Валентина Анатольевна Громова, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валентина Анатольевна Громова,



учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 54», г. Кемерово

 

Наполнен стих его таёжной силой.
Резки черты сурового чела.
Его широкая Сибирь благословила,
Поэтом быть с рожденья обрекла!

Михаил Светлов

 

Василий Дмитриевич Федоров – один из самых совестливых русских поэтов второй половины двадцатого века. И не случайно его знаменитое стихотворение так и называется «Совесть». В нем есть такие покаянные строки:

А ведь сердце веселое

Миру я нес,

И душой не кривил,

И ходил только прямо.

Ну, а если я мир

Не избавил от слез,

Не избавил родных,

То зачем же я, мама?

 

Петр Дорофеев в статье «Высоты, которых отдавать нельзя. Василий Дмитриевич Федоров» писал:

«Его называют явлением русской поэзии, крупнейшим поэтом нашего времени, а провожая в последний путь в апреле 1984 года, справедливо нарекли «Великим». В чем сила поэзии Василия Федорова? В ее искренности, мудрости, народности, а это значит - его поэзии жить века! Всякая фальшь и полуправда обречены на быстрое умирание. Истинная же поэзия всегда дышит правдой жизни, она неразрывна с тем временем, в котором живет поэт». Федорова справедливо считают наследником лучших традиций русской классической поэзии. Высокий патриотизм, честность и искренность, неустанные поиски прекрасного в природе и человеке – все это содержит обширный и благодатный материал для воспитания подрастающего поколения. Поэтому изучение его творчества в школе считаю необходимым.

Началом разговора об изучении творчества В. Д. Федорова в школе явилась публикация статьи М. Лапшина «Поэзия борьбы и человечности» в шестом номере журнала «Литература в школе» за 1964 год. Критик обратил внимание на самобытность поэм В. Д. Федорова («естественно сочетают в себе камерность и эпичность»), отметил глубокий философский подтекст и яркую образность в «Проданной Венере». 

В 1974 году творчество Федорова вошло в учебник «Русская советская литература» для 10 класса под редакцией профессора В. А. Ковалева. В учебниках «перестроечной» поры его уже нет. В современных учебниках литературы для старших классов только в одном учебнике уделено внимание поэзии В. Д. Федорова, в основном поэме «Проданная Венера» - Чалмаев В. А., Зинин С. А. Литература.11 класс: учебник в 2-х частях. В обзорной статье, посвященной поэзии второй половины двадцатого века, о творчестве Федорова говорится следующее:

За красоту

Людей живущих,

За красоту времен грядущих

Мы заплатили красотой –

так обозначил он (Федоров) весь крестный путь России. Поэма «Проданная Венера» (1956), где и прозвучали эти знаменитые слова, содержит, причем во всем сюжете, на всех уровнях текста, один взыскательный вечный вопрос. Прекрасен в поэме портрет деревенской красавицы Наташи Граевой, стыдливой, смущаемой в юности восторгами, но в годы войны отдавшей все цветение жизни тяжелым трудам, делу Победы. Ее поэт видит такой:

с темными горшками,

Перекаленными в печах,

С шестипудовыми мешками

На перекошенных плечах.

При встрече

На дороге пыльной

Ее глаза несли мне весть,

Что от работы непосильной

Вся свяла, не успев расцвесть.

На фоне этой судьбы участь другой «Венеры» - картины Тициана, проданной в годы индустриализации, в дни строительства Магнитки и Кузнецкстроя, в обмен на зарубежные станки, моторы, уже не столь трагична. Эта тициановская Венера тоже может «обижаться»: ведь утрата ее – тоже убыль красоты России, пусть и временная, возместимая. Перед ней еще можно оправдаться. А вот когда перед совестью поэта является постаревшая Наташа Граева, когда она с укором смотрит на него, то всякая сухая диалектика, риторика оправданий куда-то испаряется:

Вы перед вечной оправдались,

Попробуйте перед земной…

Не заключена ли в этих словах вся судьба России, вечно жертвующей многим, спасающей красоту времен грядущих ценой многих нерасцветших жизней? Как оправдать эти жертвы?

Василий Федоров был моральной опорой, неофициальным лидером русской гражданственной поэзии, противостоящей и «эстрадной» поэзии, и отчасти внесоциальной «тихой» лирике.

Эта краткая информация в то же время предоставляет большой простор для проведения урока, вариант которого представлен ниже.

В соответствии с реализацией федерального государственного стандарта общего образования региональный компонент включается в рабочую программу учителя, где занимает 10-15% содержания от объема федеральных программ. Это позволяет на качественно новом уровне реализовывать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе РФ «Об образовании»:

·  воспитание гражданственности и любви к родине;

·  защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

·  формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

·  формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

·  содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами.

Изучая литературу родного края, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны – в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко-культурному наследию своего народа, края, города. Академик Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Большая ответственность за патриотическое воспитание лежит на уроках русского языка и литературы. Книги писателей-земляков формируют в душах гордое чувство Родины, которая начинается именно там, где жили наши деды, где растут сегодняшние ученики, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь.

Таким образом, содержание регионального компонентана уроках русского языка и литературы направлено на формирование личности школьника, понимающего и уважающего духовные ценности и традиции своей малой родины.

Кузбасская литература, наряду с другими региональными литературами, занимает свою собственную нишу в современном литературном процессе, имеет свою историю и своего читателя. В 1962 году было организовано Кемеровское отделение Союза писателей РСФСР, оно включало 5 членов. В настоящее время в кемеровской организации состоят более 70 писателей разных поколений, работающих в разных жанрах и формирующих литературную картину Кузбасса. На уроках литературы и во внеурочной деятельности знакомство обучающихся с региональной литературой может быть организовано в следующих направлениях, в каждом из которых отводится центральное место для изучения творчества Федорова.

«Духовное поле провинции»…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.024 с.)