Аргументы против тренировки глаз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументы против тренировки глаз



Остановки и ритмичное движение глаз.

Существуют веские свидетельства того, что у читателей нет ни малейшего представления о том, какие движения совершают их глаза, и они не могут контролировать эти движения с достаточной степенью аккуратности. У нас самих было впечатление, что при чтении определенных материалов, мы останавливались не более двух, раз на строке, но когда мы наблюдали друг за другом с помощью зеркал, то оказалось, что мы делали от трех до четырех остановок на строку. Если читатель сознательно попытается сократить число остановок, то он сможет это сделать, лишь перемещая свои глаза по определенному ритму, однако подобную ритмичность крайне трудно соблюдать. Суть чтения в гибкости; читатель должен менять скорость чтения, и часто делать это довольно быстро, в зависимости от легкости или трудности материала. Читатель, который начинает ритмично "раскачивать" свои глаза, будет проскакивать трудные места, где ему необходимо сбавить скорость. Когда мы опрашивали учеников на наших курсах, то они заверяли нас в том, что никогда не обращали внимание на движение глаз, никогда не пытались "двигать" их "вперед" или "раскачивать, а добивались увеличения скорости, лишь стараясь как можно лучше понять содержание написанного.

Возвращения назад

Эксперименты показывают, что движения глаз назад и остановки в уже прочитанном тексте являются следствием трудностей в чтении, а не их причиной. Доктор прикладной психологии Э.С. Поултон, работающий в Совете исследований в медицине, показал, что, если читателя заставлять читать через небольшое отверстие, которое перемещается вдоль строки текста, его глаза возвращаются назад, даже если слова уже нельзя увидеть. Бесполезно говорить читателю, чтобы он перестал возвращаться назад и “доверял глазам”; избавиться от постоянных возвращений назад можно, лишь сосредоточив внимание на содержании, а не движениях глаз. Хорошие читатели порой глядят назад, потому что некоторые возвращения необходимы для внимательного и конструктивного чтения.

"Расширение поля зрения"

Разумеется, читатель должен стремиться к тому, чтобы охватить как можно более широко смысл написанного, а поэтому расширить свое поле зрения. Поле зрения среднего читателя поразительно. Как мы уже объясняли, он может "видеть" изолированный отрезок из трех или четырех слов за одну сотую секунды. Однако он вряд ли сумеет ПРОЧИТАТЬ связный текст со скоростью два слова в одну четверть секунды. Это не означает, как воображают некоторые люди, что можно добиться увеличения скорости чтения у среднего читателя в пятьдесят раз, потому что мозг не успеет переработать слова. Из этого следует, что читатель использует только небольшую долю своей зрительной способности.

Методы тренировки часто нацелены на то, чтобы "расширить поле зрения" в смысле улучшения зрительной способности, то есть способности воспринимать изолированные отрезки слов. Все это осуществляется специальными техническими приемами: на экране появляются слова на долю секунды с помощью механического приспособления, читателя заставляют пробегать глазами по середине расширяю­щейся книзу пирамиде слов, чтобы заставить его расширить поле зрения. Но проблема не в том, как "увидеть" изолированный участок со словами: это может сделать любой человек без всякой подготовки. Проблема состоит в том, как соединить цепочку полей при чтении, как понять цельное значение смысла прочитанного. Свидетельство, которое приведено недавним исследованием Д. Гарри Мак Лафлина из Лондонского университета, показывает, что упражнения по расширению поля зрения не оказали никакого воздействия на скорость чтения и уровень понимания прочитанного.

Мы обратили главное внимание на понимание. Наши глаза не нуждаются в тренировке; на самом деле их нельзя научить читать лучше. Но вы не можете читать без глаз, и продуктивность чтения зависит от того, что вы видите напечатанные строки. Нам потребуется еще раз вернуться к процессу видения в следующей главе, посвященной проглядыванию текста.

 

ЗАМЕЧАНИЕ О "ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ" ПАМЯТИ

 

Ум — это не фотографическая пластинка; читатель не может сфотографировать страницу текста, даже если он написан на его родном языке. Однако некоторые читатели могут УВИДЕТЬ этот текст перед собой поразительным образом. Но как мы объясняли, когда речь шла об озвучании и внутренней речи, важна не природа и степень образного мышления читателя, а то, как он осваивает информацию: путем понимания или путем запоминания.

Если читатель, обладающий способностью к воспроизведе­нию зрительных образов в уме, пытается запомнить текст, то у него возникают все проблемы непродуктивного читателя (например, его зрительные образы могут лишь усилить внимание к тривиальному); другая проблема состоит в том, что внутренние зрительные образы известны своей неточностью. Если человек читает, пытаясь обнаружить смысл за словами, он может вообразить, что перед его глазами стоит фотография страницы печатного текста, но на самом деле то, что он вспоминает, это — лишь его субъективная интерпретация содержания. В то же время, пока читатель не старается запомнить наизусть точные слова, нет оснований не пользоваться внутренними образами.

Многие читатели воображают, что, если бы у них была "фотографическая" память в буквальном смысле этого слова, их проблемы были бы решены. Это лишь показывает, как легко считать, что ум — это нечто пассивное, и забывать о том, что ум прежде всего осуществляет отбор и интерпретацию.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СТРАТЕГИЯ ЧТЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.007 с.)