Особенности физического развития и опорно-двигательного аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности физического развития и опорно-двигательного аппарата



физиологический занятие дети хатха йога

Развитие организма детей происходит непрерывно, но неравномерно. Отдельные периоды сравнительно бурного развития, сменяются периодами замедленного развития. В этом возрасте существенные изменения претерпевают не только объем мышечной массы, но и функциональные свойства мышц. Мышечная сила у мальчиков 12-14 лет увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек, причем, если у мальчиков одновременно увеличиваются показатели абсолютной и относительной (в перерасчете на 1кг. веса) силы, то у девочек к 12-13 годам прирост общего веса опережает прирост абсолютной силы, что приводит к снижению относительных силовых показателей. [13]

В возрасте 11-15 лет (этап начальной спортивной специализации) активно продолжается формирование скелета. Однако позвоночник, сохраняя большую часть гибкость, подвержен различного рода искривлениям, так как не укреплен еще достаточно сильной мускулатурой.

Однообразные длительные физические упражнения (могут привести к одностороннему (ассиметричному) развитию мускулатуры и как следствие этого к искривлению позвоночного столба и нарушению осанки. Следует помнить, что в этом возрасте тонус мышц-сгибателей превалирует над тонусом мышц-разгибателей. Поэтому, подбирая упражнения для воспитания к статическим усилиям, прежде всего, нужно особенно следить за тем, чтобы достаточную нагрузку получили мышцы спины и шеи, препятствующие возникновению "круглой спины" и сутуловатости. Очень важно на тренировках следить за правильной осанкой и применять упражнения, требующие статических поз. [9]

Сила как способность преодолевать внешнее сопротивление путем мышечного напряжения проявляются во всех двигательных актах. Благодаря нервной регуляции одни и те же мышцы или мышечные группы могут развивать усилия от нескольких граммов до десятков и даже сотен килограммов. Для развития и проявления мышечной силы нужно применять такие упражнения, которые будут способствовать увеличению мышечной массы или проявлению силы.

Возрастное развитие основных мышечных групп (сгибатели и разгибатели туловища) у детей носит следующий характер.

Сила сгибателей туловища у мальчиков изменяется с возрастом неравномерно и увеличивается с 9 до 17 лет. Если рассматривать развитие силы в зависимости от темпов полового созревания, то на всем протяжении этого периода показатели выше у подростков и юношей с большой степенью биологической зрелости. Однако к 17 годам качество стремительными темпами развивается у юношей с меньшим уровнем полового созревания. Развитие силы в зависимости от биологического возраста происходит от этапа к этапу примерно равномерно, но несколько меньшими темпами в начале периода полового созревания. [13]

Учитывая эти особенности, не рекомендуется развивать силу на начальном этапе подготовки. Целесообразно обеспечить оптимальный уровень развития всех мышечных групп, содействовать образованию мышечного корсета и правильной осанки.

Для развития силы применяются многочисленные упражнения, которые необходимо варьировать в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей. Эти упражнения должны носить скоростно-силовую направленность. В подростковом периоде целесообразно развивать силовую выносливость, чему способствует применение упражнений с небольшими отягощениями при относительно большом количестве повторений. К развитию собственно силовых способностей можно приступать в старшем юношеском возрасте [9].

Скоростно-силовые способности - это разновидность силовых способностей, которые проявляются в действиях, требующих определенного уровня силы и быстроты.

Быстрота (или скоростные способности) ¾ способность выполнять те или иные двигательные действия в минимальный отрезок времени. В спортивной практике интересует быстрота, проявляемая в процессе выполнения соревновательного упражнения или же в средствах специальной подготовки, позволяющая спортсмену развивать определенную скорость в условиях соревновательной деятельности. [8].

У детей и подростков имеются благоприятные предпосылки для развития скоростных способностей в силу того, что им свойственны высокая возбудимость и повышенная интенсивность обменных процессов.

Быстрота - это комплексное качество, состоящее из частоты движений и скорости передвижения в пространстве. Показатели развития быстроты в зависимости от биологического возраста нарастают от этапа к этапу примерно равномерно по скорости передвижения в пространстве, а максимальная частота с середины периода полового созревания не изменяется. К 10 летнему возрасту, частота беговых шагов достигает показателей, свойственных взрослым спортсменам-разрядникам. Однако если в период 12-13 лет не воздействовать специальными средствами на частоту шагов движений, то данное качество, как быстрота, постепенно ухудшается и к 16 голам достигает своего минимума.

Для воспитания быстроты в этом возрасте целесообразно использовать как различные спортивные подвижные игры, так и многократное выполнение различных прыжков и прыжковых упражнений, быстро пробегаемых отрезков до 60-80м., а также контрастные по мышечному напряжению упражнения.

Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата - высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития гибкости. Гибкость определяется способностью индивидуума выполнить определенное упражнение с большой (оптимальной) амплитудой. Следует помнить, что гибкость метателя должна отличаться от гибкости в других видах легкой атлетики. Недостаток в развитии гибкости может отрицательно влиять на совершенствование силы, быстроты, выносливости, ловкости, снижать темпы освоения новых движений. [9]

В отличие от других двигательных качеств гибкость начинает ухудшаться в силу своих особенностей становления организма уже до начала обучения в школе. Так, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов уменьшается на 25%, а в суставах позвоночного столба к 14 годам - еще более. [10]. Снижение уровня гибкости зависит от возрастного окостенения хрящевых тканей, уменьшения подвижности в сочленениях, так как уже к 13-16 годам завершается формирование суставов, теряют эластичность связки и мышцы. В связи с этим гибкость поддается развитию гораздо легче в младшем возрасте. Поэтому если у них гибкость была развита довольно хорошо, то в старшем возрасте достаточно сохранить и поддерживать достигнутый уровень этого качества.

Координация движений является важным фактором для успешного овладения техникой. Наиболее благоприятный возраст для эффективного развития и совершенствования координации движений: у мальчиков - 10-14 лет, у девочек - 9-13 лет. В этом возрасте дети очень быстро усваивают сложные упражнения. Они могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. Этому способствует интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей двигательной функции. При этом особое значение имеет правильный показ изучаемого упражнения (особенно младшего возраста до 11 лет) - обладают большими подражательными способностями. С переходом в подростковый возраст (у мальчиков с 12-13 лет, и у девочек с 11-12 лет) координационные возможности значительно понижаются. Период ухудшения координации движений может продолжаться от 1,5 до 2,5 года. [8]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.005 с.)