Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультураСтр 1 из 4Следующая ⇒
Предисловие Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства. Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач: § коррекции речедвигательных нарушений; § улучшения гнозиса и динамического праксиса; § формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций; § развитии мелкой моторики руки; § коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм). Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов. В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены: § Логопедический массаж. § Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата. § Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов. I этап, на котором решаются следующие задачи: § гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры; § активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;
§ формирование артикуляционных укладов; § формирование артикуляционных движений; § развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции); § проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов). II этап посвящен: § формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры); § выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость), § выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость); § развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений); § формированию мотивации деятельности и активных личностных установок. III этап направлен на: § улучшение динамического праксиса; § развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений); § коррекцию звукопроизношения; § формирование навыков целенаправленной деятельности. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В работе с детьми используют следующее виды массажа: § Классический. § По биологически активным точкам (БAT). § С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов: 1. Комплексности. 2. Учета индивидуальных особенностей ребенка. 3. Принципа поэтапного формирования навыков. 4. Дифференцированного подхода в логопедической работе. Принцип комплексности Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл.№ 3).
Таблица №3
Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.). Приложение 3. Карта движений (для детей 3-4 лет) Заполнение карты движений проводится в ходе невролого-логопедического обследования и позволяет решать следующие практические задачи: § создание "профиля движений" на каждого ребенка, § составление индивидуальных планов ЛЛФК, § комплектация "малых групп" (2-3 человека) для проведения пассивно-активной гимнастики, § отражение динамики движений, что является одним из объективных показателей успешности проведенного курса ЛЛФК. Карта движений заполняется 2 раза: в начале и конце учебного года. Наличие/отсутствие движений отмечается соответствующими знаками (+) (-), ограничение движений (+ -), характер движений - непроизвольный (Н), произвольный (П). Карта движений видоизменяется и усложняется в зависимости от года обучения и возраста ребенка.
ЛИТЕРАТУРА 4. К.А. Семенова. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина, 1976. 5. К.А. Семенова,М.М. Махмудова. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979 6. Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Детские церебральные параличи. - Киев: "Здоровья", 1988. 7. Термина Тенк. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. - Таганрог, 1988. 8. Я.В. Пишель, И.И. Шапиро. Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии. - М.: Медицина, 1991. 9. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.,1997. 10. И .В. Блыскина, В.А. Ковшиков. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - Санкт-Петербург: "Сатис", 1995. 11. Ю.В.Гольдблат. Точечный и линейный массаж в неврологии. М., 1989
Предисловие Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства. Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач: § коррекции речедвигательных нарушений; § улучшения гнозиса и динамического праксиса; § формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций; § развитии мелкой моторики руки; § коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм). Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.
В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены: § Логопедический массаж. § Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата. § Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов. I этап, на котором решаются следующие задачи: § гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры; § активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений; § формирование артикуляционных укладов; § формирование артикуляционных движений; § развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции); § проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов). II этап посвящен: § формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры); § выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость), § выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость); § развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений); § формированию мотивации деятельности и активных личностных установок. III этап направлен на: § улучшение динамического праксиса; § развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений); § коррекцию звукопроизношения; § формирование навыков целенаправленной деятельности. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В работе с детьми используют следующее виды массажа: § Классический. § По биологически активным точкам (БAT). § С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.031 с.) |