ТОП 10:

Проблемы животного мира Украины



 

Животный мир Украины имеет ряд проблем как накопившихся со времен существования СССР, так и приобретенных за годы независимости. Рассмотрим наиболее важные из них.

Нерациональное размещение промышленных предприятий. Во времена существования СССР плановая экономика государства была направлена на развитие промышленности. Особенно тяжелой промышленности. Мало учитывались особенности территорий. Промышленные предприятия строились везде, несмотря на то, подходящей является соответствующая территория или нет. Так, например, Украина является преимущественно аграрным государством (преимущественно, потому что восточная часть страны более приспособлена к промышленности, нежели к сельскому хозяйству). Несмотря на это, в стране построено множество промышленных предприятий, которые размещены нелогично, неправильно и даже порой с большой опасностью для окружающей среды. Из-за этого страдает и животный, и растительный мир Украины. К примеру, Житомирщина является сугубо аграрной территорией. Несмотря на это там расположено несколько промышленных предприятий, совершенно не связанных с особенностями территорий (заводы станков-автоматов, электроприборостроения, автоматики и т.д.). Во-первых, они расположены далеко от основного сырья (что осложняет транспортировку и увеличивает затраты на нее). А во-вторых, отходы производства мешают развитию животного мира одного из самых зеленых регионов государства.

Законодательство. К сожалению, законодательство Украины по большей части не помогает, а только мешает развитию отраслей, которые регулирует. Известно, что идеального законодательства не бывает, но уж слишком часто статьи украинских законодательных актов вступают в противоречия друг с другом или не контролируют достаточное количество отраслей. Касательно животного мира в Украине, к примеру, абсолютно не регулируется охрана животных. Проблематично в данное время доказать плохое отношение к животным. Единственный случай, когда дело о плохом обращении с животными было рассмотрено в суде и участники издевательств понесли наказание, случилось лишь недавно, и доказать причастность удалось лишь взяв с поличным.

Нет подобающей охраны животных, занесенных в Красную книгу. Браконьерам выгоднее заплатить небольшие штрафы и продолжать промыслы, нежели остановить незаконную деятельность.

Не решена в Украине и проблема бездомных (бродячих) животных. И, похоже, в ближайшее время ее никто решать не собирается. Лишь недавно в Киеве открылся первый питомник, организованный благотворительным фондом и волонтерами, в котором можно содержать животных в нормальных условиях. При этом питомник полностью держится на благотворительных основах. Государство заботу не проявляет. А государственные питомники не являются теми местами, где животные могут нормально себя чувствовать.

Менталитет (отношение к животным). Советской обстановкой в населении нашей страны было воспитано чувство, что животные являются низшим в сравнении с человеком классом и человек волен делать с ними все, что заблагорассудится. Хоть и велась пропаганда, что животные – это браться наши меньшие, но отношение к ним было отнюдь не братским. Понятно, что посылом к этому служило положение советских людей в обществе – всеобщая уравниловка в комбинации с тем, что для того, чтобы жить нормально, необходимо воровать и обманывать, хамское отношение вокруг отнюдь не способствовали проявлению любви к животным. К сожалению, и до сегодняшнего дня во многих осталось пренебрежительное отношение к животным.

Таким образом, в Украине остается множество проблем, связанных с животным миром. К сожалению, все их в ближайшее время решить не удастся. Даже если уладить, к примеру, проблемы размещения промышленных предприятий и проблемы законодательства, очень трудно изменить менталитет населения, пусть и уже значительно меньшей его части, так как с годами отношение к животным все таки улучшается.[10]

Рассмотрим отдельно проблемы животного мира в контексте использования его в сельском хозяйстве Украины, в частности – в животноводстве.

Уже на протяжении многих лет сельское хозяйство Украины находится в кризисном состоянии. Сравнительно с аграрными секторами многих других стран украинское сельское хозяйство мало приспособилось к рыночным условиям. Следствием является разрушение основных фондов и ухудшение материально-технического снабжения сельского хозяйства. Это со своей стороны находит отображение в спаде объемов производства, который длится от начала процесса реформ, и резком снижении производительности работы в сельском хозяйстве Украины. Но поскольку спад производства в сельском хозяйстве есть все-таки меньшим, чем в некоторых других секторах экономики и в народном хозяйстве в общем, можно было бы сделать вывод, что относительная конкурентоспособность сельского хозяйства в Украине вопреки спаду производства выросла.

Торговля сельскохозяйственной продукцией очень пострадала от спада производства и разрыва торговых связей с бывшими советскими республиками и странами восточного блока. Объемы экспорта всей аграрной продукции снизились по меньшей мере на 50 %.Часть аграрного экспорта является ощутимой и имеет важные следствия для платежного баланса страны.

Украина имеет почти уникальную комбинацию таких факторов, как близость к международным рынкам и ресурсы для производства сельскохозяйственных товаров. Украина - большая по территориеи страна со значительными ресурсами сельскохозяйственных угодий в перерасчете на душу населения. Более того, эти угодья благодаря их особому качеству и благоприятному климату имеют большой потенциал урожайности. Учитывая такие ресурсы не удивительно, что по производству растениеводческой продукции, а также молока на душу населения показатели в Украине высшие, чем в среднем в мире или Европе. В этих видах продукции показатели на душу населения в Украине являются аналогичными к показателям у таких традиционных экспортеров аграрной продукции, как Канада, Франция и США. Лишь по мясу Украина находится ниже среднеевропейского уровня. Даже к началу переходных процессов урожайность в растениеводстве или задел в животноводстве были намного ниже, чем в странах с аналогичными запасами ресурсов.

К началу трансформационного процесса большая часть аграрной продукции вырабатывалась большими предприятиями. Вместе с тем уже тогда личные подсобные хозяйства на своих небольших участках делали значительный взнос в производство. На приусадебных участках объемы производства несколько возросли, тогда как в больших предприятиях они существенным образом сократились.

Неявное и явное налогообложение сельского хозяйства. До сих пор сельское хозяйство не могло полностью раскрыть свой потенциал, так как, в частности, оно облагалось налогами как непосредственно, так и в скрытых формах. Во-первых, большим предприятиям на продукцию, которую они должны поставлять государству, как и раньше, устанавливаются цены, низшие чем цены внешнеторгового паритета. Во-вторых, оплата часто осуществляется с большим опозданием. Это эти опоздания с оплатой на несколько месяцев означают значительное уменьшение реальной цены.

Большие трансакційні расходы в больших сельскохозяйственных предприятиях. Средняя обеспеченность земельными ресурсами и поголовье скота в сельскохозяйственных предприятиях в Украине значительно большие, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Правительство Украины хочет и в дальнейшем оказывать содействие развитию сельского хозяйства на основе больших предприятий. Относительно обоснования этого часто указывается уменьшение производственных затрат в больших предприятиях. Однако при этом остаются без внимания расходы, которые возникают в больших сельскохозяйственных предприятиях в связи с контролем по результатам работы и соблюдением трудовой дисциплины. Однако именно эти затраты на организацию работы ограничат уменьшение общих затрат в сельском хозяйстве.

Спад производства в сельском хозяйстве Украины переживают преимущественно большие предприятия. Низкая трудовая дисциплина на этих предприятиях общеизвестна. Причиной этого является поведение как руководителей, так и работников. Поскольку руководителей сегодня выбирают на общих сборах членов предприятия или их представителей, этим руководителям кажется целесообразным не настаивать на суровом выполнении условий трудовых договоров. Кроме этого, руководители больших предприятий предоставляют корма и удобрения для личных подсобных хозяйств работников и пенсионеров по значительно низшим ценам, чем можно было бы получить при их альтернативной продаже.

Однако снижение трудовой дисциплины предопределяется не только поведением руководителей, а также и поведением работников. Во-первых, их мотивация к работе не очень высокая вследствие небольшого заработка, который и вдобавок выплачивается с задержками. Во-вторых, очевидно, что увеличилась их заинтересованность в том, чтобы работать на своем участке, а не на предприятии.

Неудовлетворительное приспособление структур аграрных предприятий к новым условиям. Ярко выраженная двойственность структуры сельского хозяйства в Украине с ее делением на большие предприятия и подсобные хозяйства не пригодна для преодоления проблем, вызванных рыночными условиями. Без государственной поддержки большие предприятия большей частью были бы неконкурентоспособными на международном уровне, даже по мировым ценам. Что же касается подсобных хозяйств, то они хотя и являются конкурентоспособными, но лишь потому, что неявно субсидируются большими предприятиями и получают от них материальные ресурсы. Большинство этих хозяйств было бы при рыночных условиях тоже нежизнеспособной.

Заторы в системе сбыта. На конкурентоспособность имеют существенное влияние и затраты на транзакции между предприятиями. Транзакция - банковская операция, которая состоит в переводе денег с одного счета на другого. Любое повышение стоимости транзакций в торговле с отечественными и иностранными предприятиями способствует снижению специфических для предприятий цен продажи и (или) повышение соответствующих закупочных цен. Стремление предприятий к рациональному хозяйствованию приведет при такой ситуации к попыткам увеличить объемы самообеспечения за счет собственной переработки сырья и создать таким образом лучшую основу для бартерных операций. От начала переходного процесса затраты на транзакции между предприятиями в Украине действительно значительно возросли.

Эти большие затраты на сбыт сельскохозяйственной продукции обусловленны в первую очередь институционными недостатками, важнейшим из которых является отсутствие конкуренции. Вопрос относительно того, кто имеет право сохранять, транспортировать или грузить, решается не исключительно на анонимном рынке услуг по сбыту продукции, а бюрократическим путем и в зависимости от личных отношений. Вследствие высоких цен сбыта цены производителя в Украине значительно ниже, чем цены на мировом рынке. Поэтому сельское хозяйство от благоприятных сейчас экспортных условий выиграет меньше, чем оно могло бы иметь, если бы существовало эластичное предложение услуг по реализации продукции.

Затраты на транзакции в международной торговле. Взаимосвязь между мировыми и внутренними ценами в Украине решающей мерой зависит от экспортной политики страны. В начале трансформационного процесса была введена разветвленная система экспортных квот и лицензий. В 1994 г. для большинства продуктов эти квоты и лицензии были упразднены. С начала 1996 г. экспорт аграрной продукции официально не подлежит ни квотированию, ни лицензированию. На фоне относительно эластичного спроса на украинский аграрный экспорт в целом это увеличение затрат в краткосрочном периоде означает сокращение экспортных доходов и цен производителя. В более длительной перспективе потери еще большие, так как уменьшение объемов торговли обусловит сокращение инвестиций в торговую инфраструктуру сравнительно с обычными условиями. Также происходит значительная деформация структуры торговли, а именно в сторону тех операций, которые можно осуществить относительно быстро и без риска,

Правовая неопределенность. Правовые рамочные условия деятельности аграрного сектора определяются многими инстанциями (Администрацией Президента, Кабинетом Министров, министерствами, Парламентом, Национальным банком, разными государственными комитетами). Решения, которые постановляются этими инстанциями, часто плохо скоординированы и нередко противоречат друг другу из-за неопределенности полномочий и отличия целей. Законы часто изменяются, причем иногда даже с обратным действием. Отечественные и иностранные предприниматели, которые были бы готовы нести коммерческий риск деятельности в Украине, должны опасаться, что внезапные изменения политики могут свести на нет все их планы.

Развитие аграрного сектора усложняется также отсутствием правовых гарантий относительно торгового партнера. Отсутствие надежной правовой системы разрешает поднимать договорные условия. По этой причине существует тенденция к избежанию масштабных соглашений, а деловое отношение развивалось лишь на основе доверия, которое создается в ходе кропотливой и медленной работы.

Реализация сельскохозяйственного потенциала - а итак, и будущая конкурентоспособность аграрного сектора - будет зависеть в Украине от двух важных факторов.

Во-первых: в каком объеме будет происходить адаптация в использовании земельных угодий и в структуре животноводства? Старая схема отвода площадей под разные культуры, сформированная плановой экономикой, не ориентировалась на альтернативные затраты в народном хозяйстве. В Украине, где эта схема, наверное, была довольно деформированной еще в прежние времена, использование площадей еще и сегодня остается почти неизменным. На сегодня не достает механизма, с помощью которого земля переходила бы к лучшему хозяину.

Во-вторых: в каком объеме может быть увеличена производительность животноводства, пусть даже при сохранении нынешней формы использования площадей, но благодаря использованию лучших ресурсов. Благодаря улучшению техники можно снизить производственные затраты по всем видам сельскохозяйственной продукции в Украине. Благодаря этому можно увеличить абсолютные преимущества относительно затрат или же уменьшить их абсолютные недостатки, увеличить экспорт и уменьшить импорт. Однако если производство направлено на максимизацию благосостояния, тогда оно должно ориентироваться на относительные преимущества относительно затрат. Даже если Украина благодаря использованию лучшей техники сможет наладить более дешевое производство многих сельскохозяйственных продуктов и их удобный экспорт, благосостояние страны можно максимизировать не за счет одинакового инвестирования в производство всех этих продуктов, а за счет отказа от производства некоторых из них в пользу специализации тех видов продукции, которые являются относительно конкурентоспособными.

Сильный спад аграрного производства объясняется в первую очередь высоким уровнем неявного налогообложения. Экспортные паритетные цены в Украине находятся значительно ниже уровня цен на мировом рынке. Кроме этого, ценовое соотношение внутри страны не отвечает соотношению на мировом рынке. Поэтому к сельскохозяйственным предприятиям не доходят сигналы, которые бы заставляли их приспосабливаться к условиям на мировом рынке. Повышение экспортных паритетных цен можно было бы осуществить на протяжении короткого времени даже при нынешней структуре производства и потребление благодаря снижению затрат на транзакции. И наоборот, для мобилизации значительных имеющихся ресурсов производительности нужно улучшить конкурентоспособность отечественных предприятий. Однако это требовало бы приспособления к условиям на мировом рынке и переходе предприятий к хозяйствованию под собственную ответственность, т.е. такого развития событий, которого можно достичь, очевидно, лишь в среднесрочной перспективе.

Значительный потенциал сельского хозяйства Украины можно развить, если правительство в будущем переведет стрелки в положительном направлении. Нынешняя слабость украинского аграрного сектора лишь на первый взгляд обусловлена отсутствием техники и капиталов в предприятиях; непосредственными причинами является недостаток структурных реформ и неразвитость институтов рынка в системе производства и сбыта, за что несет ответственность правительство. Лишь после устранения этих недостатков можно будет найти долгосрочное и эффективное решения технических и финансовых проблем сельского хозяйства Украины.

Аграрный сектор охватил глубокий финансово-экономический и социальный кризис, который сопровождался резким спадом сельскохозяйственного производства. В 2005 г. производство валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств уменьшилось (сравнительно с 1997 г.) на 42,2 % (с 48,6 млн. до 28,1 млн. грн.). Вместе с тем потребление продовольствия в расчете на среднего гражданина Украины снизилось к недопустимому уровню: молока - до 46, яиц - до 37 от физиологической нормы питания. На полках магазинов преобладают продукты иностранного производства, цена которых высокая, а качество низкое. Эти тенденции приобрели стабильный характер, а уровень падения производства приближается к критической границе. Вместе с тем оценка продовольственных товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья, превышает 50 млрд. грн., тогда как при надлежащем финансировании производственных нужд может достичь 87 млрд.

Нарушение закона стоимости привело к значительной потере сельским хозяйством ценового паритета сравнительно с промышленным производством. Кредитная и налоговая политика не учитывает специфики этой области с замедленным оборотом капитала. Процесс развития форм собственности и хозяйствования, а также реформирование коллективных хозяйств в более рациональные хозяйственные структуры пока что не дают положительного результата. Особенно разрушительную силу имеет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, обусловленный игнорированиям объективных экономических законов стоимости и воспроизведения. Как следствие, за последние 7 лет производство продукции сельского хозяйства сократилось более чем наполовину.

Несовершенная и малоэффективная организация государственного управления агропромышленным комплексом (АПК) не отвечает современным требованиям. Сегодня для нее характерны низкая экономическая обоснованность, нередко - некомпетентность, авантюрная поспешность в принятии жизненно важных решений, которые задевают интересы многих людей, непоследовательная реализация на практике принятых (как правило, временных) положений, аграрной политики как совокупности технологических, технических, социально-экономических, финансовых и правовых мероприятий.

Вообще можно назвать такие основные причины современного кризисного состояния аграрного сектора:

- отсутствие до этого времени стратегически направленной и всесторонне отработанной государственной аграрной политики; ошибочность сформированной на первых этапах независимости под влиянием части политиков и экономистов мысли о том, что в условиях рынка регулирующая роль государства не только нецелесообразна, но и вредна;

- непомерный для коллективных и индивидуальных производителей сельскохозяйственной продукции диспаритет цен на нее и промышленные изделия, которые поступают в область, а также чрезмерное налоговое и кредитное давление;

- недооценка властными структурами мирового опыта относительно необходимости начинать восстановление экономики из сельского хозяйства;

- искоренение сформированного еще в советские времена потребительского отношения к сельскому хозяйству, которое проявляется в старании взять от него как можно больше продукции по наинизшим ценам. Следствием такого отношения к селу есть усиление его обнищания. Поэтому ухудшение экономического развития села предопределяет дальнейшее обострение его социальных проблем, которые, в свою очередь, обусловливают новые экономические осложнения в сельском хозяйстве и в стране в целом.

Опыт убеждает, что, не решив главного продовольственного вопроса, не найдя правильных, взвешенных подходов к осуществлению аграрных превращений в Украине, не поняв истинных стремлений и запросов фермера, не сделав всего необходимого для их удовлетворения, нельзя рассчитывать на быстрый выход из глубокого экономического кризиса государства.[11]







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.012 с.)