Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. «левый» коммунизм в англии

Поиск

Политика есть наука и искусство, которое с неба не сваливается, даром не дается, и пролетариат, если он хочет победить буржуазию, должен выработать себе своих, пролетарских, «классовых политиков», и таких, чтобы они были не хуже политиков буржуазных.

Основной закон революции, подтвержденный всеми революциями, в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда «низы» не хотят старого и когда «верхи» не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса. Значит, для революции надо, во-1-х, добиться, чтобы большинство рабочих (или во всяком случае большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него; во-2-х, чтобы правящие классы переживали правительственный кризис, который втягивает в политику даже самые отсталые массы (признак всякой настоящей революции: быстрое удесятеренье или даже увеличение во сто раз количества способных на политическую борьбу представителей трудящейся и угнетенной массы, доселе апатичной), обессиливает правительство и делает возможным для революционеров быстрое свержение его.

Неизбежно впадет в ошибку тот, кто вздумает выводить тактику революционного пролетариата из принципов, вроде: «комм. партия должна сохранять свою доктрину в чистоте и свою независимость от реформизма незапятнанной; ее призвание - идти впереди, не останавливаясь и не сворачивая с дороги, идти прямым путем к комм. революции». Задача состоит, как всегда, в том, чтобы уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать.

X. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

История рабочего движения показывает, что во всех странах предстоит пережить борьбу нарождающегося, крепнущего, идущего к победе коммунизма прежде всего и главным образом со своим, (для каждой страны) оппортунизмом и социал-шовинизмом; во-вторых, с «левым» коммунизмом. Первая борьба развернулась во всех странах как борьба II-го и III Интернационала. Вторая борьба наблюдается, несомненно, в масштабе не только интернациональном, но и всемирном.

Все дело теперь в том, чтобы коммунисты каждой страны вполне сознательно учли как основные принципиальные задачи борьбы с оппортунизмом и «левым» доктринерством, так и конкретные особенности, которые эта борьба принимает и неизбежно должна принимать в каждой отдельной стране. Пока существуют национальные и государственные различия между народами и странами, - а эти различия будут держаться еще очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе, - единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий, а такого применения основных принципов коммунизма, которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям. Исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи, к победе над оппортунизмом и левым доктринерством внутри рабочего движения, к свержению буржуазии, к учреждению пролетарской диктатуры - вот в чем главная задача переживаемого всеми странами исторического момента.

Если первой исторической задачи (привлечь сознательный авангард пролетариата на сторону советской власти и диктатуры рабочего класса) нельзя было решить без полной, идейной и политической победы над оппортунизмом и социал-шовинизмом, то второй задачи, которая состоит в уменьи подвести массы к революции, нельзя выполнить без ликвидации левого доктринерства, без полного преодоления его ошибок, без избавления от них.

Надо соединить строжайшую преданность идеям коммунизма с уменьем пойти на все необходимые практические компромиссы, лавирования, соглашательства, зигзаги, отступления и тому подобное, чтобы ускорить осуществление и изживание политической власти представителей мелкобуржуазной демократии, называющих себя социалистами; ускорить их неизбежное банкротство на практике, просвещающее массы именно в нашем духе, именно в направлении к коммунизму.

Революционный класс, для осуществления своей задачи, должен уметь овладеть всеми, без малейшего изъятия, формами или сторонами общественной деятельности; революционный класс должен быть готов к самой быстрой и неожиданной смене одной формы другою.

Неопытные революционеры часто думают, что легальные средства борьбы оппортунистичны. Но революционеры, не умеющие соединить нелегальные формы борьбы со всеми легальными, являются весьма плохими революционерами. Нетрудно быть революционером тогда, когда революция уже вспыхнула и разгорелась, когда примыкают к революции все и всякие, из простого увлечения, из моды, даже иногда из интересов личной карьеры. Гораздо труднее - и гораздо ценнее - уметь быть революционером, когда еще нет условий для прямой, открытой, действительно массовой, действительно революционной борьбы, уметь отстаивать интересы революции (пропагандистски, агитационно, организационно) в нереволюционных учреждениях, а зачастую и прямо реакционных, в нереволюционной обстановке, среди массы, неспособной немедленно понять необходимость революционного метода действий.

Правое доктринерство уперлось на признании одних только старых форм и обанкротилось до конца, не заметив нового содержания. Левое доктринерство упирается на безусловном отрицании определенных старых форм, не видя, что новое содержание пробивает себе дорогу через все и всяческие формы, что наша обязанность, как коммунистов, всеми формами овладеть, научиться с максимальной быстротой дополнять одну форму другой, заменять одну другой, приспособлять свою тактику ко всякой такой смене.

 


[*] См. книгу «Очерки философии марксизма» Богданова, Базарова и др. Здесь не место разбирать эту книгу и я должен ограничиться пока заявлением, что в ближайшем будущем покажу в ряде статей или в особой бро­шюре, что все сказанное в тексте про неокантианских ревизионистов относится по существу дела и к этим «новым» неотомистским и необерклианским ревизионистам. (См. Сочинения, 5 изд., том 18. Ред.)

[†] Зюдекум  Альберт (1871 – 1944), видный вождь герм. ревизионизма, сыгравший предательскую роль во время 1-й мировой войны и герм. революции. Всегда стоял на крайне правом крыле с.-д. партии. На конгрессах II Интернационала всегда выступал открыто на стороне оппортунистов. Во время 1-й мировой войны брал от империалистов «своего» отечества самые грязные поручения: его отправляли в нейтральную еще Италию, чтобы убедить итальянских социалистов и все итальянское «общественное мнение» принять участие в войне на стороне германской коалиции, затем — в скандинавские страны для агитации в пользу вильгельмовской Германии. Особенно нагло прикрывался ролью борца против русского царизма, защищая на деле «своих» капиталистов. Яростно боролся против революционного движения в Германии, что не помешало ему в 1918-20 занимать пост «революционного» с.-д. министра финансов в Пруссии. С 1920 в отставке, активной политической роли не играл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.006 с.)