Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подготовительные упражнения дыхательной гимнастики↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дыхательная гимнастика Фонопедические занятия нужно начинать прежде всего с постановки правильного костоабдоминального дыхания. Занятия по постановке правильного дыхания начинаются с обучения в состоянии покоя, так как оно представляет собой функциональное единство с фонационным. При этом нужно следить за правильным выполнением упражнений дыхательной гимнастики. Любое форсирование, давление тотчас отрицательно сказывается на голосевых складках. Диафрагма должна уметь минимально дозировать постоянный расход воздуха после вдоха, иначе голосовые складки будут постоянно утомляться. Восстановительные занятия начинают с упражнения, предложенного Е. В. Лавровой, − «дутье в губную гармошку». Это упражнение преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правильного голосоведения, и массаж гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей. Этим приемом достигается увеличение подвижности голосовых складок, т. к. под действием воздушной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации. Для выполнения этого упражнения пациент должен сесть на стул, прислонившись к спинке, корпус выпрямить, ноги согнуть под прямым углом, ступни прижать к полу. В таком положении он должен вдохнуть через гармошку, при этом выпячивая живот вперед, затем выдохнуть в гармошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте. Начинать следует с 30 секунд за сеанс, делая при этом перерыв от 45 минут до 1 часа. Выполнять упражнение 4-6 раз в день. Через 2 недели можно увеличить нагрузку до 1 минуты. У некоторых людей от этого упражнения может закружиться голова. В этом случае необходимо снизить нагрузку. По мере тренировки головокружение проходит. Следует отметить, что продолжительность каждого вдоха и выдоха на губной гармошке в начале занятий значительно укорочена даже в том случае, когда упражнение не затрудняет пациента. Плавный, продолжительный вдох и выдох достигается постепенно с овладением навыков правильного фонационного дыхания. Одновременно с дутьем в гармошку пациенты выполняют упражнения дыхательной гимнастики.
Дыхательную гимнастику можно разделить на 2 группы: 1. Упражнения для достижения физиологически правильного дыхания. 2. Упражнения для развития и укрепления мышц, участвующих в акте дыхания. Упражнения для увеличения эластичности мышц грудной клетки 1. Встать прямо, держа согнутые в локтях руки по бокам грудной клетки как можно выше. Вдохнуть через нос, затем задержать дыхание на несколько секунд, надавливая слегка руками грудь с боков, и выдыхать воздух «порциями» сквозь сомкнутые губы, при этом резко подтягивая диафрагму. 2. Стоя, медленно поднимать руки вверх с вытянутыми пальцами, одновременно, делая правой ногой шаг вперед, вдыхать через нос. Задержать в таком положении на один момент воздух и выдохнуть сквозь сомкнутые губы. За тем сделать правой ногой шаг назад, а руки, сжатые в кулаки, прижать к груди (но не ударять). Затем проделать это же упражнение, начиная с левой ноги. Упражнения для губ 1. Растянуть губы в «улыбке». Видны зубы. Удерживать данное положение под счет до 5 раз. 2. Губы вытянуть вперед, слегка округлив, «рупором». Удерживать данное положение под счет до 5 раз. 3. Губы вытянуть вперед «трубочкой». Удерживать данное положение под счет до 5 раз. 4. Облизать губы круговым движением языка. 5. Круговые движения языка за губами. 6. Губы в «улыбке» − вытянуть губы вперед «трубочкой» (переключения). 7. Втянуть губы в полость рта между зубами, «выбросить» губы вперед, раздается звук, приближенный к «J7». 8. Губы между зубами, «растирание губной помады». Все упражнения выполнять по 5 раз. Упражнения для языка 1. Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы края языка касались углов рта. Удерживать язык в таком положении под счет до 5. 2. Высовывание языка наружу «жалом». Удерживать язык в таком положении под счет до 5. 3. Рот открыть как можно шире, кончик языка за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 5. 4. Рот открыть, кончик языка: - за верхние зубы, - за нижние, - в левую щеку, - в правую щеку. 5. Сделать язык широким − узким (переключения). 6. Высунуть язык вперед − сильно оттянуть его назад, чтобы во рту образовался лишь мышечный комок (переключения).
7. Кончик языка за верхними зубами, открывать и закрывать рот, удерживая язык в прежнем положении. 8. Кончиком языка «погладить» изнутри левую щеку − правую щеку. 9. Протиснуть кончик языка сквозь сомкнутые зубы. 10. Кончиком языка провести по твердому нёбу от передних зубов до мягкого нёба, и наоборот. 11. «Цоканье». Присосать язык к твердому нёбу и с силой его оторвать. 12. Провести кончиком языка по внутренней поверхности зубов − верхних, нижних. Справа − налево. Слева − направо. 13. Высунутым изо рта языком делать попеременные позы: - широкий и закусить, - узкий и открыть рот. 14. Кончик языка упереть в нижние зубы, сделать язык попеременно широким − узким. 15. Кончик языка упереть в верхние зубы, сделать язык широким − узким. 16. Поднимать и опускать заднюю часть спинки языка, как при произнесении «К, Г». 17. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых. 18. Кончик языка за верхние зубы, раскрывать и закрывать рот, оставляя язык в прежнем положении. 19. Облизать губы круговым движением языка. 20. Губы в «улыбке», кончик языка в левый угол рта − в правый угол рта (переключения). При этом рекомендуется выполнять все упражнения по 5 раз. Если обучающемуся трудно сначала выполнять такие упражнения по 5 раз, он может начать с 3 раз, постепенно увеличивая нагрузку. Упражнения для мягкого нёба Упражнения для мягкого нёба рекомендованы лицам, у которых слышится носовой оттенок голоса. При этом наблюдаются нарушения в подвижности мягкого нёба. Ограничения в подвижности мягкого нёба отрицательно влияют на установку голосовых складок, так как они функционально связаны. Также на функцию нёбно-глоточного раскрытия оказывает влияние степень раскрытия рта, что изменяет форму и размеры ротоглоточного резонатора и соответственно его акустическую настройку. 1. Произносить «А» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза. 2. Произносить «Э» на твердой атаке. При этом мягкое небо отдвигается назад. Выполнять 4 раза. 3. Произносить «А-Э» на твердой атаке. При этом мягкое нёбо отдвигается назад. Выполнять 4 раза. 4. «Покашливание», выполнять 5-6 раз. 5. «Зевнуть», задержать дыхание на высоте зевка. Выполнять 4 раза. 6. Дуть на воду через трубочку − до 30 секунд. 7. Глотать по 1 капле воды через пипетку. До 10 капель. Все упражнения артикуляционной гимнастики выполнять спокойно, четко. Не следует напрягаться и делать упражнения, если пациент устал. Нагрузка должна быть нормированной, соответствовать возможностям организма каждого пациента. Необходимым условием тренировки голоса является мышечная свобода, полное расслабление. Е. С. Алмазова предлагает для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применять гигиенический массаж, который производится поглаживанием кончиков пальцев: - от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы; - от переносицы к околоушной впадине; - от кончика носа по его спинке вверх и обратно; - винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
С. Т. Никольская придает большое значение вибрационному массажу, который производится энергичным постукиванием пальцев по коже лица. При этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и голосовую функции, повышая силу и звонкость голоса. Вибрационный массаж − это еще и своего рода настройка голоса. Во время проведения вибрационного массажа включается верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливаюти обогащают звучание голоса. В. П. Морозов нашел, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции». Благодаря своим исследованиям он выяснил, что вибрация лицевой части скелета в области носа приводит к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000-4000 гц. Отсюда − увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса. При выполнении вибрационного массажа С. Т. Никольская предлагает энергично постукивать пальцами обеих рук: - по лбу с произнесением звука «М» («мычание»); - по крыльям носа с произнесением звука «М»; - по верхней губе с произнесением звука «В»; - по нижней губе с произнесением звука «3»; - по верхней части грудной клетки с произнесением звука «Ж»; - по нижним частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука «М». После проведения вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, необходимо отдохнуть, сделав 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов. Все вышеперечисленные упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок, как правило, у пациентов исчезает рефлекторный кашель, пропадает ощущение инородного тела в гортани, значительно удлиняется речевой выдох. Кроме этого, пациенты из-за полной вентиляции легких, а следовательно, и активного обмена веществ, начинают чувствовать себя гораздо лучше, меньше устают, могут выполнять профессиональные обязанности более эффективно. После того как фонационный выдох оказывается достаточным, а органы артикуляции могут выполнять свои функции в полном объеме, можно приступать к голосовым упражнениям.
Дыхательная гимнастика Фонопедические занятия нужно начинать прежде всего с постановки правильного костоабдоминального дыхания. Занятия по постановке правильного дыхания начинаются с обучения в состоянии покоя, так как оно представляет собой функциональное единство с фонационным. При этом нужно следить за правильным выполнением упражнений дыхательной гимнастики. Любое форсирование, давление тотчас отрицательно сказывается на голосевых складках. Диафрагма должна уметь минимально дозировать постоянный расход воздуха после вдоха, иначе голосовые складки будут постоянно утомляться. Восстановительные занятия начинают с упражнения, предложенного Е. В. Лавровой, − «дутье в губную гармошку». Это упражнение преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правильного голосоведения, и массаж гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей. Этим приемом достигается увеличение подвижности голосовых складок, т. к. под действием воздушной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации. Для выполнения этого упражнения пациент должен сесть на стул, прислонившись к спинке, корпус выпрямить, ноги согнуть под прямым углом, ступни прижать к полу. В таком положении он должен вдохнуть через гармошку, при этом выпячивая живот вперед, затем выдохнуть в гармошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте. Начинать следует с 30 секунд за сеанс, делая при этом перерыв от 45 минут до 1 часа. Выполнять упражнение 4-6 раз в день. Через 2 недели можно увеличить нагрузку до 1 минуты. У некоторых людей от этого упражнения может закружиться голова. В этом случае необходимо снизить нагрузку. По мере тренировки головокружение проходит. Следует отметить, что продолжительность каждого вдоха и выдоха на губной гармошке в начале занятий значительно укорочена даже в том случае, когда упражнение не затрудняет пациента. Плавный, продолжительный вдох и выдох достигается постепенно с овладением навыков правильного фонационного дыхания. Одновременно с дутьем в гармошку пациенты выполняют упражнения дыхательной гимнастики. Дыхательную гимнастику можно разделить на 2 группы: 1. Упражнения для достижения физиологически правильного дыхания. 2. Упражнения для развития и укрепления мышц, участвующих в акте дыхания. Подготовительные упражнения дыхательной гимнастики 1. Лечь прямо на спину, на ровной кушетке, с вытянутыми вдоль тела руками. Сделать выдох сквозь сомкнутые губы, живот подтянуть к спине, задержать немного дыхание; затем свободный вдох, живот вперед, пауза под счет 1-2 (2 секунды). Повторить это упражнение 5 раз. Это положение особенно хорошо для людей с малоразвитыми мускулами живота и нижней части грудной клетки. 2. Стоять прямо, держа в опущенных руках палку, затем, вдыхая, свободным движением поднимать руки над головой и держать их в таком положении несколько секунд, задерживая в то же время дыхание. После этого выдыхать, одновременно опуская палку на затылочную часть шеи.
Это упражнение хорошо для людей с узкой грудной клеткой и слабыми грудными мышцами. Упражнение выполняется 5 раз. 3. Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтянуть, пауза 1-2. При дыхании в этом положении работают равномерно как мускулы груди, так и мускулы живота. Упражнение выполняется 5 раз. 4. Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую, сделать вдох. Затем легко и свободно положить руки на грудь так, чтобы указательный и средний пальцы касались ключиц, в это время выдыхать. В таком положении оставаться в продолжение всего времени выполнения упражнений. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтянуть, пауза 1-2. Упражнение выполняется 5 раз. 5. Подготовка к этому упражнению такая же, как и к 4. Затем нужно положить руки на нижнюю часть грудной клетки, в область диафрагмы, так чтобы концы средних пальцев касались друг друга, и так вдыхать. Это положение сохранять во все время упражнений. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтянуть, пауза 1-2. Упражнение выполняется 5 раз. 6. Стоя прямо с опущенными по бокам руками и с полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос и в то же время легко и свободно вскинуть руки над головой так, чтобы они сцепились кистями. Оставаться в таком положении, задерживая воздух. Выдыхать через нос, при этом руки свободно падают вниз. 7. Стоя прямо, вдохнуть, поднимаясь на пальцы ног, задержать дыхание, упереться руками в бока и, медленно выдыхая, присесть, задержаться на несколько секунд в сидячем положении и, вдыхая, подняться и встать на всю ступню. Эти 7 упражнений С. Громов выделяет как самые важные и необходимые для развития и укрепления дыхания. Проделывать их нужно по 2 раза в день, желательно с перерывом не менее 3-х часов примерно в течение одного месяца.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.011 с.) |