Согласно этим уставам суды стали делиться на местные, общие и военные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласно этим уставам суды стали делиться на местные, общие и военные.



К местным судам относились волостные и мировые суды и съезды мировых судей.

 Они рассматривали мелкие уголовные и малозначительные гражданские дела с суммой иска не более 500 руб.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

Съезды мировых судей рассматривали жалобы и протесты на решения мировых судей. Общий суд состоял из трех инстанций.

 Низшей инстанцией были окружные суды, существовавшие в губерниях, и судебные палаты по уголовным и гражданским делам.

 Окружные суды назначались императором на несколько уездов и состояли из председателя и членов суда.

 Они рассматривали все дела, за исключением должностных и политических.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура.

При судебных палатах также состоял совет присяжных поверенных. Присяжные выносили вердикт о виновности подсудимого, а штатный судья определял меру наказания.

Апелляции по приговору суда присяжных не принимались.

В судебных палатах рассматривались более важные дела, в том числе и о должностных и государственных преступлениях.

На судебные палаты возлагалось рассмотрение жалоб и протестов на приговоры окружного суда.

При рассмотрении дел в судебных палатах участвовали сословные представители, в числе которых были городской голова и волостной старшина.

Отдельную систему составляли три инстанции военных судов: полковой, военно-окружной и главный военный суд.

Применялся разный порядок действия судов в мирное и в военное время.

Крестьяне, получившие независимость, жили   в условиях сельских общин. Органом самоуправления был сход, на котором избирался сельский староста и сборщик податей. Села объединялись в волость, где создавалось волостное управление и сословный крестьянский волостной суд, который имел право разбирать имущественные споры между крестьянами и судить их за мелкие преступления. Волостной суд мог приговаривать крестьян к телесным наказаниям, общественным работам, штрафу и аресту до 7 дней. Деятельность сельского и волостного управления контролировалась мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия, они не подчинялись ни губернатору, ни министру и должны были следовать только указаниям закона.

Высшей судебной инстанцией был Сенат, который имел право толковать законы.

 Департаменты Сената рассматривали кассационные жалобы, протесты и просьбы о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 В ходе проведения реформы изменилась деятельность прокуратуры. На нее возлагаются обязанности поддержания обвинения в суде, надзор за деятельностью судов и следствия, а также за местами лишения свободы. При Сенате были учреждены должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах введены должности прокуроров и товарищей прокуроров. 

 Возглавлял прокурорскую систему генерал-прокурор.

Все прокуроры назначались императором.

Параллельно  формируются новые институты: адвокатура, присяжные поверенные, судебные следователи.

 Руководящим органом коллегии адвокатов являлся совет присяжных поверенных.  

 Для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и документов учреждалась система нотариальных контор.

 В результате судебной реформы произошло отделение суда от администрации, предварительного следствия от суда.

 Российская юстиция стала равной передовым юстициям западных стран.

В 1862 г. была проведена реформа полицейской системы. В уездах стали создаваться единые полицейские управления, в которые входили: городничий, его канцелярия, земский исправник с судом. Уезды делились на станы во главе со становым приставом. Несколько позже были введены должности полицейских урядников. 

 В городах полицией руководил полицмейстер, в подчинении которого находились участковые надзиратели и городовые.

Политическая полиция. В 1880 г. помимо жандармского корпуса стали функцио­нировать «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности». Это была структура, нацеленная на выявление и предупреждение политических преступлений на ранних стадиях. В отличие от жандармов, агенты охранных отделений - филлеры - дей­ствовали тайно, законспирировано. Их главная задача сводилась к наблюдению и сбору сведений (в частности, путем вскрытия почтовой корреспонденции).

Адвокатура. Профессиональная адвокатура возникла в 1864 г., как еще один ин­ститут, обеспечивающий справедливость судебных решений.

В 1880  г. были созданы губернские жандармские управления и департамент полиции, на который возлагались обязанности по пресечению и предупреждению преступлений и расследование дел о государственных преступлениях и контроль за деятельностью полицейских учреждений. Губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору, а те, в свою очередь, - министру внутренних дел.

Полиция сосредоточила в своих руках всю репрессивную власть. Ей поручалось  дознание. Она имела право применять меры пресечения: взятие под стражу или домашний арест, установление надзора, лишение вида на жительство и др. 

К нарушителям закона стали применяться и меры административного воздействия. Местная администрация и полицейские органы могли закрывать торговые и промышленные предприятия, органы печати, запрещать собрания, высылать "подозрительных" лиц в административном порядке.

В 1871 г. отменено наказание ссыльных шпицрутенами, однако розги применялись в качестве наказания до февраля 1917 г.

В 1879 г. создано Главное тюремное управление. Стал более активно использоваться труд заключенных, особенно каторжников в Сибири и на Сахалине. Вводится система медицинского обслуживания заключенных. Отбывшие каторгу переводились на положение поселенцев.

 Реформы 60 - 70-х гг. - крупное явление в истории России.

Устранив ряд отживших явлений, создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни.

Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности.

 Но это были только первые шаги.

В местном управлении были еще сильны пережитки крепостничества, дворянские привилегии практически остались нетронутыми.

 Не коснулись реформы и верхних ступеней власти. Император сохранил статус неограниченного монарха.  

Высшим совещательным органом оставался Государственный совет. 

Александр II, хотя и вынашивал идею первой русской конституции, но реализовать ее не успел. Он был убит 1 марта 1881 г. революционерами-народовольцами.

Контрреформы 80-х - 90-х годов Александр III (1881 - 1894 гг.) Контрреформы в России - это ряд мероприятий императора Александра Ш, проведенных в 1889-1894 гг. с целью укрепления самодержавия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 60-70 гг.

  Потрясенный  убийством отца, стал на путь открытой реакции. 

В апреле 1881 г. он обнародовал манифест "О незыблемости самодержавия".

 В августе 1881 г. принято Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия.

 При Министерстве внутренних дел было создано Особое совещание, состоявшее из товарища министра внутренних дел и четырех чиновников, которое было наделено правом выносить приговоры по делам о политических преступлениях.

 Вся полнота власти на местах передавалась генерал-губернаторам, которые получили право закрывать торгово-промышленные предприятия, запрещать собрания, применять административные меры наказания к любому гражданину, подозреваемому в революционной деятельности.

По новому Положению о губернских и уездных земских учреждениях земство было преобразовано.

Земские начальники стали назначаться губернаторами из местных дворян.

Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных  земских руководителей.

 Крестьяне потеряли право выбирать гласных, их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков.

В 1889 г. введено Положение о земских участковых начальниках. Мировой суд в деревне был упразднен.

Земские начальники сосредоточили в своих руках административную и судебную власть. 

В полной зависимости от них оказались сельские и волостные сходы. Земские начальники могли арестовать сельского старосту, волостного старшину, оштрафовать всех участников схода, отменить любой их приговор.

Общее руководство земскими начальниками в уезде осуществляли предводители дворянства.

 Был принят ряд законов, которые затрудняли выход отдельных крестьян из общины и земельные переделы.

В такой обстановке крестьянину трудно было вырваться из растущей нищеты.

 В деревне нарастал социальный взрыв.

 Городская контрреформа преследовала те же цели, что и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами городского самоуправления, расширить сферу правительственных полномочий.

 Городское управление было, по сути, превращено в разновидность государственной службы.

 Существенные изменения произошли в системе судопроизводства. Мировые суды сохранились только в трех крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе.

В остальных регионах они были заменены земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом.

Земские начальники получили право все спорные вопросы решать единолично.

В городах министр юстиции стал назначать городских судей.

Роль кассационной инстанции выполняли губернские присутствия, состоявшие из чиновников.

 Суды получили право рассматривать дела при закрытых дверях, что резко сократило гласность и в гражданском судопроизводстве. 

Из ведения суда присяжных были изъяты дела о "сопротивлении властям".

Ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями.  

Новый университетский устав 1884 г. упразднил их автономию.

 Были ликвидированы университетские суды,

 запрещены студенческие организации,

введено назначение ректоров и профессоров правительством,

почти в два раза увеличилась плата за обучение,

 ограничились льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, удлинился минимальный срок воинской службы. Циркуляр "О кухаркиных детях" 1887 г. рекомендовал не принимать в гимназии детей не из дворянских семей.

 В средние и высшие учебные заведения ограничивался прием лиц еврейской национальности.

В 1882 г. введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру.

Администрация получила право

закрывать любые газеты и журналы, 

лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. 

Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей.

  Проводимые "в жизненных интересах народа" контрреформы оказались бессильными перед самим течением жизни. Земская реформа настроила значительную часть земцев против самодержавия, городская буржуазия и пролетариат также требовали от самодержавия предоставления все новых и новых прав. В университетах усилился дух свободомыслия. Но реальные итоги контрреформ в полной мере дали о себе знать тяжелейшими социальными потрясениями в начале XX в.

Развитие права.

Значительные изменения произошли в гражданском праве, что вызывалось развитием капитализма. 

Все подданные государства стали субъектами права. Правоспособность наступала с 21 года.

Утвердилось понятие юридического лица. Появились многочисленные промышленные   и торговые уставы, регулировавшие правовое положение частных предприятий, товариществ и акционерных обществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.023 с.)