Выявление, развитие и совершенствование юных талантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление, развитие и совершенствование юных талантов



 

В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской расы, призванной повелевать другими, «низшими» расами.[9]

В этих условиях воспитание «сильной личности», истинного арийца было основной целью всех учебных заведений.

Если исходить из марксистского учения, согласно которому «человека создал труд», то личность молодого человека соответственно должна формироваться в процессе учебы. При Сталине были строго запрещены все тесты на проверку уровня интеллекта. Георг Люкач, один из наиболее образованных и здравомыслящих философов-марксистов, критически относился ко всем попыткам сталинистов доказать разумность и справедливость уравнительного подхода. Он, не скрывая иронии, говорил, что «талант уже есть отклонение от нормы». Изменения, происшедшие в жизни общества после смерти Сталина, не могли не сказаться на системе народного образования. В Советстком Союзе и других социалистических странах стали открываться школы для особо одаренных детей.

Каждый талант уникален и поэтому требует особенно бережного и деликатного обращения. Талантливая личность более склонна к самоанализу и самооценке.

Проследив жизненный путь очень многих известных людей, американский ученый Бенджамин Блюм пришел к выводу, что их талант развивался и совершенствовался при заботливом участии родителей и учителей. Однако ни родителям, ни учителям никогда не следует забывать, что талантливый ребенок – это всего лишь ребенок, который особенно уязвим и подвержен влиянию взрослого мира. Стоит несколько слов сказать об общих способностях детей, не только музыкальных. Способности по далеко не полной классификации, без учета некоторых переходных форм, могут быть поделены на четыре типа:

- художественные способности состоят в том, что блестящий музыкант, например, может быть, однако, и блестящим математиком;

- психомоторные способности, то есть умение владеть своим телом, дети с такими способностями становятся спортсменами и танцорами;

- способности социального характера – имеется в виду умение быстро находить контакт с людьми различных типов, характеров, склонностей; дети с такими способностями становятся психологами, продавцами, менеджерами, дирижерами;

- интеллектуальные способности общего характера, которые реализуются в различных сферах человеческой деятельности.

Надо сказать, что при недооценке способностей ребенка резко меняется его модель поведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание.

Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний необходимы такт, терпение, особая деликатность. В помощь родителям и учителям разрабатываются специальные тесты. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и учителя.

Каким же способом семья и школа могут способствовать творческому развитию ребенка? В семье, где читают книги и газеты, обсуждают политические и другие проблемы, ребенок развивается быстрее, чем по специально разработанным программам.

Что касается музыкального развития ребенка в семье, то для развития необходимо создать соответствующий микроклимат. Ребенок должен расти в спокойной, доброжелательной обстановке, ощущать свою защищенность. Музыкальные занятия способствуют развитию органов чувств ребенка.

После родительского дома важное место в развитии и воспитании ребенка занимает школа. Мудрый, опытный, внимательный учитель обязательно поможет талантливому ребенку в его развитии. Развитие способностей ребенка возможно и в рамках общеобразовательной школы, при условии организации внеклассных дополнительных занятий. Одаренные дети, собранные в специальные классы и школы, могут оказаться в изоляции от остальных детей. Если же способному ребенку по каким-либо причинам приходится расстаться со специальной школой и перейти в общеобразовательную, то это обычно вызывает у него тяжелые душевные страдания, что может привести к депрессии и даже к психическому заболеванию.

Интеллект – это та сила, которая помогает проникнуть в глубь вещей. Основная задача общества любого типа культуры состоит не только формирование высоконравственной личности, но и выявить творческие способности каждого ребенка.

 

Гены – носители информации

 

Прежде выдающиеся способности одаренных детей вызывали лишь всеобщее удивление и восхищение, о них писали, но не пытались изучать, научно объяснить этот феномен.

Одаренный ребенок, по мнению ученых, есть прямое «попадание генов в цель». В некоторых семьях талант в определенной области передается из поколения в поколение. В частности, в семьях актеров у детей рано проявляются лицедейские способности, и они идут по стопам родителей. Музыкальный талант в семье Бахов, немецких музыкантов из Тюрингии, наследовался несколькими поколениями в течение более 200 лет. У прадеда Иоганна Баха, известного музыканта, было три сына, которые были одарены блестящими музыкальными способностями, и несколько внуков, прекрасно игравших на органе, клавесине, виолончели. Правнук Иоганн Себастьян Бах, талант которого особенно ярко раскрылся в зрелые годы, уже в 6 лет сочинял музыкальные пьесы.

Наследование музыкальных способностей свидетельствует о генетической природе таланта. Ученый-исследователь Ревеж отмечал, что у 85% музыкально одаренных детей родители также имели музыкальные способности. Музыкальный талант обычно наследовался от отца. Бах, Бетховен, Беллини, Бизе, Вивальди, Вебер, Лист, Моцарт унаследовали талант от отца. И только Гуно, Григ, Мендельсон и Рубинштейн – от матери.[10]

Ученые не располагают пока достаточным количеством научных данных, позволяющих объяснить, почему музыкальный талант чаще наследуется по отцовской линии и почему часто после музыкального наследуется математический талант.

Под наследственностью понимается способность организма воспроизводить определенные родительские признаки в следующих поколениях. Наследуются, однако, не готовые качества и свойства, а только предпосылки, задатки к ним. Как разовьются эти задатки, в значительной степени будет зависеть от окружающей среды, от того, будет ли она способствовать их развитию или тормозить его.

С точки зрения генетики секрет ранней одаренности уже не кажется столь загадочным. Очень важное значение имеет та информация, которая заложена в генах, или, лучше сказать, генные команды, управляющие развитием головного мозга.

Так обеспечивается умственная деятельность человека, повышается уровень его интеллекта, что в свою очередь позволяет судить о степени его дарования.

Приведем примеры музыкальных дарований. Одним из наиболее ярких примеров раннего – в детском возрасте – проявления музыкальной гениальности был Вольфганг Амадей Моцарт. Он был музыкантом универсального дарования. В жизни и творчестве этого великого композитора во всей полноте отразились блеск и нищета музыкального гения. Многое из того, что пришлось испытать Моцарту, выпало на долю и других великих композиторов, может быть, в более мягкой или несколько иной форме.

Что касается этно-культурного компонента как истока музыкального таланта Моцарта, то его предки жили в баварской части Швабии. Отец Моцарта, строгий и замкнутый человек, обладал большим чувством ответственности и крестьянской смекалкой. У маленького Моцарта был феноменальный музыкальный слух и редкая музыкальная память. В четыре года мальчик мог подсказать музыканту-профессионалу, что его скрипка расстроена на четверть тона. Музыка Моцарта на века пережила создателя. Его музыка стала частью божественного мира, первозданной природы. Строгость и точность построения удивительно сочетаются в ней с певучестью и мелодичностью. Творчество Моцарта гениально в истинном значении этого слова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.222 (0.007 с.)