Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи



 

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. Вопросами социальной работы с молодёжью занимались Казарян М.Ю., Ярская В.Н.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа с подростками и молодёжью организуется целым рядом социальных институтов – образования (профтехобразование, школа, ВУЗ), семьи, МВД, а также учреждениями опеки и попечительства, негосударственными организациями и фондами, социальными ведомствами. Это всё выступает совокупностью социальных субъектов, осуществляющих социальное действие, направленное на социальную защиту объекта социальной работы – клиента (в данном случае молодого человека, подростка). При организации деятельности социальных служб для подростков и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных психолого-педагогических, медико-социальных, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В работе с представителями молодёжи социальным работникам необходимы знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей молодых людей, особенностей образа жизни, формирования жизненных планов и ценностных ориентаций молодёжи.

Основой и инструментом социальной работы с представителями молодёжи является коммуникация как вид взаимодействия, поскольку взаимоотношения клиентства (между социальным работником и молодым человеком, подростком) будут определяться первично во время обращения за помощью и первого контакта.

Важность взаимодействия посредством коммуникации в процессе решения социальных проблем молодого человека требует от специалиста серьезного отношения к его рассказу и выражению собственных мыслей. Различие и несоответствие жизненной ситуации и опыта приводят к возможности разных ошибок. Социальный работник может изъясниться так, что молодой человек не поймет его или поймет неправильно. Точно также специалист может неверно понять какие-то моменты или обойти их вниманием как малозначительные, тогда как для молодого человека они представляются очень важными. Межличностная коммуникация в данном случае требует понимания источников ошибок и точности восприятия и передачи информации.

В социальной работе с молодёжью необходимо помнить, что в процессе общения молодой человек раскрывает социальному работнику свои чувства и тайны и, возможно, делится с ним своим прошлым. Взаимное доверие здесь непременное условие. Для формирования доверительного коммуникационного общения социальный работник должен показать, что он уважает молодого человека и поддерживает его в возникшей трудной ситуации. Одобрение и доброжелательность можно продемонстрировать разными способами. С помощью зрительного контакта, положительного реагирования и эмпатии (умения почувствовать другого человека) социальный работник покажет, что он принимает молодого человека таким, какой он есть. Непринужденное общение и позитивность специалиста придадут уверенность молодому человеку и покажут, что специалист слушает и слышит его.

Коммуникация между социальным работником и молодым человеком может улучшиться благодаря внимательному выслушиванию и передаче информации, а также пониманию специфики коммуникационной ситуации. Важно осознавать такие моменты как: различие жизненной ситуации социального работника и оказавшегося перед ним молодого человека; отличие опыта социального работника или специфику общего опыта; факторы, мешающие общению, например, шум, посторонние люди и создаваемые ими помехи, а также эмоциональное состояние социального работника и молодого человека в общении, усталость и другие аналогичные факторы, эмоциональные чувства и взаимоотношения представителя молодёжи и социального работника. Важно помнить о том, что условием успешного взаимодействия и сотрудничества социального работника и молодого человека является коммуникация, не обремененная никакими помехами.

При взаимодействии с молодым человеком социальный работник имеет дело и с невербальной формой общения. Жесты и мимика молодого человека предоставляют социальному работнику много информации. Через них специалист может узнать о психическом и эмоциональном состоянии молодого человека, поэтому, контактируя с подростком социальный работник должен быть предельно внимательным. Символическую информацию могут нести поведение, причёска, одежда молодого человека, его микросреда и жилье. Невербальная и символическая коммуникация может усиливать смысловое содержание рассказа молодого человека, обогащать его такими нюансами, которые он не желает или не умеет облекать в слова. Упомянутые коммуникативные формы могут раскрыть то, о чём молодой человек хотел бы умолчать или излагает неточно. Невербальная и символическая коммуникация помогает социальному работнику контролировать и регулировать процесс взаимодействия с представителем молодёжи и улавливать важные моменты в рассказах молодых людей. Невербальная коммуникация помогает также в уточнении ситуации и в контекстуальном понимании проблемы.

Итак, во взаимодействии социального работника с молодым человеком (подростком) можно выделить ряд особенностей: молодой человек нуждается в сохранении или восстановлении чувства собственной полноценности, самоутверждения, в реализации сильнейшей потребности в регулярных контактах, беседах, также молодой человек нуждается в правильной оценке его потребностей и желаний и проявлении эмпатии со стороны социального работника, причем речь идет не о простом сочувствии и сопереживании, а скорее даже вживании в его ситуацию. Наконец, он надеется на близкое содействие социального работника его проблемам, умение решать их шаг за шагом, действуя в команде с социальным работником. Социальный работник должен понимать и осознавать, что молодым людям нужна не тотальная опека, а поддержка их самостоятельности, творческой жизненной стратегии, несмотря на то, что молодёжная субкультура часто оказывается в оппозиции к социальному прототипу, доминантной культуре, стандартным нормам, общественному мнению взрослых, традиции ведомой силы.

Выявленные особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи доказывают актуальность знания социальным работником особенностей языка и символов различных молодёжных субкультур.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.004 с.)