Глава I. Курды - один из древнейших народов




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Курды - один из древнейших народов



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Курды - один из древнейших народов

1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века

1.2 Современное состояние курдов

Глава 2. Этапы борьбы за независимость

Глава 3. Культура и искусство курдов

3.1 Религиозные взгляды курдов

3.2 Обряды и игры курдов

3.3 Культура курдов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы.

К тому же курдское национальное движение было и остается разобщенным, многочисленные курдские партии выясняют отношения между собой, да и мировое сообщество, в свою очередь, не заинтересовано в создании независимого курдского государства. Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий внутри тех четырех стран, где они исторически проживают.

Ситуация в каждой из четырех частей Курдистана различна. В Иране ведутся локально радио- и телепередачи на курдском языке, существует возможность издавать литературу на курдском языке, но у курдов нет права быть представленными в иранском парламенте, хотя такую возможность имеют иранские армяне, ассирийцы и евреи.

В Сирии также отрицают как существование самой курдской проблемы, так и право курдов на самоопределение. Хотя Дамаск умело использует курдов в решении проблем своих взаимоотношений с соседями – Турцией и Ираком.

Курдские же партии продолжают соперничество между собой. Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Демократическая партия Курдистана )ДПК) делят между собой влияние в Иракском Курдистане.

Рабочая партия Курдистана (РПК), то есть турецкие курды, обвиняет эти партии в реализации своих узких "феодальных" интересов за счет интересов народа в целом. Представители РПК утверждают, что временное благополучие иракских курдов зависит лишь от помощи западных государств, которые не дают Саддаму Хусейну, как это уже не раз бывало, полностью уничтожить видимость курдской автономии.

Разумеется, что в этих обвинениях есть доля правды, без защиты западных государств курдский анклав в Ираке не смог бы существовать, а тем более процветать. РПК же взяло на себя защиту интересов курдов не по территориальному, а по общественному признаку. В свою очередь, другие курдские партии оспаривают право РПК быть рупором курдского народа – хотя влияние этой партии, особенно среди турецких и сирийских курдов, заложило основы общенационального курдского движения. Однако партизанская борьба РПК на территории Турции также не привела к реализации идеи национальной автономии. А после ареста турками ее лидера Абдуллы Оджалана позиции РПК пошатнулись.

Многочисленные курдские партии призывают к помощи и Россию, поскольку этот регион входит в зону наших геостратегических интересов.

Научная значимость темы определяется тем, что на сегодняшний день одной из острых проблем на Ближнем и Среднем Востоке является вопрос о предоставлении самоуправления (частичного или полного) районам компактного проживания курдов в этнографическом Курдистане, разделенном в годы первой мировой войны между четырьмя странами региона - Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. В настоящее время эта проблема приобретает важное значение в связи с тем, что непрекращающаяся борьба курдов за свои национальные права в Турецком (Северном), Иракском (Южном), Сирийском (Западном) и Иранском (Восточном) Курдистане волнует российских курдов, предки которых являются выходцами преимущественно из Северного и Восточного Курдистана. Ощущая определенную правовую защиту со стороны государства, российские курды прилагают усилия к тому, чтобы Российская Федерация активизировала свою ближневосточную политику с целью оказания моральной и политической помощи своим зарубежным сородичам. Российские курды ведут большую работу в этом направлении среди различных политических течений России, а также в некоторых властных структурах. Результатом этой деятельности стал ряд мероприятий – проведение "круглых столов" в некоторых московских учреждениях, состоявшихся в нынешнем году. Их цель - привлечь внимание практических организаций к выработке государственной концепции России по курдскому вопросу.

Актуальность данной работы определяется тем, что курдская проблема представляется слишком заметным и важным геополитическим фактором, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны - как региональные, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону. Важным фактором, определяющим повышенное внимание Запада к курдской проблеме, являются экономические интересы, возможность под предлогом защиты курдов вплотную приблизиться к нефтяным богатствам Ирака.

Курдистан приобретает особое значение и в связи с вступающим в стадию реализации проектом транспортировки каспийской нефти к Восточному Средиземноморью через территории, населенные курдами. Западные страны, вкладывающие значительные средства в этот проект, заинтересованы в сохранении контроля над регионом на длительную перспективу.

В связи с этим нами были поставлены следующие цели и задачи в данной работе:

1. Определить степень национальной консолидации курдов. Рассмотреть историю развития и становления этого народа. Рассмотреть этапы борьбы курдов за независимость.

2. Рассмотреть культуру и искусство курдского народа. Какова степень самосознания курдов? Существует ли единая идея и цель, которая бы сближала курдов не только в культурном и религиозном планах, но и в политическом.

В своей работе мы опирались на работы таких отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы как Хаки Длер Исмаил, М.А. Гасратян, А.А. Исаев, Ш.Х. Мгои, М.С. Лазарев, О.И. Жигалина, В. Никитин, В. Данилов, Г. Шахбазян, Б. Расул, Ш. Ашири, Н.З. Мосаки. Помимо этих трудов в работе были использованы периодические издания "Азия и Африка сегодня", "Восток=Oriens", "Этносфера" и Интернет ресурсы с сайтов http://world.ng.ru и http://www.kurdistan.ru.

 


Религиозные взгляды курдов

 

Прежде всего, необходимо заметить, что курдское общество — одно из самых закрытых в мире. Связано это, в том числе, и с существующими у них формами верования.

Большинство курдов - мусульмане-сунниты (есть шииты). Но особую нишу в курдском сообществе занимают приверженцы синкретических культов — езиды. У курдов-езидов имеются свои священные книги — "Китаб-джилва" (Книга Откровения) и "Масхафе Рем" (Черная Книга). В последней рассказывается о Езгиде (или Езиде, сыне Моавии). В честь этого пророка шейх Али в тринадцатом веке основал секту езидов. Езиды поклоняются двум началам — доброму и злому. Кроме этого, в число поклонений входят Луна, Огонь, Солнце, Деревья, Вода, Воздух и особенно Камни. По езидскому принципу общество делится на две, строго отделенные друг от друга касты - "мириды" (миряне) и "руаны" (духовенство). Браки между представителями каст не заключались, а звания — "мюрид" или "руан" являлись наследственными. Эта кастовая система была гораздо более жесткой, чем в Индии, и сформировала своеобычное и неповторимое общество. Во главе духовенства стоит эмир, за ним следуют руководители общин — шейхи, затем — надзиратели над жизнью мирян — пиры, следующие по рангу и весьма знакомые нам — факиры — служители храма и, наконец, замыкают иерархию каваллы и ауханы.

 

Обряды и игры курдов

 

Курдские обряды причудливы и необычайны. Основная молитва курда выглядит так: встав на колени лицом к Солнцу, он произносит:

"Сначала ты помоги 72 народам мира, а потом — мне". Наверное это одна из самых великих "общечеловеческих" молитв.

Одна из распространенных курдских игр называется "кявтаркос". Один из участников изображает труп, а другой — гиену, вползающую в комнату. Увидев "труп", "гиена" радуется и танцует, затем сдирает саван. В этот момент "труп" оживает, а "гиена" в панике удирает. Подобных весьма странных и загадочных игр у курдов великое множество.

Что делают христиане во время засухи? Служат молебны, идут "крестным ходом". А курды запрягают в соху двух вдов и заставляют их "пахать" И это отнюдь не свидетельствует об унижении женщин. Напротив, курдская женщина пользуется необычайной для исламского мира свободой — она не носит паранджу, может свободно выходить из дома и разговаривать с мужчинами. Женщины встречаются даже среди курдских дервишей. Еще в этом веке среди курдов бытовал такой обычай: выбирать из среды женщин "самую-самую". Ей присваивали титул "шаха", и она наделялась огромными полномочиями, вплоть до наказания мужчин.

На судьбу курдов влияет не только противоречивое отношение к ним тюрков и персов, но и неприятие ими христиан, которых они считают "злыми". Поэтому, в езидской семье, которую часто навещала смерть, родившемуся ребенку давали христианское имя (армянское или русское), считая, что таким образом уберегут его от смерти, ибо злое при приближении к злому, должно быть уничтожено.

С другой стороны, все этнографы в один голос заявляют о беспрецедентной гостеприимности курдов. По обычаю, гость может находиться в доме у курдской семьи столько, сколько пожелает. Это правило распространяется даже на врагов. В истории известен случай, когда курдский крестьянин, чтобы достойно встретить гостя, залез в непосильные долги, но даже не подумал нарушить обычай.

Согласно мусульманским законам, жилища, где это только возможно, делятся на мужскую (гостевую) и женскую половины. Убранство деревенских домов весьма скромное. На полу ковры или циновки, у стен - сундук с одеждой и одеялами на них, у очага - посуда.

Дома из камня, без окон, с отверстием в центре крыши, в которое выходит дым от очага. Очаг считается священным местом в доме. Сын, построив новый дом для собственной семьи, берет огонь для своего очага из родительского дома. Дочь, выходя замуж, прощается с родным домом, обходя вокруг очага.

Одеваются курды весьма живописно. Но, конечно, есть определенные особенности, зависящие от достатка, возраста, племенной и религиозной принадлежности. Мужской костюм состоит из шаровар, рубашки, безрукавки и кафтана с широкими рукавами. Две немаловажные его детали - шерстяной или хлопчатобумажный пояс до трех метров длиной, который многократно обворачивается вокруг талии, и войлочные или фетровые колпаки, обмотанные яркими платками с бахромой.

Женщины тоже носят шаровары и рубашку, поверх которых надевают безрукавку, кофту, многочисленные юбки в сборку, передник и пояс. Головной убор в форме скошенного цилиндра, обшитый сукном и украшенный монетами, сверху обвязывают разноцветными платками. Курдянки очень любят разнообразные украшения - налобные и ушные, шейные и нагрудные, поясные и ножные, сделанные из монет, бисера и перламутровых пуговиц.

 

Культура курдов

 

Курды создали богатую и своеобразную культуру - фольклор, литературу, искусство. История курдской литературы изучена не достаточно, многие памятники не исследованы. Нет еще точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (XI - XVIII вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества.

Один из наиболее ранних курдских поэтов - Али Харири (ок. XI в.), автор дивана лирических стихов, написанных живым, народным языком. Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (XII в.), поэт-суфий, сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В XV в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма "Продавец корзин", приписываемая Мела Бате (1417 - 1494). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (XIV или XVI в.). Цикл "Факие Тейра", включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (XVI в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы "Юсуф и Зулейха". С именем поэта Ахмеди Хани (XVII в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма "Мам и Зин", поэтический арабско-курдский словарь "Ноубар". Народная поэма "Крепость Дым-дым" - одно из произведений курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость.

Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и советская поэзия. Из современных поэтов - борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (родился в 1903 г.), Абдаллах Слеман Горан (1904 - 1962), Осман Сабри (родился в 1906 г.), Кадрыджан Хажар (родился в 1920 г.), Дылзар (родился в 1928 г.). В 40 -- 60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (родился в 1912 г.), Мухаммеда Амина (родился в 1921 г.), Маруфа Барзынджи (родился в 1921 г.)

Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917г. Основной центр ее - Армения.

У курдов на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства - ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также с растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина - религиозного символа езидов, рогов - символа скотоводства, паука - символа ковроделия. Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с валянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шелковые сузани.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конце XX столетия проблема воссоздания независимого Курдистана остается одним из самых сложных национальных вопросов нашего времени. Курды остаются единственным в мире крупным народом, лишенным собственной государственности, а территория, на которой они проживают, будучи поделенной между несколькими странами, давно уже превратилась в зону перманентной нестабильности.

Отсутствие политического единства в курдском движении является одним из главнейших факторов, определяющих неудачи, и зачастую используется противниками для углубления конфронтации между отдельными его отрядами и раскола этого движения.

Наиболее ощутимые достижения в национальной борьбе курдов имеют место в Иракском Курдистане. В Ираке официально провозглашена автономия курдов, и это зафиксировано в конституции. После провала кувейтской авантюры С. Хусейна, завершившейся в феврале 1991 года серьезным поражением иракской армии, сложились временно благоприятные условия для проведения под прикрытием Запада свободных, демократических по характеру выборов в курдский национальный парламент (в основном из представителей ДПК и ПСК) и формирования правительства в Эрбиле. Это стало фактически началом становления на территории Ирака самостоятельного курдского государственного образования. По согласованию с ООН и Багдадом, курдская автономия занимает главным образом территорию образованного в 1974 году Курдского автономного района.

В последние годы, в связи с глобальными изменениями в геополитической картине мира существенно изменилось и место курдского вопроса в системе международных отношений. События в Курдистане оказались в постоянном поле зрения мировой общественности и средств массовой информации, справедливая борьба курдского народа за свои неотъемлемые национальные права вызывает сочувствие и поддержку либерально-демократических кругов во всем мире, имеющих большой политический вес и оказывающих влияние на политику не только правительств, но и международных организаций. Главное, что курдская проблема стала уже не пульсирующей от случая от случая к случаю, а постоянной темой международной жизни. На ближневосточной же арене, в связи с окончанием "холодной войны" (в том числе и в этом регионе) и наметившимся постепенным переходом главного конфликта региона – арабо-израильского – из остро конфронтационной в переговорную стадию, курдская проблема приковывает к себе все большое внимание. Страны, имеющие жизненные интересы в Западной Азии, сменили прежний, чисто утилитарный подход к курдскому вопросу и стали заявлять о необходимости определенных уступок общенациональному движению курдского народа. Такую линию начали проводить, например, США. Очередь теперь за другими державами, в том числе (а может быть, в первую очередь) за Россией, временно ушедшей по известным причинам с курдистанской сцены ближневосточного театра, но имеющей там важные государственные интересы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Курды - один из древнейших народов

1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века

1.2 Современное состояние курдов

Глава 2. Этапы борьбы за независимость

Глава 3. Культура и искусство курдов

3.1 Религиозные взгляды курдов

3.2 Обряды и игры курдов

3.3 Культура курдов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы.

К тому же курдское национальное движение было и остается разобщенным, многочисленные курдские партии выясняют отношения между собой, да и мировое сообщество, в свою очередь, не заинтересовано в создании независимого курдского государства. Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий внутри тех четырех стран, где они исторически проживают.

Ситуация в каждой из четырех частей Курдистана различна. В Иране ведутся локально радио- и телепередачи на курдском языке, существует возможность издавать литературу на курдском языке, но у курдов нет права быть представленными в иранском парламенте, хотя такую возможность имеют иранские армяне, ассирийцы и евреи.

В Сирии также отрицают как существование самой курдской проблемы, так и право курдов на самоопределение. Хотя Дамаск умело использует курдов в решении проблем своих взаимоотношений с соседями – Турцией и Ираком.

Курдские же партии продолжают соперничество между собой. Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Демократическая партия Курдистана )ДПК) делят между собой влияние в Иракском Курдистане.

Рабочая партия Курдистана (РПК), то есть турецкие курды, обвиняет эти партии в реализации своих узких "феодальных" интересов за счет интересов народа в целом. Представители РПК утверждают, что временное благополучие иракских курдов зависит лишь от помощи западных государств, которые не дают Саддаму Хусейну, как это уже не раз бывало, полностью уничтожить видимость курдской автономии.

Разумеется, что в этих обвинениях есть доля правды, без защиты западных государств курдский анклав в Ираке не смог бы существовать, а тем более процветать. РПК же взяло на себя защиту интересов курдов не по территориальному, а по общественному признаку. В свою очередь, другие курдские партии оспаривают право РПК быть рупором курдского народа – хотя влияние этой партии, особенно среди турецких и сирийских курдов, заложило основы общенационального курдского движения. Однако партизанская борьба РПК на территории Турции также не привела к реализации идеи национальной автономии. А после ареста турками ее лидера Абдуллы Оджалана позиции РПК пошатнулись.

Многочисленные курдские партии призывают к помощи и Россию, поскольку этот регион входит в зону наших геостратегических интересов.

Научная значимость темы определяется тем, что на сегодняшний день одной из острых проблем на Ближнем и Среднем Востоке является вопрос о предоставлении самоуправления (частичного или полного) районам компактного проживания курдов в этнографическом Курдистане, разделенном в годы первой мировой войны между четырьмя странами региона - Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. В настоящее время эта проблема приобретает важное значение в связи с тем, что непрекращающаяся борьба курдов за свои национальные права в Турецком (Северном), Иракском (Южном), Сирийском (Западном) и Иранском (Восточном) Курдистане волнует российских курдов, предки которых являются выходцами преимущественно из Северного и Восточного Курдистана. Ощущая определенную правовую защиту со стороны государства, российские курды прилагают усилия к тому, чтобы Российская Федерация активизировала свою ближневосточную политику с целью оказания моральной и политической помощи своим зарубежным сородичам. Российские курды ведут большую работу в этом направлении среди различных политических течений России, а также в некоторых властных структурах. Результатом этой деятельности стал ряд мероприятий – проведение "круглых столов" в некоторых московских учреждениях, состоявшихся в нынешнем году. Их цель - привлечь внимание практических организаций к выработке государственной концепции России по курдскому вопросу.

Актуальность данной работы определяется тем, что курдская проблема представляется слишком заметным и важным геополитическим фактором, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны - как региональные, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону. Важным фактором, определяющим повышенное внимание Запада к курдской проблеме, являются экономические интересы, возможность под предлогом защиты курдов вплотную приблизиться к нефтяным богатствам Ирака.

Курдистан приобретает особое значение и в связи с вступающим в стадию реализации проектом транспортировки каспийской нефти к Восточному Средиземноморью через территории, населенные курдами. Западные страны, вкладывающие значительные средства в этот проект, заинтересованы в сохранении контроля над регионом на длительную перспективу.

В связи с этим нами были поставлены следующие цели и задачи в данной работе:

1. Определить степень национальной консолидации курдов. Рассмотреть историю развития и становления этого народа. Рассмотреть этапы борьбы курдов за независимость.

2. Рассмотреть культуру и искусство курдского народа. Какова степень самосознания курдов? Существует ли единая идея и цель, которая бы сближала курдов не только в культурном и религиозном планах, но и в политическом.

В своей работе мы опирались на работы таких отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы как Хаки Длер Исмаил, М.А. Гасратян, А.А. Исаев, Ш.Х. Мгои, М.С. Лазарев, О.И. Жигалина, В. Никитин, В. Данилов, Г. Шахбазян, Б. Расул, Ш. Ашири, Н.З. Мосаки. Помимо этих трудов в работе были использованы периодические издания "Азия и Африка сегодня", "Восток=Oriens", "Этносфера" и Интернет ресурсы с сайтов http://world.ng.ru и http://www.kurdistan.ru.

 


Глава I. Курды - один из древнейших народов

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.02 с.)