Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ретроспектива и предпосылки создания программыСтр 1 из 8Следующая ⇒
Восток
«Восток» — серия одноместных пилотируемых космических кораблей КБ Королёва для полётов по околоземной орбите с катапультированием и посадкой космонавта на парашюте отдельно от спускаемого аппарата. (Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год) Масса космического корабля вместе с третьей ступенью ракеты-носителя составляла 6,17 тонны, а их длина в связке — 7,35 м. Корабль состоял из сферического спускаемого аппарата (массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 м) также выполняющего функции орбитального отсека и конического приборного отсека (массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 м). Отсеки механически соединялись между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков Корабль оснащался системами: Для обеспечения задач по работе человека в космическом пространстве корабль снабжался: Восход Корабль фактически повторял корабли серии «Восток», но имел Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» — с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в открытый космос) были ещё впереди.
Союз Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 Испытания начались в 1966 году в 1968 году состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов» в 1969 — первая пилотируемая стыковка и групповой полёт трёх кораблей в 1970 — первый долговременный полёт в 1971 — первые стыковка и экспедиция (после которой экипаж погиб) на орбитальную станцию «Салют»-ДОС. Семейство «Союз»: «Союз» (в том числе 7К-Т, 7К-ТМ, 7К-МФ6, 7К-Т-АФ, 7К-С), «Союз-Т» (7К-СТ), «Союз-ТМ» (7К-СТМ), «Союз-ТМА» (7К-СТМА), «Союз-ТМА-М/ТМАЦ» (7К-СТМА-М) Корабли этого семейства состоят из трёх отсеков: В ПАО находится: Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м, габаритный диаметр 2,72 м. Двигательная установка это Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей и аккумуляторов. В спускаемом аппарате находятся Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м, жилой объём 3,5 м³. Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м, объём 5 м³. Он оснащён В герметичном объёме БО располагаются Через посадочный люк на боковой поверхности БО космонавты входят в корабль на стартовой позиции космодрома. БО может быть использован при шлюзовании в открытый космос в скафандрах типа Орлан через посадочный люк.
Л1
Лунно-облётная пилотируемая программа КБ Королёва Корабль Л1 массой около 5 тонн являлся двухместным, состоял из У спускаемого аппарата была усилена теплозащита в связи со входом в атмосферу со второй космической скоростью. Полёты космических кораблей Л1: Интересной особенностью проекта был способ входа в атмосферу при возвращении на Землю. Вход в атмосферу совершался над южным полушарием Земли, при этом за счёт подъёмной силы спускаемый аппарат «отскакивал» от плотных слоёв атмосферы и снова поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Такая «двухнырковая» схема позволяла осуществить посадку в высоких широтах, на территории СССР. Л3 Л3 — разработанный в КБ Королёва двухместный экспедиционный космический корабль советской лунно-посадочной пилотируемой программы Н1-Л3 Запуск корабля Л3 был предусмотрен на специально разработанной сверхтяжёлой ракете-носителе Н-1. Помимо корабля Л3, 43-метровый 95-тонный отлётный лунный ракетный комплекс включал также две последние ступени носителя Н-1 — блоки «Г» (разгонный к Луне) и «Д» (до разгонный к Луне, переводящий на лунную орбиту и тормозящий ЛК при посадке). Корабль Л3 состоял из
- 5,56-тонного лунно-посадочного корабля ЛК (11Ф94)
После старта и перехода корабля Л3 на лунную орбиту он разделялся на два корабля, из которых ЛОК с одним космонавтом оставался на лунной орбите, а ЛК с другим космонавтом совершал посадку с последующим взлётом, стыковкой и расстыковкой с ЛОК, который затем отправлялся назад к Земле. В конструкции стыковочного узла не было внутреннего люка-лаза, и высаживающийся на Луну космонавт переходил из ЛОК в ЛК и обратно через открытый космос посредством поворотной штанги-манипулятора или по внешним поверхностям. Звезда Военный пилотируемый корабль КБ Козлова, проект которого разрабатывался взамен «Союза 7К-ВИ» КБ Королёва, был доведён до предполётной стадии и был отменён в пользу комплекса КБ Челомея из военной орбитальной станции «Алмаз» и корабля ТКС. ТКС Пилотируемый корабль КБ Челомея для обслуживания военной орбитальной станции «Алмаз» и прочих задач Министерства обороны, запускавшийся на РН «Протон» только в беспилотном режиме, но стыковавшийся с орбитальными станциями (в том числе пилотируемыми) «Салют»-ДОС. Заря Заря (Индекс ГРАУ: 14Ф70) — советский многоразовый транспортно-многоцелевой пилотируемый космический корабль, разработанный РКК «Энергия» в 1985—1989 годах, производство которого так и не было начато в связи с сокращением финансирования космических программ. Предполагалось многоцелевое использование корабля «Заря», рассчитанного на совершение полётов как в пилотируемом, так и в автоматическом режимах: как основное универсальное средство для доставки экипажей и некрупногабаритных грузов на орбитальную станцию «Мир» и возвращения их на Землю вместо используемых пилотируемых кораблей «Союз» и автоматических грузовых кораблей «Прогресс», для ремонта и дозаправки спутников на орбитах вплоть до геостационарной и различных других специальных одиночных миссий, а также, при необходимости, — как оперативное средство спасения экипажей станции «Мир» и крылатого многоразового корабля «Буран» (транспортирующего на станцию крупногабаритные грузы или модули либо выполняющего запуски, обслуживание, возвращение спутников и другие миссии).
Общая компоновка корабля похожа на лунно-облётный корабль Л1. Конструкция корабля «Заря» также состояла из приборно-агрегатного отсека и спускаемого аппарата (СА), аналогично имевшимся и в корабле «Союз», который, однако, кроме того имел бытовой отсек, не использовавшийся в «Заре» ввиду значительного увеличения спускаемого аппарата и перенесения на него стыковочного узла. Основным отличием «Зари» от существующих космических кораблей можно назвать не парашютный, а ракетный вертикальный способ посадки[2] с использованием реактивных двигателей, работающих на керосине в качестве горючего и перекиси водорода в качестве окислителя (такое сочетание выбрано в связи с малой токсичностью компонентов и продуктов горения). 24 посадочных двигателя размещались по окружности модуля, сопла направлены под углом к боковой стенке корабля. На начальном участке спуска торможение планировалось осуществлять за счёт аэродинамического торможения до скорости примерно 50—100 м/с, затем включались посадочные двигатели, остаток скорости планировалось гасить за счёт деформируемых амортизаторов корабля и кресел экипажа. Корабль «Заря» имел перспективный андрогинно-периферийный агрегат стыковки АПАС-89, который для стыковки с орбитальной станцией «Мир» также должен был использоваться на многоразовом корабле «Буран». Алмаз Долговременные пилотируемые военные орбитальные станции КБ Челомея, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Салют-2,-3,-5», «Космос-1870», «Алмаз-1», из которых две эксплуатировались пилотируемыми («Салют-3,-5»). Имели на борту в том числе оружие (пушки). Салют-ДОС Долговременные пилотируемые орбитальные станции ЦКБЭМ, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Космос-557», «Салют-1,-4,-6,-7», из которых все кроме первой эксплуатировались пилотируемыми. Две последние имели по два стыковочных узла и принимали одновременно на борт по два пилотируемых или автоматических грузовых и прочих корабля, в том числе тяжёлые ТКС.
ОКС «Салю́т» (ДОС-1, также проходит в документах как «Изделие 17К» или № 121) — первая в мире пилотируемая орбитальная станция. Создана по программе гражданских орбитальных пилотируемых станций «Долговременная орбитальная станция» (ДОС). Рабочий отсек (РО) — основа орбитальной станции «Салют-1» представляющая собой цилиндр малого диаметра (диаметр 2,9 м, длина 3,5 м), соединённый конуснойпроставкой с цилиндром большого диаметра (диаметр 4,15 м, длина 2,7 м). Торцевые поверхности рабочего отсека образованы сферическими оболочками. Внутри корпуса по периметру установлена рамная конструкция, на которой закреплены агрегаты и узлы. Внутренним сечением рама образует квадрат, свободное пространство которого являлось обитаемой зоной для экипажа. Изнутри рама закрыта съёмными панелями, для удобства окрашенными в разные цвета (условный «пол», «потолок» и «стены»). В цилиндре малого диаметра размещены центральный пост управления станцией, зона отдыха, места для хранения и принятия пищи, спальные места. В цилиндре большого диаметра размещены научное оборудование, спортивные тренажёры, предназначенные для коррекции отрицательного влияния невесомости на организм космонавтов, душевая установка, в отдельном изолированном отсеке — космический туалет. Переходный отсек (ПО) установлен перед цилиндром малого диаметра рабочего отсека. Его диаметр составляет 2 м, длина со стыковочным узлом 3 м. Между переходным и рабочим отсеком — люк с герметичной крышкой. На переднем конце переходного отсека — пассивный стыковочный узел, снабжённый люком с герметичной крышкой для перехода в транспортный космический корабль «Союз». На боковой поверхности переходного отсека — люк для проникновение внутрь станции при строительных работах на Земле. Снаружи переходного отсека установлены две неповоротные солнечные батареи («крылья»). В переходном отсеке также находились научные приборы. Агрегатный отсек (АО) прикреплён к заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека, в котором размещалась корректирующая двигательная установка (КДУ) с топливными баками, двигатели системы ориентации и их топливные баки. Корректирующая двигательная установка была взята от КК «Союз», работала на двухкомпонентном высококипящем ракетном топливе (тетраоксид диазота + несимметричный диметилгидразин). Двигатели системы ориентации — тоже от «Союза», работали на однокомпонентном топливе (перекись водорода, в двигателях происходило её каталитическое разложение с образованием высокотемпературной смеси водяного пара и кислорода). По сравнению с КК «Союз» объём топливных баков был увеличен в два раза. Снаружи агрегатного отсека были установлены две неповоротные солнечные батареи («крылья»). Электропитание станции производилось от никель-кадмиевых аккумуляторов, периодически производилась зарядка от солнечных батарей общей площадью 28 м2.
Снаружи корпус станции покрыт экранно-вакуумной изоляцией, препятствующей перегреву на освещённой Солнцем части орбиты и охлаждению в тени Земли. Также экранно-вакуумная изоляция защищает станцию от микрометеоритов. Под «нижней стороной» цилиндрической части малого диаметра бытового отсека находятся радиаторы системы терморегуляции, излучающие излишнее тепло в космическое пространство. Газовый состав атмосферы на борту «Салюта-1» по составу близок к Земному, поддерживались нормальное давление и температура. Углекислый газ, образовывавшийся при дыхании космонавтов, поглощался в регенеративных патронах, при происходящей химической реакции в атмосферу станции выделялся кислород. Мир[ Фотография орбитальной станции «Мир» 24 сентября 1996 года «Мир» — советско-российская пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция, функционировавшая в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года[1]. Базовый блок был выведен на орбиту ракетой-носителем Протон[2]. Первая многомодульная обитаемая орбитальная станция[3]. Спроектирована «НПО Энергия». В состав станции входили следующие модули: Базовый блок, «Квант-1», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», Стыковочный модуль, «Природа», Основой для модулей послужили станции серии «Салют» и космические корабли «ТКС». Станция была обитаема с 13 марта 1986 года по 16 июня 2000 года. Обслуживалась кораблями серий «Союз» и «Прогресс». Провела 5511 суток на орбите Земли, из них 4594 дня была обитаема, совершив 86 331 оборот вокруг планеты.[⇨] За время существования станции на ней было проведено более 23000 экспериментов, поставлены два рекорда продолжительности пребывания в космосе Валерием Поляковым и Шеннон Лусид. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов. Были произведены первые эксперименты над растениями.[⇨] Орбитальная станция «Мир» была затоплена на «ККК» в Тихом океане 23 марта 2001 года по причине устаревания оборудования и недостатка финансовых средств на её поддержание Мир-2[править | править код] Основная статья: Мир-2 Программа создания орбитальной станции «Мир-2» (исходно «Салют-9») четвёртого поколения не была реализована в связи с распадом СССР, тяжёлым состоянием экономики и участием России в создании МКС. Спираль[править | править код] Основная статья: Спираль (авиационно-космическая система) Многоразовая военная авиационно-космическая система КБ Микояна из беспилотного гиперзвукового крылатого самолёта-разгонщика и пилотируемого крылатого лёгкого орбитального космоплана с горизонтальным стартом, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов воздушных и орбитальных прототипов космоплана и отменённая ввиду сложности создания разгонщика и требовавшихся прочих новых технологий и сосредоточения ресурсов на создании многоразовой транспортной системы «Энергия»-«Буран». ЛКС[править | править код] Основная статья: Лёгкий космический самолёт Проект по созданию перспективного крылатого орбитального многоразового пилотируемого космического корабля-космоплана с запуском на РН «Протон» был начат в ОКБ-52 (КБ Челомея) в 1960-е годы на базе наработок по теме космического ракетоплана Цыбина для РН «Восток» («Лапоток»). Уже 21 марта 1963 года на ракете Р-12 с космодрома Байконур был осуществлен суборбитальный запуск прототипа ЛКС Р-1. На высоте около 200 километров ракетоплан отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 400 километров, после чего начал спуск на Землю. Ракетоплан вошел в атмосферу со скоростью 4 километра в секунду, пролетел 1900 километров и приземлился с помощью парашюта. Проект ЛКС был приостановлен в середине 1960-х гг для концентрации ресурсов на советской лунной программе и создании кораблей «Союз» и авиационно-космической системы «Спираль». Инициативное возобновление в ОКБ-52 в 1970-е—1980-е годы проекта запускаемого на эксплуатируемой РН «Протон» 20-тонного ЛКС с полезной нагрузкой на орбите 4—5 тонн до реализации далее чертежей и полноразмерных макетных образцов также не было доведено ввиду сосредоточения сил КБ на военном космическом комплексе станции и корабля «Алмаз» и ресурсов страны на создании тяжёлой многоразовой системы «Энергия»-«Буран».[2][3][4][5][6] Буран[править | править код] Образец Бурана ОК-ГЛИ (БТС 002) для тестирования в атмосфере. Авиа-космический салон МАКС, 1999 Основная статья: Буран (космический корабль) «Буран» — советский тяжёлый пилотируемый крылатый многоразовый транспортный космический корабль-космоплан, запускаемый сверхтяжёлой РН Энергия. По словам заместителя главного конструктора многоразовой космической системы (МКС) «Буран» Вячеслава Михайловича Филина, «Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО „Энергия“ в период 1971—1975 гг. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного (то есть упреждающего) ракетно-ядерного удара».[7] Единственный из пяти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году, ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации. Непилотируемые космические программы[править | править код] Полюс (1987) «Спутник» — первая серия искусственных спутников Земли (ИСЗ), предназначенная для экспериментов по выводу в околоземное пространство полезной нагрузки, изучения влияния невесомости и радиации на живых существ, экспериментов по изучению свойств земной атмосферы и других. Серия космических аппаратов «Космос» — название советских ИСЗ. Было запущено с 1962 по 2001 гг., около 2000. Некоторые спутники запускались одновременно. Выполняли военные, научные, медицинские исследования. Запускались как из Байконура, так и из Плесецка. «Луна» — серия советских межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. Запуск космических кораблей советской серии «Луна» начался с 1958 года, все запуски осуществлялись с космодрома Байконур. «Венера» — серия советских межпланетных космических аппаратов для изучения Венеры и космического пространства. «Вега» — название для двух советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Венеры и кометы Галлея. В 1984—1986 годах успешно выполнили свою миссию, в частности, впервые провели изучение венерианской атмосферы с помощью аэростатов. «Марс» — наименование советских межпланетных космических аппаратов, запускаемых к Марсу, начиная с 1962 года. Вначале был запущен «Марс-1», затем одновременно «Марс-2» и «Марс-3». В 1973 году к Марсу стартовало сразу четыре КА («Марс-4», «Марс-5», «Марс-6», «Марс-7»). Запуски КА серии «Марс» осуществлялись РН «Молния» («Марс-1») и РН «Протон» с дополнительной 4-й ступенью («Марс-2» — «Марс-7»). Хронология[править | править код] Ниже перечислены важнейшие веховые события в истории советской космической программы:[8] · 4 октября 1957 — вывод на околоземную орбиту первого ИСЗ; · 3 ноября 1957 — вывод на околоземную орбиту первого исследовательского ИСЗ с живым существом на борту; · 2 января 1959 — первый космический аппарат на солнечной орбите; · 12 сентября 1959 — посадка автоматической межпланетной станции на Луне с исследовательскими целями; · 4 октября 1959 — беспилотный облёт Луны автоматической межпланетной станцией с фотографированием её обратной стороны; · 12 апреля 1961 — первый человек в космосе; · 11-12 августа 1962 — тандемный полёт двух пилотируемых КА; · 1 ноября 1962 — первая автоматическая межпланетная станция на марсианской орбите с исследовательскими целями; · 12 октября 1964 — первый полёт экипажа в составе трёх человек; · 18 марта 1965 — первый выход человека в открытый космос.
Программа по освоению космического пространства, осуществлявшаяся СССР с 1955 по 1991 год. Космическая программа СССР стартовала в 1955 году с началом практической реализации замысла по запуску в космос первого искусственного спутника Земли и созданием Министерства общего машиностроения (МОМ). Космическая программа действовала около 35 лет до самого распада Советского Союза. За этот период она достигла таких успехов, как запуск первого и второго искусственных спутников земли (второй – с живым существом на борту) в 1957 году, первый в мире полёт человека в космос в 1961 году, первый выход человека в открытый космос в 1965 году. История Министерство общего машиностроения СССР Основная статья: Космическая программа СССР Макет Спутника-1, запущенного 4 октября 1957 года с космодрома Байконур Министерство общего машиностроения СССР, 1955—1991 Первой структурой, управляющей космической отраслью страны, было Министерство общего машиностроения СССР (Минобщемаш), образованное 2 апреля 1955 года Указом ВС СССР[9][10][11] на базе «Министерства авиационной промышленности», «Министерства вооружения» и «Министерства сельскохозяйственного машиностроения». Первым министром назначен генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Пётр Николаевич Горемыкин, занимавший до этого пост министра сельскохозяйственного машиностроения СССР. 10 мая 1957 года объединено с Министерством оборонной промышленности СССР. До момента образования Минобщемаша его функции выполняли в разное время другие министерства и РККА, в чьём ведении находились образующие организации, такие как Газодинамическая лаборатория, Реактивный институт (ныне Исследовательский центр имени М. В. Келдыша), Группа изучения реактивного движения и Центральный научно-исследовательский институт машиностроения. Министерство общего машиностроения СССР вновь образовано как самостоятельное ведомство 2 марта 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, путём выделения из «Государственного комитета по оборонной технике» (ГКОТ)[12][13]. Руководителем министерства стал Сергей Александрович Афанасьев[14]. В 1983 году министерство возглавил кандидат технических наук Оле́г Дми́триевич Бакла́нов[15]. С 6 февраля 1985 года в Министерстве функционировало управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса «Главкосмос СССР»[16]. С 1988 года место министра занял Виталий Хуссейнович Догужиев[17], а в 1989 году его на этом посту сменил Оле́г Никола́евич Ши́шкин, ставший последним руководителем «Министерства общего машиностроения СССР»[18]. Символами советского периода работы министерства по праву могут считаться космодром Байконур, первый искусственный спутник Земли, запущенный 4 октября 1957 года[19][20], запущенный 3 ноября 1957 года второй спутник с живым существомна борту, состоявшийся 12 апреля 1961 года первый полёт человека в космос[21], первый выход человека в открытый космос 19 марта 1965 года, орбитальная станция «МИР» и космический корабль «Буран»[22]. Советская космическая станция Мир 1986—2001 Фидель Кастро и Юрий Гагарин 25 декабря 1990 года указом N 601, в рамках подготовки к преобразованию министерства, была создана АО «Корпорация Рособщемаш», учредителями которой стали 112 предприятий космической отрасли[23]. В 1991 году министр «Минобщемаш» Олег Шишкин стал директором «Рособщемаш», а его заместитель Юрий Коптев становится вице-президентом корпорации, созданной на базе 7 и 9 управления Министерства общего машиностроения СССР, отвечавших за гарантийный и авторский надзор за ракетным вооружением[24][25][26][27]. Совет директоров ОАО «Рособщемаш», объединяющий предприятия ракетно-космического комплекса, возглавил бывший министр Олег Дмитриевич Бакланов[28][29]. По состоянию на 2016 год входит в состав Роскосмоса[30]. Одной из причин упразднения министерства послужило участие его бывшего министра Олега Бакланова в ГКЧП в 1991 году, другой — распад СССР, в результате которого часть имущества космической отрасли оказалась на территории независимых государств, и финансовый кризис, который не позволял дальше осуществлять советскую модель управления, которая предполагала дублирование производств и производимого оборудования. Рассматривались планы по созданию постсоветского аналога ЕКА, партнёрской аэрокосмической организации, однако эта инициатива не пошла дальше обсуждения, и 14 ноября 1991 года Министерство общего машиностроения, курирующее всю ракетно-космическую отрасль, было упразднено[31][32]. Российское космическое агентство при Правительстве РФ Основная статья: Космонавтика России Зал ракетно-космической техники Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского 25 февраля 1992 года указом Президента Российской Федерации № 185 от 25 февраля 1992 года «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации» образовано Российское космическое агентство при Правительстве РФ[33][34][35][36], являющееся органом государственного управления, реализующим государственную политику России в космосе. Тем же приказом была определена предельная численность организации в размере 220 человек, количество заместителей (4) генерального директора и число членов коллегии (11). А также то, что агентство является правопреемником упразднённого Министерства общего машиностроения СССР в части реализации международных договоров и соглашений по космосу и использования научно-технического задела по космической технике. Агентству было выделено здание министерства на Миусской площади, дом 3 (левая башня), с необходимым оборудованием и имуществом, рабочей площадью 2570 м²[37]. Российское космическое агентство МКС Российское космическое агентство 1992 30 сентября 1992 года Российское космическое агентство при Правительстве РФ реорганизовано в Российское космическое агентство (РКА)[38]. Генеральным директором Российского космического агентства 26 октября 1992 года был назначен Юрий Коптев, который занимал эту должность до 22 июня 2004 года. В 1994 году был основан «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». В 1996 году было основано предприятие Космотранс, обслуживающее железнодорожную инфраструктуру космодрома «Байконур». Отсутствие денежных средств и ориентация на сближение с западом привели к затоплению советской космической станции «Мир», а также к тому, что проект станции «Мир-2» так и не был реализован, а лёг в основу МКС, чей первый блок «Заря»(«Салют-9») был изготовлен Россией на деньги США и запущен 20 ноября 1998 года. Российское авиационно-космическое агентство Клипер Российское авиационно-космическое агентство (РАКА), 1999—2004 Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) образовано указом Президента Российской Федерации № 651 от 25 мая 1999 года путём преобразования из Российского космического агентства (РКА)[39]. В связи с недостатками финансирования основной упор в таких проектах как «Клипер» делался на сотрудничество с другими космическими агентствами[40]. Острый дефицит финансирования требовал изыскать другие возможности для поддержания отрасли, одной из них стала организация космического туризма на коммерческой основе. Благодаря этому в 2001 году в возрасте 61 года в космос был отправлен первый «космический турист» Деннис Тито[41][42][43]. К 2016 году, благодаря российским кораблям серии «Союз», в космосе побывали 7 туристов[44]. 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока[45][46] станция «Мир» была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана[45][47]. Федеральное космическое агентство «Роскосмос» Федеральное космическое агентство (Роскосмос) образовано указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года путём преобразования из Российского авиационно-космического агентства[48]. Руководителем Федерального космического агентства (Роскосмос) с 12 марта 2004 года по 29 апреля 2011 года был Анатолий Перминов. С января 2006 года издаётся российский ежемесячный общественно-политический и научно-популярный журнал «Российский космос». За 2009 год было произведено 32 пуска, из них 13 пришлись на запуск КА, одним из которых был метеорологический КА нового поколения «Метеор-М»[49]. В 2005 году была основана телестудия Роскосмоса, занимающаяся производством и продвижением документальных фильмов, в которых освещаются актуальные и исторические события космической отрасли в России и за рубежом. В августе 2010 года был заложен первый камень в основание космодрома «Восточный». 21 декабря 2010 года начал работу «Геопортал Роскосмоса», представляющий собой бесплатный картографический сервис Федерального космического агентства России[50]. Модуль МКС «Рассвет», выведенный на орбиту в мае 2010 Федеральное космическое агентство (Роскосмос) 2004—2015 С 29 апреля 2011 года ведомство возглавлял Владимир Поповкин. 24 ноября 2011 года президент России подписал федеральный закон (изменения в ст. 22 Воздушного кодекса Российской Федерации), наделяющий авиацию Роскосмоса статусом государственной авиации. Документ был принят Госдумой 1 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации[51]. С ноября 2007 по ноябрь 2011 проводился эксперимент Марс-500, целью которого была имитация полёта на Марс[52]. Партнёром Роскосмоса в эксперименте было Европейское космическое агентство. 10 октября 2013 года должность руководителя занял Олег Остапенко. 2 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Объединённой ракетно-космической корпорации на базе ОАО «НИИ космического приборостроения». Реформа космической отрасли предполагает создание Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК), куда войдут все предприятия отрасли, а в Роскосмосе останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры. Согласно указу, на эти преобразования отводится два года[53]. Союз TMA-12M Объединённая ракетно-космическая корпорация 2014—2015 В марте 2014 года из Роскосмоса была выделена ОРКК[54]. ОРКК возглавил бывший заместитель директора Роскосмоса Игорь Комаров[54]. В июне 2014 года сообщено о создании Службы внутреннего контроля (СВК) Роскосмоса, которая наделена правами проверять на предприятиях ведомства любые документы, сохранность и правильность использования денежных средств, осуществлять экономическую оценку действий руководства предприятий на предмет их законности, а также оценивать бездействие должностных лиц. Создание этой структуры было подвергнуто критике представителями ФГУП «ЦЭНКИ» и Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК). ОРКК заявляет, что СВК на предприятия корпорации доступа иметь не будет. ФГУПы Роскосмоса войдут в ОРКК в 2015—2017 годах, по мере того как будет проведено их акционирование[55]. Госкорпорация «Роскосмос» ГК Роскосмос 2015 Первый пуск с космодрома Восточный 28 апреля 2016 В конце мая 2015 года Правительством было принято решение создать новую государственную корпорацию, на которую ляжет задача вывода российской космонавтики из кризиса[56][57]. Основной целью этой реструктуризации являлось желание избавиться от реликтов 90-х годов с непрозрачными схемами управления, финансирования, а порой и владения, которые образовались после развала «Минобщемаша»[58], а также расширить сферу деятельности Роскосмоса[3]. 7 июля 2015 Игорь Комаров сообщил, что Правительством принято решение перевести все предприятия космической отрасли в форму акционерных обществ, срок, отведённый на эту процедуру, должен составить 5 лет[59]. Первый глава Госкорпорации Роскосмос Игорь Комаров В том же году в Государственную думу был внесён президентский законопроект о создании Госкорпорации по космической деятельности «Роскосмос», согласно которому госкорпорация признаётся преемником Министерства общего машиностроения СССР, Российского космического агентства, Российского авиационно-космического агентства, Федерального космического агентства «Роскосмос»[60]. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» образована указом Президента Российской Федерации № 666 от 28 декабря 2015 года путём преобразования из Федерального космического агентства[61], по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина. Корпорация начала свою работу с 1 января 2016 года[61][62]. Главой корпорации был назначен Игорь Комаров[63]. Период юридического оформления госкорпорации занимал около полугода[64].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.131 с.) |