о том, что получение прибыли только лишь от производственной деятельности не даст руководству фирмы полной уверенности в завтрашнем дне. Рынок имеет свои пределы и его перенасыщение неизбежно. Покуда стремление крупных предприятий инвестировать средства в материальные ценности уже давно себя изжило, то возникает объективная необходимость разработки уникально-новых изделий, инновационных технологий, способных принести колоссальную прибыль из-за отсутствия аналогов на мировом рынке. Для этого необходимо формировать научно-исследовательскую базу и финансировать научные разработки. Только в этом случае предприятие сможет прогрессировать, несмотря на негативную рыночную конъюнктуру. На это и должна быть направлена стратегия ОАО «ЖБК-1», учитывая его финансовые возможности и авторитет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.034 с.)