Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога

Поиск

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога

1.1 Понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога

1.2 Основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога

2.1 Цель, задачи и содержание экспериментальной работы

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Актуальность темы.

Проблема мотивации профессиональной деятельности дефектолога в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры мотивации профессиональной деятельности дефектолога, знание мотивов, побуждающих к работе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов профессиональной деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для дефектологов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B. C. Магуна, B. C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу.

Цель исследования - исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.

Предметом исследования являются мотивационный комплекс дефектолога.

Объект исследования - дефектологи детских садов г. Брянска.

Задачи исследования:

дать понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога;

изложить основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;

провести исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.

Методы исследования

В процессе работы использовались следующие методики:

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева.

Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова).

Гипотеза: существует взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом дефектологов.


Заключение

 

Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности дефектолога. Изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого дефектолога. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у дефектологов новых целей и потребностей.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Пути становления и особенности мотивации для каждого дефектолога индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации дефектолога.

Таким образом, на основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли специалист профессиональную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на профессиональную мотивацию мнение коллег с тем или другим уровнем способностей.

Говоря о внутреннем типе мотивации, следует отметить то, что для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.

У дефектологов присутствует интерес к работе, они удовлетворены своими достижениями в работе, их устраивают взаимоотношения с сотрудниками и руководством, но низкий уровень притязаний в профессиональной деятельности, они все же предпочитают выполняемую работу высокому заработку, они не удовлетворены условиями труда, профессионально ответственны.


Список литературы

 

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 2011.

2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2013. - С.122.

.   Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 2011.

.   Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 2012. - С.63.

.   Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов // Вопросы психологии, 2011. - № 4.

.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2013.

.   Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 2012.

.   Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т.2/Под ред.Г. Г. Аракелова. - М., 2013. - 376 с.

.   Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 2012.

.   Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 2013.

.   Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации специалистов // Вопросы психологии, 2012. - № 2.

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. - М., 2011.

.   Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 2012 - № 4.

.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 2011.

.   Ковалев А.Г. Психология личности.3-е изд., переработ. и доп. - М., 2012.

.   Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.1. - Л., 2013. - 264 с.

.   Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред.А. А. Бодалев. - М., 2012. - 191 с.

.   Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. - Л., 2012.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2012. - 304 с.

.   Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 2012.

.   Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 2012. - № 6. - С.126-135.

.   Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 2011.

.   Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М., 2012. - 136 с.

.   Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - М., 2011. - 256 с.

.   Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 2011. - 25 с.

.   Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 2011.

.   Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 2011.


Приложение

 

Приложение 1

 

Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А.А. Реана). Бланк ответов

  1 2 3 4 5
  в очень незначительной мере в достаточно незначительной мере в небольшой, но и в немаленькой мере в достаточно большой мере в очень большой мере
1. Денежный заработок          
2. Стремление к продвижению по работе          
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег          
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей          
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других          
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы          
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности          

 


Приложение 2

Методика "Интегральная удовлетворенность трудом <http://vsetesti.ru/203/> А.В. Батаршева"

  N Среднее Т-критерий Значимость различий
Интерес к работе 25 3,84 2,080 ,043
  25 3,24    
Удовлетворенность достижениями в работе 25 2,88 1,912 ,062
  25 2,24    
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками 25 4,16 2,695 ,010
  25 3,24    
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством 25 2,84 1,758 ,085
  25 2,24    
Уровень притязаний в профессиональной деятельности 25 2,08 -,868 ,390
  25 2,24    
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку 25 1,44 -1,041 ,303
  25 1,76    
Удовлетворенность условиями труда 25 1,48 -,837 ,406
  25 1,72    
Профессиональная ответственность 25 1,12 ,184 ,855
  25 1,08    
Общая удовлетворенность трудом 25 16,44 2,631 ,011
  25 14,56    

 


Приложение 3

Ключи к Тесту - опросник измерения мотивации достижения

Ключ к форме А

№ п/п +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
1 7 6 5 4 3 2 1
2 1 2 3 4 5 6 7
3 7 6 5 4 3 2 1
4 1 2 3 4 5 6 7
5 7 6 5 4 3 2 1
6 1 2 3 4 5 6 7
7 7 6 5 4 3 2 1
8 7 6 5 4 3 2 1
9 1 2 3 4 5 6 7
10 7 6 5 4 3 2 1
11 1 2 3 4 5 6 7
12 1 2 3 4 5 6 7
13 7 6 5 4 3 2 1
14 7 6 5 4 3 2 1
15 1 2 3 4 5 6 7
16 1 2 3 4 5 6 7
17 7 6 5 4 3 2 1
18 1 2 3 4 5 6 7
19 7 6 5 4 3 2 1
20 1 2 3 4 5 6 7
21 7 6 5 4 3 2 1
22 1 2 3 4 5 6 7
23 1 2 3 4 5 6 7
24 7 6 5 4 3 2 1
25 1 2 3 4 5 6 7
26 1 2 3 4 5 6 7
27 1 2 3 4 5 6 7
28 7 6 5 4 3 2 1
29 1 2 3 4 5 6 7
30 1 2 3 4 5 6 7
31 7 6 5 4 3 2 1
32 1 2 3 4 5 6 7

Ключ к форме Б

№ п/п+3+2+10-1-2-3              
1 7 6 5 4 3 2 1
2 7 6 5 4 3 2 1
3 1 2 3 4 5 6 7
4 7 6 5 4 3 2 1
5 1 2 3 4 5 6 7
6 1 2 3 4 5 6 7
7 7 6 5 4 3 2 1
8 7 6 5 4 3 2 1
9 1 2 3 4 5 6 7
10 7 6 5 4 3 2 1
11 1 2 3 4 5 6 7
12 1 2 3 4 5 6 7
13 1 2 3 4 5 6 7
14 7 6 5 4 3 2 1
15 1 2 3 4 5 6 7
16 1 2 3 4 5 6 7
17 7 6 5 4 3 2 1
18 1 2 3 4 5 6 7
19 7 6 5 4 3 2 1
20 1 2 3 4 5 6 7
21 7 6 5 4 3 2 1
22 1 2 3 4 5 6 7
23 7 6 5 4 3 2 1
24 1 2 3 4 5 6 7
25 1 2 3 4 5 6 7
26 7 6 5 4 3 2 1
27 1 2 3 4 5 6 7
28 7 6 5 4 3 2 1
29 1 2 3 4 5 6 7
30 1 2 3 4 5 6 7

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога

1.1 Понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога

1.2 Основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога

2.1 Цель, задачи и содержание экспериментальной работы

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Актуальность темы.

Проблема мотивации профессиональной деятельности дефектолога в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры мотивации профессиональной деятельности дефектолога, знание мотивов, побуждающих к работе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов профессиональной деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для дефектологов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B. C. Магуна, B. C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу.

Цель исследования - исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.

Предметом исследования являются мотивационный комплекс дефектолога.

Объект исследования - дефектологи детских садов г. Брянска.

Задачи исследования:

дать понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога;

изложить основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;

провести исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.

Методы исследования

В процессе работы использовались следующие методики:

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева.

Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова).

Гипотеза: существует взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом дефектологов.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.012 с.)