Статья 1: сущность и цели игры в шахматы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 1: сущность и цели игры в шахматы



ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ

ФИДЕ

(вступают в действие с 1 января 2018 г.)


СОДЕРЖАНИ Е

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ... 3

Статья 1: СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИГРЫ В ШАХМАТЫ... 3

Статья 2: НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ФИГУР НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ.. 4

Статья 3: ХОДЫ ФИГУР.. 5

Статья 4: ВЫПОЛНЕНИЕ ХОДОВ.. 9

Статья 5: ЗАВЕРШЕНИЕ ПАРТИИ.. 111

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ.. 11

Статья 6: ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ... 11

Статья 7: НАРУШЕНИЯ.. 134

Статья 8: ЗАПИСЬ ХОДОВ.. 15

Статья 9: НИЧЬЯ.. 166

Статья 10: ОЧКИ.. 178

Статья 11: ПОВЕДЕНИЕ ИГРОКОВ.. 178

Статья 12: РОЛЬ АРБИТРА (см. Предисловие). 20

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 202

Приложение А. БЫСТРЫЕ ШАХМАТЫ... 202

Приложение В. БЛИЦ.. 213

Приложение С. АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ.. 234

Приложение D. ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ ИИГРОКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ... 267

Рекомендации.. 289

I. ОТЛОЖЕННЫЕ ПАРТИИ.. 289

II. ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ 960. 30

III. ПАРТИИ БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ,в том числе 

БЫСТРАЯ ИГРА ДО КОНЦА ПАРТИИ.. 323

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРАВИЛАХ ИГРЫ В ШАХМАТЫ... 345

 


 

ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ ФИДЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правила игры в шахматы ФИДЕ относятся к игре за шахматной доской.

Правила игры в шахматы состоят из двух частей: 1. Основные правила игры и 2. Правила соревнований.

Подлинной версией Правил игры в шахматы является английский текст, одобренный 88-м Конгрессом ФИДЕ в Гойнук (Анталья, Турция) и вступающий в силу с 1 января 2018 г.

В этих Правилах слова «он», «ему» и «его» могут означать также «она», «ей» и «ее».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правила игры в шахматы не могут учесть все возможные ситуации, которыевозникаютво время игры, не предусматривают и решение всех организационных вопросов. В тех случаях, которые невозможно точно урегулировать статьёй Правил, можно принять правильное решение, изучив аналогичные ситуации, рассматриваемые в Правилах.

В Правилах предполагается, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым суждением и абсолютно объективны. Слишком подробные Правила могут лишить арбитра свободы суждения, и таким образом помешать ему найти решение проблемы, продиктованноесправедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает всех шахматистов и шахматные федерации принять эту точку зрения.

Необходимым условием для того, чтобы партия учитывалась для обсчета рейтинга ФИДЕ, является то, что она должна быть сыграна в соответствии с Правилами игры в шахматыФИДЕ.

Рекомендуется, чтобы игры и в не рейтинговых соревнованиях ФИДЕ проводились в соответствии с Правилами игры в шахматыФИДЕ.

Федерации-члены ФИДЕ могут запросить ФИДЕ дать разъяснения по вопросам, относящимся к Правилам игры в шахматы.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Статья 1: СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

1.1. Шахматная партия играется между двумя соперниками, которые поочерёдно передвигают свои фигуры на квадратной доске, называемой «шахматной доской».

 

1.2. Первый ход делает игрок, имеющий фигуры светлого цвета (Белые), затем игроки ходят по очереди, и следующий ход делает игрок, имеющий фигуры темного цвета (Черные).

 

1.3. Считается, что игрок«должен ходить» после того, как «сделал ход»его соперник.

 

1.4. Целью каждого игрока является поставить короля соперника«под удар» таким образом, чтобы соперник не имелвозможного хода.

1.4.1.Считается, что игрок, который достиг этой цели, «поставил мат» королю соперника и выиграл партию. Не разрешается оставлять своего короля под ударом,ставить его под удар, атакже «брать»короля соперника.

1.4.2. Соперник, королю которого поставлен мат,проиграл партию.

 

1.5. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат королю со-перника, партия заканчивается вничью (см. Статью 5.2.2).

 

Статья 3: ХОДЫ ФИГУР

3.1. Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета.

3.1.1. Если фигура перемещаетсяна поле, занятое фигурой соперника, последняя берется и снимается с шахматной доски, какчасть того же самого хода.

3.1.2. Считается, что фигуранападает на фигуру соперника, если в соответствии со Статьями 3.2 - 3.8 эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.

3.1.3. Считается, что фигура нападает на поле, дажеесли она не может пойти на это поле, так как в этом случае король того же цвета останется или окажется под ударом.

 

3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

 

3.3. Ладья может пойтина любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

 

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которыхон стоит.

 

3.5 При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут перейти через поля, занятые другими фигурами.

 

3.6. Конь может пойтина одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на тойже самой горизонтали,вертикалиили диагонали.

 

3.7.1.Пешка может пойти вперёд на поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самойвертикали, при условии, что это поле не занято; или

3.7.2. при своем первоначальном ходе пешка может пойти так, как описано в Статье3.7.1, или же она может быть продвинута на два поля по той же самой вертикали, при условии, что оба эти поля не заняты; или

3.7.3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой соперника, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали, забирая эту фигуру.

 

 

3.7.4.1. Пешка, занимающая поле на той же горизонтали и на соседней вертикали с пешкой соперника, котораятолько что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять эту продвинутую пешку соперника, как если бы последний её ход былтолько на одно поле.

3.7.4.2. Это взятие возможно только ходом, следующим за этим продвижением, и называетсявзятием «на проходе».

 

 

3.7.5.1.Когда игрок при своём ходе продвигает пешку на самую дальнюю от исходного положения горизонталь, он должен заменить эту пешку, и это является частью того же хода, на нового ферзя, ладью, слона или коня того же цвета на предназначенном для пешкиполе. Это поле называется полем«превращения».

3.7.5.2. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты раньше.

3.7.5.3. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигурыначинается сразу же.

 

3.8. Существует два различных способа делать ход королем:

3.8.1.пойти на любое соседнее поле,

 

3.8.2. сделать «рокировку». Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета попервой от игрока горизонтали, считающееся за один ход короля, выполняется следующим образом: король перемещается сосвоего начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле,затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

 

До рокировки белых на королевский фланг После рокировки белых на королевский фланг

До рокировки черных на ферзевый флангПосле рокировки черных на ферзевый фланг.

 

До рокировки белых на ферзевый фланг            После рокировки белых на ферзевый фланг

До рокировки черных на королевскийфланг После рокировки черных на королевский фланг

 

3.8.2.1.Право на рокировку теряется:

3.8.2.1.1. если король уже делал ход, или

3.8.2.1.2. с той ладьей, которая уже делала ход.

3.8.2.2. Рокировка временно невозможна:

3.8.2.2.1. если поле, на котором стоит король, или поле, которое ондолжен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами соперника;

3.8.2.2.2. если между королем и ладьей, с которой намеревались произвестирокировку, находитсякакая-либо фигура.

 

3.9.1.Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами соперника,даже если эти фигуры не могут пойти на поле, занимаемое королем, так как в этом случае они оставят под шахом или подставят под шах собственного короля.

3.9.2. Ни одна из фигур не может сделать ход, которымоставит под шахом илиподставит под шах собственного короля.

 

3.10. 1. Ход считается возможным, есливсе соответствующие требования Статей 3.1 - 3.9 выполнены.

3.10.2. Ход считается невозможным, если он не отвечает соответствующим требованиям Статей 3.1 - 3.9.

3.10.3. Позиция считается невозможной, если она не может быть получена любой серией возможных ходов.

 

Статья 4: ВЫПОЛНЕНИЕ ХОДОВ

4.1. Каждый ход должен выполняться только одной рукой.

 

4.2.1.Только при своём ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, чтоон сначала предупредит о своем намерении (например, сказав «я поправляю»).

4.2.2. Любое другое прикосновение к фигуре, за исключением явно случайного, должно рассматриваться как намеренное прикосновение.

 

4.3. За исключением случая, приведенного в Статье 4.2,если игрокпри своём ходетронулна шахматной доске с намерением сделать ход или взять фигуру:

4.3.1. одну или несколько своих фигур, он должен сделать ход той фигурой, до которойдотронулся первой, если такой ход возможен,

4.3.2. одну или несколько фигур соперника, он должен взять ту фигуру, до которой дотронулся первой,если взятие еёвозможно,

4.3.3. однуили несколькофигур каждого цвета, он должен взять первую тронутуюфигуру соперника своей первой тронутойфигурой или, если этоневозможно, сделать ходпервой тронутой фигурой, которой возможно ходить,или взять первую тронутую фигуру, которую возможно взять. Если нельзяустановить, тронул ли игрок первой свою фигуру или фигуру соперника, считается, что свою фигуруигрок тронул раньше фигурысоперника.

 

4.4. Если игрок при своём ходе

4.4.1. тронул своего короля и ладью, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен;

4.4.2. намеренно тронул ладью, а затем своего короля, рокировка в сторону этой ладьи во время этого хода не разрешается, и должна быть применена Статья4.3.1;

4.4.3. намереваясь сделать рокировку, тронул короля, а затем и ладью, но рокировка с этой ладьёй невозможна, игрок должен сделать другой, возможныйход королем, (который может включать рокировку с другой ладьёй). Если у королянетвозможногохода, игрок может сделать любой возможный ход;

4.4.4. превращает пешку, выбор фигуры завершён, когда эта фигура коснулась поляпревращения.

 

4.5. Если ни одна из тронутых в соответствии со Статьями 4.3 и 4.4 фигур не может сделать ход или быть взятой, игрок может сделать любойвозможный ход.

 

4.6. Действие превращения пешки может быть выполнено различными способами:

4.6.1.не обязательно ставить пешкуна поле превращения,

4.6.2. удаление пешки и установка новой фигуры на поле превращения может осуществляться в любом порядке.

4.6.3. Если на поле превращения находится фигура соперника, она должна быть взята.

 

4.7. Если при возможном ходе или в качестве части возможного хода фигура поставлена на поле, она не можетбыть переставлена на другое поле на этом ходу.

  Ход считается сделанным в случае:

4.7.1.взятия, когда взятая фигура снята с доски, и игрок, поставив свою фигуру на еёновое поле, отпустилруку от фигуры, совершившей взятие;

4.7.2.рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи, поставленной на поле, ранее пересечённое королём. Когда игрокотпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок уже не имеет права сделать любой другой ход, кромерокировкив эту сторону, если онавозможна.Если рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход своим королем (который может включать рокировку с другой ладьёй). Если король не имеет возможногохода, игрок может сделать любой возможный ход;

4.7.3. превращения пешки, когда игрок отпустил руку от новой фигуры,поставленной им на поле превращения, и пешка снята с доски.

 

4.8. Игрок теряет право заявлять о нарушении соперником любой из Статей4.1 – 4.7, как только он коснется фигурыс намерением её перемещения или взятия.

 

4.9. Если игрок не в состоянии передвигать шахматные фигуры, для выполнения этой обязанностиему может быть предоставленпомощник, согласованный сарбитром.

 

Статья 5: ЗАВЕРШЕНИЕ ПАРТИИ

5.1.1. Партию выигрывает игрок, который поставил мат королю соперника. Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший позицию, в которой поставлен мат, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

5.1.2. Партию выигрывает игрок, соперник которого заявляет, что он сдается. Это немедленно заканчивает игру.

 

5.2.1.Партия заканчивается вничью, если у игрока, который должен ходить, нет возможного хода, а егокороль не находится под шахом. Считается, что партиязакончилась «патом». Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший позицию, в которой поставлен пат, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

5.2.2.Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королюсоперника любой сериейвозможныхходов. Считается, что партия пришла к «мертвой позиции». Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший эту позицию, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

5.2.3.Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя соперниками вовремя игры, при условии, что оба игрока сделали по крайней мере один ход. Это немедленно заканчивает игру.

 

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

Статья 6: ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ

6.1. «Шахматными часами»называютсячасыс двумя устройствами для регистрации и отображения времени, соединенными между собой так, чтов одно и то же время может работать только одно из них.

В Правилах игры в шахматы термин «часы» означает одноиз двух таких устройств.Каждое устройство снабжено«флажком».

«Падение флажка» означает, что время, отведенное игроку, закончилось.

 

6.2.1.Во время партии каждый игрок, закончив свой ход на шахматной доске, должен остановить свои часы и пустить часы своего соперника (то есть, он должен «нажать»свои часы). Это «завершает»ход. Кроме того, ход считаетсязавершённым, если:

6.2.1.1.ход заканчивает игру (см. Статьи 5.1.1, 5.2.1, 5.2.2, 9.6.1 и 9.6.2) или

6.2.1.2. игрок сделал свой следующий ход, когда его предыдущий ход не был завершён.

6.2.2. Игрокудолжно быть разрешенонажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперниксделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведённого игроку.

6.2.3. Игрок должен нажимать свои часы той же рукой, которой он сделал свой ход. Игрокам запрещенодержать палец на часах или «нависать» над ними.

6.2.4. Игроки должны правильно обращаться с часами. Запрещается нажимать часы с силой, поднимать, нажимать часы, прежде чем сделан ход, или стучать по ним.Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 12.9.

6.2.5. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.

6.2.6. Если игрок не может пользоваться часами, для выполнения этой обязанностион может предложить помощника, который должен быть согласован сарбитром.Показанияего часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе.Уигроковсограниченнымивозможностямипоказаниячасовнекорректируются.

 

6.3.1.При использовании шахматных часов каждый игрок должен завершить минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени, включаядополнительное время на каждый ход.Все эти требования должны быть установлены заранее.

6.3.2.Там, где это применимо, время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени, отведённомудля следующего периода. В режиме задержки времени оба игрока получают выделенное «основное время на обдумывание». Кроме того, каждый игрок получает «фиксированное дополнительное время»на каждый ход. Обратный отсчёт основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В случае если игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от доли использованного фиксированного дополнительного времени.

 

6.4. Сразу же после падения флажка необходимо проверить выполнение требованийСтатьи 6.3.1.

 

6.5. Перед началом партии арбитр должен решить, где будут установлены шахматные часы.

 

6.6. В установленное для начала игрывремя пускаются часы игрока, играющего белыми фигурами.

 

6.7.1. Положение соревнования должно заранее устанавливать допустимое время опоздания на игру. Если допустимое время опоздания не установлено, оно равно нулю. Любой игрок, появившийся за доской после истечения допустимого времени опоздания, проигрывает партию, если арбитр не решит иначе.

6.7.2. Если положениесоревнованияустанавливаетопределенное, не равное нулю,время опоздания,и если ни один из игроков не присутствует к началу игры, то игрок, играющий белыми фигурами, теряетвсё время, которое пройдет до его прибытия, если правилами соревнованияне указано иное,или арбитр не решит иначе.

 

6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитриликакой-либо игрок сделаетобоснованное заявление об этом.

 

6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведённое ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрокалюбойсерией возможныхходов.

 

6.10.1.Каждое показаниешахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта.Шахматные часы с очевидным дефектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, которое должны показывать часы, заменившие неисправные.

6.10.2. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок илиарбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен выставить правильную установкучасов и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.

 

6.11.1. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

6.11.2. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, дляполучения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

6.11.3. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.

6.11.4.Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, естьли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого обращения. Если у игрока нет обоснованной причины дляостановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.

 

6.12.1. В игровом помещении разрешается использовать экраны, мониторы илидемонстрационныедоски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, ходы и число сделанных/заверенных ходов, ичасы, показывающие также количество сделанных ходов.

6.12.2. Игрок не может делать заявление, ссылаясь только на представленную таким образом информацию.

 

Статья 7: НАРУШЕНИЯ

7.1. Если произошло какое-либо нарушение, и фигуры должны быть возвращены в предшествующую нарушению позицию, то приопределении времени, которое должно быть установлено на часах,арбитр должен принять наилучшее решение. Это включает в себя право не изменять показания часов. Арбитр также должен, в случае необходимости, скорректировать счетчик ходов на часах.

 

7.2.1.Если во время игры обнаруживается, что начальная позиция фигур была неправильной, игра должна быть отменена, и должна быть сыграна новая партия.

7.2.2.Если во время игры обнаруживается, что расположение шахматной доскипротиворечитСтатье 2.1, то иградолжна продолжаться, но возникшаяпозиция должна быть перенесена на правильно расположенную шахматную доску.

 

7.3. Если во время игры до того, как каждым игроком были завершены 10 ходов, обнаруживается, что игра началась цветами, которые противоположены назначенному, игра должна быть отменена, и должна быть сыграна новая партия. Как только каждым игроком были завершены 10 ходов или больше, игра должна быть продолжена.

 

7.4.1. Если игрок сместил одну или несколько фигур на доске, он должен восстановить правильную позициюза счёт своего времени.

7.4.2. При необходимости игрок или его соперникдолжны остановить часы и обратиться запомощью к арбитру.

7.4.3. Арбитр может наказать игрока, сместившего фигуры.

 

7.5.1 Невозможныйход завершен, как только игрок нажал свои часы. Если во время игры обнаруживается, что был завершенневозможный ход, должна быть восстановленапозиция непосредственно перед нарушением. Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть определена, партия должна продолжаться с последней, восстановленной до этого нарушения, позиции. Статьи 4.3 и 4.7 применяются в отношении хода, заменяющего невозможный ход. Затем партия должна быть продолжена с этой восстановленной позиции.

7.5.2 Если игрок передвинул пешку на самую дальнюю от себя горизонталь, нажал часы, но не заменил пешку на новую фигуру, такой ход считается невозможным. Пешка должна быть заменена на ферзя того же цвета, что и цвет пешки.

7.5.3. Если игрок нажимает часы не делая хода, это надо рассматривать и наказывать как невозможный ход.

7.5.4. Если для выполнения одного хода игрок использует две руки (например, в случае рокировки, взятия фигуры или превращения пешки) и нажимает часы, это надо рассматривать и наказывать как невозможный ход.

7.5.5. После мер, принятых в соответствии со Статьёй 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3 или 7.5.4,за первыйсделанный игроком невозможный ход арбитр должендобавить его соперникудве минуты дополнительного времени; за второй, сделанный тем же игроком невозможный ход арбитр объявляет о проигрыше партииэтим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставитьмат королю игрока любойсерией возможных ходов.

 

7.6. Если во время игрыобнаружено, что какая-либо фигура смещена от своего правильного положения на доске, то должна быть восстановлена позиция до нарушения. Партия должна быть продолжена с этой восстановленной позиции.

Если позиция до нарушения не может быть установлена, игра должна продолжаться с последней восстановленной позиции.

 

Статья 8: ЗАПИСЬ ХОДОВ

8.1.1.В процессе игры каждый игрок обязан вести точную запись своих ходов и ходовсоперника алгебраической нотацией (Приложение С) на бланке, предназначенном для этого соревнования, ход за ходом, настолько ясно и разборчиво, насколько возможно.

8.1.2.Запрещается записывать ходы заранее, если только игрок не заявляет о ничьей согласно Статье 9.2 или9.3или не откладывает партию согласно РуководствуI.1.1.

8.1.3. Игрок может ответить на ход соперника прежде, чем запишет его, если он так пожелает. Он должен записать свой предыдущий ход, прежде чем сделает следующий.

8.1.4. Бланк партии должен использоваться только для записи ходов, показаний часов, предложений ничьей,вопросов, связанных сзаявлениями, и другихсоответствующих данных.

8.1.5.Оба игрока должны записывать предложение ничьей на бланкесимволом «=».

8.1.6.Если игрок не всостоянии вести запись, то для записи ходов он может представить помощника, который должен быть согласован сарбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе.Для игрока с ограниченными возможностями корректировка часов не применяется.

 

8.2. Бланк для записи на протяжении всей партии должен быть доступен арбитру для обозрения.

 

8.3. Бланки для записи являются собственностью организатора соревнования.

 

8.4. Если на определенном этапе контрольного периода времениу игрока остается на часах менее пяти минут, и ему не добавляетсяна каждый ход 30 или более секунд, то в течение оставшейся частипериода он не обязан следовать требованиям Статьи8.1.1.

 

8.5.1. Если ни один из игроков не ведет запись в соответствии со Статьёй 8.4, то арбитр или его помощник должен постараться присутствовать при этом и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока должны восстановить запись партии на своих бланках, используя запись арбитра или бланк соперника.

8.5.2.Если только один игрок не вел запись в соответствии со Статьёй 8.4, он в обязательном порядке должен, как только любой из флажков упал, полностью восстановить запись партии на своем бланке прежде, чем сделает следующий ход на шахматной доске. Если при этом его очередь хода, он может воспользоваться бланком соперника, но должен возвратить его перед выполнением хода.

8.5.3.Если нет полной записи, игроки должны восстановить игру на второй шахматной доске под контролем арбитра или помощника, который должен сначала записать фактически возникшую позицию, показания часов, чьи часы шли и число сделанных/завершенных ходов, если эта информация доступна, прежде чем начнется восстановление записи.

 

8.6. Если записина бланках не могут быть восстановлены и не показывают,что игрок превысил отведённое ему время, то следующий сделанный им ход будет считаться первым ходом в следующем периоде контроля времени, если нет доказательств, что ходов было сделано или завершено больше.

 

8.7. По окончании партии оба игрока должны подписать оба бланка, указав результат игры.Даже если результатуказан неправильно, оностаётся в силе, если арбитр не решит иначе.

 

Статья 9: НИЧЬЯ

9.1.1.Положение соревнования может устанавливать, что игроки не могут предлагать или соглашаться на ничью ранее установленного числа ходов или вообще, без разрешения арбитра

9.1.2.Однако, если положение соревнования позволяет игрокам соглашаться на ничью, топрименяется следующее:

9.1.2.1. Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после выполнения своего хода нашахматной доске, но донажатия часов. Предложение ничьей в любое другое время в течение игры остаётся в силе, но необходимо учитывать Статью 11.5. Такое предложение не может быть связано никакими условиями. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остаётся в силе до тех пор, пока соперникне примет или не отвергнет его устно,или не отклонит его, касаясь фигуры с намерением сделатьход или взять фигуру, или до тех пор, пока игране завершится каким-либо другим путём.

9.1.2.2.Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке символом«=».

9.1.2.3.Заявление о признании партии ничьей в соответствии со Статьями 9.2 или 9.3должно рассматриваться какпредложение ничьей.

 

9.2.1.Партия признается закончившейся вничью по обоснованному заявлению игрока при своёмходе, когда одна и та же позиция,по крайней мере,в третий раз (не обязательно повторением ходов):

9.2.1.1.может возникнуть, если этот игрок сначала запишет на своём бланке свой ход, который не может быть изменён, и заявит арбитру о своем намерениисделать этот ход, или

9.2.1.2.только что возникла и игрок, за которым очередь хода, требует ничью.

9.2.2. Позиции считаются одинаковымитогда и только тогда,когда очередь хода у того жесамого игрока, фигуры того же самого наименования и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всехфигур обоих игроков - те же самые. Поэтому позиции не одинаковы, если

9.2.2.1.в начале рассматриваемой последовательности ходов пешка моглабыть взята на проходе,

9.2.2.2.король имел право на рокировкус ладьёй, которая не двигалась, но потерял его после своего хода.Права на рокировку теряются только после того, как король или ладья сделали ход.

 

9.3.Партия признается закончившейся вничью по обоснованному заявлению игрока при своём ходе, если:

9.3.1. он запишет на своём бланке свой ход, который не может быть изменён, и заявитарбитру о своем намерении сделать этот ход, который приведетк тому, что последние 50 ходов выполнены каждым игроком без продвижениякакой-либо пешки и без какого-либо взятия; или

9.3.2. последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без какого-либо взятия.

 

9.4. Если игрок касается фигуры, как описано в Статье 4.3, он теряетправо заявлять о ничьейна этом ходу согласно Статьям 9.2 и 9.3.

 

9.5.1 Если игрок заявляет о признании партии ничьей согласно Статьям 9.2 или 9.3, он или арбитр должны остановить часы (см. Статьи 6.12.1 или 6.12.2). Игроку не разрешается отказываться от своего заявления.

9.5.2 Если установлено, что заявление обоснованное, партия сразу заканчивается вничью.

9.5.3 Если установлено, что заявление необоснованное, арбитр должен добавить к оставшемуся у соперника времени на обдумывание две минуты. Затем партия должна быть продолжена. Если заявление было основано на предполагаемом ходе, то в соответствии со Статьями 3 и 4 этот ход должен быть сделан.

 

9.6. Партия заканчивается вничью, если возникает одна или обе следующие ситуации:

9.6.1.одинаковая позиция появилась, как описано в Статье 9.2.2, по крайней мерепять раз;

9.6.2.любая серия изпо крайней мере 75ходовбылавыполненакаждым игрокомбезпродвижения какой-либопешкиибезкакого-либо взятия. Если последний ход приводит к мату, он имеет приоритет.

Статья 10: ОЧКИ

10.1. Если положение соревнования не устанавливает иное, то игрок, который выиграл партию или выиграл по присуждению, получает одно очко (1), игрок, который проиграл свою партию или проиграл по присуждению, не получает очков (0), а игрок, сыгравший свою партию вничью, получает пол-очка (1/2).

10.2.Общий счет любой партии никогда не может превышать максимальный результат, даваемый за эту игру. Очки, полученные отдельным игроком, должны соответствовать обычному количеству очков, разыгрываемому в партии, например, результат ¾ - ¼ недопустим.

Статья 12: РОЛЬ АРБИТРА (см. Предисловие)

12.1. Арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы соблюдались.

 

12.2. Арбитр должен:

12.2.1. обеспечитьчестную игру;

12.2.2.действовать наилучшим образомв интересахсоревнования;

12.2.3.обеспечитьподдержание хорошихусловий для игры;

12.2.4.следить, чтобыигрокамне мешали;

12.2.5.контролировать ходсоревнования;

12.2.6.принимать специальные мерыв интересахигроков с ограниченными возможностямиитех, кто нуждаетсяв медицинской помощи;

12.2.7. следовать античитерским правилам или руководствам.

 

12.3. Арбитр должен наблюдать за партиями, особенно тогда, когда игроки испытывают недостатоквремени, обеспечивать исполнение принятых им решений, и налагать штрафы на игроков в соответствующих случаях.

 

12.4. Арбитр может назначить помощников для наблюдения за партиями, например, когда несколько игроков испытывают недостаток времени.

 

12.5. В случае постороннего вмешательства в игру арбитр может присудить дополнительное время как одному, так и обоим игрокам.

 

12.6. Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, описанных в Правилахигры в шахматы. Он не должен указывать число завершённых ходов, за исключением применения Статьи 8.5,когда упал,по крайней мере, один флажок. Арбитру следует воздерживаться от сообщения игроку о том,что его соперникзавершил ход или что игрокне нажал свои часы.

 

12.7. Если кто-нибудь обнаруживает нарушение, он может сообщить об этом только арбитру. Участники соревнования, играющие другие партии, не должныразговариватьили вмешиваться в игруинымобразом. Зрителям не разрешается вмешиваться в игру. Арбитр может удалить нарушителей изигровойзоны.

 

12.8. Никому без разрешения арбитране разрешается пользоваться мобильным телефоном иустройствами связи любого вида в игровой зоне или в любой сопредельнойзоне, обозначенной арбитром.

 

12.9. Арбитр может применять следующие виды наказаний:

12.9.1.предупреждение;

12.9.2. увеличение оставшегося времениу соперника;

12.9.3. уменьшение оставшегося времени у игрока, нарушившего правила;

12.9.4.увеличение числа очков, засчитываемых в партии сопернику игрока, нарушившего правила, до максимально возможного для этой партии;

12.9.5.уменьшение числа очков, засчитываемых в партии игроку, нарушившему правила;

12.9.6.присуждение поражения в партии игроку, нарушившему правила(арбитр также должен решить вопрос о присуждении очков сопернику);

12.9.7.назначение штрафа, объявленного заранее;

12.9.8.исключение из одного или нескольких туров;

12.9.9. исключение из соревнования.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. БЫСТРЫЕШАХМАТЫ

А.1. «Быстрые шахматы» – это игра, в которой каждый игрок должен завершить все ходы или в установленное время,составляющее больше 10 минут, но меньше 60 минут, или в предоставленное время плюс какое-то дополнительное время, умноженное на 60,составляющее больше 10 минут, но меньше 60 минут.

 

А.2. Игроки не обязаны записывать ходы, но не теряют своих прав на заявления, основанные, как правило, на записи партии. Игрок может в любой момент попросить арбитра обеспечить его бланком для записи партии, чтобы записывать ходы.

 

А.3.1.Правила соревнований должны применяться, если:

А.3.1.1. один арбитр наблюдает самое большое за тремя партиями, и

А.3.1.2.каждая игра записывается арбитром или его помощником и, если возможно, с помощьюэлектронных средств.

А.3.2. Игрок может в любое время, при своем ходе, попросить арбитра или его помощника показать ему бланк с записью партии. Это можно требовать максимум пять раз в игре. Больше запросов необходимо рассматривать как отвлечение сопреника.

 

А.4. В противном случае применяются следующие правила:

А.4.1. Как только каждый игрок завершит десять ходов из начальной позиции,

А.4.1.1. не могут быть сделаны никакие изменения в установку времени на часах, если только этоне будет неблагоприятно отражаться на расписании соревнования;

А.4.1.2. не могут быть приняты никакие заявленияотносительно неправильной расстановкифигур или неправильной ориентации шахматной доски.

В случае неправильного размещения короля рокировка не разрешается.

В случае неправильного размещения ладьи, рокировка с этой ладьей не разрешается.

А.4.2.Если арбитрвидит действие, описанное в Статье 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3 или 7.5.4, он должен действовать в соответствии со Статьей 7.5.5,при условии, что соперникне сделалсвой следующий ход. Если арбитрне вмешивается, соперник имеет право заявить о невозможном ходе, если он не сделалсвой следующий ход. Если соперник не делает соответствующего заявления о выигрыше и арбитр не вмешивается, невозможный ход остаётся в силе, и партия должна быть продолжена. После того, как соперник сделал свой следующий ход, невозможный ходне может быть исправлен, если об этом не договорятся игроки без вмешательстваарбитра.

А.4.3. Чтобы сообщить о выигрыше по времени, заявитель можетостановить часы и уведомить арбитра. Тем не менее,партия заканчивается вничью, если позиция т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.206 с.)