Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предполагаемая схема строительства кургана. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Строительство кургана могло происходить в такой год, в котором в день летнего солнцестояния была полная высокая южная Луна, например, 20.06.498 г. Вечером предыдущего дня, 19.06.498 г. из центра Центрального кургана отмечалось направление азимута восхода полной высокой южной Луны 146,47°, со склонением δ = - 29°27ʹ35ʺ = - 29,4597° (максимальное склонение высокой южной Луны той ночью было 29°36ʹ56ʺ = 29,6156°, т.е. отклонение от Эклиптики было 29,6156°-23,6350° = 5,9806°, а в весеннее равноденствие следующего года, 20.03.499 г. максимальное склонение высокой южной Луны было 29°49ʹ29ʺ = 29,8347°, с отклонением от Эклиптики 29,8347-23,6350 = 6,1997°, что заметно отличается в большую сторону от справочных данных) и на произвольном расстоянии был отложен центр будущей КВК в начале Южного «уса». В случае с данным курганом расстояние оказалось равным 11м. Выше отмеченного центра КВК в начале Южного «уса», в северном направлении (север можно было определить по вращению в течение ночи околополюсных звезд вокруг Полюса Мира) был заложен центр будущей КВК в начале Северного «уса» на том же расстоянии 11м от центра Центрального кургана. Утром, один наблюдатель находился в центре КВК в начале Северного «уса», другой встал на некотором произвольном расстоянии (на данном памятнике 15 м) в направлении восхода Солнца в летнее солнцестояние, с азимутом 51,22°, и в этом месте отметил положение для основания будущей Северной площадки (СП). В последующие дни, первый наблюдатель оставался в центре КВК в начале Северного «уса» и через голову второго наблюдателя, продвигавшегося от Северной площадки (СП) вдоль «уса» на восток, наблюдал восходы Солнца. По ночам наблюдения перемещались на Южный «ус»: один наблюдатель находился в центре Центрального кургана, второй двигался от центра КВК в начале Южного «уса» к концу Южного «уса», пока через 7,2 дня 27.06.498 г. восход Луны не проходил восточное направление. После того, как восход Луна перешел в северную половину неба, ночные наблюдения за Луной переносились на Северный «ус». Еще через 7,2 дня, утром 5.07.498 г., в 4ч 10 м, незадолго до восхода Солнца, высокая северная Луна, со склонением δ = 27,5042°, убывающая перед новолунием, которое случилось позднее в этот же день, тонким серпиком всходила на северо-востоке с азимутом 48,37°, в направлении от центра КВК в начале Южного «уса» через центр КВК в конце Северного «уса». На следующий день в первой фазе Луна на восходе уже не была видна, поэтому начинали смотреть заходы Луны над Северным «усом» еще 7,2 дня, пока Луна не заходила около полуночи 11.07.498 г. в западном направлении при наблюдении или от центра КВК в конце Северного «уса» через Округлый Камень Кварцит с 2 ямками (ОКК2) на расстоянии 10 м вверх от центра КВК в начале Северного «уса».
Еще через 7,2 дня, через месяц после начала строительства кургана, в полнолуние 19.07.498 г. в 22ч 11м, высокая южная Луна всходила со склонением δ= -24°48ʹ48ʺ = -24,8133°, с направлением 135,14° от центра КВК в начале Северного «уса» до конца Южного «уса» перед резким поворотом к КВК в конце Южного «уса». Склонения Солнца и Луны в этот день были очень близки, поэтому ожидалось лунное затмение, но оно не произошло в данной местности. В это же время на рассвете второй наблюдатель продвигался от Северной площадки вдоль Северного «уса» и первый наблюдатель через его голову фиксировал восходы Солнца до срединного летне-осеннего времени года 6.08.498 г. в направлении восхода Солнца 64,50°, где была заложена метка – большой округлый камень кварцит (БОКК). В срединный летне-осенний день 6.08.498 г. растущая Луна (4 лунный день) на восходе в 8ч 45м не была видна на утреннем небе, поэтому вечером тонкий серпик Луны наблюдали при заходе на западе с азимутом 271,76°. После установки вторым наблюдателем метки с большим округлым камнем кварцита (БОКК) в срединное летне-осеннее время 6.08.498 г., первый наблюдатель начинал двигаться от начала Северного «уса», ежедневно продвигаясь вверх по «усу» до Северной площадки, отмечая азимуты восхода Солнца через голову второго наблюдателя, стоящего у метки с большим округлым камнем кварцитом (БОКК). В осеннее равноденствие 20.09.498 г. первым наблюдателем уточнялся азимут восхода Солнца в 90,05° положением одного из камней на Северной площадке. Равноденствие в другие годы могло происходить в пределах ±0,63° (см. расчет выше) и, поэтому, на Северной площадке другими камнями могли отмечаться и другие равноденственные положения восхода Солнца с азимутами от 89,42° до 90,68°. Практически, построение солнечной части Северного «уса» было закончено положением метки с большим округлым камнем кварцитом (БОКК), т.к. следующие дни в году наблюдались с азимутами на восход Солнца на уже обозначенных площадках.
Но требовалось завершение Северного «уса» положением Луны в равноденствие 20.09.498 г. Азимут восхода убывающей северной Луны в 61,78° фиксировался первым наблюдателем в 20ч 00м от центра Центрального кургана через голову второго наблюдателя, который продвинулся вдоль Северного «уса» до проявленного восходом Луны места, где и была оформлена КВК в конце Северного «уса». Луна в этот момент была со склонением δ = 18°32ʹ59ʺ = 18,5497°, близким к положению низкой северной Луны, но на самом деле это было промежуточное значение между положениями северной и южной высокой Луны. Возможно, положения низкой Луны совсем не фиксировались на памятнике, т.к. они находились в пределах положений высокой Луны. Площадка КВК в конце Северного «уса» была оформлена в виде круга, без выделения центра, возможно, потому, что Луна в другие годы вставала над этим местом с некоторым смещением, не попадая в центр КВК. Теперь и Северный «ус» был готов окончательно. После этого можно было ежегодно отслеживать календарные даты, смену лунных фаз, предполагать даты затмений, наблюдая за Солнцем и Луной в северной половине неба по Северному «усу», и в южной половине неба – по Южному «усу». Перед зимним солнцестоянием 20.12.498 г. вечером 19.12.498 г. при наблюдении из центра КВК в начале Северного «уса» через центр КВК в конце Северного «уса» всходила северная Луна с азимутом 71,31° и склонением δ=13°08ʹ37ʺ = 13,1436°. Утром следующего дня, в зимнее солнцестояние 20.12.498 г., из того же центра КВК в начале Северного «уса» через центр КВК в конце Южного «уса» наблюдали восход Солнца с азимутом 130,17° и этим фиксировали положение центра КВК в конце Южного «уса».
Азимуты восходов Солнца в зимний период от осеннего равноденствия до весеннего равноденствия не прослеживаются на данном курганном комплексе и других таких же комплексах курганов с «усами» (кроме восхода Солнца и Луны в зимнее солнцестояние), возможно, потому, что камни находились под снегом, но, теоретически, наблюдения зимой могли осуществляться на обозначенных ранее площадках в виде заходов Солнца в противоположных направлениях от восхода Солнца летом: заход Солнца в зимнее солнцестояние противоположен восходу Солнца в летнее солнцестояние, заход Солнца в срединное осенне-зимнее время противоположен восходу Солнца в срединное весенне-летнее время. Проведем расчеты захода Солнца в зимнее солнцестояние в направлении, противоположном восходу Солнца в летнее солнцестояние. В астропрограмме StarCalc находим значение склонения Солнца в момент его захода в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. на линии астрономического горизонта δ = - 23° 38ʹ 09,4ʺ = - 23,6359°, происходившего 20.12.498 г. в 16 ч 58 м при h = -0,85°. Азимут захода Солнца в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. на линии астрономического горизонта был равен 129,12° - 360° = 230,88°. Но мы знаем, что Солнце начало заходить раньше над юго-западной линией горизонта. Рассчитаем высоту точки захода Солнца в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. при наблюдении с Северной площадки, через центр КВК в начале Северного «уса», где мог стоять другой человек. Солнце садилось за юго-западный склон, примерно, в направлении 230° на расстоянии 3580 м на высоте 277,9 м над уровнем моря. Высота захода Солнца была равна h = - 0,206° за 11 минут перед заходом Солнца на линии астрономического горизонта, т.е. в 16ч 58м – 11м = 16ч 47м, при δ = - 23°37ʹ59,8ʺ = - 23,6333°. Азимут захода Солнца в зимнее солнцестояние 20.12.498 г. над местной линией горизонта был равен 228,55°. Найденное значение укладывается в габариты наблюдения из центра КВК в конце Южного «уса» через центр КВК в начале Северного «уса».
Азимут захода Солнца в срединное осенне-зимнее время года 5.11.498 г. на линии астрономического горизонта в 17ч 28 м при склонении δ = -16° 26ʹ 02,8ʺ = -16,4341° и h = - 0,85° равен 243,92°. Рассчитаем высоту точки захода Солнца в срединное осенне-зимнее время 5.11.498 г. на Усть-Ташлинском кургане, при наблюдении от БОКК через центр КВК в начале Северного «уса», где мог стоять другой человек.. Солнце садилось за юго-западный склон, примерно, в направлении 244° на расстоянии 3250 м на высоте 267 м над уровнем моря. Высота захода Солнца была равна h = - 0,36° за 5 минут до захода Солнца на линии астрономического горизонта, т.е. в 17ч 28м - 5м = 17ч 23м при δ = - 16°25ʹ59ʺ = - 16,4331°. Азимут захода Солнца в срединное осенне-зимнее время года 5.11.498 г. над местной линией горизонта был равен 243,23°. Азимут захода Солнца в срединное зимне-весеннее время на линии астрономического горизонта 1.02.499 г. в 17ч 58 м при δ = -16°40ʹ 20,9ʺ = -16,6725° и h = - 0,85° был равен 241,06°. Рассчитаем азимут захода Солнца в срединное зимне-весеннее время 1.02.499 г. при наблюдении от БОКК через голову человека, стоявшего в центре КВК в начале Северного «уса». Высота захода Солнца 1.02.499 г. совпадает с высотой захода Солнца, рассчитанной для наблюдения от этого же места в срединное осенне-зимнее время 5.11.498 г., поэтому она равна h = - 0,36° за 5 минут до захода Солнца на линии астрономического горизонта, т.е. в 17ч 58м – 5м = 17ч 53м при δ = -16°39ʹ58,7ʺ = -16,6663°. Азимут захода Солнца в срединное зимне-весеннее время года 1.02.499 г. над местной линией горизонта был равен 241,78°. Далее, после 1 февраля, второй наблюдатель постоянно находился возле большого округлого камня кварцита (БОКК) и через голову первого наблюдателя, который поднимался от Центра КВК в начале Северного «уса», фиксировал заходы Солнца, пока первый наблюдатель не оказывался на Северной площадке к весеннему равноденствию 19 марта. Первый наблюдатель с Северной площадки через голову второго наблюдателя, находящегося возле большого округлого камня кварцита (БОКК), фиксировал восход Солнца в весеннее равноденствие 19 марта (когда склонение Солнца больше 0° до 0°23ʹ 53ʺ) над восточной линией горизонта с азимутом 90,68°-0,63° = 90,05°.
После весеннего равноденствия действия двух наблюдателей повторялись в обратном порядке, проходя большой округлый камень кварцит (БОКК) до срединного весенне-летнего времени 5 мая с азимутом 64,50° и далее, к наблюдению восхода Солнца в летнее солнцестояние 20 июня из Центра КВК в начале Северного «уса» через голову второго наблюдателя, находящегося на Северной площадке, с азимутом 51,22°. Результаты данного археоастрономического исследования Усть-Ташлинского кургана сведены в таблицу (Таблица 1) и показаны на схеме (Рис. 26).
Таблица 1. Восходы и заходы светил на Усть-Ташлинском кургане с «усами» для Солнца в 500 г. н.э., для Луны в 498 г. н.э.
Рис. 26. План Азимутов восходов Солнца и Луны над местной линией горизонта на Усть-Ташлинском кургане с «усами» в 498 г. н.э., где ЦК – центральный курган, КВК – круговая выкладка камней, СП – северная площадка, БОКК – большой округлый камень кварцит, ОКК2 – округлый камень кварцит с 2 ямками, ОКК3 – округлый камень кварцит с 3 ямками. Схема автора.
Анализируя астрономические направления, полученные на трех, недалеко расположенных друг от друга Южно-уральских курганах с «усами», мы видим, что основные конструктивные элементы таких курганов располагаются в одной смысловой концепции восходов Солнца и Луны в течение календарного года. Внешний вид курганов с «усами» отличается потому, что высота линии горизонта, относительно которой смотрят восходы светил в разных местностях различная, а также, азимуты восходов высокой южной Луны, от которых зависит положение центра КВК в начале Южного «уса», не совпадают в различные годы строительства курганов.
Из анализа астрономических схем курганов с «усами» можно предположить, что: 1.Начала Южных «усов» определяются предельными значениями азимутов восхода южной Луны (высокой или низкой) перед днем летнего солнцестояния в определенные годы, с установлением некоторого произвольного расстояния от Центрального кургана или одного из группы Центральных курганов, с одновременным определением места центра будущего начала Северного «уса» (как правило, симметрично центру начала Южного «уса»), где готовится площадка для встречи восхода Солнца в летнее солнцестояние: 1) от центра Центрального кургана, если других дополнительных центральных курганов нет (Кондуровский курган и Усть-Ташлинский курган) или 2) от центра нижнего из трех центральных курганов (Солончанка I), причем положение центра нижнего из трех центральных курганов определялось пересечением направлений север-юг и направлением на восход нижней Луны в летнее солнцестояние 512 г. через вершину более древнего кургана бронзового века. 2. Утром следующего дня определяется азимут предельного на горизонте восхода Солнца в день летнего солнцестояния и на этом направлении откладывается произвольное расстояние до основания Северной площадки, где встает человек в направлении восхода Солнца в летнее солнцестояние: 1) из центра начала Северного «уса» (Кондуровский и Усть-Ташлинский курганы) или 2) из центра нижнего центрального кургана (Солончанка I). 3. От летнего солнцестояния до летне-осеннего срединного времени года в начале августа наблюдения ведутся на всех трех описываемых южно-уральских памятниках из центра начала Северного «уса» до отметки азимута восхода Солнца в летне-осеннее срединное время, где азимут отмечается какой-либо меткой на Северном «усе»: на Кондуровском кургане – началом выкладки розовых камней после длинной полосы зеленых камней; на Усть-Ташлинском кургане – положением Большого округлого камня кварцита (БОКК), на Солончанке I - положением человека на Северной площадке. 4. От срединного летне-осеннего времени года в начале августа до дня осеннего равноденствия наблюдения велись до центра окончания Северного уса: 1) от центра начала Северного уса (на Солончанке I), 2) через отметку на усе азимута восхода в срединное время года, где стоит человек, через голову которого второй наблюдатель фиксирует восходы Солнца при движении наблюдателя из центра начала Северного уса до основания Северной площадки (Кондуровский и Усть-Ташлинский курганы). Положение центра конца Северного уса определяет перекрестие направлений азимутов на восход Луны вечером и восход Солнца утром в осеннее равноденствие: 1) из центра верхнего из центральных курганов (Солончанка I), 2) из центра Центрального кургана (Усть-Ташлинский курган), 3) из центра начала Южного уса (Кондуровский курган). При этом, восход Солнца в равноденствие в разные годы мог фиксироваться в некоторых пределах Северной площадки, в зависимости от того, насколько дальше восходящее Солнце ушло от точки истинного равноденствия в течение суток, с возможным отклонением азимутов от 0° до 0,63°. 5. После дня осеннего равноденствия до срединного осенне-зимнего времени года наблюдения могли переноситься на Южный ус, где один человек стоял в центре конца Южного уса, а второй наблюдатель поднимался от поворота в конце Южного уса, откуда фиксировался восход Солнца в осеннее равноденствие на всех трех исследуемых южно-уральских памятниках, до: 1) центра в начале Южного уса (Солончанка I), 2) до центра Центрального кургана (Кондуровский и Усть-Ташлинский курганы). Но также, на всех трех исследуемых южно-уральских памятниках, есть варианты того, что восходы Солнца после осеннего равноденствия фиксировались в обратном порядке тому, который следовал до осеннего равноденствия, только теперь уже один человек оставался в центре конца Северного уса, а второй наблюдатель поднимался вверх и назад по усу, фиксируя через голову первого человека азимуты восхода Солнца до срединного осенне-зимнего времени года. Это особенно видно на Кондуровском кургане и на Солончанке I. На Усть-Ташлинском кургане этот вариант не наблюдается, но, возможно, такой вариант получался, если Северный ус был длиннее (на схеме Рис. 7 возможное продолжение уса отмечено пунктиром). Также, на Усть-Ташлинском кургане есть вариант наблюдения заходов Солнца после осеннего равноденствия, если один человек оставался в центре конца Северного уса, а другой наблюдатель спускался из Северной площадки до центра в начале уса. 6. Если наблюдения проводились после осенне-зимнего срединного времени года до зимнего солнцестояния на курганах с усами (если снег сметался с усов), то здесь больше подтверждается вариант наблюдения заходов Солнца в обратном порядке летним наблюдениям восходов Солнца. Но сам момент восхода Солнца в зимнее солнцестояние фиксируется на всех трех исследуемых южно-уральских памятниках направлением из центра в начале Северного уса к центру в конце Южного уса. 7. Если наблюдения проводились после дня зимнего солнцестояния до зимне-весеннего срединного времени года (также, если снег сметался с усов), то здесь больше подтверждается вариант наблюдения заходов Солнца в обратном порядке наблюдениям восхода Солнца от летнего солнцестояния до летне-осеннего срединного времени года. 8. От весеннего равноденствия до весенне-летнего срединного времени года и летнего солнцестояния уже можно было наблюдать восходы Солнца в обратном порядке наблюдениям восходов Солнца на Северном усе.
Литература Аллен К.У. Астрофизические величины. М.: «Мир», 1977. С. 182-279. Астрономический Календарь. Постоянная часть. / Редактор Абалакин В.К. — М.: Наука, главная редакция физико-математической литературы, 1981. — С. 555. Ахинжанов, С.М. Курган с «усами» на юго-западных склонах Каратау // Археологические исследования в Отраре. Алма-Ата: Наука. 1977. С. 72-81. Бар Е. Прошлое Китая. // История Китая. Духовная культура Китая. Сост. Шумаков С.А., Андреев А.Р. М.: Евролинц, 2003. С. 5-32. Бейсенов, А.З. Об астрономических исследованиях на курганах с каменными грядами (по поводу статьи Н.М. Бекбасарова «Курган с «усами» на р. Сага: астрономическое содержание расположения его элементов») // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Отв. ред. З. Самашев. Алматы-Москва: Гылым. 1998. С. 171-175. Бекбасаров Н.М. Астрономическая ориентация кургана с "усами" (р.Сага) // Проблемы физики звезд и внегалактической астрономии. Алматы; Гылым, 1993. С.207-231. Бекбасаров Н.М. Астрономические аспекты курганов с "усами" // Археоастрономия: проблемы становления: Тез. докл. междунар. конф. М.: Ин-т археологии РАН, 1996. С.12-14. Бекбасаров Н.М. Археоастрономические исследования атасуских курганов с "усами" // Древняя астрономия: небо и человек. Тез. докл. междунар. конф. М.: ГАИШ МГУ, 1997. С.11-13. Бекбасаров Н.М. Курган с "усами" на р.Сага: астрономическое содержание расположения его элементов // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы; М.: Гылым, 1998. С.163-170. Боталов, С.Г. Волго-уральские и казахстанские степи в VI-VIII вв.: (Некоторые вопросы тюркизации евразийских степей) // Новое в археологии Южного Урала. Челябинск. 1996. С.194-209. Боталов, С. Г. Поздняя древность и средневековье // Древняя история Южного Зауралья: в 2 т. / отв. ред. Н. О. Иванова. Челябинск, 2000. Т. 2, разд. IV. С. 207-430. Боталов, С.Г., Таиров, А.Д., Любчанский, И.Э. Курганы с «усами» Урало-Казахстанских степей. Челябинск: Южно-Уральский филиал ИИА УроРАН, 2006. – 232 с. Боталов, С.Г., Григорьев, С.А., Гуцалов, С.Ю., Мосин, В.С., Таиров, А.Д. Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Серия «Этногенез уральских народов». – Челябинск: ООО Цикр «Рифей», 2006. – 528 с. Васильев, Ю.М., Мильничук, В.С., Арабаджи, М.С. Общая и историческая геология. М.: «Недра», Россия, 1977; с. 33-41. Грум-Гржимайло Г.Е. Путешествие в Западный Китай. Том II. Л., 1926. Грязнов, М.П. Северный Казахстан в эпоху ранних кочесников // КСИИМК. Вып. 61. 1956. С. 8-16. Жаров В.Е. Сферическая астрономия. Фрязино, 2006. – 480 с. Зданович Д.Г., Кириллов А.К. Курганные памятники Южного Зауралья: археоастрономические аспекты исследования. Челябинск: Изд-во «Крокус», 2002. – 76 с. Кадырбаев, М.К. Памятники кочевых племен Центрального Казахстана (VII в. до н.э. – I в. н.э.): Автореф. дис… канд. ист. наук. Алма-Ата. 1959. Кириллов, А.К., Зданович Д.Г. Археоастрономические исследования в степном Зауралье: укрепленные поселения «Страны городов» и их окрестности // Астрономия древних обществ. М., 2002. С. 158-161. Курган с «усами» Солончанка I. Сб. нау. Тр. /Под ред. А.Д. Таирова.Челябиинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. - 144 с. Любчанский, И.Э. Хронологические аспекты комплексов курганов с «усами» евразийской степи // Культура евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. // Вопросы хронологии. Самара, 1998. С. 303-310. Любчанский, И.Э., Таиров, А.Д. Археологическое исследование комплекса кургана с "усами" Солончанка I. // Курган с «усами» Солончанка I. Сб. нау. Тр. /Под ред. А.Д. Таирова.Челябиинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. С. 5-62. Мариковский, П.И. О древних астрономических сооружениях на территории Казахстана // Вестник АН КазССР. 1977. № 5. Мариковский П.И., 1983. К изучению астрономического значения курганов с «усами» // Вестник АН КазССР. № 4. Мацына А.И., Полякова О.О. Полярные и Горизонтальные координаты в археологических памятниках на примере Кондуровского кургана с «усами» // Астрономия – 2005: состояние и перспективы развития: Тез. докл. Восьмого съезда Астроном общ-ва и Междунар. симп. / Тр. Гос. астроном. ин-та им. П.К.Штернберга. Т. 78. М., 2005. С. 95. Мацына А.И., Полякова О.О. Полярные и Горизонтальные координаты в археологических памятниках на примере Кондуровского кургана с «усами» // Астрономическое и мировоззренческое содержание археологических памятников Южного Урала: Тез. докл. полевого семинара, Аркаим, 19-25 июня 2006 г. Челябинск, 2006. С. 16-18. Пересветов, Г.Ю. Некоторые вопросы происхождения тасмолинской культуры (по итогам новых исследований в Павлодарской области) // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы на рубеже тысячелетий (Материалы XLI Региональной археолого-этнографической студенческой конференции. Барнаул, 25-30 марта 2001 г.) Барнаул. 2001. С. 282-285. Полякова, О.О. Астрономическая ситуация памятнике Солончака I // Астрономическое и мировоззренческое содержание археологических памятников Южного Урала: Тезисы докладов полевого семинара, Аркаим, 19-25 июня 2006 г. Челябинск: Челябинский гос. университет, 2006. С. 18-20. Полякова, О.О. Археоастрономия в зеркале эволюционного познания. – М.: «Компания Спутник +», 2007. – 159 с. Потемкина Т.М., Юревич В.А. Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников (методический аспект). М.: Российская академия наук, институт археологии, 1998. – 52 с. Рыков, П.С. Работы в совхозе «Гигант» (Караганда) // Археологические работы Академии на новостройках в 1932-44 гг. Т. II. Изв. ГАИМК. Вып. 110. 1935. С. 40-68. Таиров А. Д. Кочевники Восточного Туркестана и формирование раннесарматской культуры Южного Урала // ВДИ. 2006. № 1. С. 132-140. Хабдулина, М.К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. Алматы: Ракурс. 1994. – 170 с. Kirillov, A., Kirillova, N. Novokondurovsky – I kurgan “with moustaches” as the keeper of time and ritual // Труды международной конференции «Астрономия ми всемирное наследие: через время и континенты». Казань: Казан. гос. ун-т. 2009. P. 14-17. Kirillov, A. K., Kirillova, N.G. Novokondurovsky – I kurgan “with moustaches” as the keeper of time and ritual // Труды международной конференции «Астрономия ми всемирное наследие: через время и континенты». Казань: Казан. гос. ун-т. 2016. P. 95-100.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.064 с.) |