Гл. XXV. О приказе Общественного Призрения, и его должности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гл. XXV. О приказе Общественного Призрения, и его должности



 

378. В каждой Губернии учреждается по одному Приказу, под названием: Приказ Общественного Призрения.

379. В Приказе Общественного Призрения председает Губернатор сам, и заседают два Заседателя Верхнего Земского Суда, два Заседателя Губернского Магистрата, да два Заседателя Верхней Расправы (где есть, где же которых нет, то само собой разумеется, что в заседании не будут) и дозволяется Приказу Общественного Призрения, буде случится надобность, для сведения подробного или местного, призвать для заседания в Приказ Общественного Призрения уездного которого Дворянского Предводителя, или городского Главу, для общего уважения дел.

380. Приказу Общественного Призрения поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании 1. народных школ, 2. установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужеского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания; 3. установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных; 4. установление и надзирание богаделен для мужеского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5. установление и надзирание особого дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, 6. установление и надзирание дома для сумасшедших; 7. установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8. установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей.

381. Из попечения и надзирания Приказа Общественного Призрения исключаются те училища или установления, кои особыми привилегиями или жалованными грамотами снабдены, или особым правлением Духовным, или светским поручены повелением Императорского Величества.

382. Приказу Общественного Призрения жалуется из казны Императорского Величества на установления, выше сего в 380 статье прописанные, единожды на каждую Губернию 15.000 рублей из доходов той Губернии, и предписывается Приказу Общественного Призрения с сими деньгами поступать так, чтобы они действительно обращены были в пользу тех установлений, и отнюдь утрачены не были понапрасну, и не были обращены на другие употребления, или бы не пропадали злоупотреблениями или ухищрениями от части или вовсе. Дозволяется Приказу Общественного Призрения отдавать сии деньги в узаконенные проценты на верные заклады, на основании Дворянского Банка, но с той отменой, чтобы заложенное имение действительно в той Губернии находилось, и чтобы деньги не долее, как на год раздаваемы были. В одни же руки не отдавать более 1.000 рублей и не менее 500 рублей. Дозволяется Приказу Общественного Призрения умножить сей капитал как частью процентных денег, так и принятием от доброхотных людей к благим установлениям добровольного подаяния, что кому рассудится, и для которого установления кто за благо рассудит назначить, то так и употреблять. Дозволяется Приказу Общественного Призрения учредить аптеку, с которой доходы употреблять в пользу установлений, в 380 статье прописанных; но оным установлениям лекарство получать от Приказа без платы.

383. Приказ Общественного Призрения ведет весьма верные и точные приходные книги обо всех принимаемых им деньгах как казенных, так и от доброхотных подателей, а расходам и кому деньги розданы, и что именно употреблено как на установление, так и на содержание которого установления, сколько погодно расходятся, сочиняет погодно особливые расходные исправные книги, кои отсылаются для ревизии в Казенную Палату всякий раз, когда о том от (Главнокомандующего) Государева Наместника прислано будет повеление.

384. В рассуждении народных школ, Приказ Общественного Призрения долг имеет стараться, чтобы оные были установлены во-1. по всем городам, а потом в тех многолюдных селениях, кои подсудны Верхней Расправе, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных (в чем однако же не чинить никому принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу, или оставлять их дома), 2. чтобы неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату; 3. учение в народных школах имеет на первый случай состоять в научении юношества грамоте, рисовать, писать, Арифметике, детей же Греко-Российского исповедания учить Катихизису, для познания оснований Православной веры, толкованию десяти заповедей Божиих, для вкоренения нравоучения всеобщего; 4. во всякой школе надлежит иметь смотрение, дабы горницы были чисты, и всякий день выметаны, и воздух в них переменялся открытием окон летом во весь день, а зимой всякий день на короткое время, дабы дети от духоты в горницах не претерпели в здоровье своем повреждения. Учение производиться имеет всякий день, выключая воскресные и табельные дни, но не более двух часов сряду поутру, да двух часов сряду после обеда для одних детей одной науке, по средам же и по субботам после обеда дается отдохновение; 6. учителям запрещается наказывать детей телесным наказанием; 7. Приказ Общественного Призрения имеет прилежное попечение, чтобы учителя и школы все определенное получали повсюду исправно, нерадивых же и неисправных учителей, по рассмотрению жалоб, сменяет и определяет на место их радетельных и исправных.

385. В рассуждении установления и надзирания сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужеского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания, Приказу Общественного Призрения предписывается, буде где неудобно установить таковых общих домов для воспитания, для того, что строение требует иждивения превосходящего подаяние, или же содержание приставников для научения и воспитания питомцев отнимало бы способы к умножению их числа: тогда Приказ Общественного Призрения, имея в единственном виде распространение добра для много требующих от оного помощи, неимущих сирот по их рождению или состоянию отдаст на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату для содержания и воспитания сирот, с обязательством, чтобы представить их Приказу Общественного Призрения во всякое время, детей ремесленных людей для научения ремесла, торговых для научения торга, и всяких иных сирот для научения или прокормления по их полу, роду или состоянию.

386. В рассуждении установления и надзирания госпиталей или больниц для излечения больных, надлежит Приказу Общественного Призрения стараться учредить оные для многолюдных городов вне города, но близ оного, вниз по реке, а отнюдь не выше города; буде можно, на высоком месте и свободном воздухе, и весьма прилежно смотреть должно, чтобы строение было не тесное и не низкое, чтобы покои чисто содержаны были, и чтобы в покоях воздух переменялся открытием, хотя на короткое время, окон, чтобы больные мужеска пола особо содержаны были от больных женского пола, чтобы больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели, чтобы излишними не нужными людьми, или иными не надобными издержками не убавлялась и не тратилась сумма, которая бы могла быть употреблена с лучшей пользой для истечения наивящшего числа больных. Приказу Общественного Призрения равномерно непрестанное бдение и старение иметь надлежит, дабы до больниц и в них находящимся дошло все то, что им определено. Для примерного обозрения прилагается здесь учреждение одной больницы.

387. В рассуждении установления и надзирания богаделен для мужеского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, надлежит Приказу Общественного Призрения смотреть, где в оных нужда состоит (понеже во многих местах таковые установления уже заведены) и буде найдет, что где в Губернии число обоего пола убогих, увечных, или престарелых, кои пропитания не имеют, превосходит число положенных мест по богадельням, тогда Приказу Общественного Призрения отдается на рассмотрение или распространить установленные богадельни, и умножить места в оных, или же завести вновь в удобных к тому местах богадельни, имея всегда в виду, дабы таковые убогие, увечные и престарелые, кои пропитания не имеют, получали покров, одежду и прокормление в богадельнях, и к общему стыду и соблазну не были бы принуждены испросить оных вне установленных для них мест. При установлении богаделен, Приказ Общественного призрения наблюдать имеет и то, чтобы мужеского пола богадельни были особо, а женского пола богадельни особо же заведены, чтобы до богаделен и в них находящимся дошло все то, что им определено, чтобы внутри богаделен благочиние было сохранено, чтобы горницы были чисто содержаны, чтобы в богадельнях молодых людей обоего пола отнюдь не было; и где таковые найдены будут, то Приказ Общественного Призрения, смотря на лета, пол, или состояние, отдаст оных или в школы, или поместит в услужение, или поручит добронравным людям для научения или ремесла, или иных работ, или же отошлет в работные дома для прокормления, и отнюдь не допустит, чтобы с молодости в праздности жили и к праздности привыкали. Приказ Общественного Призрения наблюдает и то, дабы внутри богаделен сохранялось добронравие, и чтобы никаких неистовств обществу соблазнительных не происходило, найденных же паче чаяния в таковых соблазнительных противностях, Приказ Общественного Призрения по рассмотрению отсылать может в смирительные дома на время, или навсегда, чего весьма довольно будет для удержания продерзостей всякого рода обоего пола людей.

388. В рассуждении установления и надзирания особого дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, Приказу Общественного Призрения предписывается, таковой дом установить для того, что в госпиталях, или больницах хотя и стараются об излечении разными недугами одержимых, однако же случаются болезни таковые, кои по существу своему бывают неизлечимы, и буде где не будет особенного установления для неизлечимых неимущих, тогда случиться может; что в госпиталях, или больницах число неизлечимых неимущих занимать будет места без пользы тех, кои будучи одержимы временными болезнями, могли бы получить пользованием излечение в госпиталях, или больницах (не упоминая и о том, что бывают болезни неизлечимые, кои еще притом и прилипчивы) или же неизлечимые неимущие останутся без покрова; и для того Приказу Общественного Призрения надлежит стараться о доставлении неизлечимым неимущим покрова, прокормления, услужения и призрения, и через то да подастся неизлечимым неимущим хотя облегчение в их недугах.

389. В рассуждении установления и надзирания дома для сумасшедших, Приказу Общественного Призрения надлежит иметь попечение, чтобы дом избран был довольно пространный и кругом крепкий, чтобы утечки из него учинить не можно было. Таковой дом снабдить нужно пристойным, добросердечным, твердым и исправным надзирателем и нужным числом людей для смотрения, услужения и прокормления сумасшедших, к чему нанимать можно или из отставных солдат добрых и исправных, или же иных людей за добровольную плату, кои бы обходились с сумасшедшими человеколюбиво, но притом имели за ними крепкое и неослабное во всякое время смотрение, чтобы сумасшедший сам себе и никому вреда не учинил, и для того держать сумасшедших по состоянию сумасшествия, или каждого особо заперта, или же в таком месте, где от него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание об их излечении. Сумасшедших неимущих принимают безденежно, а имущих имение принимают в дом не инако, как за годовую плату на содержание, присмотр и на приставников.

390. В рассуждении установления и надзирания работных домов для обоего пола людей, Приказ Общественного Призрения имеет строго и точно наблюдать, чтобы таковое учреждение соответствовало совершенно тому намерению, для которого таковые дома заводить предписывается, а именно дабы работой доставить прокормление неимущим, какой же работой, сие отдается на усмотрение Приказа Общественного Призрения (ибо не везде одинакие удобности бывают: в Москве каменья пилить, в других местах приготовлять лен, или прясть, и тому подобное) и понеже в работных домах всякий кормится своей работой, то и принимать в оные совершенно убогих обоего пола людей, кои работать могут, и сами добровольно туда приходят (и кои не привязаны к иной работе) в оных домах дают им работу, а по мере работы пищу, покров, одежду, или деньги, или же в работные дома принимают пристанища не имеющих, кои присланы будут на время, или навсегда из какого нинаесть места, на то власть имеющего, в той Губернии. Живущих в работных домах людей мужеского пола, содержать особенно от женского пола, и в сих установлениях, как и во всех прочих сохраняют правила добронравия, отдаляют всякое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе установление в зловредное. Определяют к сим домам пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишества.

391. В рассуждении установления и надзирания смирительных домов для обоего пола людей, Приказу Общественного Призрения предписывается учреждать оные с великим прилежанием, дабы установление совершенно соответствовало намерению, ибо доброучрежденный смирительный дом ограждает общество от многих продерзостей, добронравие повреждающих, и следовательно бывает нужен для общего благочестия и спокойствия семей. Смирительный дом установляется ради таких людей обоего пола, которые непотребного и невоздержного житья, яко 1. Сыновья или дочери, кои родителям своим непослушны, или пребывают злого жития, или ни к чему доброму не склонны. 2. Люди, которые впадут в непотребное житие, начнут расточать имение, долги накоплять вдвое против имения, дом разорять, и чинить непотребности, противные чести. 3. Люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение, добронравию и благочинию противное. 4. Рабы непотребные, которых никто в службу не принимает. 5. Рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают, или проматывают. 6. Люди, которые не хотят трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные. 7. Непотребного, неистового и соблазнительного житья женского пола. В смирительный же дом не инако принимают на время, или навсегда вышеписанных людей, обществу стыд и зазор наносящих, как по повелению (Губернского) Наместнического Правления, или по приговору прочих Судов, или же по прошению в Приказе Общественного Призрения отцов, или матерей, или по прошению трех родственников (сим представить свидетельство, для чего) или по требованию помещика, или хозяина, с прописанием причины, для которой ссылает человека в смирительный дом. Смирительному дому надлежит быть довольно пространну, построену на вольном воздухе, кругом крепку со стеной, или таким забором, чтобы утечки из оного дома отнюдь никто учинить не мог, и чтобы числа людей для присмотра или караула излишне не умножить, внутри смирительного дома иметь все нужные для дома строения и бани. К смирительному дому надлежит приставить пристойного и исправного надзирателя, а для надлежащего во всех частях дома присмотра, определить из отставных солдат добропорядочного состояния и исправных людей. В смирительном доме сосланных людей должно содержать мужеского пола особо от женского, и как скоро кто в смирительный дом принят будет, и имя, отчество и прозвание его в книге дома того запишутся, то называть уже его тем именем, как при крещении назван, а не отчеством, или прозванием. В смирительном доме всего более смотреть надлежит, чтобы сосланные, кроме нужного человеку времени для сна и пищи, отнюдь праздны не были, но обращались в беспрерывной работе внутри дома, а оттуда ни под каким видом отнюдь выпускаемы не были; ленивых же принуждать к работе а роптивых и непослушных дозволяется надзирателю наказывать прутьями, но не более трех ударов за один проступок, или сажать на хлеб и на воду на три дня, или в темную тюрьму того дома на неделю. Сосланным в смирительный дом производить нужную для жизни пищу без излишества, а одежду самую простую, больным же из них стараются излечением возвратить здоровье. Сосланных в смирительный дом по прошению родителей, родственников, помещиков, или хозяев, сами родители, родственники, помещичьи и хозяева должны снабдевать содержанием, без чего смирительный дом сосланных не принимает, или принятых освобождает. В смирительном доме, как и во всех прочих установлениях, Приказ Общественного Призрения строго наблюдает, чтобы сохранены были правила добронравия и благочиния, и отдаляет всякое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе и полезное заведение в зловредное.

392. Буде же случится, что частный человек, или какое общество или город, или селение захотят установить которое-нибудь из вышеписанных учреждений, или к установленным прибавить пожелают своим иждивением, то Приказ Общественного Призрения не чинит в том никому препятствия, лишь бы установление сходствовало общим для установлений предписанным правилам, и оных не повреждало, ибо Приказ Общественного Призрения везде оказывать долженствует доброхотство к роду человеческому, и поспешествовать повсюду делам, основанным на человеколюбии; Дворянские же Предводители и Градские Главы обязаны по благотворительным предметам, о коих попечение возложено на Приказ Общественного Призрения, сделать по своим местам примечания и представления в Приказ Общественного Призрения, что к общей пользе их мест им покажется быть нужным.

393. Приказ Общественного Призрения имеет один срок заседания в году, а именно от 8 января до страстной недели.

394. Примерное положение для учреждения больницы.

А. Как поступать в приеме и содержании больных.

- 1) В больницу не принимать никого без записки за рукой Главного Надзирателя.

- 2) Как скоро больной принят будет в больницу, то отобрать у него все его платье, и всю обувь, и дать ему вместо того шлафрок, или халат холстинный, рубашку, колпак, чулки, портки и туфли. Все взятые у больного вещи переписав, собрать в одну связку, и положить в казенную той больницы, с надписанием имени больного.

- 3) Таковые отобранные вещи у больного возвращать ему в тот день, как по выздоровлении выходить будет из больницы.

- 4) Больница учреждается для ограниченного числа людей (как рассуждено будет, 20, 30, более или менее по возможности определенного содержания) и более ограниченного числа больных не помещать в больнице; и для того ограниченного числа больных содержать постели всегда в готовности со всем прибором, белья всякого по три перемены на человека.

- 5) У каждого больного подле постели быть небольшому столику, покрытому вощанкой, а на том столике по стакану и кружке оловянным, и по маленькому колокольчику, чтобы звать сидельников.

- 6) Комнаты содержать всегда в чистоте, и курить в них по 2 раза в день, и переменять воздух, как Доктор, или Лекарь о том предпишут, в которой комнате, сидельникам же быть безотлучно.

- 7) Обедать больным всегда в 10 часов поутру, а ужинать в 6 часов в вечеру. Кушанье варить для всех обще, разве для кого особливо что от Доктора, или Лекаря приказано будет.

- 8) Смотреть накрепко, чтобы к больным никто из посторонних ничего не носил; разносчиков ни под каким видом к больным не пускать.

- 9) В больнице пользовать и призирать всякого звания бедных и неимущих людей безденежно; прочих же больных и господских служителей тогда только принимать, когда порожние места случатся, и класть особо, а плату за излечение сих установить весьма умеренную.

Б. Каким людям быть при больнице и с каким жалованием.

Звание чинов.

Число людей.

Жалование каждому.

Пожалование всем.

Главный Надзиратель.

Доктор.

Смотритель.

Лекарей.

Подлекарей.

Для стережения дома.

Первый сторож.

Сторожей.

Сидельников.

Баб сидельниц у больных женщин.

Накрыватель стола.

Поваров.

Поваровых помощников.

Портомои, главные

смотрительницы над всем бельем.

При ней работниц для мытья белья.

Бухгалтер.

Копиист.

Дровосек.

Конюхов для возки воды. Лошадей.

Всего.

В. Что кому из находящихся при больнице наблюдать.

- 10) Главный Надзиратель имеет попечение обо всем касающемся до больницы, и все при разных должностях находящиеся в больнице ему подчинены.

- 11) Доктор должен Главного Надзирателя еженедельно письменно уведомлять о состоянии больных, и иметь неусыпное смотрение, чтобы больные в лечении и в пище по предписаниям его содержаны были. О лекарствах приказывает Лекарю и в аптеке, и записывает свои приказания, о пище же для больных дает записки Смотрителю больницы.

- 12) Если из присланных по записке от Главного Надзирателя больных явится кто в прилипчивой болезни, то Доктор дает о том знать Смотрителю больницы, коему тотчас такового больного поместить особо, дабы не сделалось заразы.

- 13) Доктору посещать больных поутру, не реже, как через день, или по крайней мере через 2 дня, а когда случатся большие лекарские операции, то быть и Доктору при оных.

- 14) Лекарю, а где Лекарей много, то дневальному Лекарю не токмо при посещении Докторском быть безотлучно, но и в те дни, когда Доктор даст знать, что он за чем-либо не будет, осматривать больных поутру и предписывать им нужные лекарства, а кроме того и в день почасту иметь смотрение, чтобы никто по предписанию ни в чем не имел недостатка, и обо всем доносить Доктору.

- 15) Лекарю, а где Лекарей более одного, то дневальному Лекарю уведомлять словесно Главного Надзирателя ежедневно о состоянии больных. Нужные операции, перевязывание рук и кровопускание делать ему по его искусству с наиусерднейшим примечанием.

- 16) Подлекарю во время принимания лекарств быть при больных безотлучно, и смотреть, чтобы не произошло в чем недоразумения, в прочем состоит он в повелениях дневального Лекаря.

- 17) Смотрителю больницы неутомимое иметь попечение, чтобы в больнице наблюдалась чистота и во всем порядок, чтобы пища по предписанию Докторскому была приуготовлена, чтобы больные в пристойных по болезням их местах помещены были, и отобранное у них платье и прочее прилежно хранилось. Он имеет в ведомстве своем сторожей, сидельников, поваров и прочих всех нижних служителей, и наблюдает, чтобы всякий из них прилежно отправлял свою должность. О порядке в больнице уведомляет ежедневно Главного Надзирателя.

- 18) Бухгалтеру иметь шнуровую книгу за печатью Главного Надзирателя. В оную записывать ему получаемые на расход от Главного Надзирателя деньги, також и что куда именно употреблено, у кого куплено и кому отдано, причем под запиской купцам должно расписаться. Мясо и прочие потребности по предписанию Смотрителя закупать доброго качества. Ежемесячно обо всем расходе подавать Главному Надзирателю ведомости, а по прошествии года и всю шнуровую книгу на рассмотрение. Он имеет при себе копииста.

- 19) Первого числа каждого месяца быть собранию, в котором присутствовать Доктору, Лекарям, Смотрителю и Бухгалтеру, и если в сем собрании положено будет что в пользу больных, о том предложить Главному Надзирателю.

- 20) Главному Надзирателю дать каждому из помянутых чинов, особо в силу сего общего положения, подробные наказы, или предписания за своей рукой на все представляющиеся случаи.

- 21) Сверх присылаемых и подаваемых Главному Надзирателю уведомлений, Доктору вести дневную записку, как о числе и звании больных, так и об их болезнях, о способах употребленных для излечения оных с приличными на то мнениями, дабы таковая книга могла впредь служить в советованиях Докторских, которой книге и быть тут хранимой в архиве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.037 с.)