Процесса на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесса на уроках русского языка



В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко. Так, Т.С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы.[1] Некоторые авторы творчеством ученика считают даже подчёркивание суффиксов.

Другие, в частности Н.Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.[2]

Полнее понимают творческую работу Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин,
И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников усматривает
элементы творчества учащихся прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения

 

 

поставленных вопросов.[3] «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового».[4]

Нет единого мнения в определении сущности такого вида работы, как творческой диктант, который самим названием как бы подчёркивает свою принадлежность к работам творческого характера. Так, Н.С. Поздняков[5] относит к творческим диктантам два вида упражнений: составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм (однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм (однотипных или разных типов), лучшие из которых диктуются и записываются; составление связанных текстов с использованием заранее указанных орфограмм. М.Ф. Ушаков, Т.А. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, относящихся к творческому диктанту:
1) на вставку слов и словосочетаний и 2) творческий диктант с заменами. Так, Т.А. Ладыженская относит к творческим диктантам «такой вид упражнения, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определённые слова и словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями»[6] Иногда не совсем правомерно к творческому диктанту относят составление предложений или текстов с заданными словами. Это самостоятельный вид упражнения творческого характера.

Такое расхождение в определении отдельных видов творческих работ учащихся вполне естественно, так как не которые из них, действительно, являются переходными от воспроизводящих к творческим и готовят учащихся к работам собственно творческого характера. Но вместе с этим, думается, неправомерно сводить творческие работы, применяемые в практике изучения русского языка в школе, только к сочинениям.

Мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые считают главным признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности, которая применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку какой-либо работы, если это требуется по заданию и т.п.

Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения.

Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всестороннее понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности придаётся строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.

Таким образом, проблеме воспроизводящей и творческой деятельности учащихся находится в стадии разработки новых направлений и методик. Требуется большая работа по апробации предлагаемых систем развития творчества. Необходимо также уточнение основных критериев и оценки творчества, роли учителя в развитии творчества учащихся.

Учебный процесс в школе принято расчленять на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретённых знаний в общественной практике и в дальнейшей познавательной деятельности. На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся.

Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они протекают в органическом единстве между собою. Более того, они не редко протекают слитно. Так, например, ознакомление учащихся с новым учебным материалом одновременно включает в себя и закрепление. Нередко и на самом уроке учитель, объясняя новый материал, одновременно проводит и его закрепление.

Рассмотрим указанные этапы познавательной деятельности подробнее.

Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Остановимся лишь на важнейших его видах: на изложение учебного материала педагогом и самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания, смыслового понимания, пересказывания, критической оценки, а иногда и простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в третьих анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.

Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (III класс). Учитель предлагает детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Учитель склоняет на доске. Выделяются окончания.

— Ребята, какие слова склоняются одинаково (сходно)? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (I скл.)? Ко второй группе (II скл.)? К третьей группе (III скл.)? Обратите внимание на окончание и род имён существительных.

С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I-ому склонению, ко II-ому склонению, к III-ему склонению.

Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. То, что закрепление знаний, умений и навыков по преимуществу носит воспроизводящий характер, не подлежит сомнению. Вместе с тем надо иметь в виду, что в ходе закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания. При обобщающем повторении особенно ярко обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с дословным или близким к тексту воспроизведением требуется воспроизведение, основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или разграничении по признакам общности или отличия. С целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.

Так, на уроке обобщающего повторения по теме «Падежи имён существительных учащиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и предлоги. Предлагаются вопросы:

В форме каких падежей неодушевлённое имя существительное отвечает на один вопрос?

С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?

С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме одного падежа?

Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл.

Сказочный герой — герой из сказки, земляничное варенье — варенье из земляники, южный ветер — ветер с юга и т.д.

Нечто подобное мы можем наблюдать и при формировании умений и навыков, когда наряду с совершенствованием умений и навыков по сложившимся образцам и предложенным алгоритмам учащиеся овладевают новыми умениями и навыками и переносом ранее сложившихся умений в новые условия.

На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа получила в своё распоряжение хрестоматии по большинству учебных дисциплин, различный дидактический материал, тетради с печатной основой, отдельные программированные пособия, произведения художественной литературы, теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная дополнительная литература, словари и справочники, различные виды периодических изданий.

Однако из всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее, но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности ученика имеет учебник как основное пособие.

Определяющее положение учебника в системе учебных пособий объясняется прежде всего теми учебно-познавательными функциями, которые исторически связываются с понятием «учебник». Назначение последнего, во-первых, быть источником систематизированных знаний, во-вторых, обеспечивать доступность восприятия систематизированных знаний и условия закрепления их в памяти учащихся, в-третьих, нести дополнительную информацию и знакомить с путями её приобретения,
в-четвёртых, осуществлять методическое руководство процессом усвоения, закрепления, практического применения знаний.

Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и воспроизводящей, и творческой. Например, составление простого плана, устное или письменное изложение прочитанного является воспроизводящей деятельностью, составление сложного плана, написание сочинения, составление и решение оригинальных задач — творческой.

Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают различные методы обработки и усвоение материала учебника. Среди них важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как наиболее лёгкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем — пересказ — как действие воспроизводяще-творческого характера, которому присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод освоения материала.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:

1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.

Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно,
праздник, чувствуется.

Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:

Ребята были в лесу. Вдруг слы¼: во¼ ёлочки кто-то шур¼. Там ё¼! Напала Жучка на ¼ ¼. Да не тут ¼! Наколола она нас и ¼.

Также частично творческий характер носит работа по исправлению предложений:

Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.

2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».

1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькие слёзы.
(2 – 5 – 1 – 3 – 4).

Выполнение следующего задания также является примером работы с творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ, написать изложение от I-ого лица (от имени охотника).

Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик удивился такой музыке. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе раздался певучий звук струны.

Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант!

(По В. Бианки)

3) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий, сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение — миниатюру.

Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную каждым ребёнком тему. Необходимое условие — текст должен быть насыщен глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование было живым, динамичным.

Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому.

Кратко рассмотрев отдельные этапы познавательной деятельности учащихся, более подробно мы остановились на этапах закрепления материала по русскому языку и обучения умениям и навыкам. Мы разработали систему заданий, формирующих познавательный интерес школьников, для использования на этих этапах обучения.

Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим работам.

Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.

При закреплении материала по русскому языку учащиеся также выполняют упражнения от воспроизводящих до творческих. Схематично виды заданий при закреплении материала по русскому языку можно изобразить так. (См. схему № 1)

Например, при закреплении материала по теме «Сложное предложение» (эта тема даётся в учебнике Полякова) в III классе учащиеся выполняют такие работы воспроизводящего характера: ответы на вопросы учителя по теме, приведение примеров, выполнение упражнений с заданием: «Поставь запятую в сложных предложениях».

 

 

Схема № 1

 

 

 


Переходом к творческим упражнениям являются воспроизводяще-творческие.

1. Работы на преобразование объекта. При закреплении теоретического материала учащиеся отвечают на вопросы учителя, требующие аргументации, доказательств. Например: «Объяснить, нужна ли запятая перед союзом «и» и почему». Из работ на практическое применение предлагается упражнение с заданием «Поставь, где надо, запятые». Даны сложные и простые предложения с однородными членами. Или задание: «Исправь ошибки». Запятые в некоторых предложениях этого упражнения отсутствуют или поставлены неверно.

2. Работы на многозначное практическое применение требуют применения целого ряда правил. Например, сделать вывод, в каких случаях перед союзом «и» запятая ставится, а в каких не ставится. Примером работы этого типа является выполнение упражнения с заданием: «Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы».

3. Примером работы комбинированного характера будет упражнение с заданием: «Из данных простых предложений образуйте сложные предложения. Запишите их, расставляя знаки препинания».

Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательных интересов учащихся.

Примером творческой работы является изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, высказывание собственных суждений и т.д.

Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной музыкант». Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях. Детям даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и озаглавить текст.

Дети с заданием справились. Заглавие дано близкое к авторскому: «Лесной музыкант», «Медведь-музыкант», значит, дети поняли основную мысль текста, отношение автора к герою. Изложение во всех работах велось от имени охотника. Текст излагался по плану, не были упущены никакие важные моменты. Весь класс справился с заданием.

Также примером творческой работы служит написание сочинения-минитатюры на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание — текст должен быть насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным. При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.

В целом класс с заданием справился. Описание получилось красочным, прилагательные употреблялись уместно, без излишеств. Сохранён стиль волшебной сказки. Приведём пример. Так описала поляну Ира Перемикина: «Долго ли, коротко ли вышел Иван Царевич на волшебную поляну. А там такая красота, что глаз не отвести! Травушка золотая, берёзка такая ласковая, что уходить не хочется, цветочки точно зорьки красные. А солнышко ласково сладкую речь говорит. Пенёчек там небольшой стоит. Около пенёчка уселись звери самые разные: медведь жёлтый, белка голубая, лиса фиолетовая и заяц зелёный.».

При обучении умениям и навыкам, также как и при закреплении материала, возможны работы как творческого, так и воспроизводящего характера. Схематично виды упражнений на этапе обучения умениям и навыкам можно показать так (см. схему № 2).

Схема № 2

 

 


Приведём примеры работ воспроизводящего и творческого характера, используемых при обучении умениям и навыкам.

Упражнения по образцу имеют целью обеспечить первичное закрепление усваиваемых знаний и формирования у учащихся умений применять эти знания (примеры заданий см. стр. 59).

Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение теоретического материала, совершенствование первично приобретённого умения и формирования навыка (примеры заданий см. стр. 60).

Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности.

Так, примером творческой работы на этапе обучения умениям и навыкам является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами описания.

В ходе эксперимента были проведены две таких работы. Перед написанием сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за изменением природы осенью, сравнивали описание осени в произведениях разных авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы ранней и поздней осенью.

Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикой было написание сочинения-миниатюры «Два осенних листа». На экскурсии дети рассматривали листья деревьев, сравнивали их. Каждый взял домой два понравившихся ему листа. На уроке русского языка дети написали сочинения.

Приведём примеры некоторых работ.

Из сочинения Маши Быковой: «¼ Когда он [лист берёзы] парит в воздухе, то чем-то походит на бабочку. Лежит на листике берёзовом роса и похож листик на короля, одетого в серебро. Лист рябины тоже похож на бабочку, когда летит по воздуху. Но он уже походит не на короля в серебре, а на горсть ягод брусники...»

Совсем другое сочинение у Ани Чугуновой: «¼ Берёзовый лист небольшой, широкий, а острые зубчики придают листу ажурный вид. У берёзового листа черенок и жилки короткие, и на черенке один листик. А у рябинового листа, напротив, большой и узкий. Черенок и жилки у него длинные, а листиков на черенке много¼»

При выполнении следующий работы от детей требовался, на наш взгляд, ещё более творческий подход. Дети писали сочинение на тему «Разная осень». Сравнивались ранняя («золотая») осень, дождливая («мокрая») осень и поздняя («снежная») осень.

Отрывок из сочинения Арины Большуновой: «Уходит золотая осень. Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный наряд. Кустов безлиственные прутья торчат из грязи. А солнце почти не выглядывает из-за чёрных туч. И это печальное время осени кончается. И начинает идти первый неприятный мокрый снег. Он идёт мелким градом. Стало совсем холодно. Вода в реках, озерах стала чёрной, и у края покрылась тонкой корочкой льда¼»

Совсем другое описание у Кати Черновой: «¼ Золотая осень — деревья ещё не скинули свой пёстрый наряд. На улице такая тишина. Красота. На траве видна паутина — это «бабье лето». но бывает ещё и другая осень. Дождь. Небо становится серым. На улице холодно. В такую дождливую погоду я читаю или сплю на диване под тёплым пледом¼»

Также одним из видов творческих работ на уроках русского языка является написание сочинения по картине. Такая работа с детьми проводилась впервые. Сочинения были не перечислением изображённых художником предметов, а связанным текстом. У каждого ученика чувствуется свой стиль — от поэтического описания до юмористического, шутливого.

Так, отрывок из сочинения Кати Черновой по картине А.С. Григорьева «В озёрном краю»: «На этой картине изображена весна. Голубое небо, по которому плывут, словно белые барашки, облака. Зеркальная гладь озера, по берегам которого виднеется нежно-зелёная травка. Полупрозрачная крона дерева, которая отражается в озере, кусты, на которых уже появляются листики¼»

Свой стиль у Лены Багиной: «¼ Мальчик лет десяти стоит у озера и что-то рассматривает. Он, наверное, смотрит на уток, потому что собака смотрит в ту же точку с высунутым языком — всё-таки хочется скушать свежую утку. Видно, что мальчик деревенский: городской не пошёл бы утром на рыбалку¼ Видно, что мальчик находится где-то в Сибири. Это можно узнать по пятнистым коровам¼».

На интегрированных уроках русского языка и литературы (после изучения басен Крылова) детям было предложено написать басню. После повторения особенностей построения текста басни, отличительных черт жанра, ученики сочиняли басни. С заданием все справились. Некоторые написали басни в стихотворной форме. Сохранены особенности жанра, чётко сформулирована мораль.

Творческие работы выполнялись детьми и дома. Ученики оформляли свои сочинения, рисовали.

Эксперимент проводился в 3 «А» классе школы № 50 г. Новосибирска. Контрольный класс — 3 «Б».

Результаты анкетирования показали, что после проведения эксперимента, связанного с использованием творческих заданий на уроках русского языка (риторики и русского языка) и математики (геометрии), у учащихся экспериментального класса повысился интерес к этим предметам. Интерес к этим предметам у учащихся контрольного класса остался примерно на том же уровне (см. таблицу).

Уровень развития познавательного интереса учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов не изменился. Учащиеся этих классов находятся на одном уровне развития познавательного интереса.

 

А»

 

Число опрошенных уч-ся

Направленность интересов

Русск. язык Риторика мате-матика гео-мет-рия литература при-родовед. история музы-ка тан-цы физ-ра ИЗО труд театр ОБЖ англ. язык
12 чел 6 3 9 3 2 3 5 3 5 4 8 7 4 4 2
100 % 50 25 69 25 17 25 42 25 42 33 66 59 33 33 17
12 чел 7 6 9 7 5 5 5 5 5 8 9 7 4 3 1
100 % 59 50 69 59 42 42 42 42 42 66 69 59 33 25 8

 

 

Б»

 

Число опрошенных уч-ся

Направленность интересов

Русск. язык Риторика мате-матика гео-мет-рия литература при-родовед. история музы-ка тан-цы физ-ра ИЗО труд театр ОБЖ англ. язык
12 чел 7 8 11 6 9 7 5 6 7 7 8 5 9
100 % 59 66 92 50 69 59 42 50 59 59 66 42 69
12 чел 8 7 12 7 9 10 3 5 7 7 8 3 9
100 % 66 59 100 59 69 86 25 42 59 59 66 25 69

 

 

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников. Нами разработана система творческих заданий, применимых на этапах закрепления материала по русскому языку и обучения умениям и навыкам.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

 

 

§ 2. Воспроизводящие и творческие работы учащихся

при закреплении материала по русскому языку

Закрепление на уроках русского языка имеет свою специфику и решает такие задачи: как уточнение и упрочение теоретических сведений, выработка необходимых навыков правописания, развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся, развитие их мыслительных способностей.

Воспроизводящий и творческий процессы познавательной деятельности учащихся в конкретной практике закрепления находят выражение в выполнении ими работ соответствующего характера.

Условно работы учащихся можно разделить на воспроизводящие, воспроизводяще-творческие и творческие.

Работы учащихся воспроизводящего характера на этапе закрепления материала по русскому языку имеют целью дальнейшее осмысление и углубление полученных теоретических сведений, усвоение важнейших грамматических понятий, правил правописания, упражнение учащихся в практическом применении новых знаний к конкретным случаям.

Специфика этих работ в том, что они предполагают в зависимости от материала дословное, близкое к тексту или более свободное воспроизведение теоретического материала, выполнение практических действий на опознание нового объекта, на применении новых сведений в подобных ситуациях, на отыскание сходных или различных признаков у тех или иных грамматических объектов часто с соблюдением заданной логики и последовательности рассуждений и т.п. Цель этих работ — накопление знаний и опыта применения их в типичных, сначала менее сложных ситуациях, подготовка к выполнению заданий более сложного и самостоятельного характера.

Остановимся на некоторых видах работ учащихся, нашедших достаточно широкое применение в практике закрепления материала по русскому языку, которые можно отнести к работам воспроизводящего (репродуктивного) характера.

1. Прежде всего словесное воспроизведение определений грамматических понятий и формулировок орфографических или пунктуационных правил. Само собой разумеется, что усвоение учащимися основных понятий и правил должно быть сознательным, основанным на понимании существа грамматического закона и конкретных условий его действия. Но в целях более глубокого овладения основами грамматических знаний и выработки прочных умений, навыков от учащихся требуется точное запоминание формулировок определений, понятий и правил и дословное или близкое к тексту их воспроизведение.

2. Широко используются в практике закрепления ответы учащихся на отдельные вопросы по той или иной части информации, которая может воспроизводиться более или менее свободно, своими словами. Например: «Что такое приставка?», «Для чего нужна приставка?», «Как пишется слово с предлогом и с приставкой?»

3. В конце урока с целью закрепления, подведения итогов проведенной работы и одновременно с целью развития речи учащихся нередко используется такой вид работы, как последовательное изложение всего содержания нового материала, изученного на уроке. Например, при изучении темы «Склонение имен существительных» детям предлагаются вопросы: «Что такое склонение?», «Какая часть слова изменяется при склонении имен существительных?», «Почему окончание изменяется?», «Все ли существительные склоняются?».

4. Эффективным видом работы является составление учащимися простого плана по содержанию изученного на уроке материала. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов. Так, например, при закреплении материала по теме «Имя существительное» учащимися может быть составлен следующий план:

I. Имя существительное как часть речи.

II. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

III. Собственные и нарицательные имена существительные.

IV. Род имен существительных.

V. Изменение по числам.

VI. Изменение по падежам.

Из воспроизводящих работ практического характера, применяемых при закреплении материала, назовем следующие.

5. Приведение примеров на только что изученное грамматическое понятие или правило. Первые примеры учащиеся обычно берут из текста учебника или сообщения учителя, а затем по аналогии, образцу дают свои (сначала простейшие) примеры.

6. Практические работы на нахождение, узнавание грамматического объекта в той или иной конкретной ситуации. Они основаны на операции установления сходства или различия. В таких работах от учащихся требуется что-либо найти, назвать, указать, выделить, подчеркнуть (слово, часть слова, часть речи, член предложения, словосочетание, предложение). Примером такой работы является выполнение упражнения при закреплении материала по теме "Приставки и предлоги". Задание: Выпишите сначала слова с предлогами, затем с приставками. Выделите у глаголов корни и приставки. Подчеркните в приставках буквы а  и о.

7. Заполнение или составление простейших таблиц с предложенными учителем рубриками по материалу конкретного урока с использованием содержания отдельных уже изученных вопросов. Пример такого задания для урока закрепления материала по теме "Глагол". Проделать такое упражнение: написать в тетрадях предложение "Я читаю книгу", потом устно изменить глагол по временам и числам; записать все полученные предложения в виде таблицы:

 

Времена

Числа

единственное множественное
настоящее прошедшее будущее Я читаю книгу  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.095 с.)