Песенная поэзия Василия Фёдорова и её восприятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Песенная поэзия Василия Фёдорова и её восприятие



слушателями на рубеже ХХ–ХХ I веков                                                                                       

                                                                 Виктор Никифорович Егоров,

Заслуженный работник культуры России,

член Союза композиторов Кузбасса,

автор и исполнитель песен на стихи

поэта Василия Дмитриевича Фёдорова

 

  Песня – древнейший и самый распространённый жанр вокальной музыки. Основу самобытной русской традиции композиторской песни (в русской терминологии, произведения этого жанра было принято именовать романсами) заложили Глинка и Даргомыжский. В их вокальном творчестве сочетаются черты народной песни, сентиментального городского «романса» и европейских камерно-вокальных форм. Опора на фольклор сильнее выражена в камерно-вокальной лирике представителей «Могучей кучки», прежде всего, Мусоргского [1, с. 666-667].

   Песни, романсы и баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются незаменимой частью русской художественной культуры. Лишь немногие русские поэты писали стихи преимущественно для пения или подражали народным песням, были поэтами-песенниками – М. Попов, А. Мерзляков, А. Дельвиг, Н. Цыганов, А. Кольцов… Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными песнями и романсами, хотя сами авторы не пророчили им песенную судьбу [2, с. 3].  

  Народно-песенная основа поэзии Пушкина, Лермонтова, Есенина и других выдающихся русских поэтов заложила традиции написания русских песен, наполненных душевностью, любовью и глубоким смыслом. В их ряду в конце ХХ века достойное место занял поэт Василий Дмитриевич Фёдоров, который, долгое время, в том числе и по его собственному мнению, был «непесенным» поэтом[3, с. 6].  Хотя разрозненные попытки написания песен на его стихи композиторами и музыкантами России предпринимались, о чём в своих публикациях свидетельствует исследователь жизни и творчества В. Д. Фёдорова, друг семьи Фёдоровых Т. И. Махалова [8, с. 364-369].  Именно Тамара Ивановна Махалова, является первым кузбасским исследователем творчества Василия Фёдорова, опубликовавшим сведения о написании и исполнении песен на стихи поэта в книге «На Родине поэта Василия Фёдорова»[7, с. 49].

  Значительную роль в формировании первого мнения и восприятия в советской молодёжной среде о поэзии Василия Фёдорова как «песенной» сыграл выпуск винилового диска «Н.Л.О.» популярного композитора Давида Тухманова. На диске была записана песня Тухманова на стихи Василия Фёдорова «Игра в любовь» (время звучания композиции – 6 мин.30 сек). Это была первая песня на стихи Фёдорова, записанная на авторский диск Давидом Тухмановым в содружестве с популярной музыкальной группой «Москва». Диск был записан с использованием современных электронных музыкальных инструментов и выпущен Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» в 1982 году.

  В связи с отсутствием какого-либо обобщённого всероссийского материала о Василии Фёдорове как о «песенном поэте» попробуем восполнить этот пробел, не отвлекаясь на подробности жизни и творчества Василия Дмитриевича Фёдорова, которые в основном исследованы и обобщены Т. И. Махаловой – журналистом и другом семьи Фёдоровых, А. А. Кочетковым – сопредседателем комиссии по литературному наследию поэта В. Д. Фёдорова в Союзе писателей России, Г. И. Карповой, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры КемГУ, [6], а также другими участниками научно-практической конференции «Василий Дмитриевич Фёдоров и поэты его круга». Хочется обратиться к истории формирования образа «песенного поэта» Василия Фёдорова и его восприятия слушателями разных возрастных групп в родной для поэта Кемеровской области.

  К поэтическому наследию нашего земляка Василия Дмитриевича Фёдорова (1918-1984) я впервые «прикоснулся» 10 августа 1985 года в Зелёном театре Кемеровского городского сада во время проведения первого Всероссийского литературного праздника «Фёдоровские чтения». При подготовке программы праздника организаторами Чтений были использованы вокальные фольклорные номера, классическая музыка и записи стихов в исполнении Василия Фёдорова 1976-1984 годов, которые были записаны на виниловом диске Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» в 1984 году.

Песнями на стихи поэта и другими музыкальными произведениями в то время мы не располагали, за исключением упомянутой выше песни «Игра в любовь», написанной композитором Давидом Тухмановым. Поэтому в восьмидесятые годы двадцатого столетия определения «песенная поэзия Василия Фёдорова» у нас в Кемеровской области и в России не существовало.  Все тематические литературные мероприятия, связанные с жизнью и творчеством Великого земляка, проходили без использования песен на его стихи. Т. И. Махалова упоминает только об одном выступлении в Кемерове осенью 1986 года Алихана Зангиева, Заслуженного артиста РСФСР, солиста Свердловского театра музыкальной комедии, исполнившего песни на стихи В. Д. Фёдорова: «Любка-Любочка», «Сопротивляясь тёмной силе…», «Не удивляйся, что умрёшь…» [8, с. 366].         

  Формирование образа Василия Дмитриевича Фёдорова как «песенного поэта» у нас в Кемеровской области началось с кузбасского композитора, преподавателя Кемеровского государственного института культуры, ныне председателя Союза композиторов Кузбасса, Заслуженного работника культуры России Владимира Михайловича Пипекина, в основном пишущего музыку   на стихи московских и кузбасских поэтов. В 1993  году Владимир Пипекин обратился к поэзии Фёдорова. В результате его творческой работы были написаны две песни на стихи поэта: «Как цветы на заре» и «На Родине моей…», в которую также вошли строки из стихотворения «Прощай, село!». В том же году были опубликованы ноты этих песен в авторском сборнике В. М. Пипекина «На Родине моей!», отпечатанном в типографии Кемеровского ГУВД в количестве 1000 экземпляров.

  Моя первая песня на стихи Василия Фёдорова «Голова моя, головушка...», была написана к региональному поэтическому празднику «Весна в Притомье», который состоялся в Зелёном театре Кемеровского городского сада в июне 1994 года. Первыми слушателями и ценителями моей первой песни из «Фёдоровского цикла» были начинающие поэты и члены Кемеровского областного отделения Союза писателей РСФСР, а также разновозрастные посетители городского сада. Песня была одобрена писательской аудиторией. До сих пор помню доброжелательные взгляды моих знакомых поэтов и особенно Владимира Фёдоровича Матвеева, давшего положительный отзыв о песне по окончании мероприятия [5, с.112]. Так было положено начало создания моего «фёдоровского» цикла песен.

Поэзия Василия Фёдорова стала затягивать меня своей музыкальностью и возможностями творческого разнообразия. Яркие поэтические строки В. Д. Фёдорова помогли мне, не имеющему какого-либо музыкального образования, раскрыть мои композиторские способности и в дальнейшем сочинить, записать и исполнить под аккомпанемент гитары 43 песни  на стихи В. Д. Фёдорова на 25 СД и ДВД дисках, издать 3 книги песен: «Я душу распахну…» (1998), «Песни без нот» (2016) и песенник с нотами «Дорогая Родина моя!» (2017).

Кроме этого, к 85-летию Поэта совместно с Заслуженными художниками России Н. М. Шемаровым и В. П. Кравчуком был подготовлен и издан буклет со стихами Фёдорова и картинами Шемарова «Свет Марьевка» – признание в любви» (август 2003). К различным юбилейным датам Поэта мною было подготовлено и опубликовано несколько газетно-журнальных статей, посвящённых песенной поэзии нашего выдающегося земляка.

  В череде музыкантов и композиторов, пишущих песни на стихи Василия Фёдорова хочу особо выделить творчество певца и композитора Станислава Тимофеева из пгт. Яя (проживающего ныне в городе Волгограде), с которым мы в 2003 году, к 85-летию Поэта, записали компакт-диск «С тобой Россия!» [4, с. 105], а также молодого музыканта, члена Союза композиторов Кузбасса Вячеслава Кириллова из р. п. Яшкино. В. Кириллов в настоящее время активно сочиняет и исполняет свои песни на стихи В. Д. Фёдорова.

  Моя активная концертная деятельность с песнями на стихи поэта Фёдорова «под гитару» началась первого сентября 1995 года с выступления на гала-концерте в юргинском городском Парке культуры, затем второго сентября - на Всероссийском фестивале авторской песни «Бабье лето» в Юргинском районе. Завершился мой первый «фёдоровский» песенный тур третьего сентября в Государственной филармонии Кузбасса г. Кемерово на совместном концерте с популярными бардами России: Юрием Кукиным, Олегом Митяевым, Сергеем Матвеенко, Анатолием Киреевым, Николаем Старченковым и Леонидом Мараковым, а также другими известными российскими авторами и исполнителями.

Итогом этого «фёдоровского тура» стало моё интервью на Кемеровском областном радио. В 45-минутной программе «Рандеву 12.15» состоялась премьера семи моих новых песен на стихи В. Д. Фёдорова. Таким образом было положено начало внедрения в Кузбассе термина «Песенный поэт Василий Фёдоров», а к концу 1995 года в моём репертуаре насчитывалось уже 17 песен на стихи Фёдорова. Эти песни, обкатанные в концертных выступлениях, я впервые записал на магнитную кассету на полупрофессиональной студии звукозаписи в Кемеровском городском саду.

  Мой первый филармонический авторский вечер с песнями на стихи В. Д. Фёдорова состоялся 3 января 1996 года в Малом зале Государственной филармонии Кузбасса. Я был инициатором, автором сценария и режиссёром этого концерта, в котором представил свои композиторские и исполнительские возможности.  Он особенно памятен для меня, так как его вела заведующая кафедрой культуры речи Кемеровского института культуры, звезда кузбасского телевидения, Заслуженный работник культуры РСФСР Галина Сергеевна Скударнова. Со своими яркими воспоминаниями о встречах с поэтом выступил Пётр Михайлович Дорофеев, бывший секретарь обкома КПСС, которому Василий Фёдоров посвятил своё стихотворение «Время». Студенты хореографического отделения института культуры станцевали зажигательное танго под исполненную мной песню «Была любовь» [3, с.132].

   О моём втором авторском филармоническом концерте 25 февраля 1998 года, посвящённом 80-летию со дня рождения поэта Василия Фёдорова и своих впечатлениях, подробно написала Т. И. Махалова в книге воспоминаний «Только свет и слово»[8, с.368].

  Стоит отметить определённую роль средств массовой информации Кемеровской области (радио, телевидения, журналов, газет) в представлении личности поэта-земляка Василия Фёдорова, обозначивших «песенность» его поэзии к концу ХХ века. В основном это были заметки и статьи о состоявшихся вечерах и концертах с участием барда Виктора Егорова, исполняющего свои песни на стихи В. Д. Фёдорова. Особо стоит выделить плодотворную роль журналиста областного радио Т. П. Микельсон, которая в своих радиопередачах регулярно использовала записи моих песен на стихи Василия Фёдорова и написала ряд тематических газетно-журнальных статей, в которых упоминается песенная поэзия В. Д. Фёдорова. 

  По моему мнению, февраль 1998 года был решающим в формировании определения «песенная поэзия Василия Фёдорова». В апреле этого же года распоряжением Администрации Кемеровской области Департаменту культуры было дано поручение: издать сборник песен «Я душу распахну…», аудиокассету «По главной сути» и компакт-диск «Весна» с песнями на стихи поэта Василия Фёдорова [10, Распоряжение АКО №340 от 08.04.1998 г.]. Указанное распоряжение, подписанное Губернатором Кемеровской области А. М. Тулеевым на официальном административном уровне, признало Василия Фёдорова «песенным поэтом», выделив при этом финансовые средства в размере 100 тысяч рублей для издания и тиражирования песен на стихи поэта-земляка. Распоряжение АКО было своевременно выполнено. Публикация, тиражирование и дальнейшее распространение песен на стихи Василия Фёдорова среди библиотек, музеев и других учреждений культуры позволило более активно использовать творческое наследие выдающегося русского советского поэта в год его 80-летия со дня рождения.

Вместе с тем я постоянно расширял географию своих выступлений с песнями на стихи Василия Фёдорова. Помимо Кемеровской области мои выступления состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Чарльстон (США); в республиках Алтай и Бурятия; Алтайском и Красноярском краях; Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Омской и Томской областях. Всё это способствовало созданию имиджа Василия Фёдорова как песенного поэта.

Начиная с 1994 года, мною совершено около 700 публичных выступлений с песнями на стихи Василия Дмитриевича. Только за 10 месяцев 2018 года мною осуществлено 80 публичных выступлений с авторскими песнями на стихи выдающегося Поэта-Земляка, на которых присутствовало более 9,5 тысяч зрителей.

Личный учёт проведённых публичных выступлений в юбилейном 2018 году, анализ состава зрителей и мест проведения выступлений даёт возможность определить возрастной и социальный состав слушателей песенной поэзии Василия Дмитриевича Фёдорова.

В числе слушателей песен на стихи Василия Фёдорова на выступлениях присутствуют самые различные категории зрителей: а) знающие о поэте и его поэзии, но не слышавшие ранее песен; б) знающие о поэте и его поэзии и слышавшие ранее песни на его стихи (на концертах, в аудио- и видеозаписях); в) ничего не знающие о поэте и ничего не знающие о его поэзии в целом.

  Различные возрастные группы и состав слушателей песенной поэзии В. Д. Фёдорова, как правило, обусловлены местом проведения мероприятия. Возрастные группы слушателей бывают как смешанные, так и раздельные по возрастным, профессиональным, социальным и любительским признакам.

Возрастные группы слушателей песен и поэзии В. Д. Фёдорова подразделяются на школьников младших и старших классов, учащихся колледжей и техникумов, кадетов, студентов вузов, взрослых слушателей, ветеранов труда и пенсионеров, являющихся наиболее понимающей и отзывчивой возрастной группой слушателей. Для каждой возрастной группы мною предлагаются различные варианты концертных номеров и литературно-музыкальных композиции под гитару, в аудио и AVI форматах, это зависит от технических возможностей места проведения мероприятия и состава слушателей.

  Дифференцированный подход к различным возрастным группам слушателей позволял мне, максимально используя технические возможности аудиторий и учитывая отведённое для выступления время, предлагать разнообразные тематические литературно-музыкальные композиции, созданных мной на стихи В. Д. Фёдорова. Особенно благоприятно воспринимаются композиции, исполняемые в формате AVI, с использованием тематического фоторяда, голоса поэта, читающего свои стихи и оркестровых аранжировок (минусовок) песен. Наибольший интерес и соответствующую отдачу представляют предлагаемые мной композиции: «Не ветвями – корнями расту!», «Я душу распахну, входи!», «По главной сути», «Дорогая Родина моя!», посвящённая 100-летию г. Кемерово, и «Земное чувство» (тема любви в поэзии Василия Фёдорова). Фрагменты композиций и отдельные песни на стихи В. Д. Фёдорова исполняются как в технических форматах, так и под гитару в различных сборных концертах и тематических мероприятиях. Изначально все мои песни на стихи Василия Фёдорова были созданы под аккомпанемент гитары, и в связи с этим они имеют определённый успех среди участников бардовских фестивалей Западной Сибири.

  Значительную роль в положительном восприятии слушателей песенной поэзии Василия Фёдорова сыграло создание и использование оркестровых аранжировок песен как в популярных эстрадных, так и в классических симфонических обработках. Большой вклад в популяризацию песенной поэзии внесли музыканты-аранжировщики: Сергей Григорьев – музыкант симфонического оркестра Кузбасса, Алексей Лунин-Царёв – актёр, певец и музыкант из Тяжинского РДК, Константин Ушаков – преподаватель Кемеровской музыкальной школы № 1 - и Алексей Сбитнев – бессменный руководитель народного коллектива ВИА «Престо» Кемеровского Дворца молодёжи, создавшие в разное время оркестровые аранжировки в различных стилях и музыкальных направлениях, а также обеспечившие запись нот моих песен на стихи В. Д. Фёдорова[5, с.118].

  Значение и роль нашего земляка, выдающегося русского советского поэта Василия Дмитриевича Фёдорова, очень точно и образно определил  Аман Гумирович Тулеев, будучи Губернатором Кемеровской области, назвав Василия Фёдорова «кузбасским Пушкиным».

  Следует отметить значительную роль в деле изучения, пропаганды жизни и творчества Поэта бывших партийных и советских руководителей области, курировавших культуру: Петра Михайловича Дорофеева, Георгия Васильевича Корницкого и Владимира Ивановича Бедина - Заслуженного работника культуры России, при поддержке которых было осуществлено издание первого сборника песен с нотами «Я душу распахну», первого компакт-диска «Весна» и 4-х аудиокассет с песнями на стихи Поэта. Без понимания, поддержки и активного личного участия этих творческих людей поэт Василий Фёдоров как «песенный поэт» вряд ли бы состоялся.

  Проведённое исследование, многолетняя деятельность по изучению и пропаганде поэзии Василия Дмитриевича Фёдорова, создание и исполнение кузбасскими музыкантами и композиторами свыше 60 песен на стихи Поэта подтвердили, что именно в Кемеровской области произошли становление, развитие и популяризация песенной поэзии Василия Дмитриевича Фёдорова. Именно в 1998 году поэзия Василия Фёдорова была окончательно признана «песенной», а песни на его стихи получили широкое распространение и признание не только в Кемеровской области, но и за её пределами.

Список литературы

1. Британская музыкальная энциклопедия Гроува. «The Grove concise Dictionary of Music». /Перевод с англ., ред. и доп. доктора искусствоведения Л.О. Акопяна.//– Москва: Практика, 2001. С.666-667.

2. Гусев В.Е. Русские песни и романсы. – Москва: Художественная литература,1989. С.3.

3. Егоров В.Н. «Я душу распахну…». Сборник песен барда Виктора Егорова на стихи поэта Василия Фёдорова. – Кемерово: Издательство «Ковчежек», 1998. – 6 с.

4. Егоров В.Н. Ровесник города (к 90-летию со дня рождения поэта Василия Фёдорова) // Огни Кузбасса. 2008. №4. С. 130-132.

5. Егоров В.Н. Услышать музыку в стихах // Егоров В.Н. Песни без нот. – Новокузнецк, 2016. С.103-108. 

6. Егоров В.Н. Песенный поэт – воспоминания к 100-летию со дня рождения поэта Василия Фёдорова // Егоров В.Н. «Дорогая Родина моя!» Песни на стихи Василия Фёдорова. – Новокузнецк, 2017. С.103-124.

7. Карпова Г.И. Василий Дмитриевич Фёдоров. К 100-летию со дня рождения поэта: историко-биографические и справочные материалы, статьи о творчестве; в помощь учителю и библиотекарю. – Кемерово, 2017 – С.186.

8. Махалова Т.И. На родине поэта Василия Фёдорова.// Издательство «Сибирский писатель» – Кемерово, 1998. – 64 с.

9. Махалова Т.И. Только свет и слово. О поэте Василии Фёдорове. Воспоминания. Статьи. – Кемерово, 2018. – С. 424 с.

10. Тулеев А.М. «Об издании сборника песен на стихи В.Д. Фёдорова, аудиокассеты и компакт-диска» // Распоряжение Администрации Кемеровской области № 340-р от 08.04.1998.

Изучение творчества Василия Дмитриевича Фёдорова в образовательных учреждениях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.029 с.)