Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис правового регулирования личных неимущественных прав
Возникновение проблемы соблюдения прав человека и гражданина органически связано с закономерностями эволюционного развития соответствующих социальных (а впоследствии - государственно-правовых) систем, где создаются условия для возможности реализации материальных и нематериальных, т.е. личных неимущественных благ, на основе персональной юридической ответственности. Подобные системы К. Поппер называл «открытым обществом», где признавалось более выгодным соблюдение прав, нежели их нарушение [53, c. 218]. Движение общества к саморазвитию предполагает организацию равной для всех защиты, через расширение экономических, политических, личных неимущественных и других прав человека и гражданина. Но это вовсе не означает признание человека в качестве индивида, обладающего абсолютной свободой воли, как и полного равенства между людьми. Согласно учению религиозного деятеля Езника Кохбаци (V век) Бог установил, чтобы «разумные и мыслящие существа всеми [своими] положительными качествами творили добро, ибо источником добродетели он сделал свободную волю» [22, c. 632]. Понятия справедливого правосудия, в отличие от Кодекса Хаммурапи, присутствовали в библейском законодательстве Ветхого Завета, возникшего в ХV - XIII вв. до н.э.) и римского права (II в. до н.э.), нормы которого можно рассматривать как первую в истории «Декларацию прав человека». Как известно, психофизиологические различия людей обусловлены наличием и действием закона биологического разнообразия, что в социальной сфере закономерно приводит к определенному (общественному) неравенству граждан, которое подчеркивает их индивидуальные характеристики и реальные возможности реализовать те или иные (потенциально принадлежащие всем гражданам) права в личных либо общественных целях. Иное дело, когда государство в законе утверждает не только соотношение между свободой и равенством, но и конституционные гарантии соблюдения прав, ограничивая тем самым свободу произвола насилия над личностью. Платон, выделяя законодательство и правосудие в качестве приоритетных форм государственной деятельности, писал: «Где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства». Проблему защиты прав человека и гражданина в России на протяжении нескольких последних столетий можно отнести к одной из наиболее актуальных, несмотря на то, что уровень ее научной, законодательной разработки и практической реализации явно не соответствовал западноевропейскому опыту [24, c. 53].
Отдельные историко-правовые источники свидетельствуют о попытках подготовки общества и государства к либерализации самодержавной власти путем «высокого стремления к праву и свободе», что нашло свое отражение в конституционном проекте, получившем согласно приказу Александра I название «Государственная уставная грамота Российской Империи» (1820 г.). Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало неравенство граждан перед законом и судом: привилегированные сословия (дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы I и II гильдий) не подлежали телесным наказаниям, а рабочие и крестьяне могли быть наказаны битьем розгами, плетью, кнутом, шпицрутенами, иными телесными наказаниями, которые были отменены (для женщин) лишь в 1863 г., как и наложение клейм и штемпельных знаков. Уложение разрешало дворянам заковывать в кандалы крестьян и помещать их в создаваемых в имениях тюрьмы на срок до трех месяцев, а самим отбывать кратковременный арест в собственных домах либо по месту службы и предусматривало для лиц, состоящих под надзором полиции, выдачу паспортов, содержащих отметку об их судимости с указанием местностей, в которых им не следовало появляться. Впервые в Российской Империи контроль за передвижением населения был установлен в 1724 г. путем введения покормежных и пропускных писем, в которых необходимо было «описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой воровским не волчался». Сенатский указ от 26 апреля 1762 г. «О подтверждении, чтобы никто не держал без паспортов и без объявлений о них в Полиции и о нечинении никому при выдаче таковых паспортов со стороны полицейского ведомства никаких притеснений без разрешения полиции» запрещал предоставлять свое жилье посторонним лицам для проживания. С 1803 г. вводятся печатные паспорта, порядок получения которых регламентировался Положением о паспортах (1812 г.); с 30-х годов и до конца XIX в. паспортный режим регулировался Уставом о паспортах и беглых, в соответствии со ст. 1 которого «никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта».
По Положению о видах на жительство с изложением рассуждений, на коих оно основано (1894 г.), вид на жительство уже не содержал красный знак о судимости, а так называемые «волчьи паспорта» после окончания надзора с разрешения губернатора заменялись новыми, без отметок о судимости. Последовавшие вслед за отменой крепостного права реформы 60-70-х годов XIX в. и проведение судебной реформы 1864 г., с которой связывалось и «изведение русского народа из юридической неволи», и возможность «жить в ней, как в стране цивилизованной» позволили отделить судебную власть от исполнительной, административной и законодательной, ввести гласность и публичность судебных заседаний, состязательность процесса, иные новеллы судоустройства и судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), содержал главу, где описывались проступки, нарушающих такие личные неимущественные права граждан, как распространение «ложных слухов, возбуждающих беспокойство в умах…», «нарушение порядка в публичных собраниях, во время общенародных увеселений…». Русское правоведение, рассматривая политическую организацию общества с точки зрения ее способности к самосовершенствованию, органически связывало с ограничением и разграничением компетенции соответствующих органов государственной власти, усматривая в этом основную гарантию соблюдения прав человека и гражданина в целом, и личных неимущественных прав в частности. По мнению В.М. Гессена, подобное государство «признает обязательную силу всех тех законов и юридических норм, которые издаются как легислатурами, так и правительствами, связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним»; а конституционные институты служат «надежной гарантированностью» прав личности, где приоритет законодательной власти, как власти верховной, - отличительное свойство правового государства [30, c. 19]. Другой русский юрист - И.Ф. Цион - утверждал, что воля законодателя не является произволом, а «есть результат размышления, основанного на верхней оценке народных нужд и их соглашения с традиционными государственными задачами» [66, c. 19]. В проблеме взаимной ответственности государства и индивида российские ученые ведущую роль отводили судебной системе, действующей на основе закона (конституции) и независимо от политического влияния. Разделяя концепцию обоюдной связанности государства и личности как равно и их обоюдной ответственности друг перед другом, С.А. Котляревский подчеркивал особое значение Суда, стоящего на страже этой обоюдной ответственности, Суда конституционного и, разумеется, независимого, а главная его мысль - подчинение судов закону, его толкование с позиции соответствия конституции и праву вообще, а утрата доверия, по его мнению, неоправданные, конъюнктурные колебания или сбои в судебной деятельности расшатывают основы правосудия, а значит и реальную охрану личных неимущественных прав человека и гражданина.
Отличительной особенностью российской государственно-правовой школы можно считать приоритет прав и свобод личности, гарантий от произвола властей. По утверждению Е. Тарановского, правовое государство, в силу своих основных принципов, прежде всего, должно признать публичные права или, говоря иначе, праволичные свободы, среди которых особое место он отводил гарантированности от произвольного стеснения власти и иных лиц, т.е. гарантированности от непроизвольных арестов. Более того, судопроизводство должно воспрепятствовать превращению обвиняемого в подобие безгласной жертвы, скованной по рукам и ногам, жертвы, от которой всеми средствами добиваются признания и которую подавляют подбором односторонне созданных улик и доказательств. В комплексе проблем прав человека и гражданина в начале XX в. российская юридическая наука выделяла необходимость подобной регламентации в Основном законе, обеспечение реальных гарантий защиты личных неимущественных прав, духовной сферы и индивидуальности человеческой личности [51, c. 59]. Достижение этих целей мыслилось путем противодействия нарушениям прав со стороны органов исполнительной власти, а также института административной юстиции, предоставляющей право каждому гражданину обжаловать незаконные действия должностных лиц посредством обращения в судебные органы. В начальный период развития советское гражданское законодательство не содержало норм, прямо регулирующих личные неимущественные отношения (Гражданский Кодекс РСФСР (далее - ГК РСФСР), 1922 г.), хотя многими учеными поднимались проблемы, связанные с компенсацией неимущественного вреда, назначение которой усматривалось в общей и частной превенции; уменьшением размера компенсации спустя некоторое время с момента его причинения в связи с определенным сглаживанием тяжелых для потерпевшего последствий; соблюдением врачебной тайны и в целом с защитой личных неимущественных прав граждан [56, c. 60]. В годы культа личности жизнь, здоровье, честь и достоинство, личная свобода граждан вообще не охранялись: борьба с «врагами народа» унесла в период 1937-1952 гг. около 20 млн. жизней; за 1937-1938 гг. было репрессировано от 4,5 до 10 млн. человек [46, c. 18]. В этой связи остается актуальной проблема создания не только административных, но и гражданско-правовых мер защиты (реабилитации) чести и достоинства погибших в эти годы граждан третьими лицами путем дальнейшего развития института компенсации неимущественного вреда [52, c. 123].
Следует согласиться с В.М. Савицким, утверждавшим, что юридическую природу обязательств об ответственности за вред, причиненный действиями должностных лиц органов государственной власти, необходимо связывать с гражданско-правовыми и административно-правовыми нормами об ответственности виновных лиц. И только с 60-х годов прошлого столетия стала заметна новая тенденция кодификации гражданского законодательства, в рамках которого защита личных неимущественных прав граждан получила более детальную законодательную регламентацию: в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г. (ст. 1) уже появились нормы о личных неимущественных отношениях, связанных с имущественными, и иных личных неимущественных отношениях. ГК РСФСР 1964 г. содержал нормы, регулирующие личные неимущественные отношения, касающиеся защиты чести и достоинства (ст. 7) и об охране интересов граждан, изображенных в произведении изобразительного искусства (ст. 514). Определенное развитие законодательство о личных неимущественных правах граждан получило путем закрепления в специальной главе Конституции СССР 1977 г. таких основных прав и свобод граждан, как уважение личности, защита прав и свобод граждан, что составляло обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц; «граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество» (ч. 2 ст. 57); право гражданина обратиться в Суд с жалобой на незаконные действия должностных лиц, ущемляющие его права (ст. 58). Конституция СССР послужила источником принятия новых нормативных актов, имеющих принципиальное значение для всей области правовой защиты личности, в том числе и для защиты присущими гражданскому законодательству средствами жизни, здоровья и личной свободы граждан. Это оказало несомненное влияние и на судебную практику, связанную с применением тех норм гражданского законодательства, которые использовались для защиты личных неимущественных прав. Но положения ст. 7 Основ и ст. 7 ГК РСФСР применялась крайне редко: судебная практика была направлена на отказ в удовлетворении требований о защите чести и достоинства граждан, права на личную свободу. Что же касается защиты личной свободы граждан, то на протяжении 20 лет после принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик закрепленные в них принципы не могли быть реализованы, т.к. необходимый для этого акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» - был принят в 1981 г., что создавало разрыв между принципами и нормами Конституции 1936 г., правоприменительной практикой.
После принятия Указа появились работы по проблемам расширения гражданско-правовых средств защиты и возмещения вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав граждан [34, c. 40], при оказании гражданам лечебно-профилактической помощи, защите их чести и достоинства [57, c. 30]. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. (ст. 1) закрепляли, что гражданское законодательство регулирует связанные с имущественными личные неимущественные отношения и личные отношения, не связанные с имущественными, если это предусмотрено законодательными актами либо вытекает из существа личного неимущественного отношения; впервые были закреплены нормы, направленные на защиту чести и достоинства граждан (ст. 7 Основ), в силу которых возникало право требовать по суду опровержения сведений, порочащих честь и достоинство гражданина. Принятые 12 декабря 1993 г. Конституция РФ (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина), признавая и гарантируя права и свободы человека «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права», служит основным источником развития административного и гражданского законодательства по осуществлению субъективного права в целом и, в частности, по защите личных неимущественных прав [27, c. 55]. Гражданское законодательство не только регулирует, но и защищает личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, понимая под нематериальными благами самостоятельные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав»). Основным международно-правовым источником защиты личных неимущественных прав человека и гражданина является утвержденная 10 декабря 1948 г. на III сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Всеобщая декларация прав человека, которая, если рассмотреть с точки зрения позитивного права, хотя и не является юридическим (обязательным к выполнению) документом, образует основу формирования национального законодательства и международно-правовых актов в области соблюдения прав человека. К их числу следует отнести принятые 16 декабря 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (вступили в силу в 1976 г.), образующих вместе с Декларацией Международный билль о правах. Всеобщая декларация прав человека построена на принципе, согласно которому в основе прав человека лежит присущее каждому человеку достоинство, права на свободу и равенство (т.е. личные неимущественные права человека), лишить которых никто не может. В ст. 2 Декларации закреплено, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения…», а в ст. 12 - «никто не может подвергаться… произвольным посягательствам на его честь и репутацию, каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». По смыслу Всеобщей декларации прав человека, других международно-правовых актов, конституций ряда развитых стран, достоинство человека определяет суть личности. Оно не может быть разрушено, так как разрушится ее существо, которое присуще как живущим, так и ушедшим из живой природы. Пройдя за последние две с половиной тысячи лет сложный путь философско-религиозного осмысления, внутригосударственного и международно-правового признания, сегодня достоинство человека все чаще становится предметом одного из неотъемлемых конституционных прав и основополагающих конституционных принципов общества и государства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.019 с.) |