Особенности висцеральных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности висцеральных систем



 

Особенности крови, кровообращения, дыхания.

Количество крови в организме в процентах к массе тела уменьшается от периода новорожденности к возрасту 10-12 лет в 2 раза, но еще превышает конечные значения.

С 12-летнего возраста кроветворение происходит только в губчатом веществе плоских костей и эпифизах трубчатых костей, а в диафизах трубчатых костей красный костный мозг заменяется желтым жировым мозгом, не имеющим кроветворной функции.

На протяжении среднего школьного возраста увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов, в лейкоцитарной формуле продолжается снижение числа лимфоцитов и нарастание числа сегментированных нейтрофилов. В этом возрасте еще встречается много незрелых форм лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов достигает 8-10 мм/час.

В среднем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Масса сердца по сравнению с новорожденным увеличивается в 6-8 раз. Рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста массы тела. [13]

Объем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых - 280 мл), а минутный объем крови 3-4 л/мин (у взрослых - 5-6 л/мин). Минутный объем крови увеличивается за счет возросшего систолического объема. За счет увеличения систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений: в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин. В 11-12 лет еще значительно выражена дыхательная аритмия.

В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения свидетельствуют об экономизации функций сердца.

Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится (особенно пауза на выдохе), снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируется дыхательные реакции на нагрузки. [7, 13]

Возрастает дыхательный объем и снижается частота дыхания в минуту. Легочная вентиляция нарастает преимущественно за счет повышения глубины дыхания, и лишь у половины детей при этом происходит и учащение дыхания. В 12-летнем возрасте частота дыхания составляет 19вд./мин. Минутный объем дыхания в 11-12 лет составляет около 4-5л/мин. Происходящие изменения носят прогрессивный характер, позволяя улучшить газообмен в легких, так как при частом и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно в воздухоносных путях, очень мало изменяя состав альвеолярного воздуха.

Объемы легких зависят от стадий полового созревания. Общая емкость легких и жизненная емкость легких у 11-12-летних мальчиков - лишь 73% к этим объемам у 18-летних юношей. С небольшими колебаниями жизненная емкость легких в среднем школьном возрасте составляет порядка двух литров.

Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы.

Для растущего организма огромное значение имеет качественное и разнообразное питание, важен рациональный режим поступления пищи. Для среднего школьного возраста оптимальное количество приема пищи - 3-4 раза в сутки. Соблюдение четкой периодичности режима питания способствует выработке условных пищевых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом.

В 11-12 лет еще происходит прорезывание постоянных зубов (кроме зубов мудрости) и заканчивается к 14-летнему возрасту.

Уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков близок к взрослому. Достигается максимальная активность пищеварительных ферментов, повышается кислотность желудочного сока, развивается полостное пищеварение.

В поддержание постоянства внутренней среды важная роль принадлежит мочевыделительной системе. Почки достаточно сформированы уже к 2-3 годам. Особенно значительный прирост массы почек отмечается в период полового созревания.

В среднем школьном возрасте заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования - фильтрации и реабсорбции. Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к конечным показателям. Суточное количество выделяемой мочи составляет у детей 1,5 литра.

Хотя условно-рефлекторный механизм выделения мочи устанавливается в первые годы жизни ребенка, но еще и в среднем школьном возрасте встречается ночное непроизвольное недержание мочи.

В среднем школьном возрасте происходит резкое изменение деятельности желез внутренней секреции, вызванное включением генетических влияний на центральную нервную систему и эндокринную систему. Организм подростка вступает в переходный период.

Большое значение в этом возрасте в росте тела имеет гормон поджелудочной железы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и способствует анаболическим процессам - синтезу белков, жиров и углеводов в организме. Среди детей нарушения функций поджелудочной железы и заболевания сахарным диабетом чаще всего встречается в возрасте 12 лет. [13]

Особенности терморегуляции обмена веществ и энергии.

Процессы теплообмена у подростков отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста. С увеличением габаритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от туловища к дистальным отделам конечностей.

Становятся более выраженными суточные колебания температуры тела. Средние суточные изменения температуры ядра тела в подростковом возрасте составляют около 1.0°С.

Снижается значение химической терморегуляции, обеспечивающей поддержание постоянства температуры тела за счет изменений интенсивности метаболических процессов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей отдачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций.

В среднем школьном возрасте завершается созревание физиологических механизмов, регулирующих потоотделение. По количеству и характеру реакций термическое и психогенное потоотделение с окончанием переходного периода приближается к аналогичным показателям взрослых лиц.

На протяжении среднего и старшего школьного возраста происходят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.

Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается. Суточная величина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1,5 раза, достигая 1300-1400 кал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.019 с.)