Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура



 

Понятие молодёжь определяли Лисовский В.Т., Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Понятие субкультура содержалось в работах Гуревича П.С., Щепанской Т.Б. Молодёжную субкультуру определяли Анцупов А.Я., Кравченко А.И., Левикова С.И.

Филиппов Ф.Р. определяет молодёжь как большую общественную группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяются как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. В статистике и в социологии к молодёжи обычно относят людей в возрасте 16–30 лет. Однако социальная неопределённость молодёжи побуждает некоторых исследователей определять «верхнюю» возрастную границу молодёжи в зависимости от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств различных её групп. Так, социальное и профессиональное становление молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого учёного к 35. Возрастные границы молодёжи зависят также от особенностей конкретно-исторической ситуации в той или иной стране, её общественного строя. Например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвинуло «нижнюю» возрастную границу молодёжи к более ранним годам.

Общность социальных и психологических черт молодёжи, интересов многих входящих в неё групп (учащихся, студентов, молодых рабочих и др.) – основа массовых выступлений, совместных действий молодёжи не только в рамках одной страны, но и в международном масштабе. Сложность и противоречивость процесса вступления молодёжи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодёжного протеста, в том числе асоциальные (преступность, наркомания и т.п.), специфическую молодёжную субкультуру. Молодёжь наиболее мобильная часть данного конкретного общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Относительно наиболее однородную – и по возрасту, и по социальным характеристикам – часть молодёжи составляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существенные черты их образа жизни, является учёба, подготовка к будущей трудовой жизни.

Молодёжь по Чупрову В.И. – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. Понятие молодёжь имеет несколько значений. Во-первых, молодёжь – это определённый этап жизненного цикла, хотя более употребимо в этом смысле понятие «молодость». В демографии, психологии и педагогике используются близкие по значению термины – «молодое поколение», «молодёжная возрастная когорта», «подростковый возраст», «школьный возраст». В разные исторические эпохи границы молодости и критерии её возрастной периодизации существенно менялись. В отечественной социологии и статистике наиболее, часто возрастные границы молодёжи определяются периодом 15–29 лет. Во-вторых, под термином молодёжь понимается социальный статус, определяемый возрастом (в отличие от биологического состояния молодого возраста). Социальный статус молодёжи неоднороден и непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учёбой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с теми представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. В-третьих, понятие молодёжь используется в значении молодёжной субкультуры как автономного целостного образования внутри господствующей культуры. Имеется в виду особая форма организации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими нормами, ценностями и образцами поведения её носителей. Молодёжные субкультуры, как правило, характеризуются стремлением к формированию собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрению старших поколений, а также своеобразными манерами поведения, внешним видом и формами проведения досуга. В определённых условиях социально-культурные установки молодых людей могут принять форму неприятия и даже отрицания господствующей в обществе культуры, приобретая контркулътурную и криминальную направленность. Это происходит с группами молодёжи, поставленными в невыгодное, неравное положение в обществе, лишёнными по разным причинам доступа к культурному наследию, развивающими негативно интерпретированные нормы и ценности, в той или иной степени противостоящие традиционной культуре. Многообразие молодёжных субкультур объясняется как особенностями сознания и образа жизни подростков и юношества, так и степенью влияния на них средств массовой информации и рекламы. К значимым социальным факторам молодёжной субкультуры относятся – индустриализация, урбанизация, информатизация, а также уровень развития господствующей культуры.

Как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодёжь и её социальные проблемы изучаются социологией молодёжи. Молодёжные проблемы, являющиеся предметом научного анализа в социологии, подразделяются на две группы. К первой относят изучение специфических молодёжных социальных проблем: определение сущности молодёжи как общественной группы, особенностей её социального положения (статуса), роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение потребностей, интересов, ценностей и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей и анализ социальных аспектов деятельности неформальных молодёжных объединений и движений. Вторую группу составляют проблемы, которые, являясь общесоциологическими, в то же время касаются и молодёжи: проблемы образования, семьи, брака; особенности воспитания; развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти; специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.

Лисовский В.Т. характеризует молодость как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возраст, связано это с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Гуревич П.С. даёт определяющее содержание понятию субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

В книге Т. Щепанской под субкультурой понимается – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Автор говорит о том, что необходимо отличать субкультуру, как систему знаков и норм, от сообщества, как локального уплотнения межличностных связей. На основе той или иной субкультурной традиции – ее знаков и норм – может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит вообще на меж- или надгрупповом уровне (нередко имеются структуры обучения, общие для нескольких групп). Субкультура порождает группировки, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в копилку ее традиции.

Во многих источниках даны определения молодёжной субкультуры. Так, в словаре культуры и культурологии Кравченко А.И. определил молодёжную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше. Формирование молодёжной субкультуры происходит на стыке массовой культуры, основным субъектом и потребителем которой и является молодёжь, и популярной культуры, формирующейся в среде повседневной культуры. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Молодёжная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Левикова С.И. трактует молодёжную субкультуру как эзотерическую, эскапистскую, урбанистическую культуру, созданную молодыми людьми для себя; это – «элитарная» (т.е. не для всех) культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри системы официальной, материнской, базовой культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (мировосприятие) её носителей.

Субкультура молодёжи – часть культуры общества, часто как контркультура современной молодёжи. Функционирование молодежной субкультуры в нашей стране связано с колоссальной дифференциацией населения, прежде всего, по имущественному, но часто и по возрастному признаку. Изменились возможности получения образования и его приоритеты. Современные молодые люди раньше профессионализируются, имеют больше знаний по своей специальности, но уступают поколению родителей в широте кругозора и общем образовании. Субкультура молодёжи в России характеризуется деполитизацией, подавляющая её часть не хочет участвовать в политических акциях.

Таким образом, в дальнейшем, для исследования в работе будут использованы трактовки следующих определений: понятие молодёжь Чупрова В.И. – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности; понятие субкультуры Щепанской Т.Б. – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры; понятие молодёжной субкультуры по Кравченко А.И. – совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.008 с.)