Место руководителя в трудовом коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место руководителя в трудовом коллективе



 

Процессы руководства и руководитель являются неотъемлемыми элементами организации. Руководство – это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты:

· руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;

· властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;

· авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;

· группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;

· общая цель и конкретизирующие ее задачи;

· организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;

· внешняя среда, в которой осуществляется руководство;

· ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.

Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе.И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:

· роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;

· роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;

· роль планировщика – главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;

· роль предпринимателя – выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его. [10]

Более детально место руководителя в организации раскрывается в следующих десяти ролях:

"мыслитель" – общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;

"организатор" – координация работы сотрудников;

"штабной работник" – обработка управленческой информации и составление документации;

"кадровик" – отбор, расстановка, оценка персонала;

"воспитатель" – обучение и мотивация персонала;

"снабженец" – обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;

"общественник" – участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;

"инноватор" – внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;

"контролер" – контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;

"дипломат" – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Множество конкретных функций руководителя можно объединить в две основные функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Вторая функция имеет глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя. В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:

обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;

· оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;

· защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;

· предупреждение и разрешение конфликтов;

· защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;

· развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;

· всяческая поддержка групповых собраний;

· внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);

· мотивация сотрудников;

· инициирование конструктивной критики.

Функции руководителя выступают, кроме того, мерой оценки его индивидуальных качеств и способностей эффективно работать. [12]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.005 с.)