ТОП 10:

Ретроспектива и предпосылки создания программы



Восток

«Восток» — серия одноместных пилотируемых космических кораблей КБ Королёва для полётов по околоземной орбите с катапультированием и посадкой космонавта на парашюте отдельно от спускаемого аппарата. (Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год)

Масса космического корабля вместе с третьей ступенью ракеты-носителя составляла 6,17 тонны, а их длина в связке — 7,35 м.

Корабль состоял из сферического спускаемого аппарата (массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 м) также выполняющего функции орбитального отсека и конического приборного отсека (массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 м).

Отсеки механически соединялись между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков

Корабль оснащался системами:
- автоматического и ручного управления
- автоматической ориентации на Солнце
- ручной ориентации на Землю
- жизнеобеспечения (рассчитанной на поддержание внутренней атмосферы, близкой по своим параметрам к атмосфере Земли в течение 10 суток)
- командно-логического управления
- электропитания
- терморегулирования
- приземления.

Для обеспечения задач по работе человека в космическом пространстве корабль снабжался:
- автономной и радиотелеметрической аппаратурой для контроля и регистрации параметров, характеризующих состояние космонавта, конструкции и систем
- ультракоротковолновой и коротковолновой аппаратурой для двусторонней радиотелефонной связи космонавта с наземными станциями
- командной радиолинией, программно-временным устройством, телевизионной системой с двумя передающими камерами для наблюдения за космонавтом с Земли
- радиосистемой контроля параметров орбиты и пеленгации корабля
- тормозной двигательной установкой ТДУ-1
и другими системами.

Восход

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток», но имел
- увеличенный передний приборный подотсек
- его спускаемый аппарат был переконфигурирован для полёта и посадки внутри СА двоих-троих космонавтов (для чего были исключены катапультные кресла и для экономии места космонавты располагались без скафандров)
- вариант для выходов в открытый космос имел навесную шлюзовую камеру.

Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» — с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в открытый космос) были ещё впереди.

Союз

Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1

Испытания начались в 1966 году

в 1968 году состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов»

в 1969 — первая пилотируемая стыковка и групповой полёт трёх кораблей

в 1970 — первый долговременный полёт

в 1971 — первые стыковка и экспедиция (после которой экипаж погиб) на орбитальную станцию «Салют»-ДОС.

Семейство «Союз»:«Союз» (в том числе 7К-Т, 7К-ТМ, 7К-МФ6, 7К-Т-АФ, 7К-С), «Союз-Т» (7К-СТ), «Союз-ТМ» (7К-СТМ), «Союз-ТМА» (7К-СТМА), «Союз-ТМА-М/ТМАЦ» (7К-СТМА-М)

Корабли этого семейства состоят из трёх отсеков:
- приборно-агрегатного отсека (ПАО)
- спускаемого аппарата (СА)
- бытового отсека (БО).

В ПАО находится:
- двигательная установка (ДУ)
- топливо для неё
- служебные системы

Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м, габаритный диаметр 2,72 м.

Двигательная установка это
- 24 двигателя причаливания и ориентации (ДПО) по 12 в коллекторе. Половина тягой 13,3 кгс, другая — 2,7 кгс.
- большой сближающе-корректирующий двигатель (СКД) тягой 300 кгс (предназначен для орбитального маневрирования и схода с орбиты; питается амилом и НДМГ)

Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей и аккумуляторов.

В спускаемом аппарате находятся
- места для космонавтов
- системы жизнеобеспечения
- системы управления
- парашютная система.

Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м, жилой объём 3,5 м³.

Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м, объём 5 м³. Он оснащён
- стыковочным узлом
- системой сближения (ранее Игла, ныне — система Курс).

В герметичном объёме БО располагаются
- грузы для станции
- иная полезная нагрузка
- ряд систем жизнеобеспечения (в частности туалет)

Через посадочный люк на боковой поверхности БО космонавты входят в корабль на стартовой позиции космодрома. БО может быть использован при шлюзовании в открытый космос в скафандрах типа Орлан через посадочный люк.

Л1

Лунно-облётная пилотируемая программа КБ Королёва

Корабль Л1 массой около 5 тонн являлся двухместным, состоял из
- спускаемого аппарата
- приборно-агрегатного отсека КК «Союз» (бытовой отсек не использовался) и был дополнительно оснащён:
- системой звёздной ориентации
- системой навигации
- системой дальней связи, для которой использовалась параболическая остронаправленная антенна.

У спускаемого аппарата была усилена теплозащита в связи со входом в атмосферу со второй космической скоростью.

Полёты космических кораблей Л1:

Интересной особенностью проекта был способ входа в атмосферу при возвращении на Землю. Вход в атмосферу совершался над южным полушарием Земли, при этом за счёт подъёмной силы спускаемый аппарат «отскакивал» от плотных слоёв атмосферы и снова поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Такая «двухнырковая» схема позволяла осуществить посадку в высоких широтах, на территории СССР.

Л3

Л3 — разработанный в КБ Королёва двухместный экспедиционный космический корабль советской лунно-посадочной пилотируемой программы Н1-Л3

Запуск корабля Л3 был предусмотрен на специально разработанной сверхтяжёлой ракете-носителе Н-1.

Помимо корабля Л3, 43-метровый 95-тонный отлётный лунный ракетный комплекс включал также две последние ступени носителя Н-1 — блоки «Г» (разгонный к Луне) и «Д» (до разгонный к Луне, переводящий на лунную орбиту и тормозящий ЛК при посадке).

Корабль Л3 состоял из
- 9,85-тонного лунно-орбитального корабля ЛОК (11Ф93)

- 5,56-тонного лунно-посадочного корабля ЛК (11Ф94)

После старта и перехода корабля Л3 на лунную орбиту он разделялся на два корабля, из которых ЛОК с одним космонавтом оставался на лунной орбите, а ЛК с другим космонавтом совершал посадку с последующим взлётом, стыковкой и расстыковкой с ЛОК, который затем отправлялся назад к Земле.

В конструкции стыковочного узла не было внутреннего люка-лаза, и высаживающийся на Луну космонавт переходил из ЛОК в ЛК и обратно через открытый космос посредством поворотной штанги-манипулятора или по внешним поверхностям.

Звезда

Военный пилотируемый корабль КБ Козлова, проект которого разрабатывался взамен «Союза 7К-ВИ» КБ Королёва, был доведён до предполётной стадии и был отменён в пользу комплекса КБ Челомея из военной орбитальной станции «Алмаз» и корабля ТКС.

ТКС

Пилотируемый корабль КБ Челомея для обслуживания военной орбитальной станции «Алмаз» и прочих задач Министерства обороны, запускавшийся на РН «Протон» только в беспилотном режиме, но стыковавшийся с орбитальными станциями (в том числе пилотируемыми) «Салют»-ДОС.

Заря

Заря (Индекс ГРАУ: 14Ф70) — советский многоразовый транспортно-многоцелевой пилотируемый космический корабль, разработанный РКК «Энергия» в 1985—1989 годах, производство которого так и не было начато в связи с сокращением финансирования космических программ.

Предполагалось многоцелевое использование корабля «Заря», рассчитанного на совершение полётов как в пилотируемом, так и в автоматическом режимах: как основное универсальное средство для доставки экипажей и некрупногабаритных грузов на орбитальную станцию «Мир» и возвращения их на Землю вместо используемых пилотируемых кораблей «Союз» и автоматических грузовых кораблей «Прогресс», для ремонта и дозаправки спутников на орбитах вплоть до геостационарной и различных других специальных одиночных миссий, а также, при необходимости, — как оперативное средство спасения экипажей станции «Мир» и крылатого многоразового корабля «Буран» (транспортирующего на станцию крупногабаритные грузы или модули либо выполняющего запуски, обслуживание, возвращение спутников и другие миссии).

Общая компоновка корабля похожа на лунно-облётный корабль Л1. Конструкция корабля «Заря» также состояла из приборно-агрегатного отсека и спускаемого аппарата (СА), аналогично имевшимся и в корабле «Союз», который, однако, кроме того имел бытовой отсек, не использовавшийся в «Заре» ввиду значительного увеличения спускаемого аппарата и перенесения на него стыковочного узла.

Основным отличием «Зари» от существующих космических кораблей можно назвать не парашютный, а ракетный вертикальный способ посадки[2] с использованием реактивных двигателей, работающих на керосине в качестве горючего и перекиси водорода в качестве окислителя (такое сочетание выбрано в связи с малой токсичностью компонентов и продуктов горения). 24 посадочных двигателя размещались по окружности модуля, сопла направлены под углом к боковой стенке корабля. На начальном участке спуска торможение планировалось осуществлять за счёт аэродинамического торможения до скорости примерно 50—100 м/с, затем включались посадочные двигатели, остаток скорости планировалось гасить за счёт деформируемых амортизаторов корабля и кресел экипажа.

Корабль «Заря» имел перспективный андрогинно-периферийный агрегат стыковки АПАС-89, который для стыковки с орбитальной станцией «Мир» также должен был использоваться на многоразовом корабле «Буран».

Алмаз

Долговременные пилотируемые военные орбитальные станции КБ Челомея, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Салют-2,-3,-5», «Космос-1870», «Алмаз-1», из которых две эксплуатировались пилотируемыми («Салют-3,-5»). Имели на борту в том числе оружие (пушки).

Салют-ДОС

Долговременные пилотируемые орбитальные станции ЦКБЭМ, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Космос-557», «Салют-1,-4,-6,-7», из которых все кроме первой эксплуатировались пилотируемыми. Две последние имели по два стыковочных узла и принимали одновременно на борт по два пилотируемых или автоматических грузовых и прочих корабля, в том числе тяжёлые ТКС.

ОКС «Салю́т» (ДОС-1, также проходит в документах как «Изделие 17К» или № 121) — первая в мире пилотируемая орбитальная станция. Создана по программе гражданских орбитальных пилотируемых станций «Долговременная орбитальная станция» (ДОС).

Рабочий отсек (РО) — основа орбитальной станции «Салют-1» представляющая собой цилиндр малого диаметра (диаметр 2,9 м, длина 3,5 м), соединённый конуснойпроставкой с цилиндром большого диаметра (диаметр 4,15 м, длина 2,7 м). Торцевые поверхности рабочего отсека образованы сферическими оболочками. Внутри корпуса по периметру установлена рамная конструкция, на которой закреплены агрегаты и узлы. Внутренним сечением рама образует квадрат, свободное пространство которого являлось обитаемой зоной для экипажа. Изнутри рама закрыта съёмными панелями, для удобства окрашенными в разные цвета (условный «пол», «потолок» и «стены»). В цилиндре малого диаметра размещены центральный пост управления станцией, зона отдыха, места для хранения и принятия пищи, спальные места. В цилиндре большого диаметра размещены научное оборудование, спортивные тренажёры, предназначенные для коррекции отрицательного влияния невесомости на организм космонавтов, душевая установка, в отдельном изолированном отсеке — космический туалет.

Переходный отсек (ПО) установлен перед цилиндром малого диаметра рабочего отсека. Его диаметр составляет 2 м, длина со стыковочным узлом 3 м. Между переходным и рабочим отсеком — люк с герметичной крышкой. На переднем конце переходного отсека — пассивный стыковочный узел, снабжённый люком с герметичной крышкой для перехода в транспортный космический корабль «Союз». На боковой поверхности переходного отсека — люк для проникновение внутрь станции при строительных работах на Земле. Снаружи переходного отсека установлены две неповоротные солнечные батареи («крылья»). В переходном отсеке также находились научные приборы.

Агрегатный отсек (АО) прикреплён к заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека, в котором размещалась корректирующая двигательная установка (КДУ) с топливными баками, двигатели системы ориентации и их топливные баки. Корректирующая двигательная установка была взята от КК «Союз», работала на двухкомпонентном высококипящем ракетном топливе (тетраоксид диазота + несимметричный диметилгидразин). Двигатели системы ориентации — тоже от «Союза», работали на однокомпонентном топливе (перекись водорода, в двигателях происходило её каталитическое разложение с образованием высокотемпературной смеси водяного пара и кислорода). По сравнению с КК «Союз» объём топливных баков был увеличен в два раза. Снаружи агрегатного отсека были установлены две неповоротные солнечные батареи («крылья»).

Электропитание станции производилось от никель-кадмиевых аккумуляторов, периодически производилась зарядка от солнечных батарей общей площадью 28 м2.

Снаружи корпус станции покрыт экранно-вакуумной изоляцией, препятствующей перегреву на освещённой Солнцем части орбиты и охлаждению в тени Земли. Также экранно-вакуумная изоляция защищает станцию от микрометеоритов. Под «нижней стороной» цилиндрической части малого диаметра бытового отсека находятся радиаторы системы терморегуляции, излучающие излишнее тепло в космическое пространство.

Газовый состав атмосферы на борту «Салюта-1» по составу близок к Земному, поддерживались нормальное давление и температура.

Углекислый газ, образовывавшийся при дыхании космонавтов, поглощался в регенеративных патронах, при происходящей химической реакции в атмосферу станции выделялся кислород.

Мир[

Фотография орбитальной станции «Мир» 24 сентября 1996 года

«Мир» — советско-российская пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция, функционировавшая в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года[1]. Базовый блок был выведен на орбиту ракетой-носителем Протон[2]. Первая многомодульная обитаемая орбитальная станция[3]. Спроектирована «НПО Энергия».

В состав станции входили следующие модули: Базовый блок, «Квант-1», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», Стыковочный модуль, «Природа», Основой для модулей послужили станции серии «Салют» и космические корабли «ТКС». Станция была обитаема с 13 марта 1986 года по 16 июня 2000 года. Обслуживалась кораблями серий «Союз» и «Прогресс». Провела 5511 суток на орбите Земли, из них 4594 дня была обитаема, совершив 86 331 оборот вокруг планеты.[]

За время существования станции на ней было проведено более 23000 экспериментов, поставлены два рекорда продолжительности пребывания в космосе Валерием Поляковым и Шеннон Лусид. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов. Были произведены первые эксперименты над растениями.[]

Орбитальная станция «Мир» была затоплена на «ККК» в Тихом океане 23 марта 2001 года по причине устаревания оборудования и недостатка финансовых средств на её поддержание

Мир-2[править | править код]

Основная статья: Мир-2

Программа создания орбитальной станции «Мир-2» (исходно «Салют-9») четвёртого поколения не была реализована в связи с распадом СССР, тяжёлым состоянием экономики и участием России в создании МКС.

Спираль[править | править код]

Основная статья: Спираль (авиационно-космическая система)

Многоразовая военная авиационно-космическая система КБ Микояна из беспилотного гиперзвукового крылатого самолёта-разгонщика и пилотируемого крылатого лёгкого орбитального космоплана с горизонтальным стартом, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов воздушных и орбитальных прототипов космоплана и отменённая ввиду сложности создания разгонщика и требовавшихся прочих новых технологий и сосредоточения ресурсов на создании многоразовой транспортной системы «Энергия»-«Буран».

ЛКС[править | править код]

Основная статья: Лёгкий космический самолёт

Проект по созданию перспективного крылатого орбитального многоразового пилотируемого космического корабля-космоплана с запуском на РН «Протон» был начат в ОКБ-52 (КБ Челомея) в 1960-е годы на базе наработок по теме космического ракетоплана Цыбина для РН «Восток» («Лапоток»). Уже 21 марта 1963 года на ракете Р-12 с космодрома Байконур был осуществлен суборбитальный запуск прототипа ЛКС Р-1. На высоте около 200 километров ракетоплан отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 400 километров, после чего начал спуск на Землю. Ракетоплан вошел в атмосферу со скоростью 4 километра в секунду, пролетел 1900 километров и приземлился с помощью парашюта.

Проект ЛКС был приостановлен в середине 1960-х гг для концентрации ресурсов на советской лунной программе и создании кораблей «Союз» и авиационно-космической системы «Спираль».

Инициативное возобновление в ОКБ-52 в 1970-е—1980-е годы проекта запускаемого на эксплуатируемой РН «Протон» 20-тонного ЛКС с полезной нагрузкой на орбите 4—5 тонн до реализации далее чертежей и полноразмерных макетных образцов также не было доведено ввиду сосредоточения сил КБ на военном космическом комплексе станции и корабля «Алмаз» и ресурсов страны на создании тяжёлой многоразовой системы «Энергия»-«Буран».[2][3][4][5][6]

Буран[править | править код]

Образец Бурана ОК-ГЛИ (БТС 002) для тестирования в атмосфере. Авиа-космический салон МАКС, 1999

Основная статья: Буран (космический корабль)

«Буран» — советский тяжёлый пилотируемый крылатый многоразовый транспортный космический корабль-космоплан, запускаемый сверхтяжёлой РН Энергия.

По словам заместителя главного конструктора многоразовой космической системы (МКС) «Буран» Вячеслава Михайловича Филина, «Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО „Энергия“ в период 1971—1975 гг. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного (то есть упреждающего) ракетно-ядерного удара».[7]

Единственный из пяти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году, ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации.
В постсоветской России разрабатывались проекты многоразового космического корабля МАКС (отменён) и частично-многоразовых космических кораблей «Клипер» (отменён) и «Русь» (продолжается).

Непилотируемые космические программы[править | править код]

Полюс (1987)

«Спутник» — первая серия искусственных спутников Земли (ИСЗ), предназначенная для экспериментов по выводу в околоземное пространство полезной нагрузки, изучения влияния невесомости и радиации на живых существ, экспериментов по изучению свойств земной атмосферы и других.

Серия космических аппаратов «Космос» — название советских ИСЗ. Было запущено с 1962 по 2001 гг., около 2000. Некоторые спутники запускались одновременно. Выполняли военные, научные, медицинские исследования. Запускались как из Байконура, так и из Плесецка.

«Луна» — серия советских межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. Запуск космических кораблей советской серии «Луна» начался с 1958 года, все запуски осуществлялись с космодрома Байконур.

«Венера» — серия советских межпланетных космических аппаратов для изучения Венеры и космического пространства.

«Вега» — название для двух советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Венеры и кометы Галлея. В 1984—1986 годах успешно выполнили свою миссию, в частности, впервые провели изучение венерианской атмосферы с помощью аэростатов .

«Марс» — наименование советских межпланетных космических аппаратов, запускаемых к Марсу, начиная с 1962 года. Вначале был запущен «Марс-1», затем одновременно «Марс-2» и «Марс-3». В 1973 году к Марсу стартовало сразу четыре КА («Марс-4», «Марс-5», «Марс-6», «Марс-7»). Запуски КА серии «Марс» осуществлялись РН «Молния» («Марс-1») и РН «Протон» с дополнительной 4-й ступенью («Марс-2» — «Марс-7»).

Хронология[править | править код]

Ниже перечислены важнейшие веховые события в истории советской космической программы:[8]

· 4 октября 1957 — вывод на околоземную орбиту первого ИСЗ;

· 3 ноября 1957 — вывод на околоземную орбиту первого исследовательского ИСЗ с живым существом на борту;

· 2 января 1959 — первый космический аппарат на солнечной орбите;

· 12 сентября 1959 — посадка автоматической межпланетной станции на Луне с исследовательскими целями;

· 4 октября 1959 — беспилотный облёт Луны автоматической межпланетной станцией с фотографированием её обратной стороны;

· 12 апреля 1961 — первый человек в космосе;

· 11-12 августа 1962 — тандемный полёт двух пилотируемых КА;

· 1 ноября 1962 — первая автоматическая межпланетная станция на марсианской орбите с исследовательскими целями;

· 12 октября 1964 — первый полёт экипажа в составе трёх человек;

· 18 марта 1965 — первый выход человека в открытый космос.

 

Программа по освоению космического пространства, осуществлявшаяся СССР с 1955 по 1991 год.

Космическая программа СССР стартовала в 1955 году с началом практической реализации замысла по запуску в космос первого искусственного спутника Земли и созданием Министерства общего машиностроения (МОМ). Космическая программа действовала около 35 лет до самого распада Советского Союза. За этот период она достигла таких успехов, как запуск первого и второго искусственных спутников земли (второй – с живым существом на борту) в 1957 году, первый в мире полёт человека в космос в 1961 году, первый выход человека в открытый космос в 1965 году.

История

Министерство общего машиностроения СССР

Основная статья: Космическая программа СССР

Макет Спутника-1, запущенного 4 октября 1957 года с космодрома Байконур

Министерство общего машиностроения СССР, 1955—1991

Первой структурой, управляющей космической отраслью страны, было Министерство общего машиностроения СССР (Минобщемаш) , образованное 2 апреля 1955 года Указом ВС СССР[9][10][11] на базе «Министерства авиационной промышленности», «Министерства вооружения» и «Министерства сельскохозяйственного машиностроения». Первым министром назначен генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Пётр Николаевич Горемыкин, занимавший до этого пост министра сельскохозяйственного машиностроения СССР. 10 мая 1957 года объединено с Министерством оборонной промышленности СССР.

До момента образования Минобщемаша его функции выполняли в разное время другие министерства и РККА, в чьём ведении находились образующие организации, такие как Газодинамическая лаборатория, Реактивный институт (ныне Исследовательский центр имени М. В. Келдыша), Группа изучения реактивного движения и Центральный научно-исследовательский институт машиностроения.

Министерство общего машиностроения СССР вновь образовано как самостоятельное ведомство 2 марта 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, путём выделения из «Государственного комитета по оборонной технике» (ГКОТ)[12][13]. Руководителем министерства стал Сергей Александрович Афанасьев[14]. В 1983 году министерство возглавил кандидат технических наук Оле́г Дми́триевич Бакла́нов[15].

С 6 февраля 1985 года в Министерстве функционировало управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса «Главкосмос СССР»[16].

С 1988 года место министра занял Виталий Хуссейнович Догужиев[17], а в 1989 году его на этом посту сменил Оле́г Никола́евич Ши́шкин, ставший последним руководителем «Министерства общего машиностроения СССР»[18].

Символами советского периода работы министерства по праву могут считаться космодром Байконур, первый искусственный спутник Земли, запущенный 4 октября 1957 года[19][20], запущенный 3 ноября 1957 года второй спутник с живым существомна борту, состоявшийся 12 апреля 1961 года первый полёт человека в космос[21], первый выход человека в открытый космос 19 марта 1965 года, орбитальная станция «МИР» и космический корабль «Буран»[22].

Советская космическая станция Мир 1986—2001

Фидель Кастро и Юрий Гагарин

25 декабря 1990 года указом N 601, в рамках подготовки к преобразованию министерства, была создана АО «Корпорация Рособщемаш», учредителями которой стали 112 предприятий космической отрасли[23]. В 1991 году министр «Минобщемаш» Олег Шишкин стал директором «Рособщемаш», а его заместитель Юрий Коптев становится вице-президентом корпорации, созданной на базе 7 и 9 управления Министерства общего машиностроения СССР, отвечавших за гарантийный и авторский надзор за ракетным вооружением[24][25][26][27]. Совет директоров ОАО «Рособщемаш», объединяющий предприятия ракетно-космического комплекса, возглавил бывший министр Олег Дмитриевич Бакланов[28][29]. По состоянию на 2016 год входит в состав Роскосмоса[30].

Одной из причин упразднения министерства послужило участие его бывшего министра Олега Бакланова в ГКЧП в 1991 году, другой — распад СССР, в результате которого часть имущества космической отрасли оказалась на территории независимых государств, и финансовый кризис, который не позволял дальше осуществлять советскую модель управления, которая предполагала дублирование производств и производимого оборудования. Рассматривались планы по созданию постсоветского аналога ЕКА, партнёрской аэрокосмической организации, однако эта инициатива не пошла дальше обсуждения, и 14 ноября 1991 года Министерство общего машиностроения, курирующее всю ракетно-космическую отрасль, было упразднено[31][32].

Российское космическое агентство при Правительстве РФ

Основная статья: Космонавтика России

Зал ракетно-космической техники Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

25 февраля 1992 года указом Президента Российской Федерации № 185 от 25 февраля 1992 года «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации» образовано Российское космическое агентство при Правительстве РФ[33][34][35][36], являющееся органом государственного управления, реализующим государственную политику России в космосе. Тем же приказом была определена предельная численность организации в размере 220 человек, количество заместителей (4) генерального директора и число членов коллегии (11). А также то, что агентство является правопреемником упразднённого Министерства общего машиностроения СССР в части реализации международных договоров и соглашений по космосу и использования научно-технического задела по космической технике. Агентству было выделено здание министерства на Миусской площади, дом 3 (левая башня), с необходимым оборудованием и имуществом, рабочей площадью 2570 м²[37].

Российское космическое агентство

МКС

Российское космическое агентство 1992

30 сентября 1992 года Российское космическое агентство при Правительстве РФ реорганизовано в Российское космическое агентство (РКА)[38]. Генеральным директором Российского космического агентства 26 октября 1992 года был назначен Юрий Коптев, который занимал эту должность до 22 июня 2004 года.

В 1994 году был основан «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». В 1996 году было основано предприятие Космотранс, обслуживающее железнодорожную инфраструктуру космодрома «Байконур».

Отсутствие денежных средств и ориентация на сближение с западом привели к затоплению советской космической станции «Мир», а также к тому, что проект станции «Мир-2» так и не был реализован, а лёг в основу МКС, чей первый блок «Заря»(«Салют-9») был изготовлен Россией на деньги США и запущен 20 ноября 1998 года.

Российское авиационно-космическое агентство

Клипер

Российское авиационно-космическое агентство (РАКА), 1999—2004

Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) образовано указом Президента Российской Федерации № 651 от 25 мая 1999 года путём преобразования из Российского космического агентства (РКА)[39]. В связи с недостатками финансирования основной упор в таких проектах как «Клипер» делался на сотрудничество с другими космическими агентствами[40]. Острый дефицит финансирования требовал изыскать другие возможности для поддержания отрасли, одной из них стала организация космического туризма на коммерческой основе. Благодаря этому в 2001 году в возрасте 61 года в космос был отправлен первый «космический турист» Деннис Тито[41][42][43]. К 2016 году, благодаря российским кораблям серии «Союз», в космосе побывали 7 туристов[44]. 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока[45][46] станция «Мир» была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана[45][47].

Федеральное космическое агентство «Роскосмос»

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) образовано указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года путём преобразования из Российского авиационно-космического агентства[48]. Руководителем Федерального космического агентства (Роскосмос) с 12 марта 2004 года по 29 апреля 2011 года был Анатолий Перминов. С января 2006 года издаётся российский ежемесячный общественно-политический и научно-популярный журнал «Российский космос». За 2009 год было произведено 32 пуска, из них 13 пришлись на запуск КА, одним из которых был метеорологический КА нового поколения «Метеор-М»[49].

В 2005 году была основана телестудия Роскосмоса, занимающаяся производством и продвижением документальных фильмов, в которых освещаются актуальные и исторические события космической отрасли в России и за рубежом. В августе 2010 года был заложен первый камень в основание космодрома «Восточный». 21 декабря 2010 года начал работу «Геопортал Роскосмоса», представляющий собой бесплатный картографический сервис Федерального космического агентства России[50].

Модуль МКС «Рассвет», выведенный на орбиту в мае 2010

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) 2004—2015

С 29 апреля 2011 года ведомство возглавлял Владимир Поповкин. 24 ноября 2011 года президент России подписал федеральный закон (изменения в ст. 22 Воздушного кодекса Российской Федерации), наделяющий авиацию Роскосмоса статусом государственной авиации. Документ был принят Госдумой 1 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации[51].

С ноября 2007 по ноябрь 2011 проводился эксперимент Марс-500, целью которого была имитация полёта на Марс[52]. Партнёром Роскосмоса в эксперименте было Европейское космическое агентство.

10 октября 2013 года должность руководителя занял Олег Остапенко. 2 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Объединённой ракетно-космической корпорации на базе ОАО «НИИ космического приборостроения». Реформа космической отрасли предполагает создание Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК), куда войдут все предприятия отрасли, а в Роскосмосе останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры. Согласно указу, на эти преобразования отводится два года[53].

Союз TMA-12M

Объединённая ракетно-космическая корпорация 2014—2015

В марте 2014 года из Роскосмоса была выделена ОРКК[54]. ОРКК возглавил бывший заместитель директора Роскосмоса Игорь Комаров[54]. В июне 2014 года сообщено о создании Службы внутреннего контроля (СВК) Роскосмоса, которая наделена правами проверять на предприятиях ведомства любые документы, сохранность и правильность использования денежных средств, осуществлять экономическую оценку действий руководства предприятий на предмет их законности, а также оценивать бездействие должностных лиц. Создание этой структуры было подвергнуто критике представителями ФГУП «ЦЭНКИ» и Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК). ОРКК заявляет, что СВК на предприятия корпорации доступа иметь не будет. ФГУПы Роскосмоса войдут в ОРКК в 2015—2017 годах, по мере того как будет проведено их акционирование[55].

Госкорпорация «Роскосмос»

ГК Роскосмос 2015

Первый пуск с космодрома Восточный 28 апреля 2016

В конце мая 2015 года Правительством было принято решение создать новую государственную корпорацию, на которую ляжет задача вывода российской космонавтики из кризиса[56][57]. Основной целью этой реструктуризации являлось желание избавиться от реликтов 90-х годов с непрозрачными схемами управления, финансирования, а порой и владения, которые образовались после развала «Минобщемаша»[58], а также расширить сферу деятельности Роскосмоса[3]. 7 июля 2015 Игорь Комаров сообщил, что Правительством принято решение перевести все предприятия космической отрасли в форму акционерных обществ, срок, отведённый на эту процедуру, должен составить 5 лет[59].

Первый глава Госкорпорации Роскосмос Игорь Комаров

В том же году в Государственную думу был внесён президентский законопроект о создании Госкорпорации по космической деятельности «Роскосмос», согласно которому госкорпорация признаётся преемником Министерства общего машиностроения СССР, Российского космического агентства, Российского авиационно-космического агентства, Федерального космического агентства «Роскосмос»[60]. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» образована указом Президента Российской Федерации № 666 от 28 декабря 2015 года путём преобразования из Федерального космического агентства[61], по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина. Корпорация начала свою работу с 1 января 2016 года[61][62]. Главой корпорации был назначен Игорь Комаров[63]. Период юридического оформления госкорпорации занимал около полугода[64].







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.024 с.)