Оборудование для физкультурного зала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оборудование для физкультурного зала



В физкультурном и физкультурно-музыкальном залах расположена большая часть физкультурного оборудования. Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенка с зацепами, доски, горка-скат. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения.

Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям проявлять свою двигательную активность.

Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. д.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.

Желательно иметь передвижной "Физкультурный уголок" — тележку с разными пособиями: плоские обручи, резиновые кольца, геометрические фигуры и т. д.

Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала желательно всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений с использованием разных пособий.

Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.

Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий желательно иметь дополнительную комнату, расположенную недалеко от физкультурного зала, что позволит освободить место для двигательной активности детей.

При наличии свободного помещения необходимо создать тренажерный зал, где будут расположены детские тренажеры сложного и простейшего типа.

Для подвижных игр в зале необходимо иметь физкультурный передвижной уголок, лабиринт игровой, "Парашют", мини-стадион.

Примерный набор оборудования для физкультурного зала

Тип оборудования Наименование Размеры, масса Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесия Балансиры разного типа    
Бревно гимнастическое напольное Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см  
Доска гладкая с зацепами Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см  
Доска с ребристой поверхностью Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см  
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная) Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см  
Дорожка-змейка (канат) Длина 200 см Диаметр 6 см  
Коврик массажный 75 х 70 см  
Куб деревянный малый Ребро 20 см  
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов)    
Скамейка гимнастическая Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см  
Для прыжков Батут детский Диаметр 100-120 см  
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы    
Диск плоский Диаметр 23 см Высота 3 см  
Дорожка-мат Длина 180 см  
Козел гимнастический Высота 65 см Длина 40 см Ширина 30 см  
Конус с отверстиями    
Мат гимнастический складной Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см  
Мат с разметками Длина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м  
Скакалка короткая Длина 120-150 см  
Для катания, бросания, ловли Кегли (набор)    
Кольцеброс (набор)    
Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г  
Мишень навесная Длина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см  
Мяч средний 10-12 см  
Мяч утяжеленный (набивной) Масса 0,5 кг, 1,0 кг по 10
Мяч для мини-баскетбола 18-20 см  
Мяч для массажа Диаметр 6-7 см, 10 см по 5
Комплект для детских спортивных игр (сумка)    
Для ползания и лазанья Дуга большая Высота 50 см, Ширина 50 см  
Дуга малая Высота 30-40 см, Ширина 50 см  
Канат с узлами Длина 230 см Диаметр 2,6 см Расст. между узлами 38 см  
Канат гладкий 270-300 см  
Лестница деревянная с зацепами Длина 240 см,Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см  
Лабиринт игровой (6 секций)    
Лестница веревочная Длина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см  
Стенка гимнастическая деревянная Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см  
Для общеразвивающих упражнений Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры, диск "Здоровье", гантели, гири   По 10
Кольцо плоское Диаметр 18 см  
Кольцо мягкое Диаметр 13 см  
Лента короткая Длина 50-60 см  
Массажеры разные: "Колибри", мяч-массажер, "Кольцо"   По 5
Мяч малый 6-8 см  
Мяч утяжеленный (набивной) Масса 0,3 кг,  
Обруч малый Диаметр 54-60 см  
Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см  
Ролик гимнастический    

Эстетические аспекты оформления групповых помещений

К истории вопроса

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные с эстетикой помещений детского сада волновали дошкольных работников России с момента создания системы дошкольного воспитания.

Первые детские сады, которые располагались в больших городах в особняках, квартирах или в комнатах, конечно, не могли решить этой проблемы. Но, по словам очевидцев, педагоги уже тогда с большой любовью оформляли свои группы, подбирая для окраски мебели соответствующую гигиеническим и эстетическим требованиям цветовую гамму, украшали группу живыми цветами и детскими работами. Например, М. В. Лянге первый детский сад Кузбасса характеризует так:

"Детский сад размещался в двух больших комнатах, в которые можно было попасть, пройдя через коридор. В групповых комнатах стояли маленькие столики, окрашенные в зеленый цвет, и маленькие табуреточки также светло-зеленого цвета. В каждой группе стоял шкаф с отделениями, в которых был размещен строительный материал, состоящий из разных геометрических фигур, окрашенных красками основных цветов". [18]

С развитием системы дошкольного воспитания положение детских садов постепенно улучшалось. Уже в 30-е годы появились дошкольные учреждения, построенные по специальным проектам, в которых были предусмотрены групповые помещения и один зал для музыкальных и физкультурных занятий.

Однако групповые комнаты были небольшими, спален и других подсобных помещений не было. Детей в группах было много – до 35 человек. Поэтому, для того чтобы поставить для сна раскладушки, воспитателям приходилось сдвигать и убирать мебель.

Думать об эстетике помещений в таких условиях не приходилось. Но, вместе с тем, в методических рекомендациях этих лет можно найти много положительного: стремление к безупречной чистоте, борьба с захламленностью, забота о внешнем виде воспитателей и детей, оформление интерьеров детских садов детскими рисунками, поделками, макетами.

В 60 – 70-х годах система дошкольного воспитания вступила в новый этап своего развития. С 1972 года были введены в действие новые формы проектирования дошкольных учреждений, по которым значительно увеличились нормативные площади на одного ребенка. Детские сады начали строить по специальным проектам с просторными, светлыми группами, отдельными спальнями и подсобными помещениями.

Примерно в это же время в России появились дизайнерские проекты, в которых органично сочеталось искусство проектирования и художественного оформления. Декоративно-прикладное искусство органично сливалось с архитектурой зданий. В этот "золотой век" развития системы дошкольного воспитания в детских садах появились мозаики, витражи, настенные росписи, подлинные произведения живописи, скульптуры, народного искусства. Сейчас трудно себе это представить, но поток "художественных вливаний" осуществлялся деятелями культуры и искусства не только на коммерческой основе.

Многие художники искренне хотели наполнить жизнь детей в детских садах подлинными произведениями искусства.

Изобразительное искусство, творчество для детей как категория духовной жизни и реализации человека побуждали многих художников, скульпторов создавать уникальные произведения для дошкольных образовательных учреждений. С каждым годом таких работ становилось все больше и больше. Все это казалось таким естественным и поэтому не особенно ценилось современниками. Не создавались специальные альбомы с описанием произведений изобразительного искусства, которые использовались для оформления.

В это же время, в результате исследований, проведенных Ю. Максимовым, Г. Пантелеевым, Л. Пантелеевой, И. Прилуцким, Б. Столяровым, Н. Смирновой, был разработан комплексный подход к решению интерьера детских садов [19] и педагогические требования к игрушкам (С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая). В тоже время С.Л Новоселовой, А.А. Овчинниковой, Н.Г. Гринявичене был проведен эксперимент с крупногабаритными игровыми элементами, которые могли одновременно служить и мебелью и игрушками и использоваться детьми и воспитателями в разных целях.

В начале 90-х годов в системе дошкольного воспитания России сложилась экстремальная ситуация. Детские сады закрывались и их здания передавались под другие учреждения.

Значительно ухудшилось состояние материально технического обеспечения детских садов. В течение 5 – 6 лет не выделялись средства на приобретение игрушек, пособий, оборудования. Большинство детских садов использовали давно пришедшие в негодность игрушки, пособия и выживали только с помощью родителей, которые ремонтировали здания, приобретали игрушки, мебель, оборудование.

Именно в это время в России случилось то, что уже не раз происходило в мире. На фоне всеобщей бедности появился "кич" [20].

Через материальную культуру, через мир вещей кич просто и легко проник в систему дошкольного воспитания. И прочнее всего представление о киче оказалось связанным именно с эстетическими аспектами оформления групповых помещений.

Первоначально это было вызвано искренним желанием заведующих детскими садами хоть как-то улучшить условия быта детей, обеспечить привлекательность дошкольных учреждений для родителей. Поэтому с огромной радостью принимались любые подарки со стороны родителей детскому саду и приобретались самые дешевые украшения для интерьера (искусственные цветы, пластиковые салфетки, гипсовые статуэтки и т.п.).

Кроме того, этот период совпал с открытием многих фабрик и заводов по производству игрушек, пособий и оборудования, которым тоже надо было "выживать" в новых социально-экономических условиях. Каждое предприятие стремилось окупить расходы и сделать свою продукцию как можно более дешевой, не затрачивая средств на дизайн, подбор материалов и их художественное оформление. Многие предприниматели ввозили в страну также не лучшие, а самые дешевые игрушки, которые также охотно приобретались дошкольными образовательными учреждениями по причине их бедности.

В середине 90–х годов жизнь дошкольных образовательных учреждений начала постепенно налаживаться. Благодаря фантастическому энтузиазму дошкольных работников начали находиться спонсоры, появляться шефы. Для многих руководителей детских садов, которые в течение десятилетия откровенно испытывали потребительский голод, сам по себе акт покупки и потребления стал самоцелью. В результате помещения отдельных детских садов превратились в будуары с роскошными шторами, люстрами, искусственными цветами столь любезные исстрадавшемуся в бедности, неискушенному сердцу дошкольных работников, но абсолютно не нужных маленькому ребенку вещей.

Но милые, трогательные, доверчивые коллеги, давайте остановимся!

Анализ литературы показывает, что кич далеко не безобидное явление. Ученые считают, что эволюция кича, причудливая изощренность форм, которые он подчас принимает, заставляют очень серьезно задуматься о судьбах современной культуры России. Тем более, что одна из главных причин жизнестойкости кича заключается в том, что не только вещи, предметы быта становятся в нем неотъемлемой принадлежностью комфорта, но также и литература, искусство служат созданию комфорта, но только не материального, а духовного.

Поэтому дошкольным образовательным учреждениям нельзя поддаваться влиянию кича, нельзя допускать его распространения в России в системе дошкольного воспитания, которая сильна своими педагогическими и культурными традициями. Что для этого необходимо?

Во-первых, вернуться к работам наших выдающихся ученых, художников и искусствоведов, благодаря трудам и творчеству которых в нашей стране были разработаны требования к эстетике оформления помещений дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, проводить лицензирование игрушек и игрового оборудования.

Очевидно, что для проведения этой работы потребуется время. Но уже сейчас, используя данное пособие можно сделать очень многое:

· в оформлении групп избавиться от всего того, что непосредственно связано с кичем (будуарные шторы, искусственные цветы, безвкусные панно, синтетические "под кружево" салфетки, статуэтки из гипса и т.п.);

· привести в соответствии с рекомендациями авторов данного пособия предметно-развивающую среду групповых помещений (исключить лишнее и внести необходимое);

· разместить пособия и оборудование в группах с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований и многое другое.

Вместе с тем, опыт показывает, что практическая реализация каждого из указанных направлений связана с определенными трудностями. Поэтому считаем необходимым рассмотреть эти вопросы более подробно.

Организационно-методические основы эстетического оформления групповых помещений

Решение этого вопроса независимо от материально-технического обеспечения детского сада всегда воспринимается практическими работниками крайне болезненно. Это связано с тем, что большинство населения России длительное время жило в трудных условиях Поэтому все что приобреталось или особенно изготавливалось "своими руками" имело особую ценность. Опыт показывает, что принятие административных мер типа: «я приказываю и все!» также является малоэффективным.

Вместе с тем, ученые, занимающиеся вопросами управления в образовании, считают, что воздействовать на педагогический коллектив образовательного учреждения становится возможным, если провести соответствующую работу по трем направлениям.

Первое направление этой работы связано с "расшатыванием" старого стереотипа деятельности педагога, появлением у него чувства неудовлетворенности ею. На фоне этого возникает противоречие между "старым" и "новым". И если педагог "увидит" и осознает его, то он будет сам стремиться к совершенствованию.

Второе направление работы является логическим продолжением первого. Педагога, испытывающего неудовлетворенность собственной деятельностью, вооружают информацией необходимой для правильного понимания создавшейся ситуации. Затем ему помогают приобрести необходимые для этого знания и практические умения и погружают в творческий поиск. В результате собственных творческих исканий педагог сам находит новые формы и методы работы или совершенствует старые.

Третье направление работы посвящено освоению, закреплению и распространению нового опыта.

Несомненно, работа по этим трем направлениям требует значительных затрат времени. Поэтому оптимальным вариантом для ее проведения является включение задачи по созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в план развития дошкольного образовательного учреждения на 2-3 года. Например, эта задача может быть сформулирована так: Проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповых помещениях дошкольного образовательного учреждения и привести ее в соответствие с современными эстетическими требованиями.

Очевидно, что решение данной задачи потребует последовательного включения в годовые планы работы детского сада следующих мероприятий:

Производственное собрание на тему: Современное дошкольное образовательное учреждение глазами ученых, родителей, детей и сотрудников.

Педагогический совет на тему: Подбор материала и оборудования и его размещение в групповых помещениях с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

Консультации:

· Медицинского работника детского сада для воспитателей и специалистов по вопросам выполнения гигиенических требований к оформлению групповых помещений пособиями, материалами и оборудованием.

· Старшего воспитателя для воспитателей и специалистов по поводу выполнения педагогических требований к оформлению дошкольного образовательного учреждения.

· Специалиста по изобразительной деятельности для воспитателей по эстетическому оформлению групповых помещений.

В работе по повышению квалификации используются деловые игры, проводятся тренинги, конкурсы, связанные с размещением материалов и оборудования в группах, эстетикой оформления групповых помещений. Рассмотрим содержание этих мероприятий более подробно.

Производственное собрание

Собрание проводится заведующей, старшим воспитателем и медицинской сестрой с использованием специальной литературы и результатов анкетирования всех участников образовательного процесса: родителей, сотрудников детского сада и интервьюирования детей 5-7 лет.

Цель анкетирования педагогов и специалистов:

· изучение их отношения к данной проблеме;

· сбор информации, анализ и оценка имеющейся в детском саду предметно-развивающей среды.

В составлении анкеты должны принимать участие медицинские работники, психолог детского сада, старший воспитатель и специалисты по изобразительной деятельности и физической культуре. Такой состав участников позволит включить в анкету вопросы, отвечая на которые педагоги смогут самостоятельно определить, в какой степени оформление их группы соответствует гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Так, например отдельные вопросы анкеты могут быть сформулированы так:

· Как Вы считаете, соответствует оформление группового помещения задачам и содержанию программы, по которой Вы работаете с детьми или нет? В чем конкретно это проявляется? (приведите 2-3 примера).

· Приведите примеры, свидетельствующие об информативности, привлекательности и доступности для детей предметно-пространственной среды вашей группы.

· Назовите признаки возрастной специфики в оформлении вашей группы.

· Подробно опишите условия, которые созданы в вашей группе для свободной самостоятельной деятельности детей:

для игровой деятельности в группе имеется: ………..

для продуктивной деятельности в группе имеется: ………

для познавательно-исследовательской деятельности дети могут использовать: ……………………………..

для двигательной активности детей в группе имеется: …….

· Вы довольны эстетическим оформлением своей группы или нет? Что хотели бы изменить в ней?

Цель анонимного анкетирования родителей:

· Обратить их внимание на предметно-развивающую среду группы, которую посещают их дети.

· Показать несоответствие существующей предметно-развивающей среды задачам развития ребенка с последующим привлечением родителей к ее совершенствованию или созданию.

В разработке анкет принимают участие воспитатели и специалисты, работающие с детьми данной группы. Помощь в проведении этой работы оказывают старший воспитатель и психолог детского сада.

Цель интервьюирования детей 5-7 лет:

Изучение индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений, потребностей, исследовательских интересов и творческих способностей детей, которые педагоги должны учитывать при проектировании предметно-развивающей среды группы.

Так, например, результаты интервьюирования детей 3-4 лет показали, что педагоги должны выделить в группе место для хранения игрушек и игрового материала, который дети приносят из дома, так как они не хотят, чтобы их личные игрушки "растворились" в предметной среде группы.

А при проведении интервьюирования детей 5-7 лет было установлено, что отдельные дети в семье уже научились играть в нарды, шахматы и другие игры с правилами, и хотели бы продолжить это занятие в группе. Кроме того, опыт показывает, что учет педагогами социально-психологических, возрастных и поло-ролевых особенностей является важным аргументом для привлечения средств и усилий родителей при создании предметно-пространственной среды группы. Поэтому интервьюирование детей с последующей записью ответов, наряду с педагогами могут проводить родители.

При подготовке к собранию все результаты анкетирования и интервьюирования анализируются, а затем используются выступающими: заведующей, медицинским работником, старшим воспитателем, психологом.

Идеальный вариант, свидетельствующий об эффективности проведенной на собрании работы, - появление у сотрудников детского сада чувства неудовлетворенности состоянием групповых помещений. Тревога, беспокойство, огорчение по поводу того, что их детский сад не отвечает современным требованиям. При этом важно, чтобы у сотрудников возникло чувство неудовлетворенности ни кем-то со стороны (правительством, комитетом по образованию или еще кем-то), а недовольство собственной работой.

Вместе с тем нельзя допускать появления чувства беспомощности. Поэтому в своем выступлении заведующая должна сочетать здоровую критику с выражением уверенности в том, что ее коллектив с любыми вопросами, связанными с организацией предметно-пространственной среды справится.

В результате выступлений и проведенного обсуждения должны определиться направления работы и задачи, которые можно решить в ближайшее время (избавиться от захламленности, безвкусицы, включить в оформление групп детские работы и т.п.) и на более длительный срок — один - два года.

На этом производственном собрании именно заведующая должна задать мощный импульс к творческому поиску всем коллективом новых форм и методов работы с родителями, общественностью, спонсорской помощи. Это может быть организация в группах длительного проката «домашних» игрушек; изготовление из дерева с помощью родителей крупного напольного строительного материала; обращение через газету, местные каналы телевидения с просьбой о содействии к администрации города, поселка; возобновление шефских связей и т.п.

Уместным в этой связи будет использование в выступлении заведующей детским садом высказывания выдающегося польского педагога Я.Корчака:

"К рутине приводит равнодушная воля, которая всячески старается облегчить, упростить работу, выполнить ее механически, протоптать из экономии времени и энергии самую удобную для себя тропку. Рутина позволяет эмоционально не включаться в работу, устраняет сомнения, уравновешивает — ты выполняешь функции, исправно служишь. Для рутинера жизнь начинается тогда, когда кончаются часы службы. Мне уже легко, нет надобности ломать голову, искать самому и даже где-либо смотреть, я знаю точно и определенно. Я справляюсь. Я знаю свое. Новое, чего я не чаял и не ждал, мешает и сердит. Хочу, чтобы было именно так, как я уже знаю. Право теории — подкреплять мой взгляд, а не опровергать, подрывать, путать" [21].

Естественным продолжением работы, начатой на производственном собрании, является проведение консультаций, круглых столов, педагогического совета, коллективных просмотров, конкурсов и других форм и методов работы с коллективом, направленных на повышение квалификации сотрудников по вопросам организации предметно-пространственной среды детского сада.

Опыт показывает, что особую сложность для практических работников представляют эстетические аспекты оформления групповых помещений. Поэтому, считаем необходимым более подробно остановиться на этом вопросе.

Эстетические аспекты оформления групповых помещений

Предлагаемые нами подходы к эстетическому оформлению группы будут рассматриваться с учетом того, что с педагогами и специалистами детского сада уже проведена описанная выше работа и получен следующий результат:

–Количество материалов и оборудования приведено в соответствие с рекомендациями авторов данного пособия.

–Урегулирована поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

–При размещении материалов и оборудования учтены рекомендации авторов пособия.

–Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы.

Начать работу непосредственно по данному направлению целесообразно с проведения консультации на тему "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы".

При подготовке к ее проведению методист использует методическую и искусствоведческую литературу.

Альбом комплексного оформления и оборудования детского сада (Ю. В. Максимов, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева и др.). М., Просвещение, 1966.

Блохина Н. Б., Вихрова Л. Т., Давыдов Г. М. Детские дошколь­ные учреждения. М., Стройиздат, 1974.

Гайказова Р. Т., Кострики на Т. Д. Оформление детских дошкольных учреждений. М., Просвещение, 1974.

Игрушки и пособия для детского сада (оборудование педагоги­ческого процесса) /Под ред. В. М. Изгаршевой. М., Просвещение, 1982.

Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. М., Просвещение, 1978—1979.

Основы эстетического воспитания. М.,.Высшая школа, 1975.

Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоратив­ное искусство — детям. М., Просвещение, 1976.

Рябушин А. В. Развитие жилой среды. М., Стройиздат, 1976.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., Педагогика, 1980.

Художественное проектирование /Под ред. Б. В. Нешумова и Е. Д. Щедрина. М., Просвещение, 1979.

Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., Педагогика, 1972.

Человек, предмет, среда. М., Изобразительное искусство, 1980.

Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлу­гиной. М., Просвещение, 1978.

Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1986.

Карцева Е. Кич, или торжество пошлости. М., 1977.

Савицкая В.О. Кич и народное искусство (к постановке проблемы) в книге Проблемы народного искусства: Сб.статей.М.: Изобразительное искусство, 1982.

Агранович-Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Наша квартира: Конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища.- Мн.: Харвест, МЕТ, М.: АСТ, 2002.

После того, как будет упорядочена предметно-развивающая среда групп, можно приступить к работе по эстетическому оформлению групповых помещений. В соответствии с этим в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения вносится следующая задача: Привести групповые помещения дошкольного образовательного учреждения в соответствие с эстетическими требованиями. И планируются мероприятия по повышению квалификации педагогов, способствующие решению этой задачи:

Педагогический совет на тему: "Эстетические аспекты оформления групповых помещений: проблемы и их решение".

Проведение круглого стола на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость".

Организация консультаций на темы:

"Возрастные особенности детей и стиль оформления

группового помещения".

"Цвет в оформлении группы".

"Комнатные растения в интерьере группового помещения".

"Произведения искусства в оформлении детского сада".

"Организация декоративно-оформительской работы

с детьми".

Приступая к решению намеченных методических мероприятий, заведующей и методисту важно понимать, что они должны стремиться к их максимальной эффективности. А это значит, что необходимо пересмотреть содержание и методы их проведения. В первую очередь это касается повышения активности самих педагогов. Поэтому ограниченность времени проведения методических мероприятий не может служить оправданием использования чисто информационных методов работы, предполагающих пассивное восприятие заранее подготовленных на основе литературы выступлений.

Значительно важнее предпринять усилия для того, чтобы обеспечить творческое, практическое участие воспитателей, в процессе которого они смогут вести диалог, высказывать собственные оценки и суждения. Но это требует новых подходов к организации методической работы с педагогическим коллективом, на которых мы хотим остановиться более подробно. Начнем с описания круглого стола на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость".

Подготовительная работа.

1. Организация выставки методической и искусствоведческой литературы, публикаций из журналов "Дошкольное воспитание", "Обруч", "Дошкольная педагогика" и других по вопросам эстетического оформления помещений.

2. Подготовка вопросов для обсуждения:

· Вопросы эстетики быта в произведениях изобразительного искусства и художественной литературы, пословицах и поговорках.

· Эстетика быта и воспитание художественного вкуса.

· Условия, которые могут быть созданы для эстетического воспитания детей в групповых помещениях нашего дошкольного образовательного учреждения и т.п.

Каждый из участников круглого стола выбирает для себя какое-то направление и готовится к выступлению следующим образом. Например, приводит выдержки из произведений художественной литературы, в которых дано разное описание быта, и предлагает всем присутствующим дать собственную мотивированную оценку [22].

По обсуждаемому вопросу участники круглого стола могут процитировать высказывания деятелей культуры и искусства. Так, например, по вопросу эстетики быта и воспитания художественного вкуса можно привести высказывание В.В. Стасова, а затем предложить присутствующим пофантазировать по поводу эстетики общежитейских предметов, которые находятся в группе детского сада и т.п. [23]

Можно предложить участникам круглого стола познакомиться с пословицами русского народа, собранных В.И Далем на тему "дом" и попросить "переложить" их на отношение воспитателя к эстетическому оформлению группы. [24]

Особый интерес представляет такая форма работы, при которой каждый участник заранее в письменном виде готовит содержательный ответ на один из обсуждаемых вопросов. Например, называет одно из условий эстетического воспитания детей в быту (чистота и порядок, единство стиля, соответствие формы предметов их назначению, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.). Затем специально созданная для этого «группа экспертов» логически выстраивает, дополняет и называет их все присутствующим.

Работу по развитию инициативы и творчества надо продолжить и при проведении деловых игр, наполнив их содержание интересными практическими заданиями. Так, например, можно объединить педагогические коллективы параллельных возрастных групп и предложить им создать макет группы будущего. В этом макете должны быть учтены:

— возрастные,

— социально-психологические,

— поло-ролевые особенности детей данного возраста,

— интересы, потребности детей данной группы и т.п.

Затем проводится игра "Расскажите о детях, которым будет хорошо жить в этой группе".

Аналогичным образом могут проводиться и другие деловые игры. Для их проведения одни педагоги создают коллажи, макеты групп, а другие – определяют, для детей какого возраста могут использоваться выбранные цвета интерьера, комнатные растения, произведения изобразительного искусства и т.п.

Обучение воспитателей декоративно-оформительской работе с детьми желательно провести специалисту по изобразительной деятельности в форме игры-практикума по составлению из отдельных детских работ коллажей – картин, фризов и т.п.

Вершиной проявления педагогического творчества по данному направлению является проведение педагогического совета на тему: "Эстетические аспекты оформления групповых помещений. Проблемы и их практическое решение".

Очевидно, что проведение этой работы кроме специальной подготовки предполагает управленческую компетентность методиста и высокий уровень развития педагогического коллектива детского сада (групповую сплоченность, готовность к самостоятельному решению задач, согласованность действий и т.п.)

Кроме того, при проведении этой работы необходимо придерживаться определенного алгоритма, который состоит в следующем.

Вначале методист помогает воспитателям провести объективную оценку эстетического состояния групп и зафиксировать это (описать или сфотографировать).

Затем вместе с воспитателями определяет педагогические направления работы, связанные с эстетическим оформлением группы

К ним относятся: во-первых, вопросы, связанные с теснотой большинства групповых помещений: как разместить все то, что необходимо для развития детей, а во-вторых, практические советы по поводу того, как добиться композиционной уравновешенности и цветовой упорядоченности при размещении мебели, пособий и игрового оборудования в группе?

После этого методист помогает воспитателям сформулировать тему выступления на педагогическом совете и организует изучение литературы.

В процессе подготовки к педагогическому совету воспитатели изучают литературу по эстетике оформления помещений и используют полученную информацию в своей работе. Затем описывают полученные результаты и сообщают о них в своем выступлении на педагогическом совете с использованием иллюстративного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.098 с.)