Подготовительные упражнения дыхательной гимнастики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительные упражнения дыхательной гимнастики



Дыхательная гимнастика

Фонопедические занятия нужно начинать прежде всего с постановки правильного костоабдоминального дыхания.

Занятия по постановке правильного дыха​ния начинаются с обучения в состоянии по​коя, так как оно представляет собой функцио​нальное единство с фонационным. При этом нужно следить за правильным выполнением упражнений дыхательной гимнастики. Любое форсирование, давление тотчас отрицательно сказывается на голосевых складках. Диафраг​ма должна уметь минимально дозировать по​стоянный расход воздуха после вдоха, ина​че голосовые складки будут постоянно утом​ляться.

Восстановительные занятия начинают с упражнения, предложенного Е. В. Лавровой, − «дутье в губную гармошку».

Это упражнение преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правиль​ного голосоведения, и массаж гортани вдыха​емой и выдыхаемой воздушной струей. Этим приемом достигается увеличение подвижности голосовых складок, т. к. под действием воздуш​ной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации. Для выпол​нения этого упражнения пациент должен сесть на стул, прислонившись к спинке, корпус вы​прямить, ноги согнуть под прямым углом, ступ​ни прижать к полу. В таком положении он должен вдохнуть через гармошку, при этом вы​пячивая живот вперед, затем выдохнуть в гар​мошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медлен​но, протяжно, вдувая и выдувая воздух на од​ной ноте. Начинать следует с 30 секунд за се​анс, делая при этом перерыв от 45 минут до 1 часа. Выполнять упражнение 4-6 раз в день. Через 2 недели можно увеличить нагрузку до 1 минуты. У некоторых людей от этого упраж​нения может закружиться голова. В этом слу​чае необходимо снизить нагрузку. По мере тре​нировки головокружение проходит. Следует от​метить, что продолжительность каждого вдоха и выдоха на губной гармошке в начале занятий значительно укорочена даже в том случае, ког​да упражнение не затрудняет пациента. Плав​ный, продолжительный вдох и выдох достига​ется постепенно с овладением навыков правиль​ного фонационного дыхания. Одновременно с дутьем в гармошку пациенты выполняют упражнения дыхательной гимнастики.

Дыхательную гимнастику можно разделить на 2 группы:

1.​ Упражнения для достижения физиологи​чески правильного дыхания.

2.​ Упражнения для развития и укрепления мышц, участвующих в акте дыхания.

Упражнения для увеличения эластичности мышц грудной клетки

1.​ Встать прямо, держа согнутые в локтях руки по бокам грудной клетки как можно выше. Вдохнуть через нос, затем задержать дыхание на несколько секунд, надавливая слегка руками грудь с боков, и выдыхать воздух «порциями» сквозь сомкнутые губы, при этом резко подтягивая диафрагму.

2.​ Стоя, медленно поднимать руки вверх с вытянутыми пальцами, одновременно, делая правой ногой шаг вперед, вдыхать через нос. Задержать в таком положении на один момент воздух и выдохнуть сквозь сомкнутые губы. За тем сделать правой ногой шаг назад, а руки, сжатые в кулаки, прижать к груди (но не ударять). Затем проделать это же упражнение, начиная с левой ноги.

Упражнения для губ

1.​ Растянуть губы в «улыбке». Видны зубы. Удерживать данное положение под счет до 5 раз.

2.​ Губы вытянуть вперед, слегка округлив, «рупором». Удерживать данное положение под счет до 5 раз.

3.​ Губы вытянуть вперед «трубочкой». Удер​живать данное положение под счет до 5 раз.

4.​ Облизать губы круговым движением язы​ка.

5.​ Круговые движения языка за губами.

6.​ Губы в «улыбке» − вытянуть губы вперед «трубочкой» (переключения).

7.​ Втянуть губы в полость рта между зубами, «выбросить» губы вперед, раздается звук, приближенный к «J7».

8.​ Губы между зубами, «растирание губной помады».

Все упражнения выполнять по 5 раз.

Упражнения для языка

1.​ Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы края языка касались углов рта. Удерживать язык в таком положении под счет до 5.

2.​ Высовывание языка наружу «жалом». Удерживать язык в таком положении под счет до 5.

3.​ Рот открыть как можно шире, кончик языка за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 5.

4.​ Рот открыть, кончик языка:

-​ за верхние зубы,

-​ за нижние,

-​ в левую щеку,

-​ в правую щеку.

5.​ Сделать язык широким − узким (переключения).

6.​ Высунуть язык вперед − сильно оттянуть его назад, чтобы во рту образовался лишь мышечный комок (переключения).

7.​ Кончик языка за верхними зубами, открывать и закрывать рот, удерживая язык в прежнем положении.

8.​ Кончиком языка «погладить» изнутри ле​вую щеку − правую щеку.

9.​ Протиснуть кончик языка сквозь сомкнутые зубы.

10.​ Кончиком языка провести по твердому нёбу от передних зубов до мягкого нёба, и наоборот.

11.​ «Цоканье». Присосать язык к твердому нёбу и с силой его оторвать.

12.​ Провести кончиком языка по внутренней поверхности зубов − верхних, нижних. Справа − налево. Слева − направо.

13.​ Высунутым изо рта языком делать попеременные позы:

-​ широкий и закусить,

-​ узкий и открыть рот.

14.​ Кончик языка упереть в нижние зубы, сделать язык попеременно широким − узким.

15.​ Кончик языка упереть в верхние зубы, сделать язык широким − узким.

16.​ Поднимать и опускать заднюю часть спинки языка, как при произнесении «К, Г».

17.​ Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых.

18.​ Кончик языка за верхние зубы, раскрывать и закрывать рот, оставляя язык в прежнем положении.

19.​ Облизать губы круговым движением языка.

20.​ Губы в «улыбке», кончик языка в левый угол рта − в правый угол рта (переключения).

При этом рекомендуется выполнять все упражнения по 5 раз. Если обучающемуся труд​но сначала выполнять такие упражнения по 5 раз, он может начать с 3 раз, постепенно уве​личивая нагрузку.

Упражнения для мягкого нёба

Упражнения для мягкого нёба рекомендова​ны лицам, у которых слышится носовой отте​нок голоса. При этом наблюдаются нарушения в подвижности мягкого нёба. Ограничения в подвижности мягкого нёба отрицательно влия​ют на установку голосовых складок, так как они функционально связаны. Также на функ​цию нёбно-глоточного раскрытия оказывает влияние степень раскрытия рта, что изменяет форму и размеры ротоглоточного резонатора и соответственно его акустическую настройку.

1.​ Произносить «А» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза.

2.​ Произносить «Э» на твердой атаке. При этом мягкое небо отдвигается назад. Выполнять 4 раза.

3.​ Произносить «А-Э» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза.

4.​ «Покашливание», выполнять 5-6 раз.

5.​ «Зевнуть», задержать дыхание на высоте зевка. Выполнять 4 раза.

6.​ Дуть на воду через трубочку − до 30 секунд.

7.​ Глотать по 1 капле воды через пипетку. До 10 капель.

Все упражнения артикуляционной гимнас​тики выполнять спокойно, четко. Не следует напрягаться и делать упражнения, если пациент устал.

Нагрузка должна быть нормирован​ной, соответствовать возможностям организма каждого пациента. Необходимым условием тре​нировки голоса является мышечная свобода, полное расслабление.

Е. С. Алмазова предлагает для снятия на​пряжения артикуляционного аппарата и повы​шения его тонуса применять гигиенический массаж, который производится поглаживанием кончиков пальцев:

-​ от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

-​ от переносицы к околоушной впадине;

-​ от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

-​ винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

С. Т. Никольская придает большое значение вибрационному массажу, который производит​ся энергичным постукиванием пальцев по коже лица. При этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кож​ного покрова. Вибрационные раздражения по​дают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднима​ют тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двига​тельную и голосовую функции, повышая силу и звонкость голоса. Вибрационный массаж − это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включа​ется верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливаюти обогаща​ют звучание голоса. В. П. Морозов нашел, что «под действием вибрационной связи происхо​дит уточнение голосовой реакции». Благодаря своим исследованиям он выяснил, что вибрация лицевой части скелета в области носа приводит к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000-4000 гц. Отсюда − увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности зву​чания голоса.

При выполнении вибрационного массажа С. Т. Никольская предлагает энергично посту​кивать пальцами обеих рук:

-​ по лбу с произнесением звука «М» («мыча​ние»);

-​ по крыльям носа с произнесением звука «М»;

-​ по верхней губе с произнесением звука «В»;

-​ по нижней губе с произнесением звука «3»;

-​ по верхней части грудной клетки с произ​несением звука «Ж»;

-​ по нижним частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука «М».

После проведения вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, необходимо отдохнуть, сделав 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов.

Все вышеперечисленные упражнения подго​тавливают голосовой аппарат к фонации. В ре​зультате тренировок, как правило, у пациентов исчезает рефлекторный кашель, пропадает ощущение инородного тела в гортани, значи​тельно удлиняется речевой выдох. Кроме этого, пациенты из-за полной вентиляции легких, а следовательно, и активного обмена веществ, на​чинают чувствовать себя гораздо лучше, мень​ше устают, могут выполнять профессиональные обязанности более эффективно.

После того как фонационный выдох оказы​вается достаточным, а органы артикуляции мо​гут выполнять свои функции в полном объеме, можно приступать к голосовым упражнениям.

 

Дыхательная гимнастика

Фонопедические занятия нужно начинать прежде всего с постановки правильного костоабдоминального дыхания.

Занятия по постановке правильного дыха​ния начинаются с обучения в состоянии по​коя, так как оно представляет собой функцио​нальное единство с фонационным. При этом нужно следить за правильным выполнением упражнений дыхательной гимнастики. Любое форсирование, давление тотчас отрицательно сказывается на голосевых складках. Диафраг​ма должна уметь минимально дозировать по​стоянный расход воздуха после вдоха, ина​че голосовые складки будут постоянно утом​ляться.

Восстановительные занятия начинают с упражнения, предложенного Е. В. Лавровой, − «дутье в губную гармошку».

Это упражнение преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правиль​ного голосоведения, и массаж гортани вдыха​емой и выдыхаемой воздушной струей. Этим приемом достигается увеличение подвижности голосовых складок, т. к. под действием воздуш​ной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации. Для выпол​нения этого упражнения пациент должен сесть на стул, прислонившись к спинке, корпус вы​прямить, ноги согнуть под прямым углом, ступ​ни прижать к полу. В таком положении он должен вдохнуть через гармошку, при этом вы​пячивая живот вперед, затем выдохнуть в гар​мошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медлен​но, протяжно, вдувая и выдувая воздух на од​ной ноте. Начинать следует с 30 секунд за се​анс, делая при этом перерыв от 45 минут до 1 часа. Выполнять упражнение 4-6 раз в день. Через 2 недели можно увеличить нагрузку до 1 минуты. У некоторых людей от этого упраж​нения может закружиться голова. В этом слу​чае необходимо снизить нагрузку. По мере тре​нировки головокружение проходит. Следует от​метить, что продолжительность каждого вдоха и выдоха на губной гармошке в начале занятий значительно укорочена даже в том случае, ког​да упражнение не затрудняет пациента. Плав​ный, продолжительный вдох и выдох достига​ется постепенно с овладением навыков правиль​ного фонационного дыхания. Одновременно с дутьем в гармошку пациенты выполняют упражнения дыхательной гимнастики.

Дыхательную гимнастику можно разделить на 2 группы:

1.​ Упражнения для достижения физиологи​чески правильного дыхания.

2.​ Упражнения для развития и укрепления мышц, участвующих в акте дыхания.

Подготовительные упражнения дыхательной гимнастики

1.​ Лечь прямо на спину, на ровной кушетке, с вытянутыми вдоль тела руками. Сделать вы​дох сквозь сомкнутые губы, живот подтянуть к спине, задержать немного дыхание; затем свободный вдох, живот вперед, пауза под счет 1-2 (2 секунды). Повторить это упражнение 5 раз.

Это положение особенно хорошо для людей с малоразвитыми мускулами живота и нижней части грудной клетки.

2.​ Стоять прямо, держа в опущенных руках палку, затем, вдыхая, свободным движением поднимать руки над головой и держать их в таком положении несколько секунд, задерживая в то же время дыхание. После этого выдыхать, одновременно опуская палку на затылочную часть шеи.

Это упражнение хорошо для людей с узкой грудной клеткой и слабыми грудными мышца​ми. Упражнение выполняется 5 раз.

3.​ Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтянуть, пауза 1-2. При дыхании в этом положении работают равномерно как мускулы груди, так и мускулы живота. Упражнение выполня​ется 5 раз.

4.​ Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую, сде​лать вдох. Затем легко и свободно положить руки на грудь так, чтобы указательный и средний

пальцы касались ключиц, в это время выды​хать. В таком положении оставаться в продол​жение всего времени выполнения упражнений. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтя​нуть, пауза 1-2. Упражнение выполняется 5 раз.

5.​ Подготовка к этому упражнению такая же, как и к 4. Затем нужно положить руки на нижнюю часть грудной клетки, в область диафрагмы, так чтобы концы средних пальцев касались друг друга, и так вдыхать.

Это положение сохранять во все время упражнений. Вдох − живот вперед, выдох − жи​вот подтянуть, пауза 1-2. Упражнение выпол​няется 5 раз.

6.​ Стоя прямо с опущенными по бокам руками и с полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос и в то же время легко и свободно вскинуть руки над головой так, чтобы они сцепились кистями. Оставаться в таком положении, задерживая воздух. Выдыхать через нос, при этом руки свободно падают вниз.

7.​ Стоя прямо, вдохнуть, поднимаясь на пальцы ног, задержать дыхание, упереться руками в бока и, медленно выдыхая, присесть, за​держаться на несколько секунд в сидячем положении и, вдыхая, подняться и встать на всю ступню.

Эти 7 упражнений С. Громов выделяет как самые важные и необходимые для развития и укрепления дыхания. Проделывать их нужно по 2 раза в день, желательно с перерывом не менее 3-х часов примерно в течение одного ме​сяца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.039 с.)