Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника речи. Артикуляционная гимнастика↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При профессиональном использовании голоса для того, чтобы голосовой аппарат смог выдержать иногда очень большую нагрузку, требуются другие установки голосоведения, и в связи с этим вырабатываются специальные приемы, которые носят название техники речи. Кроме того, необходимы мероприятия профилактического характера, касающиеся рационального использования голоса по силе, тесситуре (для певцов) и по количеству времени, в течение которого эксплуатируется голос (для всех остальных лиц голосовых профессий). Так, физиологические нормы позволяют использовать голос без ущерба для его качества не больше 4-х часов в день. В связи с этим одновременно с упражнениями дыхательной гимнастики следует выполнять упражнения артикуляционной гимнастики для активизации мышц артикуляционного аппарата. Б. Вайкль советует ежедневно уделять время дыхательной гимнастике: «Только тот, кто всегда в хорошей форме, может преодолевать голосовые перегрузки». Упражнения артикуляционной гимнастики имеют своей целью выработку четкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. При этом разные виды артикуляционных упражнений снимают напряженность с мышц голосового аппарата или же, наоборот, устраняют слабость, вялость мышц. Упражнения для мышц шеи и наружных мышц гортани 1. Пальцы рук сцепить в «замок», положить на затылок. Отклонять голову назад с сопротивлением рук. Выполнить 5 раз. 2. Сжатыми в кулаки кистями рук подперать подбородок. Наклонять голову вперед с сопротивлением рук. Выполнить 5 раз. 3. Ладонями сжать голову. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук. Выполнить 5 раз. 4. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз. 5. Нижнюю челюсть слегка втянуть назад, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз. 6. Нижнюю челюсть перевести в левую сторону, правую сторону. Выполнить 5 раз. 7. Опустить углы рта книзу, при этом напрягаются мышцы шеи, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз. 8. Надуть щеки − втянуть щеки в полость рта между зубами (переключения). Выполнить 5 раз.
9. Воздухом раздувать щеки, с силой выдохнуть сквозь сомкнутые губы. Выполнить 5 раз. 10. Приподнять щеки, подержать под счет до 5. Выполнить 5 раз. 11. Раздуть щеки − втянуть щеки в полость рта между зубами (переключения). Выполнить 5 раз. 12. Опустить голову − запрокинуть кверху. Повернуть голову направо − налево. Выполнить 5 раз. Каждое упражнение нужно выполнять четко, точно. Если обучающийся не может выполнить весь комплекс упражнений по 5 раз, следует начинать с трех раз, постепенно увеличивая нагрузку. Упражнения для губ 1. Растянуть губы в «улыбке». Видны зубы. Удерживать данное положение под счет до 5 раз. 2. Губы вытянуть вперед, слегка округлив, «рупором». Удерживать данное положение под счет до 5 раз. 3. Губы вытянуть вперед «трубочкой». Удерживать данное положение под счет до 5 раз. 4. Облизать губы круговым движением языка. 5. Круговые движения языка за губами. 6. Губы в «улыбке» − вытянуть губы вперед «трубочкой» (переключения). 7. Втянуть губы в полость рта между зубами, «выбросить» губы вперед, раздается звук, приближенный к «J7». 8. Губы между зубами, «растирание губной помады». Все упражнения выполнять по 5 раз. Упражнения для языка 1. Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы края языка касались углов рта. Удерживать язык в таком положении под счет до 5. 2. Высовывание языка наружу «жалом». Удерживать язык в таком положении под счет до 5. 3. Рот открыть как можно шире, кончик языка за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 5. 4. Рот открыть, кончик языка: - за верхние зубы, - за нижние, - в левую щеку, - в правую щеку. 5. Сделать язык широким − узким (переключения). 6. Высунуть язык вперед − сильно оттянуть его назад, чтобы во рту образовался лишь мышечный комок (переключения). 7. Кончик языка за верхними зубами, открывать и закрывать рот, удерживая язык в прежнем положении. 8. Кончиком языка «погладить» изнутри левую щеку − правую щеку. 9. Протиснуть кончик языка сквозь сомкнутые зубы. 10. Кончиком языка провести по твердому нёбу от передних зубов до мягкого нёба, и наоборот.
11. «Цоканье». Присосать язык к твердому нёбу и с силой его оторвать. 12. Провести кончиком языка по внутренней поверхности зубов − верхних, нижних. Справа − налево. Слева − направо. 13. Высунутым изо рта языком делать попеременные позы: - широкий и закусить, - узкий и открыть рот. 14. Кончик языка упереть в нижние зубы, сделать язык попеременно широким − узким. 15. Кончик языка упереть в верхние зубы, сделать язык широким − узким. 16. Поднимать и опускать заднюю часть спинки языка, как при произнесении «К, Г». 17. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых. 18. Кончик языка за верхние зубы, раскрывать и закрывать рот, оставляя язык в прежнем положении. 19. Облизать губы круговым движением языка. 20. Губы в «улыбке», кончик языка в левый угол рта − в правый угол рта (переключения). При этом рекомендуется выполнять все упражнения по 5 раз. Если обучающемуся трудно сначала выполнять такие упражнения по 5 раз, он может начать с 3 раз, постепенно увеличивая нагрузку. Упражнения для мягкого нёба Упражнения для мягкого нёба рекомендованы лицам, у которых слышится носовой оттенок голоса. При этом наблюдаются нарушения в подвижности мягкого нёба. Ограничения в подвижности мягкого нёба отрицательно влияют на установку голосовых складок, так как они функционально связаны. Также на функцию нёбно-глоточного раскрытия оказывает влияние степень раскрытия рта, что изменяет форму и размеры ротоглоточного резонатора и соответственно его акустическую настройку. 1. Произносить «А» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза. 2. Произносить «Э» на твердой атаке. При этом мягкое небо отдвигается назад. Выполнять 4 раза. 3. Произносить «А-Э» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза. 4. «Покашливание», выполнять 5-6 раз. 5. «Зевнуть», задержать дыхание на высоте зевка. Выполнять 4 раза. 6. Дуть на воду через трубочку − до 30 секунд. 7. Глотать по 1 капле воды через пипетку. До 10 капель. Все упражнения артикуляционной гимнастики выполнять спокойно, четко. Не следует напрягаться и делать упражнения, если пациент устал. Нагрузка должна быть нормированной, соответствовать возможностям организма каждого пациента. Необходимым условием тренировки голоса является мышечная свобода, полное расслабление. Е. С. Алмазова предлагает для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применять гигиенический массаж, который производится поглаживанием кончиков пальцев: - от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы; - от переносицы к околоушной впадине; - от кончика носа по его спинке вверх и обратно; - винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу. С. Т. Никольская придает большое значение вибрационному массажу, который производится энергичным постукиванием пальцев по коже лица. При этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и голосовую функции, повышая силу и звонкость голоса. Вибрационный массаж − это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включается верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливаюти обогащают звучание голоса. В. П. Морозов нашел, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции». Благодаря своим исследованиям он выяснил, что вибрация лицевой части скелета в области носа приводит к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000-4000 гц. Отсюда − увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса.
При выполнении вибрационного массажа С. Т. Никольская предлагает энергично постукивать пальцами обеих рук: - по лбу с произнесением звука «М» («мычание»); - по крыльям носа с произнесением звука «М»; - по верхней губе с произнесением звука «В»; - по нижней губе с произнесением звука «3»; - по верхней части грудной клетки с произнесением звука «Ж»; - по нижним частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука «М». После проведения вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, необходимо отдохнуть, сделав 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов. Все вышеперечисленные упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок, как правило, у пациентов исчезает рефлекторный кашель, пропадает ощущение инородного тела в гортани, значительно удлиняется речевой выдох. Кроме этого, пациенты из-за полной вентиляции легких, а следовательно, и активного обмена веществ, начинают чувствовать себя гораздо лучше, меньше устают, могут выполнять профессиональные обязанности более эффективно. После того как фонационный выдох оказывается достаточным, а органы артикуляции могут выполнять свои функции в полном объеме, можно приступать к голосовым упражнениям.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.012 с.) |