Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старшая и подготовительная группы

Поиск

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) действия ребенка во все большей мере определяются внутренними целями, замыслами. К концу дошкольного возраста разные виды деятельности отчетливо дифференцируются, одновременно возникают внутренние схемы упорядочения опыта (родо-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные). Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата, с преднамеренным вызовом определенных эффектов в зависимости от условий действия. Успешность этого движения зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.

Как и в предыдущих возрастах, для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действи и должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т.п.), культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных "сложных" объектов, специально разработанных для детского экспериментирования (типа сложных "проблемных" ящиков, различного рода объектов-головоломок со скрытыми от глаза взаимосвязями элементов). Большое место в ряду материалов данного типа должны занимать модели-копии, позволяющие исследовать "механику" действия сложных реальных объектов (действующие модели парусника, подъемного крана-лебедки, ветряной мельницы-вертушки, шлюзов и т.п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющие призмы, светофильтры и т.п.), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.

Образно-символический материал должен отражать многообразие природного и рукотворного мира, задавать необходимость сравнения, поиска родо-видовых (иерархических) классификационных связей, пространственно-временных отношений, наглядного моделирования этих связей и отношений. Образно-символический материал предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это разного рода картинки для иерархической классификации предметов (установления родо-видовых связей), серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов (раньше — сейчас) и т.п., позволяющие исследовать и упорядочивать (категоризировать) сложные явления природного и социального мира.

Все эти взаимосвязи ребенок легче постигает, если средством их исследования выступают наглядно-графические модели устройства сложных предметов, связей между явлениями природного и социального мира (значение наглядно-графического моделирования для познавательного развития ребенка продемонстрировано в многочисленных исследованиях Л.А.Венгера с сотр.). Поэтому образно-символический материал для данного возраста дополняется, по возможности, условными схематическими изображениями как самих предметов и явлений, так и возможных способов их упорядочения (классификационные таблицы, парные картинки с реалистическими и условными изображениями предметов и явлений, схемы последовательных преобразований, схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.).

Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост, перекидывающийся между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии. Последние могут оснащаться графическими образцами, представляющими искомый объект или преобразования с ним в виде поэлементной схемы, расчлененных на элементы или нерасчлененных контурных образцов (для сложных мозаик, геометрических головоломок и т.п.). Частично материалы для преобразований по схеме пересекаются с материалами для конструктивной деятельности. Необходимы детям и инструменты, позволяющие создавать различные "модельные" схематические изображения (циркули, линейки, наборы разнообразных лекал).

В арсенале образно-символического материала должны также появиться наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, города и т.п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, наборы карточек с обозначением погодных явлений и т.п.). Необходимой составляющей образно-символического материала являются также иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (например, детские географические атласы, книги о мире растений и животных с иерархическими родо-видовыми классификационными схемами, книги об истории рукотворных предметов, последовательно изменяющихся от простого к сложному и т.п.). Эти материалы могут быть дополнены коллекциями марок, монет, расширяющими кругозор, содержащими большие возможности для классификационного исследования.

Нормативно-знаковый материал в жизни детей 5-7 лет должен занимать существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки (магнитные, разрезные), и приспособления для работы с ними, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и цифр и т.п. материалы, которые дети осваивают в своей свободной деятельности и в непринужденном взаимодействии со взрослым (мы не рассматриваем здесь материал для специальных обучающих занятий — это особый вопрос, связанный с конкретными образовательными программами).

Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.

Примерный набор материалов для старшей и подготовительной групп

материала Наименование Количество на группу
Объекты для исследования в действии Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) 8-10 разные
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) 2-3
Танграм  
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)  
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов 3-4 разные
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета)  
Набор: счетные палочки Кюизинера  
Набор пластин из разных материалов  
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) 3-4 разные
Головоломки плоскостные (геометрические) 5-6 разные
Набор проволочных головоломок 2-3
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований 5-6 разные
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15", "Уникуб" и т.п.) 5-6 разные
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) 3-4
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий)  
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски)  
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением) не менее 10 разные
Система наклонных плоскостей для шариков  
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок  
Термометр спиртовой  
Часы песочные (на разные отрезки времени)  
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей)  
Циркуль 4-5
Набор лекал 4-5
Линейки  
Набор мерных стаканов 2-3
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов 2-3
Счеты напольные  
Счеты настольные 4-5
Набор увеличительных стекол (линз) 3-4
Микроскоп  
Набор цветных (светозащитных) стекол 3-4
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги)  
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта 2-3
Набор для опытов с магнитом 2-3
Компас  
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) 4-5
Флюгер  
Воздушный змей  
Ветряная мельница (модель)  
Набор печаток  
Набор копировальной бумаги разного цвета  
Коллекция минералов  
Коллекция тканей  
Коллекция бумаги  
Коллекция семян и плодов  
Коллекция растений (гербарий)  
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов  
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов  
Образно-символический материал Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. по 1 набору каждой тематики
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений до 10 разные
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) 15-20 разные
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) 7-9 разные
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) 3-4 разные
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) 15-20 разные
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разные
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр 20-30 разных видов
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7)  
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность)  
Календарь настольный иллюстрированный  
Календарь погоды настенный  
Физическая карта мира (полушарий)  
Глобус  
Детский атлас (крупного формата)  
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы Коллекция марок Коллекция монет по возможностям д/с
Нормативно-знаковый материал Разрезная азбука и касса 4-5
Магнитная доска настенная  
Наборы карточек с цифрами 4-5
Отрывной календарь  
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр 4-5
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами  
Стержни с насадками (для построения числового ряда) 4-5
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач 4-5
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями  
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел)  
Линейка с движком (числовая прямая)  
Абак  
Набор "лото": последовательные числа  
Кассы настольные 4-5
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур 3-4
Наборы моделей: деление на части (2-16)  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.149 (0.007 с.)