Предполагаемая схема строительства кургана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предполагаемая схема строительства кургана.



Строительство кургана могло происходить в такой год, в котором в день летнего солнцестояния была полная высокая южная Луна, например, 20.06.498 г. Вечером предыдущего дня, 19.06.498 г. из центра Центрального кургана отмечалось направление азимута восхода полной высокой южной Луны 146,47°, со склонением δ = - 29°27ʹ35ʺ = - 29,4597° (максимальное склонение высокой южной Луны той ночью было 29°36ʹ56ʺ = 29,6156°, т.е. отклонение от Эклиптики было 29,6156°-23,6350° = 5,9806°, а в весеннее равноденствие следующего года, 20.03.499 г. максимальное склонение высокой южной Луны было 29°49ʹ29ʺ = 29,8347°, с отклонением от Эклиптики 29,8347-23,6350 = 6,1997°, что заметно отличается в большую сторону от справочных данных) и на произвольном расстоянии был отложен центр будущей КВК в начале Южного «уса». В случае с данным курганом расстояние оказалось равным 11м. Выше отмеченного центра КВК в начале Южного «уса», в северном направлении (север можно было определить по вращению в течение ночи околополюсных звезд вокруг Полюса Мира) был заложен центр будущей КВК в начале Северного «уса» на том же расстоянии 11м от центра Центрального кургана. Утром, один наблюдатель находился в центре КВК в начале Северного «уса», другой встал на некотором произвольном расстоянии (на данном памятнике 15 м) в направлении восхода Солнца в летнее солнцестояние, с азимутом 51,22°, и в этом месте отметил положение для основания будущей Северной площадки (СП).

В последующие дни, первый наблюдатель оставался в центре КВК в начале Северного «уса» и через голову второго наблюдателя, продвигавшегося от Северной площадки (СП) вдоль «уса» на восток, наблюдал восходы Солнца.

По ночам наблюдения перемещались на Южный «ус»: один наблюдатель находился в центре Центрального кургана, второй двигался от центра КВК в начале Южного «уса» к концу Южного «уса», пока через 7,2 дня 27.06.498 г. восход Луны не проходил восточное направление. После того, как восход Луна перешел в северную половину неба, ночные наблюдения за Луной переносились на Северный «ус».

Еще через 7,2 дня, утром 5.07.498 г., в 4ч 10 м, незадолго до восхода Солнца, высокая северная Луна, со склонением δ = 27,5042°, убывающая перед новолунием, которое случилось позднее в этот же день, тонким серпиком всходила на северо-востоке с азимутом 48,37°, в направлении от центра КВК в начале Южного «уса» через центр КВК в конце Северного «уса». На следующий день в первой фазе Луна на восходе уже не была видна, поэтому начинали смотреть заходы Луны над Северным «усом» еще 7,2 дня, пока Луна не заходила около полуночи 11.07.498 г. в западном направлении при наблюдении или от центра КВК в конце Северного «уса» через Округлый Камень Кварцит с 2 ямками (ОКК2) на расстоянии 10 м вверх от центра КВК в начале Северного «уса».

Еще через 7,2 дня, через месяц после начала строительства кургана, в полнолуние 19.07.498 г. в 22ч 11м, высокая южная Луна всходила со склонением δ= -24°48ʹ48ʺ = -24,8133°, с направлением 135,14° от центра КВК в начале Северного «уса» до конца Южного «уса» перед резким поворотом к КВК в конце Южного «уса». Склонения Солнца и Луны в этот день были очень близки, поэтому ожидалось лунное затмение, но оно не произошло в данной местности.

В это же время на рассвете второй наблюдатель продвигался от Северной площадки вдоль Северного «уса» и первый наблюдатель через его голову фиксировал восходы Солнца до срединного летне-осеннего времени года 6.08.498 г. в направлении восхода Солнца 64,50°, где была заложена метка – большой округлый камень кварцит (БОКК). В срединный летне-осенний день 6.08.498 г. растущая Луна (4 лунный день) на восходе в 8ч 45м не была видна на утреннем небе, поэтому вечером тонкий серпик Луны наблюдали при заходе на западе с азимутом 271,76°.

После установки вторым наблюдателем метки с большим округлым камнем кварцита (БОКК) в срединное летне-осеннее время 6.08.498 г., первый наблюдатель начинал двигаться от начала Северного «уса», ежедневно продвигаясь вверх по «усу» до Северной площадки, отмечая азимуты восхода Солнца через голову второго наблюдателя, стоящего у метки с большим округлым камнем кварцитом (БОКК). В осеннее равноденствие 20.09.498 г. первым наблюдателем уточнялся азимут восхода Солнца в 90,05° положением одного из камней на Северной площадке. Равноденствие в другие годы могло происходить в пределах ±0,63° (см. расчет выше) и, поэтому, на Северной площадке другими камнями могли отмечаться и другие равноденственные положения восхода Солнца с азимутами от 89,42° до 90,68°. Практически, построение солнечной части Северного «уса» было закончено положением метки с большим округлым камнем кварцитом (БОКК), т.к. следующие дни в году наблюдались с азимутами на восход Солнца на уже обозначенных площадках.  

Но требовалось завершение Северного «уса» положением Луны в равноденствие 20.09.498 г. Азимут восхода убывающей северной Луны в 61,78° фиксировался первым наблюдателем в 20ч 00м от центра Центрального кургана через голову второго наблюдателя, который продвинулся вдоль Северного «уса» до проявленного восходом Луны места, где и была оформлена КВК в конце Северного «уса». Луна в этот момент была со склонением δ = 18°32ʹ59ʺ = 18,5497°, близким к положению низкой северной Луны, но на самом деле это было промежуточное значение между положениями северной и южной высокой Луны. Возможно, положения низкой Луны совсем не фиксировались на памятнике, т.к. они находились в пределах положений высокой Луны. Площадка КВК в конце Северного «уса» была оформлена в виде круга, без выделения центра, возможно, потому, что Луна в другие годы вставала над этим местом с некоторым смещением, не попадая в центр КВК. Теперь и Северный «ус» был готов окончательно. После этого можно было ежегодно отслеживать календарные даты, смену лунных фаз, предполагать даты затмений, наблюдая за Солнцем и Луной в северной половине неба по Северному «усу», и в южной половине неба – по Южному «усу».

Перед зимним солнцестоянием 20.12.498 г. вечером 19.12.498 г. при наблюдении из центра КВК в начале Северного «уса» через центр КВК в конце Северного «уса» всходила северная Луна с азимутом 71,31° и склонением δ=13°08ʹ37ʺ = 13,1436°. Утром следующего дня, в зимнее солнцестояние 20.12.498 г., из того же центра КВК в начале Северного «уса» через центр КВК в конце Южного «уса» наблюдали восход Солнца с азимутом 130,17° и этим фиксировали положение центра КВК в конце Южного «уса».

 

Азимуты восходов Солнца в зимний период от осеннего равноденствия до весеннего равноденствия не прослеживаются на данном курганном комплексе и других таких же комплексах курганов с «усами» (кроме восхода Солнца и Луны в зимнее солнцестояние), возможно, потому, что камни находились под снегом, но, теоретически, наблюдения зимой могли осуществляться на обозначенных ранее площадках в виде заходов Солнца в противоположных направлениях от восхода Солнца летом: заход Солнца в зимнее солнцестояние противоположен восходу Солнца в летнее солнцестояние, заход Солнца в срединное осенне-зимнее время противоположен восходу Солнца в срединное весенне-летнее время.

Проведем расчеты захода Солнца в зимнее солнцестояние в направлении, противоположном восходу Солнца в летнее солнцестояние. В астропрограмме StarCalc находим значение склонения Солнца в момент его захода в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. на линии астрономического горизонта δ = - 23° 38ʹ 09,4ʺ = - 23,6359°, происходившего 20.12.498 г. в 16 ч 58 м при h = -0,85°. Азимут захода Солнца в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. на линии астрономического горизонта был равен 129,12° - 360° = 230,88°.

Но мы знаем, что Солнце начало заходить раньше над юго-западной линией горизонта. Рассчитаем высоту точки захода Солнца в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. при наблюдении с Северной площадки, через центр КВК в начале Северного «уса», где мог стоять другой человек. Солнце садилось за юго-западный склон, примерно, в направлении 230° на расстоянии 3580 м на высоте 277,9 м над уровнем моря. Высота захода Солнца была равна h = - 0,206° за 11 минут перед заходом Солнца на линии астрономического горизонта, т.е. в 16ч 58м – 11м = 16ч 47м, при δ = - 23°37ʹ59,8ʺ = - 23,6333°. Азимут захода Солнца в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. над местной линией горизонта был равен 228,55°. Найденное значение укладывается в габариты наблюдения из центра КВК в конце Южного «уса» через центр КВК в начале Северного «уса».

Азимут захода Солнца в срединное осенне-зимнее время года 5.11.498 г. на линии астрономического горизонта в 17ч 28 м при склонении δ = -16° 26ʹ 02,8ʺ = -16,4341° и h = - 0,85° равен 243,92°.

Рассчитаем высоту точки захода Солнца в срединное осенне-зимнее время 5.11.498 г. на Усть-Ташлинском кургане, при наблюдении от БОКК через центр КВК в начале Северного «уса», где мог стоять другой человек.. Солнце садилось за юго-западный склон, примерно, в направлении 244° на расстоянии 3250 м на высоте 267 м над уровнем моря. Высота захода Солнца была равна h = - 0,36° за 5 минут до захода Солнца на линии астрономического горизонта, т.е. в 17ч 28м - 5м = 17ч 23м при δ = - 16°25ʹ59ʺ = - 16,4331°. Азимут захода Солнца в срединное осенне-зимнее время года 5.11.498 г. над местной линией горизонта был равен 243,23°.

Азимут захода Солнца в срединное зимне-весеннее время на линии астрономического горизонта 1.02.499 г. в 17ч 58 м при δ = -16°40ʹ 20,9ʺ = -16,6725° и h = - 0,85° был равен 241,06°.

Рассчитаем азимут захода Солнца в срединное зимне-весеннее время 1.02.499 г. при наблюдении от БОКК через голову человека, стоявшего в центре КВК в начале Северного «уса». Высота захода Солнца 1.02.499 г. совпадает с высотой захода Солнца, рассчитанной для наблюдения от этого же места в срединное осенне-зимнее время 5.11.498 г., поэтому она равна h = - 0,36° за 5 минут до захода Солнца на линии астрономического горизонта, т.е. в 17ч 58м – 5м = 17ч 53м при δ = -16°39ʹ58,7ʺ = -16,6663°. Азимут захода Солнца в срединное зимне-весеннее время года 1.02.499 г. над местной линией горизонта был равен 241,78°.

Далее, после 1 февраля, второй наблюдатель постоянно находился возле большого округлого камня кварцита (БОКК) и через голову первого наблюдателя, который поднимался от Центра КВК в начале Северного «уса», фиксировал заходы Солнца, пока первый наблюдатель не оказывался на Северной площадке к весеннему равноденствию 19 марта. Первый наблюдатель с Северной площадки через голову второго наблюдателя, находящегося возле большого округлого камня кварцита (БОКК), фиксировал восход Солнца в весеннее равноденствие 19 марта (когда склонение Солнца больше 0° до 0°23ʹ 53ʺ) над восточной линией горизонта с азимутом 90,68°-0,63° = 90,05°.

После весеннего равноденствия действия двух наблюдателей повторялись в обратном порядке, проходя большой округлый камень кварцит (БОКК) до срединного весенне-летнего времени 5 мая с азимутом 64,50° и далее, к наблюдению восхода Солнца в летнее солнцестояние 20 июня из Центра КВК в начале Северного «уса» через голову второго наблюдателя, находящегося на Северной площадке, с азимутом 51,22°.

Результаты данного археоастрономического исследования Усть-Ташлинского кургана сведены в таблицу (Таблица 1) и показаны на схеме (Рис. 26).

 

Таблица 1. Восходы и заходы светил на Усть-Ташлинском кургане с «усами» для Солнца в 500 г. н.э., для Луны в 498 г. н.э.

 

Астрономическая линия горизонта

Местная линия горизонта

Восход Заход Восход Заход
Солнце в летнее солнцестояние 20.06. 48,04°   51,22°  
         срединное летне-осеннее 6.08 61,20°   64,50°  
в весеннее равноденствие 19.03              в осеннее равноденствие 22.09 88,92°     90,05°  
        срединное осенне-зимнее 5.11 116,14° 243,92° 117,71° 243,23°
        в зимнее солнцестояние 20.12 129,11° 230,88° 130,17° 228,55°
        срединное зимне-весеннее 1.02 116,41° 241,06° 117,98° 241,78°
        срединное весенне-летнее 5.05       61,10°   64,40°  
Луна высокая южная  в летнее с/с 19.06    142,95°   146,69°  
                                                       27.06. 94,23°   94,47°  
                            высокая северная 5.07 41,74°   48,37°  
                                                       11.07   256,95°   258,13°
                              в полнолуние 19.07 133,08°   135,14°  
         в срединное летне-осеннее 6.08   272,56°   271,76°
          в осеннее равноденствие 20.09 59,15°   61,78°  
        в срединное осенне-зимнее 5.11   226,43°   224,98°
           в зимнее солнцестояние 19.12 68,45°   71,91°  
      в срединное зимне-весеннее 1.02.499 г.   272,06°   271,2°
        в весеннее равноденствие 20.03.499 г. 143,76°   147,4°  
       в срединное весенне-летнее 5.05.499 г.   296,79°   294,66°
            в летнее солнцестояние 21.06.499 г. 48,61°   53,94°  

           

Рис. 26. План Азимутов восходов Солнца и Луны над местной линией горизонта на Усть-Ташлинском кургане с «усами» в 498 г. н.э., где ЦК – центральный курган, КВК – круговая выкладка камней, СП – северная площадка, БОКК – большой округлый камень кварцит, ОКК2 – округлый камень кварцит с 2 ямками, ОКК3 – округлый камень кварцит с 3 ямками. Схема автора.

 

Анализируя астрономические направления, полученные на трех, недалеко расположенных друг от друга Южно-уральских курганах с «усами», мы видим, что основные конструктивные элементы таких курганов располагаются в одной смысловой концепции восходов Солнца и Луны в течение календарного года. Внешний вид курганов с «усами» отличается потому, что высота линии горизонта, относительно которой смотрят восходы светил в разных местностях различная, а также, азимуты восходов высокой южной Луны, от которых зависит положение  центра КВК в начале Южного «уса», не совпадают в различные годы строительства курганов.

Из анализа астрономических схем курганов с «усами» можно предположить, что:

1.Начала Южных «усов» определяются предельными значениями азимутов восхода южной Луны (высокой или низкой) перед днем летнего солнцестояния в определенные годы, с установлением некоторого произвольного расстояния от Центрального кургана или одного из группы Центральных курганов, с одновременным определением места центра будущего начала Северного «уса» (как правило, симметрично центру начала Южного «уса»), где готовится площадка для встречи восхода Солнца в летнее солнцестояние: 1) от центра Центрального кургана, если других дополнительных центральных курганов нет (Кондуровский курган и Усть-Ташлинский курган) или 2) от центра нижнего из трех центральных курганов (Солончанка I), причем положение центра нижнего из трех центральных курганов определялось пересечением направлений север-юг и направлением на восход нижней Луны в летнее солнцестояние 512 г. через вершину более древнего кургана бронзового века.

2. Утром следующего дня определяется азимут предельного на горизонте восхода Солнца в день летнего солнцестояния и на этом направлении откладывается произвольное расстояние до основания Северной площадки, где встает человек в направлении восхода Солнца в летнее солнцестояние: 1) из центра начала Северного «уса» (Кондуровский и Усть-Ташлинский курганы) или 2) из центра нижнего центрального кургана (Солончанка I).

3. От летнего солнцестояния до летне-осеннего срединного времени года в начале августа наблюдения ведутся на всех трех описываемых южно-уральских памятниках из центра начала Северного «уса» до отметки азимута восхода Солнца в летне-осеннее срединное время, где азимут отмечается какой-либо меткой на Северном «усе»: на Кондуровском кургане – началом выкладки розовых камней после длинной полосы зеленых камней; на Усть-Ташлинском кургане – положением Большого округлого камня кварцита (БОКК), на Солончанке I - положением человека на Северной площадке.

4. От срединного летне-осеннего времени года в начале августа до дня осеннего равноденствия наблюдения велись до центра окончания Северного уса: 1) от центра начала Северного уса (на Солончанке I), 2) через отметку на усе азимута восхода в срединное время года, где стоит человек, через голову которого второй наблюдатель фиксирует восходы Солнца при движении наблюдателя из центра начала Северного уса до основания Северной площадки (Кондуровский и Усть-Ташлинский курганы). Положение центра конца Северного уса определяет перекрестие направлений азимутов на восход Луны вечером и восход Солнца утром в осеннее равноденствие: 1) из центра верхнего из центральных курганов (Солончанка I), 2) из центра Центрального кургана (Усть-Ташлинский курган), 3) из центра начала Южного уса (Кондуровский курган). При этом, восход Солнца в равноденствие в разные годы мог фиксироваться в некоторых пределах Северной площадки, в зависимости от того, насколько дальше восходящее Солнце ушло от точки истинного равноденствия в течение суток, с возможным отклонением азимутов от 0° до 0,63°.

5. После дня осеннего равноденствия до срединного осенне-зимнего времени года наблюдения могли переноситься на Южный ус, где один человек стоял в центре конца Южного уса, а второй наблюдатель поднимался от поворота в конце Южного уса, откуда фиксировался восход Солнца в осеннее равноденствие на всех трех исследуемых южно-уральских памятниках, до: 1) центра в начале Южного уса (Солончанка I), 2) до центра Центрального кургана (Кондуровский и Усть-Ташлинский курганы). Но также, на всех трех исследуемых южно-уральских памятниках, есть варианты того, что восходы Солнца после осеннего равноденствия фиксировались в обратном порядке тому, который следовал до осеннего равноденствия, только теперь уже один человек оставался в центре конца Северного уса, а второй наблюдатель поднимался вверх и назад по усу, фиксируя через голову первого человека азимуты восхода Солнца до срединного осенне-зимнего времени года. Это особенно видно на Кондуровском кургане и на Солончанке I. На Усть-Ташлинском кургане этот вариант не наблюдается, но, возможно, такой вариант получался, если Северный ус был длиннее (на схеме Рис. 7 возможное продолжение уса отмечено пунктиром). Также, на Усть-Ташлинском кургане есть вариант наблюдения заходов Солнца после осеннего равноденствия, если один человек оставался в центре конца Северного уса, а другой наблюдатель спускался из Северной площадки до центра в начале уса.

6. Если наблюдения проводились после осенне-зимнего срединного времени года до зимнего солнцестояния на курганах с усами (если снег сметался с усов), то здесь больше подтверждается вариант наблюдения заходов Солнца в обратном порядке летним наблюдениям восходов Солнца. Но сам момент восхода Солнца в зимнее солнцестояние фиксируется на всех трех исследуемых южно-уральских памятниках направлением из центра в начале Северного уса к центру в конце Южного уса.

7. Если наблюдения проводились после дня зимнего солнцестояния до зимне-весеннего срединного времени года (также, если снег сметался с усов), то здесь больше подтверждается вариант наблюдения заходов Солнца в обратном порядке наблюдениям восхода Солнца от летнего солнцестояния до летне-осеннего срединного времени года.

8. От весеннего равноденствия до весенне-летнего срединного времени года и летнего солнцестояния уже можно было наблюдать восходы Солнца в обратном порядке наблюдениям восходов Солнца на Северном усе.

 

Литература

Аллен К.У. Астрофизические величины. М.: «Мир», 1977. С. 182-279.

Астрономический Календарь. Постоянная часть. / Редактор Абалакин В.К. — М.: Наука, главная редакция физико-математической литературы, 1981. — С. 555.

Ахинжанов, С.М. Курган с «усами» на юго-западных склонах Каратау // Археологические исследования в Отраре. Алма-Ата: Наука. 1977. С. 72-81.

Бар Е. Прошлое Китая. // История Китая. Духовная культура Китая. Сост. Шумаков С.А., Андреев А.Р. М.: Евролинц, 2003. С. 5-32.

Бейсенов, А.З. Об астрономических исследованиях на курганах с каменными грядами (по поводу статьи Н.М. Бекбасарова «Курган с «усами» на р. Сага: астрономическое содержание расположения его элементов») // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Отв. ред. З. Самашев. Алматы-Москва: Гылым. 1998. С. 171-175.

Бекбасаров Н.М. Астрономическая ориентация кургана с "усами" (р.Сага) // Проблемы физики звезд и внегалактической астрономии. Алматы; Гылым, 1993. С.207-231.

Бекбасаров Н.М. Астрономические аспекты курганов с "усами" // Археоастрономия: проблемы становления: Тез. докл. междунар. конф. М.: Ин-т археологии РАН, 1996. С.12-14.

Бекбасаров Н.М. Археоастрономические исследования атасуских курганов с "усами" // Древняя астрономия: небо и человек. Тез. докл. междунар. конф. М.: ГАИШ МГУ, 1997. С.11-13.

Бекбасаров Н.М. Курган с "усами" на р.Сага: астрономическое содержание расположения его элементов // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы; М.: Гылым, 1998. С.163-170.

Боталов, С.Г. Волго-уральские и казахстанские степи в VI-VIII вв.: (Некоторые вопросы тюркизации евразийских степей) // Новое в археологии Южного Урала. Челябинск. 1996. С.194-209.

Боталов, С. Г. Поздняя древность и средневековье // Древняя история Южного Зауралья: в 2 т. / отв. ред. Н. О. Иванова. Челябинск, 2000. Т. 2, разд. IV. С. 207-430.

Боталов, С.Г., Таиров, А.Д., Любчанский, И.Э. Курганы с «усами» Урало-Казахстанских степей. Челябинск: Южно-Уральский филиал ИИА УроРАН, 2006. – 232 с.

Боталов, С.Г., Григорьев, С.А., Гуцалов, С.Ю., Мосин, В.С., Таиров, А.Д. Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Серия «Этногенез уральских народов». – Челябинск: ООО Цикр «Рифей», 2006. – 528 с.

Васильев, Ю.М., Мильничук, В.С., Арабаджи, М.С. Общая и историческая геология. М.: «Недра», Россия, 1977; с. 33-41.

Грум-Гржимайло Г.Е. Путешествие в Западный Китай. Том II. Л., 1926.

Грязнов, М.П. Северный Казахстан в эпоху ранних кочесников // КСИИМК. Вып. 61. 1956. С. 8-16.

Жаров В.Е. Сферическая астрономия. Фрязино, 2006. – 480 с.

Зданович Д.Г., Кириллов А.К. Курганные памятники Южного Зауралья: археоастрономические аспекты исследования. Челябинск: Изд-во «Крокус», 2002. – 76 с.

Кадырбаев, М.К. Памятники кочевых племен Центрального Казахстана (VII в. до н.э. – I в. н.э.): Автореф. дис… канд. ист. наук. Алма-Ата. 1959.

Кириллов, А.К., Зданович Д.Г. Археоастрономические исследования в степном Зауралье: укрепленные поселения «Страны городов» и их окрестности // Астрономия древних обществ. М., 2002. С. 158-161.

Курган с «усами» Солончанка I. Сб. нау. Тр. /Под ред. А.Д. Таирова.Челябиинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. - 144 с.

Любчанский, И.Э. Хронологические аспекты комплексов курганов с «усами» евразийской степи // Культура евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. // Вопросы хронологии. Самара, 1998. С. 303-310.

Любчанский, И.Э., Таиров, А.Д. Археологическое исследование комплекса кургана с "усами" Солончанка I. // Курган с «усами» Солончанка I. Сб. нау. Тр. /Под ред. А.Д. Таирова.Челябиинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. С. 5-62.

Мариковский, П.И. О древних астрономических сооружениях на территории Казахстана // Вестник АН КазССР. 1977. № 5.

Мариковский П.И., 1983. К изучению астрономического значения курганов с «усами» // Вестник АН КазССР. № 4.

Мацына А.И., Полякова О.О. Полярные и Горизонтальные координаты в археологических памятниках на примере Кондуровского кургана с «усами» // Астрономия – 2005: состояние и перспективы развития: Тез. докл. Восьмого съезда Астроном общ-ва и Междунар. симп. / Тр. Гос. астроном. ин-та им. П.К.Штернберга. Т. 78. М., 2005. С. 95.

Мацына А.И., Полякова О.О. Полярные и Горизонтальные координаты в археологических памятниках на примере Кондуровского кургана с «усами» // Астрономическое и мировоззренческое содержание археологических памятников Южного Урала: Тез. докл. полевого семинара, Аркаим, 19-25 июня 2006 г. Челябинск, 2006. С. 16-18.

Пересветов, Г.Ю. Некоторые вопросы происхождения тасмолинской культуры (по итогам новых исследований в Павлодарской области) // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы на рубеже тысячелетий (Материалы XLI Региональной археолого-этнографической студенческой конференции. Барнаул, 25-30 марта 2001 г.) Барнаул. 2001. С. 282-285.

Полякова, О.О. Астрономическая ситуация памятнике Солончака I // Астрономическое и мировоззренческое содержание археологических памятников Южного Урала: Тезисы докладов полевого семинара, Аркаим, 19-25 июня 2006 г. Челябинск: Челябинский гос. университет, 2006. С. 18-20.

Полякова, О.О. Археоастрономия в зеркале эволюционного познания. – М.: «Компания Спутник +», 2007. – 159 с.

Потемкина Т.М., Юревич В.А. Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников (методический аспект). М.: Российская академия наук, институт археологии, 1998. – 52 с.

Рыков, П.С. Работы в совхозе «Гигант» (Караганда) // Археологические работы Академии на новостройках в 1932-44 гг. Т. II. Изв. ГАИМК. Вып. 110. 1935. С. 40-68.

Таиров А. Д. Кочевники Восточного Туркестана и формирование раннесарматской культуры Южного Урала // ВДИ. 2006. № 1. С. 132-140.

Хабдулина, М.К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. Алматы: Ракурс. 1994. – 170 с.

Kirillov, A., Kirillova, N. Novokondurovsky – I kurgan “with moustaches” as the keeper of time and ritual // Труды международной конференции «Астрономия ми всемирное наследие: через время и континенты». Казань: Казан. гос. ун-т. 2009. P. 14-17.

Kirillov, A. K., Kirillova, N.G. Novokondurovsky – I kurgan “with moustaches” as the keeper of time and ritual // Труды международной конференции «Астрономия ми всемирное наследие: через время и континенты». Казань: Казан. гос. ун-т. 2016. P. 95-100.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.064 с.)