Чтение как форма личных взаимоотношении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение как форма личных взаимоотношении



 

Как читатели мы должны признать факт нашей предубежденности; это часть нашей личности и нашего отношения к жизни. Предрассудки, которые враждебны истине, по своей природе слепы; мы мало что можем сделать с ними в ходе нашего чтения, по крайней мере, напрямую. Нелепо советовать: "Не давайте волю вашим предвзятым взглядам", так как подобный совет исходит из того, что все ваши предвзятые взгляды плохи и их следует избегать, а это не так; не следует рассчитывать и на то, что предрассудок можно устранить волевым актом, хотя бы потому, что мы редко признаемся в наличии у себя таких предрассудков.

Что же делать читателю? Возможен лишь один выход: примите чтение за то, чем оно является на самом деле — форму взаимоотношений; поэтому соблюдайте главное условие личных взаимоотношений, то есть стремитесь понять другого человека с его точки зрения. Если в качестве читателей мы будем исходить из того, что мы естественным образом предвзяты, если допустим, что в нас сидят всевозможные предрассудки, хорошие или плохие; если мы признаем, что непонимание с нашей стороны является отчасти неизбежным, то нам легче будет понять точку зрения автора, проявить терпимость в отношении его взглядов и с готовностью войти в контакт с идеями, отличными от наших. Вырабатывая такой подход к чтению, мы начнем лучше понимать себя, потому что чтение — это часть жизни. Мы читаем так, как мы живем — проявляя терпимость или нетерпимость; но не менее справедливо было бы сказать, что мы живем так, как мы читаем.

 

  ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ПАМЯТЬ

 

Все, что мы сказали о чтении как процессе усвоения, относится и к памяти. Поэтому мы изложим эту главу в виде расширенных тезисов, которые вместе составят общее резюме. (Можете сравнить его содержание с главой пятой).

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

1. Памяти, пригодной для разных целей, не сущест­вует. Нельзя говорить о хорошей памяти точно так же, как нельзя говорить о хорошем зрении.

2. Память состоит из трех видов деятельности: заучивание, удержание и вспоминание, или же: усвоение информации, удерживание ее после усвоения, способность вспомнить эту информацию с помощью волевого усилия.

3. Память зависит от заучивания, потому что до сих пор не было разработано способов, каким образом можно улучшить два отдельных действия: удержание информации и ее вспоминание. Это объясняет связь между чтением, заучиванием и памятью.

4. Нет единой памяти, а много специализированных видов памяти. Читатель, который хорошо запоминает одно, может плохо запоминать другое. Причина в том, что каждый вид специальных интересов рождает свою специальную систему усвоения. Читатель, у которого, кажется, общая хорошая память, имеет широкий круг интересов.

5. Не возможно обеспечить общую подготовку хоро­шей памяти. Улучшения нельзя достигнуть заучиванием наизусть, так как в этом случае к памяти относятся как к

единой, неспециализированной способности, которую можно приобрести для любой цели. Обучение в одной области может принести улучшение, но навык можно сохранить лишь с помощью постоянной практики, и его нельзя распространить на другие области.

 

ТРЕБОВАНИЯ ХОРОШЕЙ ПАМЯТИ

 

1. Стимул и интерес. Если читатель позволяет, чтобы печатный текст довлел над ним, что очень легко может получиться в силу технических особенностей передачи информации, то его чтение утратит цель и напор.

Отсутствие интереса к определенной теме обычно вызвано неподходящей системой усвоения, а также тем, что у читателя "нет памяти" для данного предмета.

2. Намерение запомнить. Такое намерение дает читателю внутреннюю установку, которая защищает его от отвлекающих моментов. Однако чрезмерная концентрация может привести к зубрежке и одновременно парализовать сознание страхом, что человек может все забыть.

Читатель не может отложить свое намерение запомнить; но он не должен останавливаться перед всяким препятствием, потому что значение слова или фразы может стать понятным из дальнейшего содержания текста.

3. Использование имеющихся знаний (предугадыва­ние).

4. Удачно выбранный метод изучения. Существуют два метода изучения: зубрежка и понимание. Зубрежка, которая строится на повторении, это единственный способ запомнить несвязанные друг с другом предметы; в ходе чтения память полагается главным образом на обучение с помощью понимания. Это требуют:

а) отбор и организация (формирование схем). Схемы принимают форму в ходе процесса забывания несущественного (зубрежка, напротив, поглощает все без разбора: ее цель состоят в том, чтобы заучить все с помощью повтора и ничего не забывать);

б) конструктивное повторение. Это будет рассмот­рено в главе одиннадцатой
("Чтение книг");

в) стадии и промежуточные цели. Читатель, который не разбивает задачу на стадии (в ходе проглядывания и т. д.) и ставит перед собой окончательные задачи, может почувствовать свое бессилие, увидев перед собой бесконечный ряд слов. Вследствие этого он может чрезмерно сосредоточиться, опасаясь забыть, и попытается прибегнуть к зубрежке.

Важность этих стадий и задач будет рассмотрена в главе одиннадцатой("Чтение книг").

5. Выделение достаточного времени. Необходимо иметь время для усвоения. Само по себе время нейтрально. Продолжительность времени не может служить причиной для забывания, потому что то, что понято поздно ночью, не утрачивается после перерыва, вызванного сном, даже если это предмет, который читатель легко забывает. Время для усвоения обеспечивается гибкостью в скорости чтения и стратегией чтения.

6. Правильное распределение усилий. И здесь все зависит от гибкости и стратегии. Экономное расходование времени и усилий требует гибкости, потому что скорость усвоения нельзя ускорить. Стратегический подход в распределении усилий особенно необходим для долгосрочной памяти. Так как у читателя существует бесчисленное количество специализированных "памятей", у него есть целый ряд предметов, которые он быстро забывает. В таких случаях забывание совершается не с равномерной, одинаковой скоростью; большинство забывания происходит сразу же после чтения, в течение нескольких недель или дней, иногда даже часов, а после этого потери происходят в более медленном темпе. Если читатель слишком долго отклады­вает собирание воедино отдельных нитей повествования, то он может обнаружить, что у него останется лишь немного нитей и ему практически придется начинать работу с начала, как будто он вообще ничего не читал. Лучше всего часто повторять прочитанное с помощью беглого чтения или выборочного чтения в течение нескольких дней, а затем менее часто, увеличивая интервалы. Таким образом он сможет удержать в памяти большую часть информации без большого труда.

7. Обучение с запасом прочности. Если знание необходимо закрепить на достаточно долгий срок, то обучение должно быть с запасом прочности: следует выучить сверх того, что необходимо для закрепления в памяти на короткий срок. Читатели размышляют гораздо больше, чем они полагают, над тем, что им интересно, и поэтому они запоминают это гораздо лучше. Существует постоянный и стихийный процесс обучения, потому что, когда читатели думают над тем, что читают, и особенно обсуждают этот материал, обучение начинается снова, в сознание складываются схемы, которые осваивают заинтересовавшую информацию. Самое обычное вспоминание страницы написанного текста в уме представляет собой обучение с запасом прочности. Если прочитанное необходимо сохранить в памяти на какое-то время, оно должно стать предметом размышления и обсуждения.

Самое главное в обучении с запасом прочности — это постановка вопросов. Тот читатель запоминает лучше, который задает больше вопросов. Эти вопросы должны поднимать важные проблемы, потому что люди не могут обходить проблемы, которые их лично волнуют и которые могут быть разрешены. Читатель ломает голову над нерешенными проблемами сознательно и бессознательно, а то, над чем он ломает голову, остается в его голове. Более того, постоянное участие всего сознания в поиске решения придает процессу мышления больше воображения, потому что мысль перемещается из одного отдела мозга в другой, обретая большую глубину.

 

ЗАМЕЧАНИЕ ПО ПОВОДУ ЗАМЕТОК

 

Заметки, которые делают в ходе чтения, без сомнения, оказывают большую помощь памяти, но мы хотели бы сказать несколько слов о негативных сторонах конспектирования и других форм записей во время чтения. Самая главная опасность, подстерегающая здесь читателя, состоит в том, что таким образом он привыкает откладывать понимание текста, считая, что разберется со смыслом при прочтении своих записей. Существуют читатели, которым трудно понять глубокомысленный текст, не сделав сперва заметки; весьма знаменательно, что среди них — люди, которые в силу своей профессии составляют резюме на основе документов, а на основе этих документов пишут проекты докладов.

Одержимость конспектированием—это профессиональ­ное заболевание студентов. Они считают, что лучше запомнят материал, если запишут его, Однако записывание может превратиться во вредную привычку: оно способно легко породить пассивное и неуверенное обращение с книгами. Даже небольшое замечание, которое прочитывает студент, может показаться ему в данном контексте столь важным и достойным внимания, что он чувствует себя обязанным включить его в свои заметки. В итоге конспект превращается в сокращенный вариант оригинала. Одержимый составитель заметок обычно откладывает процесс понима­ния, пока не дойдет до чтения своих заметок. Но так как они не являются продуктом осмысления, то слишком длинны и ненадежны. Более того, конспектирование каждого предложения, каждого абзаца приводит к тому, что читатель читает каждую страницу книги; как мы увидим далее в следующей главе, это не лучший способ чтения и понимания книги.

Заметки читателя должны быть итогом его понимания материала, а не прелюдией к пониманию. Заметки такого рода должны быть краткими.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

ЧТЕНИЕ КНИГ

 

Восприятие текста в перспективе, проявляющееся в беглом чтении, предугадывании и анализе, находит наилучшее применение при чтении нехудожественной литературы. Теперь вы должны начать практиковаться на книгах. Начните с книг, которые вас интересуют, с той книги, которую вы собираетесь прочитать. Пусть такая книга не является легкой, но пусть в ней не будет поднято слишком много различных вопросов; хорошо, если эта книга будет посвящена одной теме.

 

МЕТОД ЧТЕНИЯ ПО СТАДИЯМ

 

Мы хотим предложить вам новый метод чтения книг. Мы не рассматриваем его как набор жестких правил, но у нас нет сомнений в том, что использование этого метода поможет вам при чтении. На первый взгляд, этот метод может показаться сложным, но его цель предельна ясна: она состоит в том, чтобы реконструировать мысль автора. Это сводится к следующему:

а) прочтите аннотацию книги и просмотрите оглавление. Прочитайте предисловие и введение (не читайте введение, если оно фактически представляет собой первую главу книги). Просмотрите именной и предметный указатели, что позволит вам определить сферы интересов автора, направление его концепций, сравнительную значимость тех или иных предметов; это поможет вам предугадывать содержание и облегчит беглое чтение;

б) просмотрите первую и последнюю главы, прочитав первый и последний абзац или смежные с ними абзацы. При этом старайтесь проявлять максимум гибкости в чтении, обращая особое внимание на выводы, резюме, заголовки, курсив. Если книга разбита на части, старайтесь проглядеть каждую часть.

Обычно требуется десять минут для того, чтобы выполнить все, что предусмотрено в параграфах а) и б);

в) потратьте некоторое время на то, чтобы предугадать содержание и задать себе вопросы;

г) просмотрите другие главы довольно бегло; Выделите на это минут десять;

д) постарайтесь предугадать их содержание, задайте себе вопросы;

е) начните читать основной текст для того, чтобы добиться общего понимания, проглядывая его, перескакивая через отдельные куски, если это необходимо, читая выборочно. Отметьте важные отрывки (можно сделать вертикальную черту на полях), а также трудные места, которые стоит прочесть еще раз (можно отметить их двойной вертикальной чертой на полях); можете сделать также другие пометки на полях (это полезно во всех случаях);

ж) изучите трудные места, посвятив им столько времени, сколько это необходимо;

з) подготовьте в уме краткий обзор общей темы книги; и) теперь, возможно, вы захотите перечитать книгу для того, чтобы познакомится с ее содержанием более детально. Для этого упражнения понадобятся лишь стадии а) и б). Рассмотрим преимущества метода чтения по стадиям, которые мы рекомендуем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.02 с.)