Глава 1. Возрастные особенности организма детей 13-14 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Возрастные особенности организма детей 13-14 лет



Оглавление

Введение

Глава 1. Возрастные особенности организма детей 13-14 лет

1.1 Особенности физического развития учащихся 13-14 лет

1.2 Особенности физической работоспособности и подготовленности подростков 13-14 лет

1.3 Особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем подростков 13 - 14 лет

Глава II. Теоретико-методические аспекты использования средств туризма в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с детьми и подростками 13-14 лет

2.1 Роль и значение занятий туризма в физическом воспитании подростков 13-14 лет

2.2 Организационно-методические особенности занятий туризмом с подростками 13-14 лет

Глава 3. Коррекция физического состояния подростков средствами занятий туризмом

3.1 Определение понятия "физическое состояние"

3.2 Влияние занятий туризмом на показатели физического состояния подростков 13-14 лет

Библиографический список

Приложения


Введение

Актуальность исследования. По научным и статистическим данным, школьные уроки физкультуры (дважды в неделю по 45 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Туризм привлекает детей своей эмоциональной насыщенностью, романтикой.

Анализ методической литературы показывает, что 70% белорусских школьников подвержены гиподинамии, последствиями которой является снижение работоспособности организма и рост заболеваемости [20, с.2].

Тогда как двигательная активность при условии ее соответствия возрастным и индивидуальным морфофункциональным особенностям детей, оказывает благоприятное влияние на растущий организм, поэтому оптимизация активности ребенка является наиболее важной и сложной проблемой учебного процесса [8, с.92].

В теории и практике физической культуры проблемы улучшения физического состояния средствами занятий туризмом актуальны на сегодняшний день, так как исследование и улучшение физического состояния учащихся являются одной из главных проблем в области физической культуры и спорта [11, с.90].

Спортивный туризм является общедоступным средством активного отдыха и оздоровления населения. Воспитание, обучение и развитие, происходит в процессе организации коллективной походной жизни на спортивном маршруте и активной деятельности учеников в естественных условиях, что особенно важно в связи с растущей гиподинамией школьников и ее негативными последствиями для здоровья [5].

Однако в научно-методической литературе вопрос о влиянии занятий туризмом на детский организм отражен недостаточно. Исследования, проведенные в этом направлении, посвящены изучению изменений морфофункциональных и психофизиологических показателей организма [1, 6], влиянию туризма на морфо-функциональные и психофизиологические показатели организма студентов [2]. После 1990 года появились работы, посвященные детско-юношескому туризму и программному обеспечению занятий с детьми [13, с.4].

Цель исследования: исследовать влияние занятий туризмом на физическое состояние учащихся 13-14 лет.

Задачи:

. Определить морфофункциональные особенности учащихся 13-14 лет.

2. Провести теоретическое изучение проблемы влияния занятий туризмом на улучшение физического состояния учащихся.

Объектом исследования является учебный процесс.

Предметом исследования является изучение особенностей влияния занятий туризмом на уровень физического состояния учащихся 13-14 лет.

Методологической основой для настоящего исследования являлись теоретические работы и концепции по спортивному отбору и подготовке в физической культуре и туризме (В.П. Филин; В.И. Лях; Р.Е. Мотылянская).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.


Пищеварительная система

У подростков 13-14 лет активность желудочных ферментов резко падает. Причины этого явления не вполне ясны, хотя очевидно, что здесь сказывается влияние процессов полового созревания [1, с.119].

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 - 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Мышцы. На рис.1 показаны константы скорости роста мышц верхних и нижних конечностей у мальчиков 7-17 лет. В возрасте 7-8 лет мышцы верхних и нижних конечностей растут относительно медленно.

На 13-летний возраст приходится увеличение скорости роста мышц рук (пубертатный рост начинается с верхних конечностей). В 13-14 лет интенсивно растет мускулатура ног.

 

Рис.1. Скорость роста массы тела и мышц конечностей у мальчиков школьного возраста

 

В 13-14 лет опять отмечается торможение роста мышц ног, явно связанное с первой фазой пубертатных дифференцировок мышечных волокон. Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 14-15 годам.

В школьном возрасте ребенок проходит еще целый ряд этапов, только на последнем из них достигая "взрослого" уровня регуляции, функциональных возможностей и энергетики скелетных мышц: в возрастеот 13 до 14 лет происходит существенное увеличение аэробных возможностей, торможение развития анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения; фосфагенный механизм развивается пропорционально увеличению массы тела;

На процессы созревания энергетических и вегетативных систем огромное влияние оказывает половое созревание, так как половые гормоны непосредственно влияют на метаболические возможности скелетных мышц [1, c. 196].

Аэробное энергообеспечение, достигающее расцвета еще до начала пубертата, на первых его стадиях даже несколько ухудшается, однако к возрасту 14 лет отмечается новый рост возможностей аэробных систем энергообеспечения. Это связано, в частности, с внутренними потребностями мышц, которым для последнего этапа дифференцировок требуются мощные окислительные системы. Анаэробное энергообеспечение резко активируется уже на начальных стадиях полового созревания, затем (III стадия) темп его совершенствования замедляется, а после достижения IV стадии полового созревания (15-16 лет у мальчиков, 13-14 лет у девочек) наблюдается бурный рост анаэробных возможностей, особенно у юношей. Девушки в этот период уже сильно отличаются от юношей по характеру и уровню развития мышечной энергетики.

Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек - несколько раньше.

Организация движений

К 13-14 годам уже достаточно развиты зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель).

На предыдущем возрастном этапе основным видом коррекции по ходу движений была зрительная информация, а в 13-15 лет эта роль переходит к мышечной чувствительности. При этом наиболее интенсивный прирост точности движений характерен для движений, выполняемых обеими руками (бимануальных).

Таким образом, для двигательной системы ребенка на рассматриваемом этапе онтогенеза характерно совершенствование интеграции ее функциональных элементов и одновременно усиление относительной независимости ряда регулируемых подсистем. Об этом свидетельствуют интенсивное развитие к 14 годам билатеральной регуляции движений руки, совершенствование функции управления точностью движений, меньшая зависимость процессов регуляции от объема и характера экстрорецептивной и кинестетической афферентации.

Исследование центральных механизмов регуляции произвольных движений выявило, что к концу подросткового возраста формируется близкий к дефинитивному тип вовлечения переднецентральных отделов коры в реализацию двигательной деятельности. Однако период полового созревания и связанное с ним изменение функционального состояния организма определяют специфику центральной регуляции движений на этом этапе развития, несколько замедляя ее совершенствование и даже ухудшая ее в периоды наиболее интенсивной гормональной перестройки всех функций организма.

Таким образом, в возрастной период 13-14 лет создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движения. Однако в период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости. Поэтому важен учет возрастных особенностей, а именно тех периодов, присущих развитию физических качеств подростков, гетерохронности развития физических качеств, прироста соматических признаков, а также взаимосвязи морфологических факторов и данных функционального состояния.

Таблица 1.2 - Жизненная емкость легких у подростков (в мл)

Пол

Возраст, годы

  13 14 15-17
Мальчики 1975 2600 3520
Девочки 1905 2530 2760

 

Возрастные изменения структуры и функциональных возможностей органов дыхания. С возрастом все анатомические составляющие системы дыхания увеличиваются в размерах, что и определяет во многом направленность функциональных возрастных изменений. Абсолютные характеристики анатомических просветов трахеи и бронхов, бронхиол, альвеол, общей емкости легких и ее составляющих увеличиваются приблизительно пропорционально увеличению площади поверхности тела. В то же время более высокая интенсивность метаболических, в том числе окислительных, процессов в раннем возрасте требует повышенного поступления кислорода, поэтому относительные показатели системы дыхания отражают значительно большее его напряжение у детей подросткового возраста - примерно до 13 лет. Однако, несмотря на явно меньшую экономичность и эффективность, дыхательная система у детей работает столь же надежно, как и у взрослых. Этому благоприятствует, в частности, большая диффузионная способность легких, т.е. лучшая проницаемость альвеол и капилляров для молекул кислорода и углекислого газа.

По мнению Безруких, М.М., сердечно-сосудистая система школьника 13 - 14 лет претерпевает довольно существенные изменения в процессе развития [2, с.32].

Недостаточное совершенство нервного аппарата подростка обусловливает возможность нарушения ритма и частоты пульса под влиянием самых различных причин. Обращает на себя внимание значительная приспособляемость и выносливость сердца ребенка 13 - 14 лет, что особенно проявляется в критические периоды жизни. Одной из важных причин особенностей развития сердечнососудистой системы является отставание в подростковом возрасте роста кровеносных сосудов от роста сердца, что вызывает повышение уровня артериального давления. Это обстоятельство может служить также причиной нередко наблюдающихся у подростков нарушений сердечной деятельности в виде аритмии и тахикардии.

По мнению Безруких, М.М., период 13-14 лет характеризуется некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно легкой ранимостью организма. Дело в том, что в 13-15 лет происходят сложные внутренние перестройки, связанные с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности, появлении новых черт характера [2, с.62].

Завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации и усиливается способность к дифферен-цировке. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики игры, поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приемов и переключается на решение тактических задач. К концу этого периода функции сердечно-сосудистой системы становятся совершенными: размеры и вес сердца, кислородная емкость крови, максимальное потребление кислорода достигают величин, характерных для взрослых.

Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями. Поэтому возможности для специального развития выносливости ограничены. Интенсивные нагрузки в этот период следует применять осторожно и с достаточными паузами для восстановления. При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического характера. Поведение подростков все в большей мере определяется деятельностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональным стимулам в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению. С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер. Решение этих задач должно быть главным содержанием учебно-тренировочной работы.

Выводы по 1 главе:

Скачок роста, связанный с резким изменением пропорций тела и удлинением конечностей, приводит обычно к временной дискоординации движений (обычно в возрасте 13-14 лет). Дети и подростки с высоким уровнем физического развития обладают, как правило, более низкой выносливостью, чем их сверстники со средним и нижесредним уровнем физического развития. Особенно негативно на двигательных возможностях сказывается наличие избыточного жироотложения. Таким образом, уровень физического развития не всегда отражает степень функциональной зрелости физиологических систем.

. Физическая подготовленность учащихся 13-14 лет предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, которые развивают силу, быстроту, выносливость и ловкость.

. Сердечно-сосудистая система школьника 13 - 14 лет претерпевает довольно существенные изменения в процессе развития. Недостаточное совершенство нервного аппарата подростка обусловливает возможность нарушения ритма и частоты пульса под влиянием самых различных причин. Обращает на себя внимание значительная приспособляемость и выносливость сердца ребенка 13 - 14 лет, что особенно проявляется в критические периоды жизни. Одной из важных причин особенностей развития сердечнососудистой системы является отставание в подростковом возрасте роста кровеносных сосудов от роста сердца, что вызывает повышение уровня артериального давления. Это обстоятельство может служить также причиной нередко наблюдающихся у подростков нарушений сердечной деятельности в виде аритмии и тахикардии. Дыхательная система подростка 13 - 14 лет также имеет особенности. Объем легких увеличивается, как и масса сердца. Но у подростка учащенное дыхание, поэтому мозг испытывает дефицит кислорода.


Библиографический список

 

1. Акудович, Ю.В. Определение и развитие физических кондиций туриста / Ю.В. Акудович // Прогрессивные технологические процессы и методы обслуживания в туризме и экскурсиях. Бюллетень научно-технической информации. - М.: ЦРИБ "Турист", 1990. - С.28 - 34.

2. Безруких, М.М. Возрастная физиология / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 416 с.

.   Гринёва, Т.И. Оценка уровня подготовленности мальчиков 10-123 лет под влиянием занятий спортивным туризмом / Гринева Т.И., Таран Л. Н.

4. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1003352>. 2012. № 1 <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1003352&selid=17239702>. С.49-52.

.   Драгачев, С.П. Туризм и здоровье / С.П. Драгачёв. - М.: Знание, 1984. - 96 с

.   Качашкин, В.М. Методика физического воспитания В.М. Качашкин. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 220 с.

.   Коробейников, Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников. - М.: Высшая школа, 1989. - 267 с.

.   Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 220 с.

.   Козлов, А.И. Туристское многоборье - проблемы развития/А.И. Козлов // Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: тез. докл. - М., 1998. - С.59 - 60.

.   Климанова, Т.Г. Туризм на уроках с младшими школьниками / Т.Г. Климанова // Физическая культура в школе. - № 3. - С.38-44

.   Кравчук, Т.А. Теория и методика оздоровительного туризма / Т.А. Кравчук - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

.   Лукьяненко, В.П. Теория и методика физической культуры <http://www.twirpx.com/files/physical_training/sports/>/ В.П. Лукьяненко - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

.   Марков, К.К. Курс лекций для студентов / К.К. Марков. - Иркутск: Порт, 1996. - 178 с.

.   Мамаев Ф.М. Туризм /Ф.М. Туризм. - М.: Просвещение, 1999. - 143 с.

.   Методика физического воспитания школьников / Под ред.Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

.   Мулик, К.В. Вплив занять спортивним туризмом на фізичний розвиток і функціональну систему дітей, що займаються туризмом перший рік на етапі початкової підготовки / К. В Мулик // Слобожанський науково-спортивний вісник. - Вип.4, 2010. - С.57-60.

.   Селуянов В.Н. Биологические основы оздоровительного туризма / В.Ф. Селуянов - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 123 с.

.   Никишин, Л.Ф. Туризм и здоровье / Л.Ф. Никишин. - К.: Здоровье, 1991. - 223 с.

.   Новосельский, В.Ф. Азбука физической закалки детей / В.Ф. Новосельский. - Москва: Физкультура и спорт, 1991.

.   Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов / под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1979. - 360 с.

.   Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов. - М.: Совертский спорт, 2002. - 361 с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Туристические игры

"Меж двух огней". Игра проводится на волейбольной площадке (без сетки). Капитаны становятся за лицевыми линиями площадки, а игроки их команд - на противоположной ее половине. Таким образом, каждая команда находится как бы меж двух огней.

По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольный) в игру, передавая его игрокам своей команды. Они должны выбрать удачный момент и осалить мячом игрока команды соперника так, чтобы он не поймал мяч. Игрок, в которого попали мячом, покидает площадку, но продолжает играть рядом со своим капитаном за лицевой линией. Он, как и капитан, имеет право ловить мяч, передавать его, выбивать соперника. Задача владеющих мячом - осалить им игроков команды соперника. Остальные участники должны увернуться от мяча и поймать его, чтобы передать своей команде. Игра продолжается установленное время. Выигрывает команда, осалившая большее число игроков команды соперника.

"Встречная эстафета". Каждая команда поделена на две подгруппы, выстроенные в колонну по одному на расстояние 10-30 м (в зависимости от возраста участников и размеров площадки). В руках у направляющих эстафетная палочка. По сигналу первый участник бежит на противоположную сторону площадки, обегает вторую подгруппу и передает эстафету ее направляющему, после чего становится в конец колонны. То же повторяет второй участник, обегает первую подгруппу и становится на ее левом фланге и т.д. Эстафета считается законченной, когда последний участник лидирующей команды, обежав противоположную колонну, становится уже впереди и поднимает вверх эстафетную палочку.

"Эстафета с мячом". Команды построены в колонну по одному, в руках у направляющих большие мячи (баскетбольные, туризмьные, волейбольные). По сигналу участники выполняют поочередно серию заданий, пробегая с мячом указанное расстояние (5-10 м) вперед и обратно. Способы передвижения с мячом: держа мяч на ладони; ударяя им о пол и ловя двумя руками; подбрасывая мяч вверх и ловя (обусловленное количество раз); ведя мяч одной рукой; ведя мяч ногами.

Воспитанию ловкости при подготовке школьников к занятиям туризмом способствуют игры: "Тоннель", "Переправа", "Гонка обручей", "Сквозь обруч", "Через скакалку всей командой", "Живая змейка", "Удержи равновесие", "Вездеход".

"Тоннель". Команды построены в колонну по два, дистанция и интервал между участниками - два шага. Каждая пара держит между собой обруч, который вместе с остальными образует "тоннель". По сигналу участники одной из колонн отпускают обручи и вслед за направляющим быстро пробегают по "тоннелю" и возвращаются на свои места. Как только игроки этой колонны подхватывают свои обручи, движение начинает вторая колонна, повторяя то же задание. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

"Гонка обручей". Игроки строятся в шеренги в двух шагах друг от друга. У правофлангового каждой команды по 10 обручей. По сигналу участники переправляют их в противоположный конец шеренги. Прежде чем передать соседу обруч, необходимо надеть его на себя (сверху вниз или снизу вверх). Надевать сразу несколько обручей не разрешается. Последний в игре надевает на себя все обручи.

"Удержи равновесие". Играющие становятся на бревно (бум) лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Каждый пытается нарушить равновесие соперника ударом по ладоням или плечу. Проигрывает тот, кто спрыгнет раньше с бревна.

Общая задача воспитания силы - всестороннее развитие ее, обеспечение высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности. Этой задаче способствуют игры: "Эстафета", "Тачка", "Эстафета с лазаньем по канату", "Сильная схватка", "Турнир атлетов", "Бой петухов", "Вытолкни из круга", "Борьба ногами", "Борьба всадников", "Перетягивание каната", "Шнурбол", "Силачи", "Бой на переправе", "Воздушный мост".

"Эстафета "Тачка". Команды построены в колонны по одному, направляющий и второй в исходном положении: первый - в упоре лежа ноги врозь, которые держит второй. По сигналу первая пара быстро передвигается до финишной черты (4-10 м). Пройдя ее, первый остается на противоположной стороне площадки. Второй бежит обратно, принимает положение упора лежа, а его ноги поддерживает третий и т.д.

"Бой петухов". Двое соперников становятся друг против друга - каждый на одной ноге (другую поддерживает рукой за голень сзади). По сигналу они начинают прыгать и толкать друг друга плечом, заставляя стать на обе ноги или выйти из круга. Проигрывает тот, кто коснется пола обеими ногами или окажется за кругом.

"Вытолкни из круга". Поединок проводится в круге диаметром 4-5 м. Двое играющих, стоя в круге, берутся с обеих сторон за трехметровую палку (шест). По сигналу каждый старается вытолкнуть соперника из круга. Проигрывает тот, у кого ноги окажутся за кругом или кто выпустит шест из рук. Играющим нельзя касаться друг друга.

Для обучения умениям и навыкам в ориентировании на местности, пользовании картой и компасом, для воспитания наблюдательности, выносливости, находчивости, инициативности, смелости целесообразны игры: "Компас", "Кто наблюдательнее", "По азимутам", "Определить расстояние", "По карте, следам и приметам", "Изучить след", "Поиск пропавшей группы", "По неизвестному маршруту", "Встречный бой", "Прорыв обороны и бой в глубине", "Обнаружить мины", "Задержать нарушителя", "По грибы", "Запомнить позы", "Орленок", "Зарница". Игры на воспитание наблюдательности и памяти помогают развить глубокое мышление.

"Компас". На земле рисуют круг диаметром 2-3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга пишут, согласно направлению сторон горизонта, буквы С, Ю, 3, В. Играющие становятся спиной к центру круга. По команде руководителя "Север!" все должны повернуться в сторону севера. Тот, кто ошибся, получает штрафной балл. Побеждает набравший наименьшее число баллов.

"Кто наблюдательнее". Ребята получают задание определенный отрезок пути идти молча, внимательно смотреть по сторонам, стараясь все увидеть и запомнить. Побеждает тот, кому удалось запомнить больше всего деталей, подробностей, ориентиров.

"Определить расстояние" Играющим предлагается определить расстояние до видимого ориентира: дерева, дома, столба. Затем расстояние измеряется. Побеждает тот, кто точнее указал величину.

"Поиски пропавшей группы" Игра проводится на лесистой пересеченной местности размером примерно 2Х1,5 км. Играющие делятся на три группы. Участники одной группы заранее прячутся в наиболее удобном месте (скрываясь, маскируясь как на земле, так и на деревьях) на участке не более 100 м2.

В 1,5-2 км от места укрытия выбирается место старта. Руководитель готовит два маршрута по азимуту от места старта к месту укрытия ушедшей группы. Маршруты должны быть разными по характеру, но одинаковыми по протяженности и сложности.

Через 20-30 мин. после ухода первой группы руководитель вручает пакеты с заданиями по поиску "пропавших". Каждая группа, имея компас, маршрут с азимутами и указаниями расстояния в метрах (для каждого направления), отправляется на поиски.

Побеждает группа, быстрее обнаружившая укрывшихся. Если в течение установленного времени (40-60 мин.) первую группу обнаружить не удается, она побеждает.

Необходимые в туристском походе умения и навыки по установке бивака, разжиганию костра, преодолению рва, оказанию первой медицинской помощи осваиваются в играх: "Полоса препятствий", "Подготовка к походу", "Не попадись часовому", "Удочка", "Эстафета с прыжками в длину", "С кочки на кочку", "Транспортировка пострадавшего", "Знатоки медицины", "Кольцевая туристская эстафета".

"Полоса препятствий" Команды построены в колонны по одному за линией старта. По сигналу первые номера пробегают установленную дистанцию, преодолевая на пути естественные или искусственные препятствия: канаву (прыжком), "водную преграду" (по бревну, навесной переправе), барьеры, заборы, склоны различной крутизны.

На первых порах игру можно проводить в виде упрощенной эстафеты, где участники, распределившись по дистанции, преодолевают только одно препятствие.

"С кочки на кочку" Команды построены за 1-2 м перед стартовой линией, за которой обозначено "болото" - полоса шириной 6-10 м, на которой нарисованы (выложены шишками или песком) круги диаметром до 40 см - "кочки", расположенные от "берега до берега" в шахматном порядке. Расстояние между кочками" 80-120 см, в зависимости от возраста участников. По сигналу каждый участник поочередно преодолевает "болото" прыжками по "кочкам" 2 раза и становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, первой и с наименьшим числом заступов выполнившая задание.

"Подготовка к походу". Команды построены за стартовой линией, в руках у направляющих, капитанов команд, рюкзаки. На противоположной стороне площадки сложены вещи для похода: спальник, куртка, штормовка, спортивные брюки, свитер, миска, кружка, ложка, туалетные принадлежности, запасная обувь (кеды или кроссовки). По сигналу первый участник вместе с капитаном укладывает в рюкзак один из принесенных предметов. Затем то же делает второй, третий и т.д. Выигрывает команда, первой подготовившая рюкзак капитана в поход.

Для усложнения заданий можно установить несколько препятствий на пути участников (пройти по бревну, перепрыгнуть канаву и т.п.).

"Транспортировка пострадавшего". Команда построена в колонну по два перед стартовой линией за своими направляющими, которые стоят отдельно перед строем. По сигналу первая пара берет своего направляющего и переносит обусловленным способом на противоположную сторону площадки. Два участника ("пострадавший" и один из носильщиков) остаются за чертой, а третий бегом возвращается к команде, перенося и средства транспортировки. Затем то же повторяет вторая пара, транспортируя вернувшегося, и т.д. Выигрывает команда, первой и с наименьшим числом нарушений выполнившая задание.

Способы переноски "поcтрадавшего": на руках: а) поддерживая плечи и ноги, б) сцепив руки в замок и посадив на них "пострадавшего"; с помощью шестов и штормовок (как на носилках); с помощью рюкзака; с помощью веревки.

 


Приложение 2

 

Двигательный блок.

1 Совершенствование различных видов ходьбы; бег с изменением темпа и направления.

Упражнение "Плечо друга"

Все знают, как важно вовремя опереться на плечо друга. Особенно важно это делать в спорте. Давайте попробуем учиться чувствовать плечо друга, который поможет и поддержит в трудную минуту. Учащиеся бегут по залу, положив руку на плечо впереди стоящего ученика Во время бега они меняют руку по команде учителя. Задача учащихся не отрываться от своего партнера, а все время чувствовать его руку на своем плече.

. Учитель приносит коробку с мячами: резиновый, волейбольный, туристский, баскетбольный. Развивать умение самостоятельно мыслить.

Вопрос: "С какими мячами играют в туризм?", " Нужно ли брать с собой мяч, если идешь в поход?"

. Совершенствование комплекса О.Р.У. с мячами. Предлагаю учащимся сделать упражнения с мячами. Упражнение на формирование осанки.

а) и. п-о. с., мяч внизу, 1 - мяч вперед,2-_мяч верх,3-мяч на грудь,4-и. п" То же, на восемь счетов,

б) и. п. - о. с. мяч внизу; 1-мяч на грудь; 2-мяч вперед; 3 мяч на грудь;

-и. п.;

в) и. п. - о. с. мяч за голову; 1 - правую назад на носок; мяч вверх смотреть на мяч; 2-и. п.; 3-4тоже с левой ноги;

г) и. п. - стойка ноги врозь, мяч внизу; 1-мяч вперед; 2 - с поворотом туловища мяч вправо; 3-мяч вперед; 4 - и. п.5-8 тоже в другую сторону;

д) и. п. - упор сидя сзади, мяч между стопами,! - сед углом,2-3 - держать,

-и. п., е) и. п. - лежа на животе, мяч вверху; 1-2 - прогнуться, мяч вверх; 3-4-и. п.;

-прогнуться; 6-7-держать; 8-и. п.,

ж) и. п - о. с. мяч на груди; 1 - прыжок в стойку ноги врозь, мяч вперед; 2 - прыжок в и. п.; 3 - прыжок в стойку ноги врозь, мяч вверх; 4 - и. п.

Следить за осанкой и правильностью выполнения упражнений.

Комплекс упражнений выполняется под командой ученика.

Блок творчества

Учитель: "Любит наш мяч и в прятки играть. Решил он спрятаться в зале от ребят. Пусть поищут.

Игра " Найди мячик".

Учащиеся получают план - схему спортивного зала, где указано, место куда спрятался мяч. В плане-схеме спрятанный мяч обозначен красным карандашом. Задача ребят сориентировать "карту" повернуть ее так, чтобы изображение двери "смотрело" в сторону двери, а изображение окна "смотрело" в сторону окна. Затем определить место, где стоит команда. Учащиеся распределяются на две группы и получают план-схему. Переходить по стрелкам, двигаясь по маршруту и искать мяч.

Мяч станет "палочкой" передачей при выполнении полосы с препятствиями

Основной блок.

. Игровое упражнение "Туристы".

Совершенствование навыков в преодолении препятствий в походе.

Первая группа должна прыжками преодолеть "болото", пройти по узкому мосту (по перевернутом гимнастической скамейке) и пройти через "речку" по бревну).

Вторая группа должна пролезть под "деревом" (натянутую скакалку), влезть на "дерево" и слезть с него. (гимнастическая стенка), перелезть через "забор" (гимнастический конь).

Отправляясь, в туристический поход вы должны уметь преодолевать препятствия на пути, при этом соблюдая осторожность и помогая, друг другу.

Сейчас мы выполним упражнения двумя группами на двух маршрутах. Старт для 2,3,4 и последующего игрока является передача рюкзака, в котором лежит мяч. Учащиеся не должны "утонуть в болоте" и "упасть со стены" После двух раз выполнения, команды меняются маршрутами.

. Туристу необходимы сильные ноги, теперь потренируемся в прыжках.

Упражнение "Кенгуру".

Кенгуру очень красивое животное, прыгает очень далеко. Попробуем имитировать животного. Ученики передвигаются прыжками или мелкими шажками, зажав между коленями мяч. Руки на Упражнение выполняется парами. Остальные учащиеся определяют, кто сделал прыжок лучше.

Итог урока:

Рефлексия.

Мы сегодня с вами прошли по маршрутам, которые могут встречаться на пути у туриста, учились ориентироваться по карте. "Упражнения", которые вы делали, развивают выносливость, координацию, смелость.

Теперь я предлагаю вам оценить свое участие на маршруте и свое настроение после "похода". Для этого вы получаете карточки, в которых отметьте свое настроение. "Хорошее" настроение улыбающийся мяч.

"Плохое" настроение плачущий мяч.

"Прекрасное" настроение хохочущий мяч.

Рефлексия. Своего состояния. (Осознания в собственной деятельности) У кого улыбающийся мяч выходит из строя на 2 шага. У кого плачущий мяч на 1 шаг. У кого хохочущий мяч на 3 шага.

Домашнее задание тренироваться, выполняя упражнения прыгучести. Выставление оценок.

 


Приложение 3

 

Конспект урока № 2

Тема: "Устройства бивака и свертывание лагеря".

Задачи учителя:

. Знакомить учащихся с техникой бивачных работ.

. Формировать умения реализовать практические умения и навыки.

. Воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества.

. Совершенствовать различные физические качества посредством эстафет.

Содержание. Беседа с учащимися о деятельности на привале. Распределение обязанностей между всеми детьми. Напомнить о соблюдении правила туриста №3 "Окончив порученную работу, ищи себе дело. Помогай, другим, кому требуется помощь, чтобы ускорить работу".

Разминка. Ходьба в колонне по одному, соблюдая правила передвижения по маршруту.

Бег до 1000 метров с преодолением небольших препятствий: резиновые баллоны прыжками, пробегание по бревну, прыжки по кочкам.

Выполнение комплекса упражнений. Класс делиться на две группы. В каждой группе все учащиеся выполняют по два упражнения. Упражнения не должны повторяться и следить за правильностью исполнения.

Сюжетно ролевая игра "Мы на привале". Выполняем, кто за что отвечает.

Приступаем к работе. На задание отводиться 10 минут.

Задания:

1. Выбор места для установки палатки. Четыре ученика устанавливают палатку.

Затем ее собирают и ставят другие четверо. Переносим вещи в палатку.

Завязка узлов применяемые при установке палатки. Показ - узел проводника, который используется для колышков при установке палатки.

. Выбор места для мусорной ямы, костра, "холодильника". Определяем с учениками расстояние от палатки и направление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.143 с.)