Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и методики работы с подростками↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Данное исследование проводилось в апреле 2005 года в Доме культуры. Заполнение анкет и выполнение методики осуществлялось на добровольной основе. В исследовании принимали участие подростки с 10 до 14 лет в количестве 15 человек. Для подростков была предложена методика «Индивидуальная социальная ситуация развития» И.А. Николаевой. Процедура диагностики ИРС проводится в три этапа. На первом этапе респондент выписывает 50 персонажей в том порядке, как они приходят в голову. Персонажи выписываются в столбец у левого края листа. На втором этапе респондент выписывает рядом с персонажами их краткие характеристики. На третьем этапе отмечает свое положение на шкале ценностей, а затем отмечает место каждого персонажа на этой шкале. Для получения обратной связи мы предложили родителям заполнить анкету. Инструкция и бланки с вопросами были розданы подросткам, они передали их родителям. Визуального контакта с родителями не было.
Анализ результатов исследования
Обработка данных основана на количественном анализе. Ключ к таблице анкеты родителей. Качества ребенка, одобряемые родителями: - хорошие способности к учению; - хорошая работоспособность на уроке; - хорошая память, внимание; - сильная воля, уверенность в себе; - дисциплинированность, вежливость, послушание; - умение всегда быть в хорошем настроении; - доброта, чуткость, внимание к людям; - умение всегда находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками; - умение вести себя в обществе; - отсутствие мстительности, злопамятности; - умение трудиться, трудолюбие; - скромность, застенчивость. Качества ребенка, не одобряемые родителями: - слабые способности к учению; - низкая работоспособность на уроке; - плохая память, внимание; - недисциплинированность, грубость, непослушание; - слабая воля, неуверенность в себе; - неумение держать хорошее настроение; - озлобленность, жестокость, невнимание к людям; - неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками; - неумение вести себя в обществе; - злопамятность, мстительность; - неумение трудиться; - излишняя скромность, застенчивость. Ценности, на которые родители ориентируют своих детей: 1. Материальное благосостояние. 2. Высокий материальный или профессиональный статус (карьера). 3. Выживание. 4. Высокие нравственные ценности. Сравнительные данные по таблице №1.
Сравнительные данные по таблице № 2.
Вывод. Сравнивая процентное соотношение данных по родительскому анкетированию можно сделать следующие выводы: 1) И в полных, и в неполных семьях среди положительных качеств детей родители выделяют доброту, чуткость, внимание к людям. 2) Многих родителей из обеих выборок расстраивает неумение детей удерживать хорошее настроение, но мы знаем, что это одна из особенностей подросткового возраста. 3) Сравнивая результаты ценностных приоритетов, мы можем заметить преобладание в неполных семьях ориентации на выживание. Скорее всего, это связано с денежными затруднениями родителей. На нравственные ценности большая ориентация у полных семей. 4) Родители не хотят, чтобы дети повторяли их профессию. По всей видимости, на это есть несколько причин: собственная профессиональная неудовлетворенность, разочарование, недостаточная заработная плата и д.р. 5) Обе категории родителей одинаково ориентированы на привитие религиозных ценностей. 6) Родители из второй выборки больше влияют на выбор друзей своих детей. 7) Рассматривая положительную оценку воспитательной компетенции собственных родителей можно увидеть схожесть во мнении. Сравнивая процентное соотношение данных по таблице ИРС подростков, можно сделать следующие выводы: 8) Очевиден одинаковый процент завышенной и заниженной самооценки в обеих выборках, следовательно, исключительного влияния на самооценку наличие обоих родителей не оказывает. 9) Однако можно заметить значительную разницу между выборами родителей. Дети из неполных семей все ставят маму выше себя, а из полных семей только половина. При выборе отца наблюдается совершенно противоположная картина: 88% - выборка 1 и 33% - выборка 2. Дети из неполных семей в большей части отцов воспринимают отрицательно, или же просто не включают в свое общение. 10)Среди положительных качеств обе группы детей выбирают доброту, отвергают злость, хамство, глупость. 11)Среди личных качеств доброту выделяют больше детей из выборки 2. Меняющееся настроение отмечают обе категории, это еще раз подтверждает, что данное качество является особенностью подросткового возраста. Заключение
Обзор литературы, посвященной подростковой субкультуре позволил сделать вывод о том, что эта тема исследуется как зарубежными, так и отечественными учеными в связи теоретических и практических аспектов. Данное исследование подтверждает теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского[2] и теорию социализации А.В. Мудрика [9 с.32]. Наше предположение о том, что на субкультуру подростков в большей степени влияют приоритетные семейные ценности, а не состав семьи - подтвердилось. В связи с этим, осуществляя социальное воспитание педагогам необходимо иметь представление об особенностях семейного воспитания, о характерных для данной семьи ценностях. Эти знания создают предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут использовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных организаций, и оказывать индивидуальную помощь воспитанникам [9]. Список используемой литературы
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 440 с. 2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: 1960. 3. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учебное пособие для студ. вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2001. - 154с. 4. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д, Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сборник статей. - М.: МГУКИ, 1995. - 130с. 5. Клюско Е.М. Культурно - досуговая деятельность населения России: Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 1999. - 132с. 6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. · Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Юрайт, 1999. - 523с. 1. Медведева И.С. Театр, где играют куклы: Пьесы, методика, программа. - М.:ВЦХТ, 1999 - 157с. 2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 200с. 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 456 с. 4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с. 5. Петровский А.В. Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987. 6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. 7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с. 8. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. Учебное пособие. М.: 2002. --128 с. 9. Фельдштейн Д.И. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. 10.Чижиков В.М. Культурно - досуговая деятельность: Учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2000. - 230 с. 11.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. 12.Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996 Приложение
Анкета для родителей. Возраст вашего ребенка________________пол_________ Состав семьи: полная, неполная, бабушки и дедушки, другие дети (нужное подчеркнуть.) 13.Что в характере вашего ребенка вас радует? Подчеркните соответствующее. А 1- хорошие способности к учению; - хорошая работоспособность на уроке; - хорошая память, внимание; Б 4- сильная воля, уверенность в себе; - дисциплинированность, вежливость, послушание; - умение всегда быть в хорошем настроении; - доброта, чуткость, внимание к людям; - умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками; В 9- умение вести себя в обществе; - отсутствие злопамятности, мстительности; - умение трудиться, трудолюбие; - скромность, застенчивость. 14.Что в характере вашего ребенка вас огорчает? А 1- слабые способности к учению; - низкая работоспособность на уроке; - плохая память, внимание; Б 4- недисциплинированность, грубость, непослушание; - слабая воля, неуверенность в себе; - неумение держать хорошее настроение, - озлобленность, жестокость, невнимание к людям; - неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками; В 9- неумение вести себя в обществе; - злопамятность, мстительность; - неумение трудиться; - излишняя скромность, застенчивость. 15.На что бы Вы ориентировали своего ребенка в будущем? Отметьте в порядке убывания. · материальное благосостояние; · высокий социальный или профессиональный статус (карьера); · выживание; · высокие нравственные ценности; · иное __________________________________________ 1. Какой % семейного бюджета тратится на питание Нужное подчеркнуть. - 100%; - 75%; - 50%; - меньше. 2. Остаются ли средства на совместный отдых? - да; - нет. 3. Влияете ли Вы на выбор друзей вашего ребенка? - да; - нет. 4. Хотите ли Вы, чтобы ребенок повторил Вашу профессию? - да; - нет; - не обязательно. 5. Хотели бы Вы привить ребенку религиозные ценности, традиции? - да; - нет; - не обязательно. 6. Как Вы считаете, Ваши родители воспитывали вас правильно? - да; - нет; - не всегда.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.007 с.) |